Смольный собор кратко. Cмольный
Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
Предыдущая фотография Следующая фотография
Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.
По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.
Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.
Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.
Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости - Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.
В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.
Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны - пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.
Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Смольный собор
Ансамбль монастыря - это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.
Полезная информация
Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда - вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00
Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга - бесплатно;
Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор Смольного собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена.
Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.
В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.
Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.
Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.
Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.
Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.
Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.
Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.
Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
Вид на Смольный собор и мост Петра Великого
Смольный собор в Санкт-Петербурге
Смольный собор
Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит неизгладимое впечатление.
Уже издалека он вызывает восхищение, обладая странным, мистическим свойством как бы «уменьшаться» при подходе к нему, не утрачивая своей величественности.
Даже не испытывающие пиетета к стилю баро кко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.
Говорили, что архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).
Дочери царя Петра Алексеевича велик ой княжне и будущей императрице Елизавете Петровне Смольный двор был хорошо известен. Здесь, в Смольном дворце, провела она свои детские годы. Здесь же в царствование Анны Иоанновны она жила под неусыпным надзором Бирона. По преданию, всесильный герцог, прячась за оградой в одежде простого немецкого ремесленника, лично следил за Елизаветой, подозревая ее в заговоре. И именно здесь Елизавета Петровна задумала возвести монастырь, чтобы, удалившись от мирской суеты, жить и молиться в окружении 120 девиц-сирот.
Строительство Смольного монастыря велось с небывалым размахом. Но начинается Семилетняя война с Пруссией, и возведение храма прекращается. Царица умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.
На некоторое время о Смольном соборе как бы забыли. Он простоял без внутренней отделки и не освященным 60 лет.
В 1764 году по указанию императрицы Екатерины II в Смольном основывают женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, а в 1765 году - Мещанское училище - первые женские учебные заведения в России. Для них освящаются церкви Св. Екатерины
Святая великомученица Екатерина. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии Конста, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его. Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке. В то время в Александрию прибыл император Максимин (305-313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру. Император приказал казнить святую.
и Св. Захарии и Елизаветы , оформленные еще в предыдущем царствовании.
Святой пророк Захария и праведная Елисавета. Священник Захария и его жена Елисавета были из рода Аронова. Елисавета приходилась двоюродной сестрой Анне. Супруги дожили до старости, но детей у них не было. Однажды к Захарии явился архангел Гавриил и сообщил, что жена родит ему сына, Предтечу и Крестителя Господня. Усомнившись в пророчестве, Захария был наказан немотой до рождения ребенка. Родился Иоанн Предтеча, а через полгода родился Иисус. Тогда в Иудее правил царь Ирод, который захотел убить Спасителя. Но Мария убежала с Иисусом в Египет, а Елисавета укрылась с сыном в горах. Гора расступилась и укрыла мать с ребенком, а слуги Ирода вернулись ни с чем. Тогда царь послал их к Захарии, который был в церкви. Слуги пытались узнать у него о местопребывании сына, но, ничего не добившись, убили священника прямо в храме. Елисавета умерла через 40 дней после смерти Захарии, а младенец Иоанн пребывал в пустыне, где его воспитывал ангел до дня своего явления людям.
Храм Св. Екатерины в северо-восточной башне примыкал к настоятельскому и трапезному корпусам и был отделан с пышностью и богатством: при императрице Екатерине II на позолоту его лепных украшений было отпущено 22 000 золотых голландских гульденов, в церкви, также, как в придворных храмах, было установлено «царское место», а образа на иконостасе соответствовали ангелам-хранителям царской фамилии и датам их восшествия на престол. На парусах храма вместо традиционных евангелистов были изображены св. мученицы Дарья, Агафья, Анастасия и Екатерина, «жизнью коих утешалась цесаревна (Елизавета Петровна) в дни глубокой скорби, испытанной в ее Смольном дворце, в библиотеке коего значатся жизнеописания этих мучениц», писал впоследствии настоятель церкви К. Знаменский.
