Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии
Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.
Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых.
Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).
В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста, политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам.
Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, т.е. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.
перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 г. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 г. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье.
Онтология . Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют».
Социальная философия . Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. Если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им.
Итак, Возрождение – это эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве.
Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Они призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, т.е. быть свободным.
Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины.
Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики.
Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств.
В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса – это эпоха начала перехода от господства веры к господству разума.
Контрольные вопросы
1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса ?
2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы?
3. Раскройте этическое учение М. Монтеня.
4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом?
5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера.
6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина.
7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме?
9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь».
10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»?
11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли?
12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения?
13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому?
14. Что такое пантеизм?
15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Вариант №11
Вопрос: Дайте характеристику социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора или Т. Кампанеллы)?
Вопрос: Каков взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия?
1 Вопрос: Дайте характеристику социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора или Т. Кампанеллы)?
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрож-дение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление веду-щих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не рес-таврацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвра-титься в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой прихо-дится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой Культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно Эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, Потому, что она является мостом к системе общественных отношений и Культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо-мики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отно-шения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и Гуманизма.
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, де-ятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог, а человек. Бог-начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дат миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не моя ли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы" Основная ставка делается не на помощь Божию - «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Важным элементом мировоззрения является также куль творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценили невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания - размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек - это телесное существо. И тело - это не «о вы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Кра-соты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.
Философские учения утопия возрождения
Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не оставалось от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.
Самое большее, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека.
а) Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516г. под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии", поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.
На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. Общество разделено на семьи, но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.
Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: "Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни". Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим "духовным удовольствием".
Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.
б) Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его "Государстве".
В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV - XV ] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Т.Мор написал книгу «Утопия» и разработал модель идеального государства, в котором нет частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, 6-ти часовой рабочий день, избираются должности и верят в Бога, все грязные работы выполняют рабы. Т. Кампанелла написал книгу «Город самца», где обосновал идеи социальной справедливости в государстве - большое внимание должно уделяться воспитанию и образованию детей, для эффективного управления правитель избирается пожизненно.
Томас Мор (1478-1535) - политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529г.), историк и философ эпохи Возрождения. Томаса Мора считают родоначальником утопического социализма Нового времени. Основные произведения: «История Ричарда Ш», «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» (1516г.), сокращенно «Утопия».
Мор – один из представителей гуманизма. В сознании Мора древнегреческая философия уживалась с философией отцов церкви. В основе социально-философских рассуждений Мора лежат отношения между людьми, а не отношения между человеком и Богом. Несмотря на религиозность, Мор в своей «Утопии» пытался выработать мирские представления о возможности рационального переустройства общества.
«Утопия» писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия и новые земли были у всех на уме. Мор воспользовался этими веяниями и представил свое политическое сочинение в форме рассказа о странствиях некоего Рафаила Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия. Названия и имена собственные в произведении Мора в переводе с греческого звучат иронично: Утопия - «место, которого нет», столица Аморот – город-призрак, река Анадрис – река без воды, князь Адемос – государь без народа, имя Гитлодей означает пустомеля. Этими названиями Мор подчеркивает фантастический характер «наилучшего» идеального государства, расположенного на острове Утопии.
Главная идея нового общества у Мора - отсутствие частной собственности. Следуя греческому философу Платону, Мор утверждал, что собственность разобщает людей, а общность имущества объединяет их. В идеальном государстве Мора нет социального неравенства, все одинаково трудятся шесть часов в день, остальное время посвящают семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии» разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности. Мор считает, что производить важнее, чем потреблять, и ратует за уравнительный подход везде, даже в сфере быта: у всех одна и та же одежда, еда, развлечения и т.д. Подчеркивается значение духовности, духовных удовольствий. В целом, человек Мора нивелирован и почти полностью управляется государством с колыбели: оно определяет воспитание детей, брак, религию, досуг и т.д.
