Церковь троицы живоначальной в никитниках первое богослужение. Храм живоначальной троицы в никитниках
Неподалеку от улицы Варварка расположен короткий Никитниковский переулок, где сохранился один из превосходных памятников первой половины XVII века - церковь Троицы «в Никитниках», иногда именуемая церковью Грузинской Богоматери (по хранившейся здесь иконе). Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г. Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.
Долгий срок строительства храма объясняется тем, что к нему постепенно добавляли отдельные пристройки - то в виде двух приделов, то в виде колокольни, трапезной-притвора, крыльца. Вся эта группа разнохарактерных объемов, поражающая живописностью декоративных приемов их обработки, была в связи с расположением храма на косогоре поставлена на высокий подклет, что обострило сказочный характер архитектуры с ее «узорочьем», столь ценимым в XVII веке на Руси. Несмотря на все особенности церкви Троицы «в Никитниках», в ней находят себе место и развиваются те же архитектурные принципы, что и в соборе Василия Блаженного. Композиция храма невольно заставляет вспомнить жилые деревянные хоромы того времени, отличавшиеся сложным построением. Именно в светском зодчестве каменных дел мастера находили примеры при возведении каменных храмов. Поэтому-то в архитектуре церквей XVII века не только появляются детали, которые представляют собой не что иное, как переложение в камне и кирпиче деревянных форм, но и возрастает светское начало.
Мастера наделили завершающие части Троицкой церкви особой декоративностью, чтобы выделить ее среди окружающих деревянных строений города. Особенно живописен верх основного храма с его сложно скомпонованным антаблементом и ярусами кокошников, украшенных в тимпанах муравлеными - зелеными изразцами.
Заказчика, видимо, привлекали все те новшества, которые он видел в только что отстроенном кремлевском Теремном дворце. Именно этим можно объяснить наличие изящной белокаменной резьбы, покрывающей наличники окон главного южного фасада здания и его внутренние порталы. Некогда эта резьба была раскрашена, отвечая красочной гамме фресок, украшающих внутренние стены храма. Фрески полосами обходят основное помещение. Их относительно небольшой масштаб (по сравнению с фресками XV-XVI вв.) и пестрота красок соответствуют узорчатости наружных декоративных форм.
Иконы сохранившегося иконостаса были выполнены Симоном Ушаковым - основоположником светотеневой живописи в русском искусстве. Особенно хороша икона «Благовещение», выполненная Я. Казанцевым и Г. Кондратьевым при участии С. Ушакова. Она обращает на себя внимание детально выписанным архитектурным пейзажем. По колориту, насыщенному золотом, икона несколько напоминает живопись по финифти (эмали).
Церковь Троицы «в Никитниках» так богата архитектурными деталями, что может считаться как бы энциклопедией - собранием архитектурных приемов и деталей, которые не раз применялись в позднейших памятниках Москвы XVII века.
© М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.
Что есть что в церквиПоэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.
Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.
Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.
В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.
Мини-путеводитель по Китай-городуОбраз Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.
До XV в. место не застраивалось и носило название "Глинищи" из-за глинистой почвы. Освоено в XVI в., когда интенсивно застраивался Китай-город. XVI в. - деревянная церковь вмч. Никиты на Глинищах. XVII в. - в приходе церкви поселяется богатый купец из Ярославля Григорий Никитников. В 1614 г. он пожалован в московские купцы. Так, можно указать две причины, по которым местность в это время называлась "Никитники". В 1628-1634 гг. на средства купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной построена каменная церковь. Поставленная на высокий подклет (нижний этаж), церковь была видна издалека. Основной четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, украшенных колонками и арочным пояском.
Два придела - северный св. Николая и южный вмч. Никиты также украшены горками кокошников. Церковь имеет нарядную шатровую колокольню и шатер над крыльцом. В 1653 г. церковь расширяется. В 1641 г. по документам значится как церковь Троицы на Глинищах. В 1900 г. храм посещает император Николай II и храм обновляется по его указанию. В 1904 г. один из приделов (в подклете) освящен во имя иконы Грузинской Божией матери, поэтому церковь часто называют церковью Грузинской Богородицы. Образ иконы Грузинской Божией Матери (1654 г.) считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622 г., продал русским купцам. Подлинник находится в Красногорском монастыре на Пинеге.
В 1917 г. храм был поврежден во время боев. В 1920 г. храм закрыт. В 1924-1930 гг. в церкви Живоначальной Троицы проводились большие реставрационные работы. В 1934 г. здание храма было передано Государственному Историческому музею. Раскрытие первоначальных росписей производилось в 1935-1940 гг. В 1968 г. музей был открыт для посетителей.
В 1991 г. власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений, однако храм церкви возвращен не был. В кон. 1990-х гг. возобновлены богослужения в подклете храма. Распоряжение о выселении музея и передачи здания храма приходу было подписано только в декабре 2006 г.
Церковь Живоначальной Троицы и Грузинской Богородицы в Никитниках с приделами святителя Николая, Иоанна Богослова и вмч. Никиты стенами, крышею, кроме что в одном месте стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. По освящении Николаевского и Богословского приделов производится богослужение. Приходских дворов 3, обгорели.
Священник Николай Матвеев, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Николай Матвеев и пономарь Александр Дмитриев - у причетников церковные каменные палатки обгорели.
Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.
Церковь Грузинской Божией Матери находится в Грузинском переулке, близ Варваринских ворот; иначе называется «Троицы, что в Никитниках». Первоначально построена была деревянная в XVI ст. и называлась «Великомученика Никиты, что на Глинищах».
Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 г. ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом св. Троицы и с южным приделом св. Никиты.
В 1653 г., по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова.
Некоторое обновление церкви было около 1700 г., когда в трапезной установлены были нынешние оконные решетки, а потом в 1845 г., когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи, и внутри сохранилась достаточно хорошо.
Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников «в перебежку» составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолбной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII ст., а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись середины XVII ст. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.
Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках
Фото и описание
Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.
Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.
С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.
Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.
В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.
Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.
В настоящий момент в храме возобновлены службы.