В северном корпусе в конце XVIII века находились Актовый зал и театр, в восточном - комната начальницы Воспитательного общества. При императрице Марии Федоровне в восточном корпусе располагались ее покои и квартира фрейлины Нелидовой.
Смольный собор был освящен 22 июля 1835 года митрополитом Серафимом, с главным престолом Воскресения Христова и приделами Св. Марии Магдалины и Праведной Елизаветы. Храм вмещал 6 000 человек.
Равноапостольная Мария Магдалина. Родилась в Палестине, в городе Магдале. В юные годы была молода, красива и вела грешную жизнь, но встреча с Господом Иисусом Христом духовно преобразила Марию, и она последовала Христу в путях Его земной жизни. Как повествует Евангелие, святая Мария первой получила от ангелов радостное известие о Воскресении Христовом. После Пятидесятницы, когда святые апостолы разошлись из Иерусалима для проповеди Слова Божия, вместе с ними отправилась и Мария Магдалина. Она благовествовала истинную веру в Италии. По церковному преданию, именно ее встреча с римским императором Тиверием положила начало общепринятой православной традиции дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскре сения. Из Рима святая Мария в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где и закончила свою земную жизнь.
В честь этого события была выбита медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны», и с другой стороны - Христа Спасителя в храме, благословляющего детей. По желанию покойной императрицы, собор предназначался для учащихся всех учебных заведений. На торжестве освящения храма присутствовали 2016 воспитанников военных корпусов, 348 учащихся гражданских учебных заведений и 1280 воспитанниц Ведомства императрицы Марии.
С начала XX века Смольный собор приобрел характер приходского. В 1923 году также, как и четыре домовые православные и одна лютеранская церкви Смольного, он был закрыт.
История строительства
В XVIII веке на живописной излучине реки Невы, напротив Охты, находился дегтярный завод, снабжавший своей продукцией сначала шведскую крепость Ниеншанц, а затем санкт-петербургское Адмиралтейство.
Вид Смольного монастыря со стороны Охты, Около 1800 г. Патерсен, Бенжамен
Близ этого места по указу царя Петра Алексеевича в 1720 году был построен загородный Смольный дворец, предназначенный для пребывания в нем в летнее время великой княжны Елизаветы Петровны. Здесь в царствование императрицы Анны Иоанновны она жила в так называемом «Смольном доме», под неусыпным надзором самого Бирона.
После вступления Елизаветы на престол в 1741 году Смольный дворец опустел. Императрица предпочитала жить в Зимнем дворце, и только изредка посещала место, в котором провела свои юные годы. После пожара 1744 года, уничтожившего главный корпус Летнего дворца, Елизавета решила его перестроить и превратить в приют для бедных девиц-сирот.
Существует также предание, что на четвертом году своего царствования набожная императрица решила отречься в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени уже объявленного наследником престола. Елизавета Петровна задумала построить монастырь и удалиться от мира. Но расставаться со столицей, детищем своего великого отца, ей не хотелось. Поэтому монастырь должен был быть возведен на берегу Невы. Лучшего места, чем Смольный двор, для этой цели подыскать было трудно.
В октябре 1748 года она объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте Смольного дворца построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. Окружение будущей царственной настоятельницы должны были составить 120 благородных девиц. Для каждой из них предназначался отдельный апартамент, с комнатой для прислуги, кладовой для припасов и кухней. Указано было строить небывалый по красоте и великолепию монастырь - памятник благополучному царствованию императрицы Елизаветы Петровны.
Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору (1700-1771),
Бартоломео Франческо Растрелли
одному из крупнейших зодчих России середины XVIII века. Растрелли был родом из Флоренции, его дед в 1670 году получил дворянский герб, которым очень гордился.
