Киргизия вера исповедания. Краткий обзор истории религии на территории кыргызстана
Делятся на католиков и лютеран. Протестантские движения (баптисты , пятидесятники , адвентисты) включают как русскоязычное население, так и киргизов . Есть в Кыргызской Республике также малочисленные группы бахаи , иудеев , буддистов .
В 2009 году в Кыргызской Республике был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил деятельность религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, миссионерство существенно ограничено .
См. также
Напишите отзыв о статье "Религия в Киргизии"
Примечания
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Религия в Киргизии
В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.В отличие от оседлых народов Центральной Азии, кыргызы позже всех приняли мусульманство. Необходимо отметить, что уровень религиозности кыргызов севера и юга страны сильно различается, что предопределено историческим развитием региона. Особенностью религиозности кыргызов на севере является тесное переплетение мусульманства с языческими домусульманскими верованиями, принятие в исламе только его внешней формы - обрядов, традиций, праздников.
Особенности религиозности кыргызов юга обусловлены историческим развитием и местом ислама у этносов, населяющих Ферганскую долину. Этнический состав населения долины был весьма пестрым - там проживало более десяти тюркских и ираноязычных этносов. До создания современных государственных образований все этносы региона, кочевые и оседлые, осознавали себя частью территориально единой Ферганы и называли себя «мусульманами», рассматривая мусульманство как альтернативу национальности.
Географическое положение и историко-культурное прошлое способствовали лучшему восприятию северными кыргызами европейской культуры, а южными кыргызами - восточной и арабской культур. Активность исламских радикалов и симпатии к ним части населения имеют свои социальные и культурные корни, которые дополняются региональной спецификой ислама, обусловленной особенностями историко- культурного развития, этнокультурной принадлежностью и современными политическими коллизиями.
В религиозном пространстве современного Кыргызстана можно выделить три различных направления духовных ценностей. Первое направление - это местные магические формы религиозности, в частности тенгрианство и шаманизм, которые особенно распространены в сельских районах. Второе направление - традиционные религии (ислам, православие). Третье - нетрадиционные конфессии (христианство в его евангелической форме, восточные культы и др.).
В Кыргызской Республике свобода вероисповедания, духовная и культовая свобода закреплены конституционно.
В ст. 8 Конституции Кыргызской Республики сказано, что «религии и все культы отделены от государства». В соответствии с этим конституционным принципом государство не вмешивается в вопросы определения гражданином своего отношения к религии, в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству.
За последние годы в республике активно стали строиться объекты религиозного назначения: мечети, храмы, церкви, молитвенные дома, открылись десятки религиозных учебных заведений.
В 1995 году на заседании Правительства Кыргызской Республики был рассмотрен вопрос «О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере» и принято постановление. В марте 1996 года образована Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по делам религий как специальный орган исполнительной власти, главная задача которого - формирование государственной политики в религиозной сфере, укрепление взаимопонимания и толерантности между различными религиями.
14 ноября 1996 года Президент Кыргызской Республики подписал Указ «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания». Указом утверждены Временные положения о религиозном обучении и об учетной регистрации религиозных организаций, миссий зарубежных религиозных организаций и иностранных граждан, прибывающих в Кыргызскую Республику с целью религиозной деятельности. Религиозная деятельность на территории республики без учетной регистрации запрещена.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики 17 января 1997 года образован Межведомственный совет по делам религий как консультативный и координационный орган, призванный разрабатывать рекомендации по проведению государственной политики в религиозной сфере, координировать усилия государственных органов и религиозных организаций, направленные на сохранение стабильности в обществе, укрепление духовности и веры, достижение межрелигиозной толерантности.
В соответствии с Указом Президента от 14 ноября 1996 года № 319, на сегодняшний день зарегистрировано 1299 объектов религиозного назначения.
Проведена регистрация 250 церквей и молитвенных домов христианского направления следующих религиозных организаций - Среднеазиатской и Бишкекской Епархии Русской Православной Церкви, Евангельских христиан-баптистов, Христиан Веры Евангельской, Христиан адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы, евангелическо-лютеранских общин. Также проведена регистрация 20 миссий зарубежных религиозных организаций.
