Иоанн крестьянкин духовное. Духовные наставления батюшки иоанна крестьянкина
5 февраля 2006г., по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чьи письма и слова обратили ко Господу сердца множества людей. Своей кроткой проповедью христианской любви и «малого доброделания» о.Иоанн предостерегал своих чад от принятия скоропалительных и необдуманных решений, чреватых раздорами и нестроениями, от подмены жизни духовной «игрой в духовную жизнь», от самости, от соблазнов и искушений современности, - от искажения учения Церкви Христовой. Его называли всероссийским старцем, прозорливцем, но сам о.Иоанн не считал себя пророком, который выписывает людям рецепты правильных поступков. «Господь даровал человеку духовную свободу, - учил о.Иоанн, - и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее — этой свободы». А «назначение духовничества - взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств». В своем духовническом подвиге о.Иоанн был верным служителем Того, Кто говорил о Себе: «Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь» (Ин. 10, 14.16).
Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)
Составлено 25 июня 2005 г. и оглашено на отпевании старца в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря иеромонахом Иосафом (Швецовым)
Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.
Мои разрозненные эпизодические повествования записывались с 1981 года, и это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций. Теперь же, когда это лоскутное одеяло сложилось, и я переписал, перелистал, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге новой жизни стою с замиранием сердца в ожидании встречи с Господом моим, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне оставляю эти записи о жизни в Боге, и, проверенное самой моей жизнью завещание.
Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил послание с выражением соболезнования архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию, наместнику, братии Псково-Печерского монастыря и всем духовным чадам архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в связи с кончиной старца:
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евсевию архиепископу Псковскому и Великолукскому
Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!
Весть о кончине старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо любимого и почитаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) болью отозвалась в моем сердце.
Вознося молитвы ко Господу о упокоении его души в селениях небесных, выражаю искреннее соболезнование Вам, дорогой Владыка, о. наместнику и братии монастыря, родным, близким и всем многочисленным духовным чадам покойного дорогого батюшки.
В праздник Собора новомучеников и исповедников Российских Пастыреначальник Христос Господь призвал к Себе верного и усердного служителя, через всю свою продолжительную и нелегкую жизнь пронесшего неугасшим огонь веры Христовой, сохранившим целым и невредимым даже до последнего своего издыхания залог Церкви, преподанный ему более шести десятилетий тому назад в таинстве священства. Он, как и многие его современники, немало пострадал за Святую Церковь и воистину стал живым свидетелем обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».
Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к славе Божией снискали о. Иоанну общеправославную известность и глубокое почитание. Все, что он делал, было посвящено единому на потребу — живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пастырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от обители.
Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены, в русле святоотеческих традиций духовного трезвения, были его суждения. К его провидческому голосу прислушивались не только люди Церкви - он был знаем и почитаем многими светскими людьми. Он стал истинно народным печальником и молитвенником. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад. Но вместе с тем торжествует Правда Божия, столь убедительно открывшаяся православному миру в жизни и пастырских трудах о. Иоанна.
Мысленно даю последнее целование почившему и выражаю надежду, что по слову Спасителя он услышит желанный глас: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего».
Да сотворит Господь новопреставленному о. Иоанну вечную память!
С любовью во Христе,
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.
Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.
Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г.
11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама - Елизавета Илларионовна.
Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности - это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.
Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей - архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.
Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.
Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.
Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.
5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 - в сан архимандрита.
Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).
Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.
Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.
Фото - «Православие.Ru», «Саратовская епархия»
О духовничестве
Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. (Евр.13, 8)
Духовничество - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви.
Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10, 14.16).
И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира.
Возросла и процвела Церковь в веках великими вселенскими учителями, Святыми отцами, Святыми старцами, мучениками, народом Божиим. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества. Глас истины, услышанный и воспринятый сердцем, порождал правду жизни, а ответом и наградой этой правде был дар Божий - благочестие, являвшееся в великой своей силе. И вырос образ Святой Руси Православной пред народами, пред целым светом, привлекая и проповедуя благословение мира и правды.
Что же питало правду жизни? Что вскармливало и взращивало людей духа, силы и мужества?
Во-первых, вера Богу - Творцу и Промыслителю, во-вторых, любовь к Богу и осознание Его беспредельного величия и благости, и рядом с этим являлось смиренное сознание своей крайней немощи и недостаточности.
И великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов, а смирение вознаграждало тружеников силой от Бога к свершению их.