Кирсанов Н., Смольный двор
Отец зодчего Карло Бартоломео был скульптором и работал в Риме, Париже. После смерти Людовика XIV он понял, что при малолетнем новом государе во Франции будет трудно заработать на жизнь, и решил направиться в Россию. В 1715 году был подписан договор между господином Иваном Лефортом, советником службы Его Царского Величества Петра I в Париже, и «господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского». В документе было указано, что «помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества…».
Таланту Растрелли-сына русская архитектура обязана расцветом ансамблевого зодчества. Его мастерство превратило северную столицу в город дворцов. Смольный монастырь, равно как Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец, относятся к наиболее значимым для зрелого этапа творчества Растрелли. По замыслу его создателя, как Петербург отличен от других российских городов, так и Смольный монастырь должен был выделяться среди других монастырей.
В октябре 1748 года архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг дворца, положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Вскоре монастырь для краткости стали именовать «Смольным».
Строителем был определен бригадир Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.
Строительство велось с небывалым размахом. Финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст.
Архитектор Растрелли составил план возведения соборного храма и других монастырских зданий, из которого при Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. Смольный монастырь строился до самой смерти императрицы Елизаветы Петровны. Руководили его возведением помощники обер-архитектора: с 1749 года - Христиан Кнобель, и с 1755 года - зять Растрелли Франческо Бертулиатти, которому помогал Василий Петров.
Литография. Смольный институт
Первоначально Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор. Следует отметить, что Петр I, нарушая традицию, одобрял строительство однокупольных храмов на европейский манер. Но Елизавета Петровна настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия.
В 1749 году из Москвы приходит Высочайшее указание строить собор «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Переделка уже скомпонованного архитектурного сооружения была для Растрелли серьезным испытанием.
На модели монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Они были задуманы для того, чтобы воспитанницы не выходили на богослужения в дождь, снег и пронизывающий ветер. Восхищает задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м, которая должна была стать доминантой ансамбля. Замыкала монастырь каменная ограда с небольшими башнями.
В мае 1751 года началось возведение собора, а спустя три года строительство в Петербурге посетила императрица Елизавета и осталась довольна ходом работ. Но вскоре началась война с Пруссией, и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.
Война была успешно завершена, но в дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю.
Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые от времени пришли в негодность и были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет, хотя монастырь строился и при Екатерине II, без участия Растрелли. Итальянец в то время находился в зените своей славы, но не пользовался расположением государыни. Руководить строительством императрица поручила И. И. Бецкому.
Строительные работы в Смольном монастыре шли медленно. В феврале 1765 года заведующий Конторой строения В. Перекусихин сообщает Бецкому, что от выделенных в 1761 году еще Елизаветой Петровной 40 800 рублей осталось 5 566 рублей 15 копеек, и что часть денег, предназначенных на строительство Смольного, была взаимообразно использована на ремонт Зимнего дворца.
После отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора был назначен Ю. М. Фельтен, которому в декабре 1764 года дано было указание достраивать монастырское здание для нового учреждения - Воспитательного общества благородных девиц, а также построить дом для Училища мещанских девиц. В помощники Фельтену определили П. Е. Егорова, а затем П. И. Крылова.
Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Скульптор Франческо Ре выполнил модели украшений для церковных глав, по которым их «выколачивали» из красной листовой меди и затем вызолотили «через огонь». Модели скульптурных украшений для фасадов собора П. Цег исполнил из глины по рисункам Растрелли. Их установка завершилась в 1768 году.
Желая сделать Воскресенский монастырь полезным для всей России, Екатерина Великая своим указом от 31 января 1765 году учредила при нем Воспитательное заведение для малолетних девиц благородного и мещанского происхождения. Начальницей Воспитательного общества была назначена княжна Анна Долгорукая, дочь князя Сергея Долгорукова и Ирины Голицыной, отец которой был сослан в царствование Анны Иоанновны. При Елизавете Петровне он был возвращен из ссылки и назначен русским посланником в Константинополе. Анне Сергеевне при утверждении в должность было пожаловано звание камер-фрейлины.
