Свято троицкий а свирского мужской монастырь. Свято-троицкий александра свирского мужской монастырь
С
вято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь произвел сильное впечатление.
Это православный мужской монастырь находится в Ленинградской области, в 21 км от города Лодейное Поле на берегу Рощинского озера.
Постов про этот монастырь будет два. Обитель состоит из двух отдельных монастырей — Троицкого и . Они стоят друг против друга всего на расстоянии 300 метров. Этот пост о Троицком (выше ссылка на Преображенский). Монастырь по прежнему принадлежит государству, но управляется РПЦ.
Автомобильная стоянка тут большая. За этой стеной целое древнее городище, впрочем сейчас сами все увидите...
С середины XVII века к монастырю был приписан Введено-Оятский монастырь.
"Представительство" женского монастыря)))
Кафе "Паломник"... кстати, выпечка тут просто закачаешься... очень вкусная.
Осенью 1918 года монастырь был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в г. Олонец.
В годы советской власти обитель использовали под Свирьлаг ГУЛАГА. Один из узников - знаменитый философ А.Ф. Лосев. Тут были детский и инвалидный дома.
Некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находится психиатрическая больница.
Восстановление обители началось в 1997 году. За мощными стенами бывшего братского корпуса до сих пор расположена психиатрическая больница.
Старая Слобода.
А это второе "городище" Преображенского монастыря или "Новая Слобода"))) о ней будет следующий пост.
Вид на Рощинское озеро.
Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Вскоре у Александра Свирского появились ученики.
Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.
На 23-м году поселения преподобного в пустыни произошло событие, навсегда вошедшее в анналы церковной истории. Александра Свирского посетила Божественная Троица. В храме явился большой свет, и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: "Возлюбленный, яко же видишь в Трех Лицах Глаголющего с тобой, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы" .
Троицкий собор (XVII век).
Тут можно снимать любое историческое кино... даже декорации не надо делать, все как в средние века, даже проводов нет электрических.
Покровская церковь с трапезной (XVI век)
Трёхшатровая звонница (XVII век).
Все реставрируется достаточно активно, часть монастыря в лесах.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - самая старая постройка монастыря. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III.
Зашел внутрь... тут еще идут работы по восстановлению.
Как я понял этот храм еще на реставрации... иконостас уже стоит, но иконы свои места еще не заняли.
В 2012 году по благославлению Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава был создан Праздничный архиерейский хор. Он состоит из выпускников высших музыкальных заведений стран СНГ. Среди исполняемых сочинений: древние византийские песнопения и знаменные распевы, литургическая музыка XIX-XX веков, русские, украинские и белорусские народные песни.
А как монахи тут поют... повезло застать пение, но снял только самую концовку, не смог удержаться. Снял тайно, от живота)))
Вид из окна.
Место подвигов...
За год до своей кончины преподобный призвал к себе всю братию и назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них в игумены. Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет от рождения, и согласно предсмертному его завещанию был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.
По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, а именно в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом. Когда копали ров для восточной стороны церкви, лопата одного из монахов неожиданно ударилась о крышку гроба. О находке доложили игумену, и он, собрав всю братию, поспешил осмотреть гроб. Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как вдруг по воздуху разлилось благоухание; одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, и из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Игумен тотчас же велел сделать новый гроб и после переложения в него святых мощей перенес их в храм Святого Николая.
Вскоре игумен послал монахов с донесением об этом событии митрополиту Новгородскому Афонию, а тот в свою очередь сообщил известие царю Михаилу Федоровичу. В 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.
После революции мощи были вывезены большевиками в Лодейное Поле, после чего в 1919 г. рака с мощами была отправлена в Петроград. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях, подлинные же останки прп. Александра были переданы в ведение Наркомздрава.
По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии ВМА, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в обширных каталогах музея. Такое положение "экспоната" в подобном музее было явлением исключительным, и сделано это было явно для сокрытия мощей. Вероятно, тут действовала не только злая воля большевистского руководства, но и добрая воля завкафедрой В.Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником".
