Какое второе название имеет храм василия блаженного. Собор Василия Блаженного – знаменитый архитектурный памятник средневекового зодчества
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.
- Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
- Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
- Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
- Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
- Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
- Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
- Северо-западная - во имя Григория Армянского.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
И россиянам, и гостям нашей страны известна одна из главных достопримечательностей Москвы — храм Василия Блаженного с простым адресом: Красная площадь. Этот храм встречает всех гостей столицы многоцветном своих куполов и удивительным убранством. Однако с этой церковь, построенной в 16 веке по приказу царя Ивана Грозного, связано множество легенд, преданий и загадок. История его необычна, как и его архитектура. Например, многие интересуются, как правильно называть самый известный храм страны: собор Покрова Божьей Матери или собор Василия Блаженного? Кто такой святой Василий Блаженный? Правда ли, что он жил на паперти этого храма или в честь него был назван какой-то придел?
В нашей статье мы ответим на эти вопросы, а также расскажем об особенностях интерьера храма и о подвиге юродства в Древней Руси.
Архитектор храма Василия Блаженного — версии
Собор Василия Блаженного строился с 1555 по 1561 год как храм-памятник взятию города-крепости Казани царем Иоанна Грозным. Доподлинно неизвестен автор его проекта — ведь в те времена большинство храмов на Руси строили артели. Сохранились имена строителей, но они могут быть трактованы по-разному.
Храмоздатель Постник Яковлев по прозвищу Барма («барма» — древнерусское слово, означающее ожерелье, драгоценный воротник на парадной одежде).
Другим вариантом является то, что у храма два автора — Иван Барма и Постник Яковлев.
Третьей версией является возведение храма неизвестным мастером из Западной Европы, возможно, итальянцем.
Отметим, что все версии имеют право на существование. В документах того времени сохранились имена псковича или псковичей Бармы и (или) Постника. А версия о строителе-итальянце подтверждается тем, что Кремль строился Аристотелем Фиоравенти (Фиораванти) и мастерами, приехавшими вместе с ним из Италии. Удивительный стиль, который можно оценить по многочисленным фото храма Василия Блаженного, имеет параллели в красочных европейских зданиях, например, в Венеции стены и лепные украшения многих палаццо раскрашены в яркие цвета.
Есть предание, что храмоздатели были ослеплены по указанию Грозного царя: храм показался государю настолько прекрасным, что он не просто запретил зодчим строить что-то еще, а просто лишил их такой возможности.
Конечно, это предание выглядит неправдоподобным. Мало того, что царь имел все средства к тому, чтобы пользоваться трудом и талантом строителей, так зодчий по имени Постник Яковлев уже через несколько лет строил Кремль в Казани.
Фасад и описание храма Василия Блаженного
На крыше храма десять куполов. Девять главок расположены по объему храма, одна над шатровой колокольней, построенной над храмом.
Символика девяти куполов — девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:
- Серафимы, Херувимы и Престолы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.
- Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).
- Начала, Архангелы и Ангелы.
За внешним единым фасадом скрывается целых восемь храмов, точнее, приделов собора. Придел — маленький алтарь (с престолом, на котором может совершаться Литургия) внутри большого храма. Престолы храмов, по задумке, видимо царя Ивана Грозного, освящены в честь праздников, на дни которых приходились главные сражения за Казань.
Восемь приделов обозначены луковичными главками-куполами с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» — круговой конструкции, уходящей в небо.
Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На луковках — поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Девять приделов имеют общее основание, стоят на подклете (наземном подвале) и объединены в интересную конструкцию сводчатыми переходами и кружной галереей, в древнерусском зодчестве носившей название гульбище. В оригинальном, не перестроенном проекте, который возвели при Иоанне Грозном, гульбище было открытым.
Другое название храма Василия Блаженного
Главный придел храма, обозначенный шатром с главкой и расположенный по центру собора, назван в честь праздника Покрова Божией Матери. Поэтому настоящим названием храма является Покровский или собор Покрова.
В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где покоились мощи святого. Его имя и дало собору второе название.
А примерно через два десятка лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.
Подклет, подвал храма
Собор Василия Блаженного не имеет подвала, приделы стоят на подвале наземном, подклете.
Стены храма довольно объемны и имеют сходство с крепостными — толщиной до трех метров. Высота приделов (кроме главное) — около 6 метров. Северный подклет имеет особую конструкцию. В 16 веке подобных ей не было. Свод подклета «коробовый», то есть не имеет поддерживающих столбов, невзирая на большую площадь (можно сравнить в с Оружейной или Грановитой палатами — там всегда пространство разделено колоннами, на которые опираются своды).