Был назначен попечительский Совет, в первый состав которого вошли И. Бецкой, сенатор П. Панин, сенатор князь П. Трубецкой, С. Козьмин. В разное время в состав Совета входили сенатор Г. Р. Державин, князь В. П. Кочубей, генерал от инфантерии граф М. А. Милорадович, С. С. Уваров.
Открытие Воспитательного общества состоялось 28 июня 1764 года, и было приурочено ко второй годовщине восшествия на престол императрицы Екатерины II.
Спустя два года в зданиях Воспитательного общества была закончена внутренняя отделка, однако из-за недостатка средств соборную церковь и другие строения не покрыли железом. Постепенно в ведение совета Воспитательного общества стали переходить земельные угодья, находившиеся ранее в распоряжении Строительной конторы (как вокруг монастыря, так и на Охте), в том числе Большой Канецкий огород с оранжереями и парниками, названный так по находившемуся здесь ранее шведскому городку Канец (Ниеншанц).
После воцарения императора Павла I совет института для улучшения материального положения заведения решает продать 276 чугунных капителей и баз колонн весом 22 000 пудов, а также другие неиспользованные строительные материалы на сумму в 29 670 рублей 23 копеек.
Император Павел I и великие князья пожаловали Воспитательному обществу 40 000 рублей. На них впоследствии были произведены необходимые работы. Земли на Охте в 1807 году были проданы Адмиралтейской коллегии.
Заложенный в 1748 году Смольный собор окончательно был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
Смольный. Актовый зал
Панорама Смольной набережной. Литография Ф. В. Перро
Вид Смольного монастыря Перро Ф. В., 1841 г.
Шифляр Самуил. Вид Невы у Смольного собора
Архитектура Смольного собора
Смольный собор в Санкт-Петербурге был заложен по повелению императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 года. Строительство продолжалось около столетия. Начинал его возводить в 1748 - 1763 годы архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, продолжил в 1832 - 1835 годах архитектор Василий Петрович Стасов.
Василий Петрович Стасов
Общий план монастырского комплекса представлял собой композицию крестчатого типа. Четыре церкви, построенные вокруг собора на стыке келейных зданий, ритмически повторяют симметрию его боковых глав, и этим связаны по диагоналям с центральным пятиглавием. Купола угловых храмов фланкируются парными часовнями, акцентирующими внешние углы ограды. Таким образом, здания монастыря оказываются пространственно связанными с внешней оградой. Ритм пронизывает весь ансамбль, заставляя зрительно устремляться к центру композиции и ввысь: башни ограды, затем купола угловых храмов, и, наконец, центральное пятиглавие.
Соподчиненность пространства и объемов Смольного собора основана на правиле «золотого сечения» и форме греческого креста. Пятиглавый храм воспринимается как центр четырехглавого монастырского каре, вписанного в звезду десятибашенной ограды. Главная ось с запада на восток - колокольня, собор, восточный корпус - подчеркивает смысловое значение монастыря как храма. Восточный корпус с кельями императрицы как бы представляет собой алтарь. Композиция монастыря с храмом и корпусами, увеличивающимися по высоте к центру и фасаду, представляет собой гигантский пятиглавый храм-корабль - идеал православного зодчества.
В 1749 году Растрелли пересмотрел проект монастыря и спроектировал надвратную колокольню, превосходящую по высоте знаменитую звонницу Ивана Великого в Московском Кремле.
Но из-за отсутствия средств на постройку колокольни в конце 1750-х годов Растрелли изменяет форму пятиглавия собора и увеличивает высоту здания. Он приближает диагонально расставленные ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - теперь они должны были стать колокольнями.