Если до 1991 года функционировало всего 39 мечетей, 25 храмов и приходов русской православной церкви, то на конец 2005 зарегистрировано более 1338 мечетей; более 40 храмов и приходов православной церкви; 200 молельных домов христианского направления; один женский монастырь.
Статистические данные позволяют говорить об интенсивном росте религиозных организаций, их разнообразии, мощном строительстве и финансовой поддержке в деле привлечения новых верующих. Хотя религиозные организации и не практикуют фиксированного членства, можно косвенно проследить национальную принадлежность граждан к тем или иным конфессиям.
Сравнительный анализ показывает, что сегодня более 80% населения республики придерживается ислама. Среди мусульман кыргызов - 60%, узбеков - 15%, уйгуров, дунган, казахов, татар, таджиков, башкир, турок, чеченцев, даргин и других - более 5%.
Православия придерживаются около 17% населения, в основном это русские, украинцы и белорусы.
С выходом Кыргызстана на международную арену появилась возможность обучаться в исламских вузах за рубежом. По данным Госкомиссии по делам религии при Правительстве КР, в зарубежных религиозных центрах обучаются 284 гражданина Кыргызстана. Во Всемирном университете Аль-Азхар (Каир) учатся 155 студентов, в Турции - 84, в Пакистане - 22. Остальные обучаются по частным приглашениям в Сирии, Кувейте и Иордании.
За последние три-четыре года было зарегистрировано более 885 иностранных граждан, прибывших в Кыргызстан с целью религиозной деятельности. В их числе более 600 христианских, около 200 исламских и 70 миссионеров, представляющих другие религиозные направления. Большое количество исламских миссионеров прибывает из Турции, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана, Индии, Узбекистана и Таджикистана. Миссионеры христианского толка и нетрадиционных течений прибывают в основном из США, Южной Кореи, Индии, Казахстана.
В республике имеются три издания исламского направления: газета духовного управления мусульман «Ислам Маданияты», «Мусульмане» Джалал-Абадского казиата (области), «Ислам Авазы» Баткенского казиата.
Церковь Иисуса Христа издает газеты «О церкви Божьей» и «Твой Путь». Религиозный центр Свидетелей Иеговы осуществляет привоз журналов «Сторожевая Башня», «На страже», «Пробудись» на русском и кыргызском языках. Практически все религиозные организации занимаются привозом и распространением литературы.
Телезрители Кыргызстана имеют возможность смотреть по всем каналам более двух часов в неделю христианские передачи (даже из США), а еженедельная получасовая телепередача «Жума Хутбасы» на государственном канале выходит нерегулярно и часто критикуется зрителями.
В настоящее время в республике действует около 30 направлений в религиозных организациях и около двух тысяч культовых объектов и сооружений. Сказанное относится, прежде всего, к исламскому и христианскому вероучениям. Статистика свидетельствует о значительном росте числа религий и религиозных течений христианской направленности и так называемых нетрадиционных религий.
Киргизы и их религия . Под именем киргизов у нас известны 2 племени, из которых одно называется киргиз-кайса-ками или, – правильнее, – казак-кирги-зами , а другое кара-киргизами или бурутами (а не бурятами, как сказано на стр. 893 «Энциклопедическая Словаря» Ф. Павленкова, Спб. 1899); второе племя называется еще и дикокаменными киргизами , так как занимает горные хребты Тянь-Шаня и смежные с ними хребты семиреченской и сырдарьинской областей. Оба киргизские племени в подданстве и у России и у Китая. Кара-киргизов насчитывается всего до 850000, а казак-киргизов до 2 миллионов. Последнее племя занимает степи в астраханской губернии и в областях: уральской, тургайской, акмолинской, сырдарьинской, семиреченской, семипалатинской, самаркандской и закаспийской. (Киргизы-казаки, или киргиз-кайсаки разделяются на несколько родов – «рыу» таковы по роду: адаевцы, табынцы и прочие – Г. К.). Оба племени по языку – чистые тюрки, по – мусульмане суннитского исповедания и ханефитского законоположения, то есть, другими словами, у них дела религиозного характера и мелкие решаются по преимуществу по законоведение Абу-Ханифы Нума́на бен Са́бит, жившего с 699 по 767 год от рождества Христова и действовавшего в Месопотамии; дела же уголовного