В стенах подклета собора Василия Блаженного устроены узкие отверстия. Некоторые исследователи называют их «продухами», другие — «голосниками» (то есть они впускают воздух, но дают и хорошую акустику). Благодаря этим отверстиям микроклимат подклета не меняется на протяжении всех времен года. По преданию, за толстыми стенами подклета были тайники — их ниши и сейчас можно увидеть на экскурсии в храме. Раньше они были закрыты коваными дверями (их петли видны и сегодня). Под большими замками в них хранилась до 1595 года царская казна Руси и сданное на хранение в нестабильную эпоху опасностей имущество богатых москвичей. В подклет можно было попасть по внутристенному ходу — лестнице из белого камня. О ней знали лишь немногие люди, а со временем ход заложили камнем. Обнаружен он был лишь в 1930-е годы.
Придел Василия Блаженного в Покровском соборе Москвы
Придел имеет кубическую форму. Он перекрыт сводом с перекрестьем потолка. Свод венчает небольшой световой барабан с луковичной главкой. Придел подстроен к храму через некоторое время, но его покрытие сделано в таком же стиле, что и оригинальные приделы собора.
На стене придела сделана надпись по-церковнославянски. Ее можно увидеть и сегодня: написано, что церковь Василия Блаженного выстроена в 1588 году над могилой святого после канонизации блаженного в царствование царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) и по его указу.
Память святого Василия Блаженного празднуется ежегодно 15 августа, и этот день является престольным праздником собора.
В 1929 году храм закрыли для церковных богослужений, его даже хотели взорвать, но, по преданию, этому помешало начало Великой Отечественной войны. Интерьер храма был разрушен.
Лишь в конце 20 века убранство, наконец, восстановили. Возобновили в 1997 году и богослужения — ровно в праздник святого Василия Блаженного.
Сегодня над могилой святого Василия стоит рака с его мощами и возобновленная резная сень. Мощи — почитаемая всеми москвичами и верующими гостями города святыня, доступ к которой открыт во все время работы храма.
Интерьер и храмовое убранство собора святого Василия Блаженного
Не только фасад храма Василия Блаженного славится красотой. Отчасти сохранился, отчасти возобновлен и интерьер храма. Наиболее интересны туристам и паломникам детали убранства придела в честь самого Василия Блаженного.
Придел был украшен росписью масляными красками к 350-летию начала возведения собора. На двух противоположных стенах изображены сюжеты из жития святого Василия Блаженный: известное чудо с шубой и спасение на море. Нижний ярус, традиционно для храмов допетровской эпохи, украшен древнерусским орнаментом из полотенец.
На южной стороне храма расположена большая икона по металлу. Это прекрасный образец академической иконописи, созданный в 1904 году. На западной стене висит образ Покрова Пресвятой Богородицы, в честь этого праздника освящен главный придел храма.
Самый верхний ярус расписан фресками святых-покровителей Царского Дома Романовых. Это мученица Ирина, святой Пророк и Предтеча Иоанн, святая Анастасия Узорешительница и Федор Стратилат. Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрестия – образами по подобию деисуса, иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Божией Матери. В барабане — фрески праотцов, подкупольный образ – Спаса Вседержителя.
Иконостас перед революцией обновили. Он выполнен по проекту А. М. Павлинова в 1895 году, написанием икон руководил знаменитый московский иконописец Осип Чириков, реставратор и общественный деятель. Автограф Чирикова есть на одной из икон. В иконостасе есть и старинные образа: икона «Богоматерь Смоленская» (16 век), икона святого Василия на фоне Красной площади и московского Кремля (18 век).
Колокольня храма святого Василия
Звонница храма перестраивалась в 1680-х годах и с тех пор не видоизменялась.
Основание для колокольни — высокий столпообразный четверик, на котором стоит изящный восьмерик в виде площадки со столбами, соединенными арками. Он увенчан знаменитым восьмигранным высоким шатром с гранями из поливных изразцов синего, белого, коричневого, желтого цветов с зеленой фигурной черепицей. Также в шатре устроены маленькие окошки, которых также можно назвать голосниками: при колокольном звоне они усиливают звук звона. На верхушке шатра — золоченая луковичная главка с крестом. Колокола собора расположены внутри площадки и в арочных проемах колокольни. Они отлиты в 17-19 веках рядом известных российских мастеров-литейщиков.