Опоры купола, барабана и колоколен - мощные пилоны, декорированные в интерьере коринфскими колоннами. Пропорции собора вполне классические. Архитектор зрительно расчленил верхнюю и нижнюю части здания. Нижняя кажется слишком широкой и вписывается в разрыв боковых корпусов как нарядный павильон. Основанию собора придан оттенок дворцовой, светской архитектуры. Пятиглавие над ним кажется удивительно легким, и, как пятисвечник, устремленным в небо.
Последний вариант проекта монастыря был утвержден в 1750 году (в работе над ним Растрелли помогали присланные из Канцелярии от строений ученики Ф. Стрельников и В. Петров). Франческо Бартоломео контролировал разработку чертежей и надзирал за строительством.
Деревянную модель «строящейся большой соборной церкви и всему Воскресенскому Новодевичьему монастырю по опробованным планам и профилям» изготовили с 1750 по 1756 годы. Но уже 14 мая 1751 года она была перевезена в Смольный. В настоящее время модель хранится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и позволяет представить полностью не осуществленный замысел Растрелли.
Особо интересна оставшаяся, к сожалению, только в проекте колокольня собора высотой 140 м, первый ярус которой должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, как это принято во многих православных монастырях, а четыре верхние яруса - собственно звонницей. Купола модели разборные, что позволяет рассмотреть растреллиевский проект внутреннего убранства. Предполагалось облицевать интерьер собора розовым и светло-серым мраморами и позолотить капители колонн и все декоративные детали.
В августе 1762 года императрица Екатерина II подписала указ об увольнении обер-архитектора графа де Растрелли в отпуск на год, для лечения в Италии. Окончательно уволен он был годом позже.
Подготовлено Э. А. Филипповой
Убранство Смольного собора
К сожалению, большая часть барочных элементов убранства Смольного монастыря, которые предполагалось выполнить по замыслу Растрелли (барельефы фронтонов, статуи и барельефы, балюстрады, вазы, факелы на карнизах, позолота фасадов и интерьеров, живописные плафоны и иконостасы) либо не создана, либо утрачена. Но даже немногочисленные сохранившиеся детали этого декора дают представление о строгой композиционной программе проекта.
Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы - символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов - они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.
Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, - настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они - восторженное проявление земного бытия.
Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями - символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной - символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов - символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл - вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на пла фоне в спальне императрицы.
Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки - устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.
Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.
В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. После смерти императрицы Марии Федоровны по ее завещанию было решено сделать Смольный собор кафедральным храмом «Всех учебных заведений». Один из проектов, предложенный В. П. Стасовым, предполагал ампирное оформление интерьера, но с обильным лепным декором - кессонированным сводом, ангелами над окнами второго яруса, пышной барельефной композицией над алтарем.
Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту Василия Петровича Стасова. Наблюдать за работами было поручено особой комиссии при Министерстве финансов.
Стасов создал убранство интерьера собора в духе своего времени. Эффектное и по-своему роскошное, оно производило сильное впечатление, настраивало на торжественный лад. Холодно блестели белые громады колонн, облицованные плитами искусственного мрамора, полированный ревельский камень пола, мерцала позолота архитектурных деталей и резных иконостасов; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады перед алтарями. Огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах.
В отделке собора принимали участие многие казенные и частные предприятия, находящиеся в разных концах обширной Российской империи. Уральский мрамор доставляли с Екатеринбургской гранильной фабрики, ревельскую плиту - из Прибалтики, редкую по красоте граненую балюстраду сделали по рисунку Стасова на Мальцевском заводе в Орловской губернии. Двенадцать колоколов, один из которых был массой в 607 пудов, отлили в городе Валдае.
Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями. У Воспитательного общества были затребованы "на рассмотрение планы, сметы и другие подобные бумаги до собора относящиеся". Пришлось принимать участие в строительстве и канцелярии Смольного института, давать разъяснения и справки.
Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института (в настоящее время находится в Государственном Русском музее), был выполнен академиком А. Г. Венециановым, другие иконы - живописцами П. В. Басиным, А. В. Тырановым, Ф. П. Брюлловым, А. В. Нотбеком.
В 1828 году приступили к изготовлению грандиозной серебряной дарохранительницы по эскизу К. Тона (подарок собору императора Николая I). Она весила около пяти пудов и представляла собой храм-ротонду с 24 яшмовыми колоннами на специальном постаменте, в центре которого был установлен престол.
Золоченый купол ротонды был увенчан державой и возвышался над ампирным иконостасом. Дарохранительницу выполнили в мастерской И. В. Кейбеля и установили в центре алтарной апсиды. Храмовый жертвенник вынесли к северо-восточному заалтарному пилону.
Самой чтимой в Смольном соборе была стоявшая бл из алтаря икона Черниговской Божией Матери в великолепной, с драгоценными камнями, ризе. С ней в Преображение, начиная с 1892 года, шел вокруг местных фабрик крестный ход. В богатом киоте находилась также мощевая икона Нерукотворного Спаса (1647 года), пожертвованная Елизаветой Петровной копия чудотворного образа в Новодевичьем монастыре в Москве. Была и другая старинная икона - изображение 123 киево-печерских чудотворцев. Из упраздненного Смольного монастыря происходили три образа Божией Матери: Смоленской, Толгской и Всех скорбящих Радости, а также венцы для несостоявшейся свадьбы императрицы Елизаветы Петровны.
Стасов привлек к работам своих опытных помощников - В. О. Лукина и «каменного мастера» Ботани с учеником К. Лазаревым. В 1833 году, после сооружения огромных подмостков, в интерьере храма были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и с «величайшим трудом пробиты трубы для печей» (по проекту Растрелли собор предполагался «холодным»). Стасов, взяв за образец интерьер церкви св. Александра Невского при Воспитательном обществе, отделанной Дж. Кваренги, в 1834 году оформил интерьер Смольного собора, вмещавшего до 6 000 человек, в классическом стиле, стараясь при этом «не затенить» внутреннюю планировку Растрелли.
Создавая ограду для Смольного, Стасов не использовал проект Растрелли и не пытался имитировать барокко. Как будто «обернувшись назад», он нашел источник своего вдохновения в живых растительных формах фриза воронихинской ограды Казанского собора. Вертикальные стержни звеньев решетки завершены пальметтами - стилизованными листьями пальмы. Идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов. Чугунные звенья ограды были изготовлены на Александровском литейном заводе; цоколь был вытесан из гранитных блоков, вынутых из фундамента колокольни.
Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей - по желанию Николая I лазоревой краской с золотыми звездами.
Все работы были выполнены за три года. Кроме того, в 1843 году реставрировали угловые храмы; на это Воспитательное общество выделило 48292 рублей.
Заботясь о соборных колоколах, Стасов сообщил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину о своем намерении 8 колоколов, отлитых во время сооружения собора в Смольном монастыре в 1757 году, повесить вместе с 12-ю вновь отлитыми.
В 1864 году попечитель Вдовьего дома барон Б. А . Фредерикс представил две сметы на возобновление отделки собора, составленные архитектором Г.-Х. Штегеманом. Одну - по проекту Растрелли, с позолотой лепных украшений, на сумму 105 000 рублей; другую - вдвое более дешевый проект обычной реставрации, который и был осуществлен.
Почетный опекун Смольного института А. Г. Евреинов заказал два новых колокола московскому колокольному мастеру Финляндскому. Благодаря его стараниям в 1875 году в соборе появился новый иконостас по рисунку М. Е. Месмахера, выполненный Е. Шрадером в «стиле Растрелли», а также был установлен новый мраморный пьедестал под серебряную дарохранительницу весом 4 пуда 30 фунтов.