характера решаются двояко: или по обычному праву, если виновное и пострадавшее или убитое лица – киргизы, или по закону государственному, если одно из таких лиц – из другого племени. Ислам пустил более глубокие корни у киргизов, живущих смежно или вместе с сартами и татарами, которые издавна проповедуют и навязывают им . Местами общественного моления служат в селениях и городах татарские и сартские мечети (в киргизских степях также встречаются теперь мечети с минаретами и молитвенные дома. – Г. К .). Не смотря на номинальное исповедание , у киргизов, отдаленных от влияния сартов и татар, сохраняются до сих пор остатки прежней их религии, шаманства. Наиболее крупным остатком надобно считать: знахарей, называемых баксами и играющих ту же роль, как и шаманы у восточносибирских племен; далее, зажигание светильников вокруг кибиточного огня; потом, гадание на жженной бараньей лопатке и, наконец, встречу первого грома постукиванием углов кибитки ковшом по течению солнца. Все это у киргизов держится еще потому, что слова и фразы, сопровождающая то или другое действие, приправляются именами Мухаммеда (Магомета), Хасана и Хусейна и других лиц мусульманской религии. Обряды при наречении имени, обрезании, женитьбе и погребении все справляются по мусульманскому положению, но дела, касающиеся владения, отчуждения, раздала имущества и развода – по адату, то есть по обычаю . Таким образом, выходит, что и русские, и китайцы предоставляют киргизам судиться и рядиться, если только нет уголовщины по отношению к не киргизам, и справлять свои обряды, как им угодно. (В виду этого у них дела решаются иногда самосудом, проявляющимся в форме «баранты», то есть грабежа скота и родовой мести; при чем бывает и так, что, например, за убийство одного человека целый род восстает на другой род и мстит до тех пор, пока не нанесет тяжких бедствий противнику – Г. К .). Вместе с ом к киргизам проникли и те заговоры и молитвы, поверия и легенды, которые у строгих мусульман, в роде турок, считаются «отреченными» и противными древнему, наиболее чистому, исламу; так, например, киргизы верят в духов гор, вод, степей, жилищ и огня и спасаются от них разными нашептываниями . Таблиц с разными душеспасительными заговорами и молитвами особенно много печатается в казанских литографиях (смотреть «Деятель» за 1903 год, страницы 235–240 и 360–365). Здесь же, в Казани, киргизы получают и большую часть своих религиозных книг и книг литературных, писанных по-арабски и по-татарски ; например, биографии ветхозаветных патриархов, пророков, судей и царей, начиная с и кончая Иисусом Христом (Иса и Айса); биографии Мухаммеда, его родни и сподвижников и прочее. Киргизам известно также сказание о 7 ефесских отроках (асха́-буль-кахф). По влиянию Корана и его комментариев киргизы признают, подобно другим мусульманам, в числе святых и Александра Великого (Искандер Зу-лькарне́йн, Александр Двурогий), который, по ним, вместе с пророком Илией (Кыдыр) ходил искать источник «живой воды», то есть воды бессмертия. Имя «Кыдыра» спасает человека от опасности, Соломона (Сулейман) – от злых духов, семь ефесских отроков – от врагов, кредиторов, огня и воды (а хлеб – от саранчи), Ноя (Нух) – от потопления, Иисуса Христа – от злых людей, а Иосифа (Юсуф) – от результата дурных снов. Подобно сартам и татарам, киргизы прибегают к заступничеству скрытых от чужого взора амулетов, которые носят то в кушаках, то за пазухами, то в волосах (женщины), то подмышками, то держат в щелях и углах жилищ и прочее. Первою по качеству поучительною книгою у киргизов, понятно, считается Коран (а затем шариат – мусульманский катехизис, в котором изложены главные обязанности мусульман в отношении религии. – Г. К. ). Коран употребляется и для гадания как и у сартов. Из других способов гадания, оставшихся у киргизов от прежних времен, известны, – кроме гадания на бараньей лопатке, существующая ныне; также у монголов, урянхайцев и инородцев – тюрков томской, енисейской и иркутской губерниях, – также гадания: по цвету пламени, в которое бросается сало, по звездам, по экскрементам овец и по камешкам. При решении дел религиозных и мелких житейских киргизы пользуются, – кроме «Большого Законоведения» (фикх а́кбар) вышеупомянутого Абу-Ханифы, называемого обыкновенно «Имам Азам», то есть