Вера, любовь и смирение были безошибочными путеводителями людей в бушующем житейском море и вели за собой в жизнь истину, искренность и простоту.
Духовники и народ Божий жили единым духом, едиными понятиями и стремлением ко спасению. А власть вязать и решать, данная Спасителем духовникам, связывала их великой ответственностью за души пасомых, способствуя созиданию, а не разорению.
Грозные же слова Апостола: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" (2 Тим. 3, 1) - были некой образной аллегорией, еще не вторгшейся в жизнь во всей своей силе и бедствии. Но вот появились и с невероятной быстротой разрослись во всех сферах жизни и, главное, в душе человека, неверие, ненависть и бесовская гордыня, и они привели за собой свои исчадия: ложь, лукавство и фальшь, которые исказили жизнь. И как следствие этих новых норм явились в жизни смятение, смущение и неразбериха. Коснулись они и Церкви в виде ересей и расколов, вторглись и в отношения духовников и паствы, являя доселе неведомые духовные болезни.
Глядя на все, происходящее в мире, в государстве нашем, в Церкви и в нас самих, было бы отчего прийти теперь в уныние, если бы не вечно живые, неизменяемые и жизнеутверждающие обетования и истины Божии не указывали нам цель жизни - искание вечного живого Бога. Неизменна цель, неизменно и служение Богу, Его святой Церкви, неизменно духовничество.
Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели - для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства.
В школу жизни всякий человек вступает с рождения и идет по жизни, ведомый родителями, учителями, наставниками. Школа же духовной жизни настолько выше, важнее и сложнее, насколько несоизмеримо величественнее конечная цель духовного воспитания, - познание Бога, единение с Богом и утверждение в Боге. И в школу духовной жизни приходит каждый в свое время в зависимости от своего обращения к истине, но есть опасность миновать ее совсем.
Назначение духовничества - взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств.
Духовничество - отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию.
Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания - воспринять великое наследие - образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (Тим. 4,12).
Нелегка задача и духовного чада, и она предъявляет ему многие требования, из которых самое основное - это произволение своего спасения. Путь ко спасению начинается с момента обращения к Богу с чувством и сознанием своей погибели. Это сознание заставляет искать Спасителя и многих приводит теперь в Церковь. Вот тут на пороге Церкви у источника спасения и лежит первый камень преткновения для пробуждающегося к духовной жизни человека и для духовника, принимающего духовного младенца к детоводительству. Окрыленный новыми ощущениями, человек, входя в Церковь, своим сознанием устремляется прямо в Царство Небесное, к высоте тайн, сокрытых под непроницаемой завесой Божия откровения. И в этот момент духовник и духовное чадо вступают в единоборство с темной силой, которая готова лестью свернуть новообращенного со спасительного пути.
Прелесть вражья будет преследовать человека и потом всю жизнь, предлагая ему вражью сладость, но особенно опасна она в этот период становления, ибо она еще очень созвучна и сродна плотскому человеку и находит в глубине его души сочувствие и отклик. Сила духовника в этой брани - в молитве и в любви к возжелавшей спасения душе чада. Покров же чада - в доверии духовнику и в сознании своей греховности и в недоверии себе.
Нынешние чада Церкви совершенно особые, порождение всеобщей апостасии, они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной. И две эти правды по сути своей совершенно различны и непримиримы. На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту.
Активно противится духовной жизни и лжеименный разум земной, ставший путеводителем современного человека. Слыша слова наставления от духовников, такие простые и, казалось бы, доступные, слыша Слово Божие, они не могут принять того, что усваиваются и понимаются эти жизненные истины лишь тогда, когда они исполняются самой жизнью, иначе Слово будет искажено и поругано.
И опять камень преткновения - до исполнения жизнью слышанного слова дело не доходит. Исполнение требует многих трудов и усилий над собой.
Слово Божие, проникшее в сердце и прижившееся там, дарует самоотверженной душе мужество, крепость и силу для перенесения искушений. А слово духовника - духовный меч, силящийся отсечь нечистоту, рождает муку и боль сердца чада и требует смиренного отречения от себя и многого терпения.
И все эти трудности - необходимость трудиться, терпеть, смирять свою самость - становятся для многих, привыкших искать в жизни только радости и удовольствия, препятствием к продолжению духовной жизни.
Спасительный же крест, который каждый человек должен взять и понести сознательно и с любовью, крест, которым только и можем мы оторваться от земных привязанностей и пристрастий, отвергается, как бремя неудобоносимое.