И лишь в декабре 1997 г. мощи были возвращены. После этого началась долгая процедура освидетельствования. Первое, что сразу же отмели ученые, - это версию об искусственной мумификации тела. Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА. Объем этого исследования занял 45 страниц машинописного текста, а общий его вывод гласит - обследуемое тело, без сомнения, является мощами св. Александра Свирского. Но хранятся они в соседнем монастыре Преображенском, о нем будет следующий пост с фото мощей которые мироточат.
И даже под зданием походить можно...
Вход в Троицкий собор...
Внутри снимать разрешено. Был удивлен...
Здесь не ведется широкомасштабная социальная работа, не проходят лекции известных людей, да и священники служат самые обыкновенные. Приход как приход… Но нет, жизнь на Христорождественском подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря бьет ключом, и почти каждому - от управляющего до прихожанина - есть что рассказать о себе и своем участии в жизни общины.
Раньше настоятелем здесь был . Теперь решил взять настоятельство в свои руки - мы собираемся строить на подворье новый храм, братский корпус. И все важные вопросы решает теперь он. Ну а менее крупные бытовые проблемы решаю я. Нельзя же, например, епископа отвлекать по поводу закупки продуктов. Работы хватает - это и организация уборки внешней территории и храма, жизни трудников, решение других текущих вопросов.
Отец Кирилл коренной петербуржец. Учился в семинарии на заочном отделении. Долго помогал в храме Ильи Пророка на Пороховых и в храме при хосписе на Светлановском проспекте, где, говорит, его прекрасно помнят.
Мысль принять монашество родилась давно, и как только появилась такая возможность - перестали держать разного рода обстоятельства - принял постриг. Рукополагали меня здесь, на подворье. Но служить сюда я приехал недавно - два месяца назад. Конечно, здесь уже сложился и коллектив сотрудников, и хороший профессиональный хор. Многие прихожане здесь давно, с самого начала существования подворья. Но, как мне кажется, за прежними настоятелями тоже ушли довольно многие.
Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (Дячина):
Христорождественский храм в Невском районе Санкт-Петербурга является подворьем Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, и, соответственно статусу, его должен возглавлять священнослужитель в монашеском чине. Будучи священноархимандритом обители преподобного Александра, я управляю и монастырским подворьем. Хорошо знаю его нужды и проблемы. Хозяйственная и иная деятельность любого монастырского подворья - особенная, уникальная. Наше подворье несет на себе часть нагрузки епархиального управления: многим священникам не очень удобно ехать для решения тех или иных вопросов в Тихвин, за многие километры от Санкт-Петербурга. Здание под епархиальное управление, переданное нам в собственность губернатором Александром Дрозденко и правительством Ленинградской области в день празднования 500-летия Успенского собора Тихвинского Богородичного монастыря в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла, сейчас находится на стадии ремонта и реставрации. Поэтому временное функционирование подворья еще и как административного центра епархии весьма удобно. Здесь располагается уникальный пещерный храм во имя преподобного Александра, игумена Свирского, канцелярия епархии, приемная, бухгалтерия, монастырская лавка и епархиальный склад. Главе епархии - епископу, гораздо легче общаться с представителями государственной власти, различными организациями. Пока что большинство прошений за моей подписью в различные инстанции были удовлетворены; не все, но большинство. Особенно это актуально теперь, когда планируется строительство нового храма и братских корпусов. Проект готов и ждет своего утверждения. Надеемся, что новый храм станет духовной поддержкой для жителей района, тем святым местом, которое будет объединять православных христиан в общей молитве и таинствах. По вместительности он не будет уступать действующему храму, который на большие праздники полностью заполняется прихожанами. Когда