Купол и главы собора в 1883 году заново перекрыли медью и установили боковые иконостасы по рисунку М. Е. Месмахера работы К. И. Шейнгольца. Недостающие иконы для них дописали Ф. С. Журавлев и Л. С. Игорев.
В 1902 году в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.
Подготовлено Э. А. Филипповой
Использованы материалы: Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.
Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор Смольного собора - Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена.
Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.
В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.
Высота собора - 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола - в серый.
Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре - колокольни.
Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.
Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.
Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.
Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.
Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
Вид на Смольный собор и мост Петра Великого
(храма Воскресения Христова) неразрывно связана с историей Воскресенского Новодевичьего монастыря, строительство которого началось в 1748 году во время правления императрицы Елизаветы ПетровныЕлизавета Петровна (1741-1761). Храм стал главной соборной церковью монастыря и неотъемлемой частью его архитектурного ансамбля.
После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу. Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица. Решение основать монастырь на месте бывшей своей усадьбы со Смоляным дворцом объяснялось намерением императрицы провести последние годы жизни по древнерусскому обычаю в женской обители. Преследовала Елизавета Петровна и благотворительную цель, желая в стенах монастыря «доставить мирное убежище девицам сиротам, пожелавшим проводить жизнь в уединении и благочестии».
Подготовка к строительству началась в 1746 году с расчистки территории бывшего Смольного двора и заготовления строительных материалов. 30 октября 1748 года состоялась торжественная закладка Воскресенского Новодевичьего монастыряСмольный Воскресенский Новодевичий монастырь , названного по соборному храму во имя Воскресения Христова. Со временем монастырь для краткости стали именовать «Смольным». Строительство монастыря было поручено придворному архитектору Франческо Бартоломео РастреллиФранческо Растрелли .
Первоначальный проект монастыря, согласно которому Растрелли планировал разместить в центре архитектурного комплекса величественный однокупольный собор , был отвергнут Елизаветой Петровной. Императрица настояла на традиционном православном пятиглавии, свидетельствующем о незыблемости Православия. Через год переработанный проект императрица утвердила, и по нему была создана деревянная модель Воскресенского Новодевичьего монастыря , с которой все годы строительства сверялись как с эталоном.
На модели монастыря в середине крестообразного замкнутого двора находится здание Смольного собора. По контуру двора расположены жилые корпуса, увенчанные по углам четырьмя малыми домовыми церквами. Задуманная Растрелли колокольня высотой 140 м с западной стороны от входа в храм должна была стать доминантой ансамбля. Модель, ныне хранящаяся в музее Академии Художеств, дает впечатление о замысле Растрелли, который полностью так и не был осуществлен.
Строительство монастыря поначалу велось с небывалым размахом. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. В мае 1751 года на подготовленном фундаменте началось возведение собора. Но вскоре началась война с Пруссией (Семилетняя война)Семилетняя война , и деньги на строительство Смольного монастыря стали поступать нерегулярно.
В дальнейшем императрица отказалась от мысли завершить свои дни в тишине монастырских келий и меньше уделяла внимания Смольному монастырю. Было
начато возведение Зимнего дворца, что тоже сократило денежные средства, выделяемые на строительство монастырского комплекса. При Елизавете Петровне завершены были одни только кельи, а соборная
церковь Воскресения Христова выполнена безо всякой отделки, вчерне. Оштукатурили стены и покрыли купол в следующем десятилетии
.
Внутри Смольного собора были оставлены огромные леса и помосты для внутренней отделки, которые были сняты только в 1825 году. В таком положении здание находилось более 70 лет.
В 1768 году фасады собора и келейных корпусов выштукатурили, выполнив все лепные украшения, и окрасили в желтый цвет. Внутренней отделкой собора не занимались из-за нехватки средств. Окна храма заделали деревянными ставнями, и постройку законсервировали. Тогда же было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Не проводились работы по достройке собора и в годы правления преемников Екатерины II. Императрица Мария ФедоровнаМария Фёдоровна , до конца жизни остававшаяся попечительницей Воспитательного общества, была озабочена судьбой недостроенной церкви. Она хотела, чтобы собор со временем стал собором учебных заведений, образованных при монастыре.