Вместе с тем, цель общества Утопии - свободное развитие граждан, прежде всего, развитие интеллектуальных и артистических способностей, и совершенствование знаний и умений человека. Мор анализирует греческую этику стоицизма, эпикуреизма и считает, что счастье не может быть в аскетизме, в «суровой и недоступной» добродетели. Счастье - в удовольствии творчества, познании, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки. В Утопии есть рабы из числа преступников, поставленных обществом на тяжелые работы. Мор считал, что рабы необходимы как отрицательный пример для подрастающих поколений.
Политический строй Утопии демократичен. Все должностные лица - выборные - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса (князя), который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, однако может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящие из самых старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Их функции - обеспечение соблюдения законов и организация общественных работ, а также надзор за ними, т.е. исполнительная власть, включая судебную. Но важнейшие вопросы - продолжительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение - решаются народным собранием.
При сравнении Мора с Платоном бросается в глаза то, что Мор отверг кастовость общества. Он ввел требование всеобщего производительного труда . Общественный идеал Мора связан с демократией. Коллективизм и отсутствие собственности у утопийцев напоминает жизнь платоновских стражей. Но Мор не только сохраняет семью, но и делает ее главной ячейкой общества. В семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали, внебрачные связи и прелюбодеяния наказываются.
Томас Мор в своей Утопии сделал важный шаг вперед от идей общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого, от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде городов или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти, в утверждении основ разумного социального строя. Он красноречиво показал бедствия народных масс, гибельные последствия для них экспроприации крестьянства, превращения пашен в пастбища и т.д. Мор был первым в истории критиком капитализма. Он проявлял заботу о наемных рабочих, считал частную собственность источником всех зол. Мор оказал большое влияние на последующих представителей социалистической мысли.
Томазо Кампанелла (1568-1639) родился в Калабрии (Италия) в семье сапожника. Тяга к знанию и незаурядные способности направили его в Доминиканский орден. Обширные познания и стремление к самостоятельному мышлению вызвали неизбежные столкновения с косным окружением. Он был обвинен в ереси, арестован за участие в заговоре против испанского владычества, подвергнут жесточайшей 36-часовой пытке, и 27 лет провел в тюрьме. В эти годы он создал ряд сочинений, в том числе утопию «Город Солнца».
Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основан на общей собственности и общем труде. Томазо Кампанелла рассматривал его как политическую программу. В отличие от Т. Мора он был убежден в необходимости и возможности реального установления справедливого общества. «Город Солнца» возник из Калабрийского заговора против испанского владычества. Он отразил веру Кампанеллы в «естественный круговорот вещей», в космическую объективную закономерность и ожидание возврата к «невинному естественному состоянию человечества».
Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. «Во всем христианском мире, - писал он в «Испанской монархии», - обнаруживается это заблуждении, что одни – бедняки, а другие богачи…И сегодня мы видим, что у одного есть сто тысяч скуди дохода, а у тысячи нет и трех скуди на одного». Богатство и бедность, власть денег приводят к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности: «Каждый обращает любовь свою на деньги, а из этого произошло мошенничество; и люди часто продают и перепродают свою веру, видя, что деньги пользуются поклонением и имеют власть над всем, и подчинили корысти науку и религиозную проповедь, и забросили земледелие и ремесла, став рабами денег и богачей».
Господство в обществе неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм. Воплощением этого порока Кампанелла считал макиавеллизм. В «Политических афоризмах» он высказал мысль о том, что государственная необходимость – это понятие, придуманное тиранами. Они считают, что для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон, и имеют в виду личное благо того, кто правит.
Утопия «Город Солнца» направлена против частной собственности и социального неравенства, против тирании государей и раздоров. В «Городе Солнца» существует общность имущества, в том числе и личного, выражающая примитивно-уравнительские тенденции крестьянско-плебейских движений средневековья. Она сочетается с сохранением разделения умственного и физического труда. Большинство членов общества занимается физическим трудом, а функции организации производства, научного и политического руководства переданы в руки особой касты ученых-жрецов. Наука и религия сливаются в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан принадлежит своеобразной духовной иерархии. Во главе общины стоит духовный правитель, он же первосвященник, именующийся «Солнце» или «Метафизик». При нем имеются три соправителя (Мощь, Мудрость и Любовь), ведающие вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением, воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Эти правители избирают – а по существу, назначают – всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается особым советом.