подворье только открывалось, необходимо было помещение, прежде всего для молитвы тех верующих, кто проживал поблизости. В тот промежуток времени это был единственный православный храм в Весёлом Посёлке. Храм необходим и всем тем, кто не может по каким-то причинам приехать в обитель преподобного Александра. Богослужения на нашем подворье совершаются ежедневно, по монастырскому уставу, и охватывают собой весь суточный круг - это вечерня с утреней, часы, Литургия, а также совершаются требы: молебны, панихиды и Таинство Крещения. Каждый день дежурный священник принимает исповедь, проводит огласительные и подготовительные беседы, отвечает на различные вопросы приходящих людей. Литургия на подворье длится дольше, чем в приходских храмах, на вечернем богослужении прочитываются все кафизмы, стихиры и иные богослужебные тексты. Молитва - это главное наше делание. Послушания, труды, любые дела начинаются с нее и ею заканчиваются. Питаясь духовной пищей, мы не забываем и о поддержании физических сил - у нас замечательная трапезная, прекрасный повар. Уборка, ремонтные работы, содержание территории в чистоте и порядке, благоустройство храма - всё это осуществляется силами братии, трудников и неравнодушных прихожан. Сейчас нам не хватает необходимых построек для полноценной хозяйственной жизни подворья. Вместе с новым храмом мы собираемся возвести и жилые корпуса, хозяйственные и рабочие постройки: насельники монастыря периодически приезжают в Санкт-Петербург - это и студенты Духовных школ, и те, кто нуждается в необходимом лечении и врачебном надзоре. Подворье - первая ступень для желающих отказаться от суеты мира и посвятить свою жизнь Богу. Это место прохождения необходимого искуса, где человек в качестве трудника сначала испытывает себя и свои силы в труде, послушании настоятелю и братии, в соблюдении монастырского устава. В моем понимании, любое подворье должно быть по внутреннему и внешнему своему устроению настоящим монастырем. Наше же призвание заключается в том, чтобы привести человека к Богу, познакомить его с уникальным для современного мира монашеским духом, укладом, особым опытом молитвы, уставом и традициями. К этому мы всеми силами и стремимся. Слава Господу, к нам приходят именно те люди, которые осознанно выбирают для себя трудный, но приносящий множество добрых плодов монашеский путь.МОРЯК НАЕДИНЕ С СОБОЙ
До того, как связать свою жизнь с Церковью, Игорь Литовко, коренной петербуржец, работал на флоте и со службы ушел офицером запаса ВМФ. Долгие рейсы, отсутствие суеты, мирских забот способствовали размышлениям о мироздании и своем месте в нем. После ухода Игоря с этой работы и рождения детей начался постепенный, осознанный путь к Богу. «Дети меняют нас, мы становимся добрее, чувствительнее к ближним, душа раскрывается», - замечает он.
Свое служение в Церкви Игорь начал в 2000 году в храме святого Иоасафа Белгородского в поселке Парголово. Так сложилось, что супруга отца Игоря, матушка Ольга, уже трудилась на этом приходе в качестве регента церковного хора, а настоятелю протоиерею Виктору Сорокину требовались помощники, ведь шло строительство храма, - и будущий священник включился в приходскую жизнь. Большую помощь в духовном становлении семьи отца Игоря оказал ныне покойный священник Николай Мочалкин. Этот удивительный человек и настоящий духовник благословил будущего отца Игоря окончить Леушинские курсы церковного чтения, а затем и епархиальные курсы. (Матушка Ольга в те же годы закончила факультет философии и богословия РХГА.)
Затем будущий священник стал алтарником и чтецом в храме Илии Пророка на Пороховых. Подвизался он в качестве чтеца и в приписном храме в хосписе на Светлановском проспекте. Его старший сын Константин, учась в СПбГУ, помогал папе в алтаре, а младшая дочь Ксения вместе с мамой пела на клиросе. Видя как вся семья любит богослужение, отец Николай благословил Игоря готовиться к поступлению в Санкт-Петербургскую семинарию, рукоположению и служению на монастырском подворье.
Сейчас ведет катехизаторскую работу с крещеными в детстве, но далекими от Церкви людьми.