великий имам, – сочинениями: «Гида́я» (руководительство) Алия-бен-Абибекр из Ферганы, умершего 1197 году по рождеству Христову, «Джа́миур-руму́з» (собрание намеков) Мухаммеда Кахистани, умершего 1557 году, и некоторыми другими, писанными на арабском языке, почему обыкновенно выигрывает та сторона, где удачнее и яснее истолкуют соответствующее делу место. Молитвы, омовения и посты соблюдаются по правилам ислама, при чем, как и другим мусульманам, даются льготы; например 5 положенных в сутки молитв можно читать и порознь и вместе, когда порознь не удается; если воды для омовения под руками нет, или если она дорога, например в пустыне, то вместо воды можно употребить песок; пост соблюдается лишь днем и так далее. От молитв, омовений и постов можно откупиться также пшеницей или другим хлебом: например, 1 стоить 4¼ фунта пшеницы по толкованию в книге „Джа́миур-руму́з». В школах учат по Корану хефтье́ку то есть 1/7 Корана, шариату и другим книгам, печатающимся в Казани и касающимся исключительно религии. Кроме собственно мусульманских школ – медресе и мектеде – у киргизов имеются русские, например, в астраханской губернии, уральской и тургайской областях. (Школы эти открываются с разрешения русского правительства, и в них преподают те же предметы, что и в начальных школах русских – одноклассных и двухклассных; в некоторые школы допущены и муллы для преподавания мусульманского вероучения.
Татары и сарты, проникающие в самые отдаленные и глухие уголки киргизских степей в качестве весьма невыгодных для киргизов сначала мелочников-торгашей, а потом и скоро зажиточных торговцев, по своей привычке сбывать среди киргизов гнилую или ничтожную вещь втридорога, зорко следят за обрусением киргизов в русских школах, стараются всеми мерами враждебно настроить киргизов как против русских школ, так и вообще против русских, и убедительно внушают киргизам поступать в русские школы лишь при том условии, если допущен будет в школу мусульманский мулла; а этот последний старается поставить в школе дело так, что киргизские мальчики, обыкновенно, показно и механически изучают в школах русский язык и другие предметы, большую же часть времени и все внимание свое уделяют изучению мусульманского вероучения; так, за уроком русского языка или арифметики часто можно найти у ученика киргиза за партой мусульманскую книгу: хефтьек, шариат-имани и др. – Г. К. ). Киргизы, живущие около русских городов и селений, охотнее отдают своих детей в русские школы, чем живущие внутри степей или около татар и сартов. (Но вообще киргизы – большие охотники учиться в русских школах даже в миссионерских – церковно-приходских школах; почему крайне жаль, что на открытие русских школ среди киргизов, отпускается мало казенных средств. – Г. К. ). Еще медленнее того идет обращение киргизов в православие. (В настоящее время имеется несколько киргизских миссий, главным образом, в епархиях астраханской, омской и оренбургской. Все эти миссии подчинены местным епархиальным комитетам, а последние в свою очередь подчинены московскому православно-миссионерскому обществу.
Издание книг на инородческих языках для миссионерских учреждений главным образом ведают переводческая комиссия православного миссионерского общества и братство святого Гурия в Казани. – Г. К. ). Ныне имеются евангелия, учебники, буквари, словари, священная история обоих заветов, жития некоторых святых и даже служебник. Все эти издания вышли в количестве от 300 до 3000 экземпляров.
Подавляющее большинство верующих в Киргизии - мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики и протестанты (лютеране, баптисты, адвентисты)
Экономика
Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота (месторождение Кумтор) и ртути. Гидроэнергетический потенциал: Нарынский каскад (Токтогульская ГЭС, мощностью 1200 МВт, Курпсайская ГЭС, мощностью 800 МВт), Ташкумырская ГЭС, Шамалдысайская ГЭС, Уч-Курганская ГЭС, строящиеся Камбаратинская ГЭС-1 и Камбаратинская ГЭС-2 Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения (Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) - собственность фирмы Ренова) для использования в АЭС. Достаточно большие запасы сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.).
Слабые стороны: контроль государства. Экономический спад в конце существования СССР.