Ликвидация частной собственности соединена в «Городе Солнца» с упразднением моногамной семьи. У жителей города – соляриев – «жены общи и в деле услужения и в отношении ложа». Семья, по мнению Кампанеллы, ведет к возникновению частной собственности и социального неравенства: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Общность жен, согласно его учению, должна была также служить государственному контролю за деторождением. Поскольку «производство потомства имеет в виду интересы государства...».
Утопия Кампанеллы явилась выражением плебейской оппозиции формам классового гнета в эпоху первоначального накопления капитала. В ней нашли свое выражение и сила протеста против несправедливости и неравенства, и мечта о совершенном общественном строе, и одновременно – слабость и бессилие угнетенных масс. Социальной природой программы Кампанеллы определилась и ее практическая неосуществимость: ни калабрийский заговор, ни попытка провести реформы сверху руками просвещенных государей или с помощью церковной иерархии не увенчались успехом. Так иезуиты во время своего господства в Парагвае (1688-1768) пытались создать такой «Город солнца». Но при всей ограниченности коммунистического идеала «Города Солнца» несомненным достоянием последующих столетий оказались прозрения Кампанеллы о роли науки в жизни человеческого общества, о просвещении народа, о прекращении войн и раздоров, об упразднении эксплуатации, о справедливом и разумном общественном устройстве.
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет Мировой Политики
Социальная утопия эпохи Возрождения.
Т.Мор и Т.Кампанелла
Студента I курса
Дубатова Ильи Владимировича
Москва, 2006
Введение
Я обратился к данной теме в своем реферате, потому что тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого совершенного (на взгляд автора) государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно является заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, написавших «Утопию» и «Город Солнца», которые сделали имена своих авторов бессмертными.
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины – люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями, как хотели, могли казнить любого. Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые их окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.
Несмотря на невозможность создания таких обществ, в книгах Мора и Кампанеллы присутствует ряд идей, которые были довольно прогрессивными для их времени и которые (пусть и не все) реализованы в современном мире. Для более конкретных выводов необходимо обратиться к произведениям, ставшим темой данного реферата, и проанализировать их.
Томас Мор: «Утопия»
«Книга, столь же полезная, сколь и забавная»
Томас Мор был канцлером у одного из самых жестоких из английских королей – Генриха 8 . Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. В то же время, багаж накопленных обществом к тому времени политологических знаний был настолько мал, что вряд ли даже столь выдающийся человек мог предложить работающую модель общественного строя. В то же время Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным.
Вообще-то
книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о
наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Само слово
«Утопия» переводится с латыни как «место, которого нет и не может быть» , что наводит на мысль о том, что и сам автор не верил в возможность
осуществления того, о чем он пишет. Это, однако, не мешало советским
исследователям называть Мора чуть ли не
первым коммунистом.
Попытки
изобретения идеального общественного устройства были и до Мора. В частности, в
трактате «Политика» Платона, который сам Мор хорошо знал и из которого
заимствовал многие идеи. «Достаточно внимательно прочитать
"Государство" Платона и "Утопию" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько
велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения
и принципы устройства идеального государства у одного и другого мыслителя, но
порой даже и словесные выражения.
Современные исследователи и комментаторы вскрывают целые пласты "платонизма"
в "Утопии".» .
Книга написана
в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Якобы некий
мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное
устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим.
«Правда, в отличие от «Государства» Платона, у Мора мы не встретим той раскаленной
атмосферы диалектического спора, которым насыщено "Государство". Это
диалог не спорящих, это диалог, напоминающий скорее атмосферу школьного урока:
один из участников больше спрашивает, другой - отвечает и рассказывает.» .