И внешне поклоняясь великому Кресту Христову и Его Страстям, воспевая орудие нашего спасения, человек ловко и изобретательно будет сторониться своего личного спасительного креста.
И тогда как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни - игрой в духовную жизнь.
Эта игра, рождая ложные понятия о духовности, начинает захлестывать мир лжедуховностью. И все труднее Церкви противостать этому современному бедствию, которое, отвечая внутренним стремлениям людей, уводит их со спасительного крестного пути следования за Богом на поиски своего "Я", уже разросшегося в душе и теперь заслоняющего от нее Бога.
Не перечесть трудностей, преткновений на пути духовной жизни. Это наука из наук, которой учат нас Святое Евангелие и обстоятельства жизни, посылаемые Господом.
Сколько надо терпения духовному чаду, сколько времени пождания, чтобы понять и примириться со своей духовной немощью и с сознанием, что взращивает добро его души Един Господь, не сам (труждающийся), не духовник, но Бог. Вот в чем сокрыта истинно духовная жизнь - в глубине смирения.
Но путь к смирению долог и крайне болезнен, особенно в нынешнее поглощаемое гордыней время. А сколько надо духовнику духовного такта и любви и опять же терпения, чтобы не опередить событий своей самостью, видеть плод жизненный своих трудов в чаде, чтобы не дать и чаду изнемочь в ожидании и надежде. Да и что ждать, если Царствие Божие не приходит приметным в душе образом.
Дело духовное зреет и спеет, и это дело всей жизни, нет конца и предела ему, ведь и стремление наше и любовь - к бесконечному и всесовершенному и вечному Богу.
Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ. В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду на Бога.
Древние отцы великими своими подвигами дошли до этой истины. Они сознательно брали на себя тяжести и горечи подвигов болезней и самоотречения. Нашему времени эта истина дается от Бога без нашего вмешательства, дается очевидно, зримо.
Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос.
Как жить?
(Из писем к духовным чадам)
Дорогой о Господе В.!
Не спешите. Что смотрите на окружающих, в себя больше заглядывайте и живите по совести. А лечить больных везде надо: и в Кремле, и в деревне, - везде люди, Вот и трудитесь, где Господь приводит. Молитесь св. муч. Трифону.
Умудри Вас Господь!
С., а ведь выбор жизненного пути непременно делать должен каждый человек сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину.
Продумай все хорошо. Ведь только два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский.
И оба эти пути крестные. Вот и выбери, какой крест тебе подходит для спасения больше.
Умудри тебя Бог!
Первое благословение после твоего выбора должно быть родительское, а второе - духовника твоего.
Дорогой М.!
Тебе хорошо бы поработать поваром и до 25 лет укорениться в православной жизни и в Церкви, познавая себя. Ни о монашестве, ни о женитьбе речи вести сейчас не надо. Всё: и то, и другое -- преждевременно. Повзрослеть надо тебе, М., чтобы выбрать свой Крест жизни сознательно и ответственно. Да еще помни, что без родительского благословения ни в монастырь идти нельзя, ни семью создавать. Вот и потрудись еще над тем, чтобы через тебя и родители твои пришли к Богу. Иначе нельзя.
Умудри тебя Господь!
Дорогая о Господе А.!
Живите дома и трудитесь во славу Божию на том поприще, что дал Господь. Наше дело - с молитвой делать свое дело, а результат - от Бога. Вот и с квартирой вопрос решился - в подтверждение того, что Вам надо оставаться дома.
Умудри Вас Бог!
Массажисты везде нужны.
А больная умерла оттого, что ее время пришло, Бог позвал.
Молись св. мученику Трифону и его предстательством будешь всегда с работой. В церковь ходи молиться и помогать всем можешь, но основная работа должна быть у тебя по специальности в миру.
Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.
Вперед не заглядывай далеко, а если каждый день будешь жить с Богом и с молитвой, Господь проведет твою ладью по жизни и управит ее во спасение.
Храни и умудри тебя Господь!
Бог благословил твое поступление в семинарию - вот и учись старательно, и в ней пока взрослей и телесно, и духовно. За годы учебы проверишь себя, куда склоняться будет твое повзрослевшее сердечко. Только непременно береги чистоту души и тела и избегай всяческой "романтики". Богу нужна жертва чистая.
В последнем же классе семинарии Господь узрит, каковы плоды твоих трудов, и определит дальнейший жизненный путь.