По завещанию Марии Федоровны ее сын, император Николай I решил сделать Воскресенский собор кафедральным для «всех учебных заведений». 8 января 1832 года последовало повеление Николая I о достройке Смольного собора во имя Воскресения Христа.
Автором проекта внутреннего оформления Смольного собора стал Василий Петрович СтасовВасилий Стасов . В 1833 г. в интерьере были выполнены каменные работы, перекрыта крыша, отреставрированы фасады и «с величайшим трудом пробиты трубы для печей» - по проекту Растрелли собор должен был быть «холодным». Оформление интерьера собора было выполнено в формах классицизма. По желанию Николая I купола монастыря выкрасили лазоревой краской с золотыми звездами и на них заново вызолотили барельефы с ангелами. Фасады собора и корпусов были выбелены.
31 мая 1835 г. Николай I утвердил «Штат» и «Положение» Смольного собора. «Оконченный ныне храм Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре назначен собором Всех учебных заведений, а с тем вместе приходскою для окрестных церковью». 20 июля 1835 г. Смольный собор был освящен. 22 июля, в день св. Марии Магдалины, в присутствии императора Николая I и царской фамилии состоялась церемония открытия собора. Праздничное богослужение в храме, вмещавшем более 6000 прихожан, совершил петербургский митрополит Серафим (Глаголевский).
В этом году, похоже, туристам не попасть на звонницу Смольного собора... Он всё ещё в лесах, как призрак, выплывающий из тумана.
Поэтому предлагаю гостям города (да и всем, кому нравится творение Растрелли) фотоэкскурсию к Собору.
Смольный Собор Воскресения Христова
построен по проекту великого мастера - архитектора Б. Растрелли Х.-Л. Кнобелем, Ю. А. Фельтеном и В. П. Стасовым в 18-19 вв.
Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте "Смольного дома" - небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.
Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.
Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
Окончание строительства храма датируется 1835 годом.
Перед Собором - зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям - вымощенные круглым камнем дорожки.
Подходим ближе?
Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня - самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе - 140 метров.
(Фото из Википедии)
Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка - всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!
Но колокольне не суждено было появиться на свет.
Есть две версии, отчего так получилось.
Первая
: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.
Вторая
: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.
Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры - значит его разрушить.
Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.
А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:
Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
Вид открывается великолепнейший!
При чистом небе:
И с облаками)
Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой - соединением европейской классики и православного пятиглавия.
Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным - так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.
Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
Центральный купол венчает луковичная главка:
Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица "осьмнадцатого века", натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.
Фото 2013 года.
По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:
Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.
По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:
А если Собор обойти...
Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.
Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:
Монументальное здание всё-таки!
Возвращаемся:
Ну. что? Зайдём?
На этом фото (2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.
Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо - здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки
:
Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.
Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))
Дальше - самое интересное! Во всяком случае, для меня.
Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:
Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.
А за решеткой - пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.
Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!
Винтовая лестница, вид снизу:
Левая и правая выстроены одинаково - по часовой стрелке.
По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке - так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых - левши.
Очень примечательны в лестнице ниши - маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.
А ещё на левой лестнице есть интересная дверца.... В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был... Но это вам придется отыскивать уже самим.
("право" и "лево" я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).
Закончилась лестница. Вид сверху:
Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.
Ну, что устали? А это ещё не самый верх!
Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:
Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.
Топ-топ по ней.
Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))
Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное - цель, а остальное приложится.
Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)
Вид на подъём сверху:
Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен...
Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)
Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
Здесь нас ждёт вот такое устройство:
Надо сказать, поставили года три как.
Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.
Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года...
Сравнить:
Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.
Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.