Музей в соборе Василия Блаженного
Собор имеет сложную послереволюционную судьбу. В 1918 году уже советской властью он бы признан памятником истории и архитектуры международного значения. Собор был под государственной охраной и со временем получил статус музея. Его первым смотрителем был протоиерей Иоанн Кузнецов, очевидно, бывший настоятелем или штатным клириком храма. Вскоре начались гонения на духовенство и, вероятно, отец Иоанн был репрессирован. На базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс, заведующим которого стал Е. И. Силин – ученый и научный сотрудник Московского исторического музея.
21 мая в храме появились первые экскурсии. Музей «Покровский собор» начал комплектовать фонды и в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Но гонения на Православие были столь велики, что в 1929 году храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 1930-х годах много москвичи знали, что его собираются взорвать. Известный архитектор Василий Барановский даже пытался сделать замеры и описание храма для истории.
Через некоторое время после Великой Отечественной в храме начались реставрационные работы, но храм всегда был открыт для москвичей и всех гостей. Были приняты все меры по восстановлению собора, и ко Дню города Москвы — к 800-летию столицы музей активно работал. Собор Василия Блаженного был широко известен благодаря тиражам открыток и книг. С 1991 года храм находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. После долгого перерыва, когда храм видел только экскурсии, здесь возобновили богослужения.
Кто такой блаженный
Слово блаженный — принятое в Русской Православной Церкви название святых христианской Церкви до Великой Схизмы, разделения на Католическую и Православную (например, блаженный Августин)
В древней христианской Церкви блаженными называли святых, «угодивших Богу в тайне» и тех, чья святость подтверждена свидетельством ограниченного круга людей.
Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно. Цель юродства — достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.
Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.
Интересно, что подвиг юродства ради Христа был несколько распространен в Византии, но расцвет подвига блаженных произошел на Русской земле, причем не только в древние времена, но и позже. Известны и современные юродивые — Матронушка, Матрена Босоножка Минская, Саратовские блаженные; очень известна святая блаженная Ксения Петербургская, жившая в 18 веке.
Житие святого Василия Блаженного
Будущий блаженный Василий появился на свет в 1468 году, по легенде его мать разрешилась от бремени на паперти Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери под Москвой. Родители святого были простыми горожанами-ремесленниками, и в ранней юности его отдали на обучение сапожному ремеслу. Со временем мастер заметил, что Василий отличается от остальных подмастерьев. Житие рассказывает, что один заказчик-купец просил, чтобы обувь была добротной, носилась не один год. Маленький святой при этих словах заплакал, а затем сказал, что Заказчик не успеет сапоги стоптать. Мастеру он пояснил, что купец вскоре умрет — и действительно, обувь не успели сделать, заказчик через несколько дней умер.
Московский юродивый Василий Блаженный
В 16 лет святой Василий перебрался из Елохово в Москву, начав юродствовать в столице. По словам свидетелей, святой ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах — словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами.
С годами москвичи узнали и полюбили Василия блаженного, при жизни считая его святым.
Еще одним известным житийным эпизодом стало участие святого в строительстве каменного храма на Покровке. Своды созидаемого на средства купца храма трижды рушились, и храмоздатель пришел к Василию Блаженному с вопросом — почему же так происходит? Однако святой направил его в Киев, на богомолье, посетить святую Киево-Печерскую лавру и блаженного киевского Иоанна. В Киеве купец застал этого человека качавшим пустую люльку. На недоумение купца, Иоанн ответил, что качает свою матушку, благодарит за рождение и воспитание.
Лишь тогда купец-храмоздатель вспомнил, что изгнал из дома в ссоре родную мать, совершив тяжкий грех. Покаявшись и вернув ее в родной дом, купец спокойно достроил храм.
Чудеса Василия Блаженного
Святой Василий призывал людей к милосердию, помогал нуждающимся и стыдящимся просить о помощи.
Так, святой отдал подаренные ему самим государем вещи приезжему заморскому гостю, купцу-иностранцу, который, казалось, был богат, но по трагическим обстоятельствам потерял все свое имущество. Он был голоден, однако не мог даже попросить подаяния — на нем была дорогая одежда. Василий же Блаженный провидел, что ему нужна помощь.
Также Василий Блаженный осуждал людей, подававших милостыню ради вида и славы, а не из милосердия.
Интересно, что святой посещал корчмы — кабаки, притоны. Сюда не мог прийти священник или монах, его бы обвинили в грехе, а вот юродивый утешал многих опустившихся грешников, видя, словно Сам Господь, в их душах добро.