Божие благословение тебе!
Дорогой А.!
Помолиться о тебе не откажусь, а вот выбор за тебя ни мама, ни духовник, ни я делать не можем.
Только сам обдуманно и с молитвой загляни в свое сердце. И не спеши. Нынче, когда люди утратили страх Божий, они часто дерзают попирать свои обеты: и супружеские, и монашеские, и священнические - это знамение времени. И именно поэтому каждый человек ответственен пред Богом и людьми в том, что он избирает. Почитай творение св. Иоанна Златоуста о семье и браке, познакомься и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов и вдумайся в то и в другое. Те, кто отговаривают тебя, не знают радостей и скорбей монашеского жития и судят односторонне только о том, что знают сами. Не спеши, но с теоретическим познанием того и другого не медли.
Будем о тебе молиться!
Дорогая К.!
И А. еще не сделал выбор жизненного пути, и ты еще свободна, и у тебя это еще все впереди. А выбор обязательно делает каждый человек сам. Поэтому пока радуйся жизни, с любовью и желанием делай то, что тебе Богом благословлено: согревай души болящих и страждущих и пиши иконки. Молись об А. и о себе, не заглядывая вперед. Господь в свое время решит ваше будущее. Он ведь зрит сердца ваши. Только будь постоянна в своем избрании.
Умудри тебя Господь!
Дорогая о Господе М.!
Обет твой не имеет силы, ибо дан бессознательно и, можно сказать, совсем без понятия о Промысле Божием, действующем в мире. Выбор жизненного пути придется делать тебе самой, и выбор станет обетом, когда ты принесешь его пред Богом в Таинстве.
Пути спасительных два - семья и монашество. Загляни в свое сердце и спроси его, куда влечется оно.
Умудри тебя Бог!
Дорогая о Господе Н.!
Вы о Боге-то не забывайте, с Ним ведь и трудности переживать нетрудно, и одиночества нет, и бессилие Ваше силой Божией укрепится. Житейская смута нас и охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя. И вот теперь многие переступили порог церкви, но только внешне, а внутри все еще надежда на себя, на людей, а Господь-то ждет, когда мы сердцем и по-детски прильнем к Нему. Тогда только все в жизни будет меняться. Божие благословение Вам и дочурке, и, конечно, просьбу о молитве выполню.
Дорогой о Господе К.!
Ты несешь в себе некоторое повреждение от занятий оккультизмом, а потому не спеши брать на себя дополнительного креста женитьбой.
Занимайся столярными работами, резьбой, воцерковляйся, молись. Придет такое время, когда ты и духовно, и физически повзрослеешь, выровняешься и почувствуешь, что можешь быть опорой и другому человеку.
А сейчас ты еще и сам-то колеблешься, потому повремени с женитьбой. Умудри тебя Бог!
Дорогая о Господе Е.!
Божие благословение семье Вашей.
Вы по своей жизни знаете, что совершается по молитве к Господу. Вот и продолжайте жить, реально ощущая присутствие Божие в своей жизни. Молитесь!
Испытания экзамены будут непременно, и в них увидим себя, чтобы иметь живое чувство к Богу и живое покаяние.
Умудри Вас Бог!
Дорогая о Господе Е.!
Имя батюшки, Вас отчитывающего, было архимандрит А., теперь уже покойный (схиархимандрит, а послушница его монахиня Н.). Имени батюшки, Вас соборовавшего, сказать не могу, как не могу сказать, на меня ли Вам роптать или на кого другого. А лучше бы ни на кого не надо, ведь теперь-то, дорогая моя, Вы бы уже должны знать, что жизнь наша идет в Потоке Промысла Божьего, и без Его святой воли ничего не бывает.
Добавлю только еще, что навстречу Промыслу Божию выходит каждый человек, и сам он - сотворец своей жизни. Так и у Вас получилось,-дал Господь дар Божией благодати почувствовать Вам, но Вы не потянулись за ним еще, и сошла жизнь в прежнее русло. Да еще и разговорами расхитили Вы все, что получили, вот и окрадены врагом. А теперь на кого сетуете? Если отец А. взялся отчитывать, то, верно, было от кого. Он был старец Божий.
Но теперь что же вспоминать? Локоть близок, а не укусишь.
Слава Богу и за то, что Вы при Церкви и хоть с ропотом, но несете свой нелегкий жизненный крест.