Да и как тут спорить, когда мифический остров видел лишь один из персонажей
романа.
Рабы при всеобщем равенстве
Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм , и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, "повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице" ) и бесчеловечную практику огораживаний ("овцы пожирают людей" ). В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: "жалкая бедность", на другой "дерзкая роскошь" .
Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом.
Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.
Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области» .
Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями» . Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.
Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.
Утопия и религия
Как видим, практически то же самое было и в сталинских лагерях. Не государство для людей, а люди для государства. Неужели тов. Мор хотел предложить нам сталинскую диктатуру? Не совсем. Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.
Дело в том,
что сам Мор был идейным католиком (да так, что поплатился за
это жизнью). Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел
свободу вероисповедания. Правда, публичная агитация против религии запрещена.
Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.
Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином" .
Как мы видим, во многих сферах жизни общества свобода достаточно ограничена, идет «уравниловка» людей, что, в отличие от вымысла, в реальной жизни никогда не сказывается на обществе положительно (в этом можно легко убедиться на конкретном примере, достаточно вспомнить быт простых советских граждан и то, насколько счастлив они были, особенно крестьяне).
Власть равных над равными
Всем нам хорошо знакомы слова утопической речи Иешуа Га-Ноцри из романа Михаила
Афанасиевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…настанет день, когда ни власти
кесарей, ни чьей-либо другой власти, ибо всякая власть является насилием над
людьми…» Но в государстве, как мы знаем, не может не быть власти, иначе оно
превращается в анархию. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек,
распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении.
Как Мор
предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется,
у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут
отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются
на народном вече.
Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.
На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.
Семья как базовая ячейка общества
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.
Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать, правда, позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.
Утопия и экономика
Социалисты-теоретики особо хвалили Мора за отсутствие на Утопии частной собственности. По словам самого Мора, "повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо" . И вообще, "для общественного благополучия имеется единственный путь - объявить во всем равенство" .
Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.
Винтики системы
Реализована в Утопии и идея железного занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира.
Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.
Разделения
труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако,
полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н.
«симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни
меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать
больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого
человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной
индивидуальных различий.
«Не упустим еще одно замечание Рафаэля Гитлодея, высказанное как бы
между прочим: "... Я определенно полагаю, - говорит он об утопийцах, - что
умом мы их превосходим, однако усердием и рвением своим они оставляют нас
далеко позади себя" .
Общественные отношения утопийцев являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. "Во главе хозяйства... стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту - старшим" . Т.е. равенства на самом деле нет! Младшие не равны старшим, мужчины – женщинам. Интересно.
Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно расписаны условия "поездок утопийцев". Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. "Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета" .
Миролюбивые вояки
Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" . Кроме того, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно" .
Изучив эти
причины войны, можно сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока
не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо повод всегда найдется.
Более того, Утопия, по сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные,
не идейные государства ведут войну, когда им это выгодно, то утопийцы – всегда,
если на это есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда
«какой-то народ угнетается тиранией», они по идейным соображениям не могут.
Томмазо Кампанелла: «Город Солнца»
Мечты узника
Кампанелла - итальянский священник, замышлявший освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. Он был раскрыт и брошен в тюрьму, где провел 27 лет, занимаясь писательской деятельностью. Один из его трудов, «Город Солнца» обессмертил имя своего автора.
«Город Солнца» был написан через сто лет после «Утопии» Томаса Мора, в один год с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Само собой, Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» довольно отчетливо.
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев».
Еще раз напомню, что жизнь в то время у Томазо и его народа была не сахар. Грязь, эксплуатация, нищета, неравенство, глупость и необразованность широких масс.
За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым?
Осмыслив
окружавшую его действительность, он пришел только к одному
выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше,
его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между
собой.
Подробности реализации этой идеи Томазо тщательно прорабатывает и описывает в
своей социальной утопии под названием «Город Солнца».