В 2009 году совокупный номинальный ВВП достиг отметки около $4,68 млрд, то есть около $1,000 на душу населения. ВВП пересчитанный по паритету покупательной способности (ППС) составляет $11,66 млрд. (по данным книги фактов ЦРУ). 48 % работающих занято сельским хозяйством и животноводством.
На конец 2008 года внешний государственный долг Кыргызстана достиг $3,467 млрд. За 1990-1996 экономика Кыргызстана уменьшилась почти вдвое, в основном из-за остановки промышленных предприятий страны после развала СССР, и как следствие массовый отъезд квалифицированных, в основном русскоязычных, инженеров и рабочих. Промышленность производит лишь 15,9 % ВВП Киргизии. Примерно 40 % промышленного производства даёт добыча золота - одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей. В 2003 Кыргызстан добыла 22,5 т золота, выйдя на третье место в СНГ после России и Узбекистана . Однако, с начала 2000-х годов ситуация стабилизировалась и начался экономический рост.
В Кыргызстане, по разным оценкам, приватизировано более 70 % госпредприятий.
Контрольные пакеты холдингов энергетического сектора Киргизии - ОАО «Электрические станции» и АООТ «Кыргызнефтегаз», также основных монополистов в различных секторах экономики (АО «Кыргызтелеком», Кыргызские Железные Дороги, Международный Аэропорт «Манас» и т. д.) - находятся в госсобственности.
Достаточно ощутимым вливанием в экономику республики являются денежные переводы от трудовых мигрантов и этнических киргизов получивших гражданство других стран. По разным оценкам эти вливания составляют до 800 млн долларов в год.
В самом начале 2010 года был подписан протокол с ЭксимБанком (Китай) о финансировании, в рамках кредитной линии странам-участницам ШОС, строительства крупной подстанции «Датка» на юге республики и строительства ЛЭП 500 КВ «Датка-Кемин», которая свяжет южные (где находятся основные гидроэлектростанции) и северные (основное потребление) регионы страны и позволит обеспечить энергетическую безопасность республики. Также ведутся переговоры о финансировании реконструкции Бишкекской ТЭЦ.
Быт и культура киргизов способны удивить многих европейцев. Это гордый народ, история которого насчитывает не одно столетие. Они отличаются особыми представлениями о жизни и порадуют каждого гурмана непревзойденной кухней. Богатство культуры и необычные традиции некогда кочевого народа - яркое свидетельство уникальности киргизов.
История
Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией.
С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание.
Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.
Жизнь
Традиции
Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных - гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.
Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник - наиболее удачный, по мнению киргизов, день.
Свадьба
К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.
Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.
Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.
Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.
Праздники
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.
Еда
Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо - это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо - все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон - бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.
Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном - небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:
- Рис выступает основным гарниром;
- К жирной пище обязательно подаются зелень и овощи, что способствует лучшему пищеварению;
- Большинство салатов является основными блюдами;
- Сыр редко встречается на столе, его делают только горные жители;
- Из напитков киргизы пьют смесь бозо, которая готовится из забродившего проса;
- Творог здесь подают соленый, а супы делают на основе ячменя;
- В большом почете лепешка нан, которую готовят различными способами. Всего насчитывается сотня-другая вариантов - все зависит от района. Например, в одном хлеб пекут в тандыре, где-то пользуются углями, а иногда в ход идет масло (такую лепешку называют боорсок);
- Из сладостей чаще всего едят щербет, чак-чак, халву и баклаву;
- Как и у других кочевников, важным напитком здесь считается кумыс.
Культура
Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» - стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям - самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.
В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.
- Наиболее популярным остается комуз - трехструнная гитара небольшого размера.
- Кыяк - деревянный инструмент, являющийся аналогом скрипки. По форме напоминает ковш, причем его нижняя часть обтягивается кожей верблюда.
- Чор - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. Рождает глубокие и гнусавые звуки.
Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.
Фольклор
Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.
Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен - в нем более миллиона строк.
Внешность
Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.
Одежда
Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан - красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто - чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды.
У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые - с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака - элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз - длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.
Жилище
До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников - юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.
Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто - маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта - скорее прихоть и показатель статуса.
Характер
Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово - для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна.
Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые - все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета.
Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному - мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.
Религия
Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей - мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население.
Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.
Продолжительность жизни
Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы.
Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.
Численность
На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.
В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.
Киргизы заслуживают большого уважения - в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.