Враг сторожит Ваши благие желания, но Вы не окрадены, в этом я уверяю Вас. Ваше покаяние и непрерывная борьба вменятся Вам в делание ради Бога. Таков Ваш жизненный крест.
Не отчаивайтесь. Причащайтесь, по возможности, через две недели, не реже, и, конечно же, ежегодно соборуйтесь.
Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостола и предайте жизнь свою Господу - без ропота и самоцена склонив главу на своем жизненном кресте.
Укрепи Вас Господь!
Дорогая Е.!
Божие благословение тебе на учебу поступать в институт и с прилежанием его окончить. О дальнейшем выборе жизненного пути разговор преждевременный.
Греховное болото и в монастырях для желающих разлито и с неменьшей трясиной, чем в миру, так что все будет зависеть от тебя.
Научившись миновать пагубу в миру, ты не впадешь в нее и во всяком другом месте.
Дорогая о Господе М.!
Бог-то Один везде: и в Оптиной, и в Дубне, - и грех всюду находит человека. Потому не смущайтесь помыслами и живите там, где сейчас Бог привел, да С. с работы не срывайте.
Если есть у нее расположение к созданию семьи, то надо об этом и ей, и Вам помолиться, чтобы не повторить ошибку Вашей молодости, чтобы и самой ей была по душе избранная стезя жизни и дочери должное воспитание.
А в жизни кому не пришлось ошибаться. Не надо клейма ставить, покаялись и, слава Богу, прощены, но из ошибок надо извлекать опыт, чтобы на будущее быть умудренным.
Помоги Вам Господь!
Дорогой о Господе В.!
Об И. молимся с надеждой, что ее страдания исходатайствовали ей радость. Вам сочувствуем и о Вас молимся тоже.
Не спешите переходить на новые жизненные рельсы. Продолжайте свои дела, начатые при жизни супруги, а будущее будет в будущем. Вы же живите настоящим, но в Боге.
Умудри Вас Господь!
Раб Божий В.!
Сразу скажу тебе о главном - помышлять о принятии сана тебе нельзя никак. Этот шаг будет для тебя гибельным, а в отношении устройства жизни не спеши, в тебе еще ничего не определилось. В настоящий момент ты ни к семейной жизни, как того требует Закон Божий, ни к монашеской не готов.
А потому трудись в церкви и молись, да начинай помаленьку жить по-христиански, связывая греховное своеволие.
Укрепи тебя Бог!
Дорогая о Господе О.!
Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, но так сложились обстоятельства, молиться же о Вас я начал сразу. Да, трудно и болезненно одевать на себя узду Закона Божия, где неминуемо должно окончиться играние в жизнь и должна начаться жизнь - крестоношение. А Вы с супругом, видимо, пока вошли лишь во внешнюю скинию христианской жизни и оттого так легко и безответственно колеблются Ваши желания. Страх Божий еще не коснулся сердца, а понятия о вечной жизни у Вас нет совсем. Потому и я могу лишь говорить пока о внешнем. Не знаю, чем закончился у Вас суд. Знаю одно, что Вы не должны были соглашаться на развод.
Нельзя всю жизнь начинать сначала, скользя по ее поверхности. Пора, давно пора углубиться и копать с усердием и многими потами вглубь. Продолжайте молиться о муже, просите св. ап. любви Иоанна Богослова помощи. Себя же предайте воле Божией, не строя никаких планов на будущее. Учитесь осмысливать каждый свой шаг по-христиански.
Умудри Вас Бог!
Дорогая С.!
Божие благословение тебе окончить начатую учебу, а художники нужны ведь не только в театре. Но это в будущем определит Господь. А пока учись и делай успехи, учись с любовью и отдачей, учись, как на послушании. Не терзай себя отвлеченными думами. Главное - жить для Бога, ради Бога и все делать во славу Божию. Помни, что всегда и везде главное для нас - быть христианами по жизни своей.
Умудри тебя Бог!
Дорогая о Господе Н. Н.!
Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни. Господь один везде, и в Орле, и в Дивееве, а время сейчас такое, что и в Дивееве найдете то, что смутит и расстроит. Так что живите с Р. дома, в богоспасаемом граде Орле. Поездками-то не очень увлекайтесь: раз в год и можно, а чаще не надо. А над душой надо трудиться самим и не ждать, что само взрастет то, чего не сеяли. Умудри Вас Бог! Божьего благословения на переезд Вам нет. Ваше стремление к переезду диктуется духовным сластолюбием.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Т. Москвина, Н. Левитский
Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского
Светильник веры
Имя преподобного Серафима, великого светильника земли Русской, близко и дорого каждому христианину, оно почитается во всем христианском мире и произносится с особенно трогательной любовью и умилением. Духовный облик этого святого не перестает удивлять величием и глубиной, яркостью и многогранностью своих дарований. Живший в сравнительно недалекое от нас время (вершина подвижнического служения приходится на 1-ю треть XIX в.), преподобный Серафим не только напомнил, но, возможно, и превзошел подвигами древних монахов-аскетов, соединив в своем духовном пути разные виды подвижничества и в каждом из них явив образец святости: в пустынножительстве, затворе, молчальничестве, постничестве, столпничестве, старчестве… Не потому ли образ угодника Божьего обладает для многих из нас особой притягательной силой, что в нем как будто скрывается некая тайна святости, которую Господь промыслительно явил Русской земле почти за столетие до начала страшных событий XX века? Словно Святая Русь, перед тем как окончательно перестать быть «святой», «зажгла» в образе преподобного Серафима один из самых ярких своих «светильников веры», воплотила в нем веками взращивавшийся и лелеявшийся идеал святости. В наши дни с возвращением после десятилетий безбожной власти, к православно-христианским традициям и ценностям, именно имя преподобного Серафима стало для многих символом духовного возрождения России. Неожиданное обретение считавшихся утерянными святых мощей угодника в 1991 году, торжества в честь 100-летия прославления (2003 г.), на котором, как и сто лет назад, присутствовали глава церкви и глава государства, и празднование 250-летия со дня рождения (2004 г.) святого становились событиями всероссийского масштаба, приковывали к себе внимание всего православного мира и сопровождались небывалым стечением паломников со всех уголков страны в Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту последнего упокоения отца Серафима, где находятся сейчас его мощи. Может быть, именно к нашему времени относятся слова Преподобного о том, что «он откроет в Дивееве проповедь всемирного покаяния»? И одной из возможностей услышать и глубоко восприять эту проповедь для нас, людей XXI века, является изучение и запечатление в уме и сердце слов духовных наставлений отца Серафима, великого старца, чудотворца и прозорливца.
Изначально духовные наставления преподобного Серафима были собраны, записаны и переданы для публикации постриженником Саровской пустыни иеромонахом Сергием (Васильевым), первым автором-составителем как жизнеописания, так и наставлений святого старца. Современник Преподобного, его самовидец, иеромонах Сергий вскоре после кончины отца Серафима в 1833 году вышел из Саровской обители (свои дни он окончил в числе братства Троице-Сергиевой лавры), но еще будучи в Сарове в течение нескольких лет он собирал и записывал сведения о жизни, подвигах и чудотворениях Саровских подвижников, старцев Серафима и Марка. Духовные наставления преподобного отца Серафима мирянам и инокам впервые были изданы, как ни странно, раньше, чем его житие, отдельно от него. Они увидели свет в 1839 году, спустя шесть лет после кончины подвижника, причем не как самостоятельное издание, а как дополнение к житию Саровского старца Марка, в составе книги «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839). Первые же «Сказания о жизни и подвигах отца Серафима» появились только в 1841 году, причем без его наставлений. Подобная отдельная публикация наставлений и жизнеописания была связана с невероятными трудностями прохождения первого жития преподобного Серафима через духовную цензуру. Издание постоянно откладывалось из-за сомнений в истинности представленных в нем случаев чудесных видений и исцелений, явленных угоднику Божьему свыше. Поэтому, желая как можно скорее предоставить православному читателю возможность получать духовное утешение от слов великого старца, усердный почитатель памяти преподобного Серафима митрополит Московский Филарет (Дроздов) предложил издать духовные наставления отдельно от жития, что, не встретив препятствий со стороны цензуры, было осуществлено довольно быстро.
Такова краткая предыстория первой публикации «духовных наставлений» преподобного Серафима. Впоследствии они выходили уже в составе жития святого старца, были расширены и дополнены другими биографами отца Серафима, также выходцами из Саровской обители. В настоящем издании вниманию читателя предлагается достаточно полный вариант наставлений преподобного Серафима, по книге дореволюционного автора-составителя Н. Левитского, переизданной в наше время (см.: Н. Левитский. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь; М.: Отчий дом, 2007. С. 505-536).