О литературных качествах произведения Кампанеллы даже во времена СССР отзывались весьма скептически. . Так, литературное оформление «Города Солнца» прямо называлось примитивным. Собственно, это неудивительно, если учесть низкую образованность человека нового времени. «В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены… бессодержательные реплики собеседника.»
В жанровом плане “Город Солнца” тоже не нов: рассказ путешественника о посещенной им идеальной стране.
Идеи социального равенства
Если учесть, что основной идеей каждого утописта было всеобщее равенство, то можно представить, как выносимо для них было расслоение общества того времени. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло.
В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин. Ведь уметь делать всё нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей: один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой – слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла собирает в одну кучу.
Жители города Солнца – марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными» .
К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания). Четырехчасового труда (интересно, что делать в оставшееся время?) оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Получается интересная вещь: вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше – почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? Ну уж нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства!
Кампанелла пишет: «Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».
Власть
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».
Таким образом,
власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора.
Это власть народных избранников, превратившаяся в СССР во власть узкой группы
людей.
Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил
власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована,
и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.
Возможно ли изменить менталитет?
Основная причина зла по Кампанелле – в людских пороках, прежде всего в
эгоизме, порождающем у одних желание жить за счет других. «Но когда мы
отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине».
Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается.
Другие причины
народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости
перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель
особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.
С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной
метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города.
Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший
попадётся.
C 10 лет начинается практическое
обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла
повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское
хозяйство.
В оставшееся
от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и
телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь.
Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда,
заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.
И у Мора, и у Кампанеллы, таким образом, идеалом представляется тоталитарные
общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством.
Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.
Анализ идей Мора и Кампанеллы
Томас Мор и Томмазо Кампанелла
По мнению советских исследователей творчества социалистов-утопистов, в те
времена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому их утопии
получались слегка фантастичными.
Естественно, в XVI-XVII веках
капитализм лишь набирал обороты, общество еще не было готово для перехода к
социализму. Не созрели предпосылки для этого перехода: ни производительные
силы, ни производственные отношения.
Главный
момент, за который социалисты критикуют Мора и Кампанеллу – это непонимание
невозможности мирного перехода к социализму, путем переговоров. Ведь Маркс был
первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для смены государственного
строя, поскольку правящие круги, естественно, власть просто так не отдадут.
Ошибкой Кампанеллы советские исследователи называли и чрезмерную регламентацию
быта каждого члена общества. . В СССР трудящимся все-таки не говорил,
чем им заниматься в свободное время.
Основными заслугами Кампанеллы и Мора коммунисты-исследователи считали отрицание частной собственности, эксплуатации (хотя у Мора сохранялось рабство) и введении всеобщего труда и равенства.
Идея всеобщего равенства
В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство нередко переходит всякие границы.
Так, у Мора люди представляют собой потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей почти никто не учитывает (исключение составляет вече).
Что даёт государство людям взамен свободы? Отсутствие заботы о завтрашнем дне, пропитание и образование. Не так уж и мало. Но готов ли человек потерять свою идентичность, стать ничем не примечательной серостью в обмен на сытую жизнь? Зачем, собственно, тогда жить? На благо своего общества? Чтобы растить детей, которые тоже станут вечными рабами, без каких-либо перспектив развития и возможности изменить свою жизнь.
Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией несправедливо. Но оно даёт людям свободу. Если человек намерен чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается вершин.
Те же, кто ничем не примечателен, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это серое большинство согласно на жизнь при утопии. Это возвышает их статус, не позволяет другим насмехаться над их ничтожностью и быть высокомерным.
Люди же
достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. Им не нужна
утопия. Но кому нужно мнение меньшинства, когда основная масса населения
страдает?!
В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет сказать,
что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе
не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей,
дети – родителей, младшие – старших.
Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. В каждый конкретный момент люди, стоящие у руля, уж никак не ниже по своему статусы, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.
Реализуемо ли полное равенство?