Святой Василий имел дар прозорливости. В 1547 году он предсказал великий московский пожар, а молитвой на расстоянии потушил пламя пожара в Новгороде.
Житие святого свидетельствуют, что он бесстрашно обличал самого царя Ивана Грозного, например, сказал ему, что вместо молитвы за богослужением царь думал о строительстве царского дома на Воробьевых горах.
Святой Василий умер 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение совершил Московский митрополит Макарий в сонме духовенства — столь широко был известен блаженный. Святого похоронили у Троицкой церкви — на ее месте и был возведен Покровский (Василия Блаженного) собор.
Спустя 31 год, 2 (15) августа, святой Василий был канонизирован Архиерейским Собором во главе с Патриархом Московским Иовом.
Внешность святого Василия
Святой изображается на иконах так, как его описывали современники и житие.
- Он был очень худым,
- Носил совсем мало одежды — поэтому изображается только в набедренной повязке,
- Ходил с посохом,
- Носил вериги — они по сей день пребывают в музее Московской Духовной академии
Да хранит вас Господь молитвами святого Василия!
1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
3.Постник и Барма
4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
6.Василий Блаженный
7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
8.Колокольня и колокола
9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
11.Главы Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, – это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора – в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.
Почему построили Покровский собор на Красной площади
Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски были неведомы на Руси. Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы. Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.
Кто строил Покровский собор на Красной площади
Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.
На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу» .
Постник и Барма
Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву – это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник – это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.
Покровский собор на Красной площади. Архитектура
Покровский собор – это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.
Главы собора Покрова Богородицы, что на рву
В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.
Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.
Южное крыльцо Покровского собора с шатромЦарская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора
Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.
Церковь святой Троицы – восточная. Церковь Александра Свирского – юго-восточная. Церковь св. Николы Великорецкого – южная.. Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная. Церковь Григория Армянского – северо-западная. Церковь Киприана и Иустины – северная.Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.
Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.
На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.
В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.
Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню.
Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры – раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.
Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.
Глава церкви Василия Блаженного
Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.
Василий Блаженный
Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье ) С нынешней точки зрения юродивый – это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он – юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.
Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.
После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.
Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.
Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы “врос в землю”. В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого “лишний” грунт сняли и вывезли. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.
Колокольня и колокола
С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.
Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.
Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора.
Фрагмент колокольни Покровского собора
Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.
Дополнительные сведения о колоколах и звонах
Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.
Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.
Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.
До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.
Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.
Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.
Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.
Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.
Главы Покровского собора
Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.
По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.
Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.
В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше, но подтверждения этому нет. Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.
В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.
Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.
В 1969 году купола покрыли медью. На главы пошло 32 тонны листовой меди толщиной в 1 мм. Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.
В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
Различия в размерах и цветах глав, принципы их украшения пока не поддаются историческому анализу.
Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, .
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.
Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.
Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.
По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.
Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.
Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.
Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.
Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".
Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.
Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.
Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).
Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.
Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.
Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.
Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.
Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.
В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.
Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.
В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.
В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.
Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.
В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.
В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.
В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.
В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.
Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).
Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.
В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.
В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.
В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.
В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.
В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.
С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.
В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.
В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).
В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.
1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.
В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.
В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский собор (значения). Православный собор Храм Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву Покровский собор … Википедия
Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия
Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия
Покровский собор - архитектурный образ Нового Иерусалима - Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима Царствия Божия, описанного в… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Покровский собор, построен в Москве в 1555 60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9… … Советская историческая энциклопедия
- (более позднее и более распространённое название Покровского собора что на рву), в Москве, на Красной площади. Выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне филиал ГИМа. Построен из кирпича (фундаменты, цоколь и ряд деталей из белого… … Художественная энциклопедия
Покровский собор собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровские соборы Покровский собор православный собор в городе Брянске Покровский собор православный собор в городе Гатчине Ленинградской области. Покровский собор православный собор в… … Википедия
ПОКРОВСКИЙ СОБОР, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в Москве, на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) , памятник русской архитектуры. Построен как памятник победам в войне за покорение… … Энциклопедический словарь
Василия Блаженного Храм - (Покровский Собор) храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который … Православие. Словарь-справочник
Книги
- Покровский Собор. Храм Василия Блаженного на Красной площади , Юхименко Е.М.. Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно познакомиться с историей, внешним и внутренним обликом всемирно известного памятника русской архитектуры - Покровского…
- Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади (подарочное издание) , Елена Юхименко. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. Настоящее издание впервые дает широкому читателювозможность подробно…