Значение поучений великого старца, чудотворца и молитвенника, их роль в формировании духовного облика современного человека на сегодняшний день огромны. Святой, дни памяти которого объединяют в едином молитвенном порыве всю Россию, чье имя стало символом духовного возрождения России, единением Церкви и государства, в своих наставлениях раскрывает тот единственно верный путь, к которому мы призваны. Идя по этому многотрудному пути борьбы со страстями, совершенствуясь в любви к Богу и ближнему каждый из нас может достичь той или иной степени духовного совершенства. Об извечном призвании человека к Богу, о его предназначении для Царства Небесного говорит, явно или прикровенно, каждая строчка наставлений преподобного Серафима. Особенный акцент делается святым старцем на необходимости приобретения любви к Богу и ближнему. «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления», «мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезною », – говорит батюшка Серафим в своих поучениях. В настоящее время, когда наблюдается некая неопределенность, «размытость» духовных ориентиров даже для желающих идти путем внутреннего совершенствования, эти слова особенно актуальны. Не к внешним аскетическим подвигам, не к строгому посту, молчальничеству и ношению вериг призывает нас преподобный Серафим, а, в первую очередь, к любви к Богу и ближнему, к неосуждению и прощению обид (этим темам посвящены целые отдельные главы его духовных наставлений). Из жития Преподобного известно, что когда к нему пришел один Саровский инок за благословением на ношение вериг, мудрый старец ответил, что для нас, не умеющих и замечания от ближнего безболезненно перенести, «вериги» должны заключаться в неосуждении ближнего, в благодушном терпении обид и укорений.
Эту же мысль подчеркивают слова, сказанные батюшкой Серафимом своему сотаиннику и ученику Н. А. Мотовилову в своей знаменитой «Беседе о цели христианской жизни»: «Господь ищет сердца, преисполненного любви к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать…», и что Он «равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих…» (см.: Вениамин (Федченков), митр. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2006. С. 79, 80). Именно сердцу, преисполненному любви к Богу и ближнему, обильно подается благодать Святого Духа, в стяжании которой, как известно, и состоит цель христианской жизни.
Преподобный Серафим, запечатлевший в своем кротком, любвеобильном облике сокровища даров Святого Духа, через свои наставления продолжает озарять и преображать и нас, современных людей, воздействуя на наши сердца благодатной силой своего боговдохновенного слова.
Т. Москвина
Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского
Уста праведнаго каплют премудрость.
Притч. 10, 31
Словеса уст премудраго благодать.
Еккл. 10, 12
Чему преподобный Серафим учил русский народ? Что служило предметом бесед святого старца с приходящими к нему? Прислушаемся же с благоговением к речам, к этим беседам дивного Саровского подвижника, воспроизведем, хотя и не во всей полноте, те наставления, которые он преподавал своим многочисленным посетителям. Это – мудрые советы, это – священные заветы богоносного старца, которым мы должны последовать, которые должны сохранить, если желаем пользы своей душе, которые обязаны исполнять, как свято и точно выполняем завещания дорогих и близких нам лиц, отошедших в вечность. А разве не близок русскому народу отец Серафим, которого знала и знает вся Русская земля от царских палат до убогой хижины крестьянина, к которому при жизни приходили целые тысячи с самыми разнообразными нуждами и запросами и к многоцелебным мощам которого стекаются теперь бесчисленные массы народа?..
Издательство Сретенского монастыря выпустило серию книг, составленных по запискам и письмам архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В книге «Бог да душа — вот монах» собраны наставления старца о выборе между миром и монастырем, о важности родительского благословения, а также личные советы архимандрита Иоанна о внутренней монашеской жизни.
«И в монастыре не все спасаются, и в миру не все погибают», — писал отец Иоанн. Нужно молиться, чтобы прояснилось осознание выбора. «Оба пути благословлены Богом, и оба трудные и ответственные, и на обоих предлежит подвиг борьбы за Царство Небесное». «Не место спасает нас, но дар Божий — благодать Божия».
Желающих принять монашество архимандрит Иоанн наставлял, что «в монашество по порыву идти нельзя». «Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу». Если человек идет в монастырь, ища покоя и утешения, старец напоминал завещание преподобного Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения».
Отец Иоанн писал и об особом значении родительского благословения, которое «созидает дома детей, таков дар дан родителям от Бога. Без родительского благословения ни в монастырь, ни замуж, ни дружить нельзя. Так повелел Господь».
О монашестве писал: «Монашество — это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины. Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех — это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание».