Отчасти да, равенство в значительной степени реализовано в ряде западных государств, неуклонно стремящихся к высокому статусу правового государства. Однако полное равенство, как мне кажется, существовать не может, хотя бы потому что каждый человек изначально будет различаться по своим личностным качествам. Абсолютов не существует, и это неоспоримый факт, а идея полного и абсолютного равенства не менее утопична, чем государства Мора и Кампанеллы. Но, тем не менее, к этому идеалу можно приблизиться, и это мы видим на примере ряда стран Западной Европы и Северной Америки, а так же некоторых стран Северо-Восточной Европы.
Это равенство прав и возможностей, чего вполне достаточно. Не хочешь быть эксплуатируемым – заработай денег и эксплуатируй за них других. Каждый равен каждому, но это равенство не внешнее (одинаковая одежда и распорядок дня у утопистов), не материальное (отсутствие денег и частной собственности), а равенство в правах.
В США права человека, имеющего миллионы, ничем не отличаются от прав нищего (вспомним хотя бы недавний арест знаменитого актера Тома Хэнкса, который был заключен в тюрьму на небольшой срок за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Закон беспристрастен по отношению к любому из них. Причем нищие находятся в привилегированном положении – они получают дотацию от государства (порядка 15-20 тысяч долларов в год), на которую можно безбедно жить, и, если захотеть, устроиться на работу и перейти из разряда бедного бездельника в богатого «эксплуататора». Богатые же платят большие налоги, на которые содержатся нищие. Не в этом ли высшее равенство?
На Западе
сегодня люди абсолютно равны в своих возможностях – кто хочет жить хорошо и
готов трудиться для достижения высокого положения общества, тот добивается его
(в отличие от Средневековой Европы или дореволюционной России, когда положение
человека в обществе зачастую было совершенно невозможно изменить, поскольку его
будущий статус определялся его рождением, было полное отсутствие социальной
мобильности).
У Мора и Кампанеллы же равенство принудительное. Люди не могут ни в чем отличиться
от себе подобных. В утопиях не только равенство прав и возможностей, но и
принудительное материальное равенство. И все это сочетается с тотальным
контролем и ограничением свобод. Этот контроль и нужен для поддержания
материального равенства: людям не дают выделиться, сделать больше, превзойти
себе подобных (став таким образом неравным). А ведь это естественное стремление,
заложенное в подсознании у каждого человека.
Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. «Единица – ноль, единица – вздор!»
Проблема социалистов-утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. В результате реализуется полное равенство, но это равенство несчастных людей.
Возможно ли счастье людей при утопии? Счастье от чего? От побед – так они совершаются всеми в равной степени. От отсутствия эксплуатации? Так при утопии она заменяется общественной эксплуатацией: человек вынужден всю жизнь работать, но не на капиталиста и не на себя, а на общество. Причем эта общественная эксплуатация еще страшнее, так как тут у человека нет возможности выхода.
Если, работая на капиталиста, можно уволиться, то от общества скрыться невозможно. Да и переезжать куда-либо запрещено.
Сложно назвать хотя бы одну свободу, которая соблюдается в Утопии (исключение составляет свобода совести). Нет свободы перемещения, нет свободы на выбор того, как жить. Человек, загнанный обществом в угол без права выбора, глубоко несчастен. У него нет никакой надежды на перемены. Он чувствует себя рабом, запертым в клетке. Люди, как и певчие птицы, не могут жить в клетке. Они хотят перемен. Но это невозможно.
Общество утопийцев – общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли.
Поэтому следует признать, что те модели развития общества, которые нам предложили господа Мор и Кампанелла, казались идеальными лишь в 16-17 веках. В дальнейшем, с возрастанием внимания к личности, они потеряли всякий смысл реализации, ибо если и строить общество будущего, то это должно быть общество индивидуальностей, общество сильных личностей, а не посредственностей.
Заключение
В своих книгах Мор и Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления о наилучшем государственном строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий Европы 16-17 вв.