Наставление старца своему духовному чаду обращено и ко всем нам, и монашествующим, и спасающимся в миру: «Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на милость Божию остается. А это как раз то, что и надо».
Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.
Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.
Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.
Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.
На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.
Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».
Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.
Сообщество Вконтакте, посвященное Иоанну (Крестьянкину) —
Сегодня, в день отшествия ко Господу «Всероссийского духовника» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), портал Православие.Ru представляет его избранные изречения и советы.
Духовная жизнь
Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом
У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать
Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?
Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно
Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью
Соблазны времени, ИНН, новые документы
70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу
Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали
Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле
Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему
Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет
Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога
Чтобы понятнее было тебе, как всякие вообще искушения посылаются Богом на пользу нам, прими во внимание, что скажу. Человек, по влечению растленного естества своего, горд, славолюбив, любит показность, крепко стоит за свои мысли и решения и желает всегда быть высоко ценимым всеми, гораздо выше, нежели он есть на самом деле.
Такое самоценение и самомнение крайне пагубно в деле духовного преуспеяния, так что одной его тени достаточно, чтобы не дать человеку достигнуть истинного совершенства. Почему человеколюбивый Отец наш Небесный, премудро промышляя о всех нас, особенно же о тех, кои искренно предали себя на служение Ему, искушениями, какие попускает найти на нас, поставляет нас в такое настроение, в коем легко можем избежать страшной опасности от этого самоценения и почти вынужденно дойти до истинного смиренного себя познания...
Невидимая брань. Гл. 25
Несправедливости от Бога никогда не приходят, но попускаются они Богом во благо тому, на кого попускаются. Истинно во благо!
Это не простая фраза, а настоящее дело. Но тому, на кого падают, претерпеть их надо. Вот эта надобность терпеть и нас встретила. И извольте благодушно терпеть, что бы у вас там ни было.
Чем спасаться?
Забудем об исправности (своей) и взыщем Господа в смирении и покаянии и посильном служении ближним. Послужить им – выше поста и молитвы.
Как найти «золотую середину» правого пути?
Когда поймаю себя на счете добрых дел и успехов, – увы, бывает это как-то невольно, – то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться вскоре.
А когда видишь без счету свои немощи и придешь от них в безнадежное уныние, то с укором скажешь себе: «Слава Богу, что не на что тебе уповать, нет своего доброго, не на чем успокаиваться, все гнило и неладно; вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно со всем умилением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный. Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу».
Как смотреть на свою исправность?
Нам же сказано: ни перед каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсутствие озорства: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное.
О внутреннем фарисействе
М ы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся фарисеями: хвалимся тем, что сотворила с нами благодать (не мы) по милости Божией, а не за наши заслуги. Мы созданы на дела благие, такова наша природа. Смешно гордиться, например, что у нас две руки, две ноги: такова природа. И делать добро – природное дело души. И если мы не творим, то тяжко грешим, нарушая природу и волю Божию.
Чего надо бояться?
Надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодовольства, беспокойного настроения.
Как быть немощами?
Немощей не бойтесь, а сокрушайтесь и, благодаря Бога, говорите: «Благо мне, что смирил мя еси».
Цена дел
Дела должны быть по силе у каждого, как проявление живой веры и покаяния – и только. За недостатком времени и места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем.
О смирении и подвиге
Монастырь наш шумен; но нечего делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приводит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и благодарение Бога за все случающееся услаждают всякое положение и научают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идет с подвигом, то есть оно доставляет почти тот же успех, каковой доставляется подвигом; смирение одно, само по себе, полезно; а подвиг без смирения не только не приносит никакого плода, – напротив того, приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение состоит в том, между прочим, чтобы признавать себя достойным того положения, в котором мы находимся, и недостаточным (недостойным) положения лучшего и высшего, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствуется в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечного. В наше время дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне, при умножившихся немощах, подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытного руководителя; а смирение – всегда непадательно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют к смирению. Таким образом во всесильной деснице премудрого Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некоторого великого отца...
Приступите кающиеся и примите оставление грехов своих. Дверь отверста умоляющим. никому не отказывает в прощении. Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не померк свет, пока не напал на вселенную ужас... проси, грешник, щедрот у Бога. Бог не ведет счета долгам твоим... Покажи Ему только покаяние, и отымет у тебя беззакония твои.
Если будешь плакать ты, грешник, и сокрушаться о своих грехах, и с верою умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он обращения твоего.