Само собой, судить этих мыслителей нового времени мы не имеем права. Во-первых, мы не можем взглянуть на ситуацию того времени их глазами. Во-вторых, социальные познания в то время не были глубокими. Фактически, никаких знаний ни об обществе, ни о человеческой психологии тогда вообще не было. И мысли Мора и Кампанеллы – это лишь их гипотезы, видение идеала. Гипотезы спорные, но такова участь большей части любых гипотез.
Мор и Кампанелла предложили новый государственный строй, строй всеобщего равенства. Правда, подобные идеи существовали еще с античности (напрнапример Платон), Мор и Кампанелла же развили их и адаптировали к реалиям их времени.
Идеи Мора и Кампанеллы, были безусловно прогрессивны для своего времени, но они не учитывали одну важную деталь, без которых утопия - общество без будущего. Социалисты-утописты не учли психологию людей.
Дело в том, что любая утопия, делая людей принудительно равными, отрицает возможность сделать их счастливыми. Ведь счастливый человек – это чувствующий себя в чем-то лучшим, в чем-то превосходящим остальных. Он может быть богаче, умнее, красивее, добрее. Утописты же отрицают любую возможность для такого человека выделиться. Он должен одеваться как все, учиться как все, иметь ровно столько имущества, сколько и все остальные.
Но ведь
человек по своей природе стремится быть лучше других. Что делать?
Социалисты-утописты предлагали карать любое отклонение от заданной государством
нормы, параллельно пытаясь изменить менталитет человека. Сделать его
неамбициозным, послушным роботом, винтиком системы. Возможно ли это? Вероятно,
да. Но для этого нужно много времени и полный информационный вакуум – только государственная
пропаганда. Для этого нужен железный занавес, который бы огородил страну от
внешнего
мира, а ее жителей от возможности познать радость свободы. Но полностью изолировать
людей от внешнего мира невозможно. Всегда найдутся те, которые хоть краем глаза
эту самую свободу увидят. И загнать таких людей в рамки тоталитарного
подавления над индивидуальностью уже будет невозможно. И в конечном итоге
именно такие люди, ощутившие в себе силы делать то, что хотят они, а не государство
(в разумных рамках), обрушат всю систему. Весь государственный строй. Что и
произошло в СССР в 1990-91 (было ли это обоснованным шагом и достойны ли были
те люди полученной ими власти – это уже другой вопрос).
Какое же общество с полным правом можно назвать идеальным, учитывая достижения современной социологической мысли? Безусловно, это будет общество полного равенства. Но равенства в правах и возможностях. И это будет общество полной свободы. Свободы мысли и слова, действий и перемещений. Наиболее близко к описанному идеалу стоит современное западное общество (хотя, безусловно, в нем есть свои минусы). Ведь если общество действительно идеально, как может в нём не быть свободы, того самого блага, которое великий Пушкин считал наивысшиме люди полученной ими власти - это ностишенно невозможно изменить, поскольку?
Итак, как мы видим, социальные утопии, созданные авторами эпохи возрождения, хоть и казались идеальными в 16-17 веках, однако в наше время они считаются далекими от идеала. Причиной тому в корне измененное мировоззрение современного человека по отношению к людям того времени. Однако ряд идеалов Мора и Кампанеллы не устарели до сих пор и в достаточной степени реализованы в современном мире. Это прежде всего свобода совести, всеобщее право на образование, на отдых, выборность власти и многое другое. Нельзя не согласиться с тем, что взгляды Мора и Кампанеллы было очень прогрессивными для их времени и сыграли немаловажную роль в развитии философской и общественной мысли всех последующих эпох.
Список используемой литературы
1. Антология мировой политологической мысли. В 5 т. Т.1. – М.: Мысль, 2003
2. Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально-экономической
литературы, 1983.
3. История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 2001.
4. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 2005
5. Мор Т. Утопия. М., 1999
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Факультет Мировой Политики Социальная утопия эпохи Возрождения. Т.Мор и Т.Кампанелла Реферат Студента I курса Дубатова Ильи Владимир