У них самих рождаются дети, они хотят их покрестить или, наоборот, их кто-то просит стать крестными. Это чудо! Благодаря малышам появляется возможность еще раз, спустя годы, услышать Слово Божие, причаститься, получить ответы на духовные вопросы. Приходится объяснять им самые основы христианства, но делать это так, чтобы они вновь не отдалились от Церкви, лишив себя Причастия на 10–15 лет, как в притче о блудном сыне.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ
Служит в храме четыре года. Сам он родом из Калмыкии, после школы учился в автодорожном и кулинарном техникумах. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан благословил его на учебу в Московской духовной академии. И он поступил туда в 2005 году - тогда как раз был крупный недобор студентов в Петербургских духовных школах. Петербуржцы попросили москвичей, у которых традиционно высокий конкурс, прислать им 20 студентов - восполнить недостаток учащихся. Максим оказался в их числе. Так началась петербургская страница его жизни. В Петербурге он служил чтецом в Князь-Владимирском соборе, там же занимался воскресной школой и молодежными группами. Поэтому на подворье ему доверили те же обязанности.
Воскресная школа у нас находится при расположенной неподалеку гимназии Александра Невского, и преподаю в ней не только я, но и другие священники. А вот молодежное служение - это именно моя прерогатива. Мы стараемсясобираться раз в неделю, обсуждать актуальные вопросы.
В ПЕРВЫХ РЯДАХ
Родился на Украине в верующей семье, был крещен в младенчестве в храме Покрова Пресвятой Богородицы, воспитывался в христианской вере, за что очень благодарен родителям. В младших классах, вспоминает диакон, с ним случился такой инцидент:
Я пел в церковном хоре, а один учитель узнал об этом и сказал директору. Та решила привлечь к ответственности моих родителей. В дневнике у меня написали, что ждут родителей в школу, но за какую провинность, указано не было. Когда мама пришла в школу, долго беседовала с директором и, уходя от нее, сказала: «Вы и других не трогайте. Придет время, и вы в первых рядах будете в храме стоять». Так в итоге и получилось. Многие люди, гнавшие Церковь, потом оказывались в храме.
Отец Сергий рассказывает, что его родители всегда хотели, чтобы сын стал не начальником или дельцом, а служителем перед Престолом Божиим. При этом сами они были рабочими: мать - мастером по строительству, а отец - мастером по столярным изделиям.
С самого раннего возраста родители отца Сергия приучали его к церковной жизни.
Много детских воспоминаний связано с приходским храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Он находился в нашем городе. По воскресеньям мы ездили туда всей семьей на автобусе, а вот на Пасху было сложнее: власти отменяли в этот день все рейсы, и до церкви можно было добраться только пешком. Но мы на каждую Пасху ходили: мать собирала яйца и пасху, и мы шли по опустевшим ночным улицам на праздничную службу. Храм был полон, верующие стояли даже на улице! И какая радость: ночь помолились, шли обратно, со слезами приветствуя друг друга «Христос Воскресе!» - «Воистину воскресе!»
СОЮЗ КИРПИЧА И ВОДЫ
На каждый праздник интерьеры храма украшены живыми цветами. Это во многом заслуга флориста Ларисы Задерновской, давней прихожанки. В подсобных помещениях подворья специально для её работы выделена комнатка.
Как-то в храм пришел молодой человек и обратился к настоятелю с предложением украсить службу цветами за небольшую плату, - вспоминает Лариса Задерновская. - «Батюшка, - говорим мы, - так за небольшую плату мы и сами можем справиться».
Раньше Лариса работала парикмахером, приходилось ей делать и прически с живыми цветами. Но на этом, наверное, соприкосновение с флористикой у Ларисы заканчивалось. Однако талант художника проявится в любой сфере, поэтому освоить самостоятельно новое направление ей было не очень сложно. Ларисе удалось попасть на учебные курсы к известному флористу Галине Кондратьевой, украшавшей даже кремлевские мероприятия. Занималась она и у петербургских мастеров. В общем, сейчас работы Ларисы украшают каждое крупное богослужение. Прихожанки с удовольствием ей помогают.
В КРУГУ ЕДОКОВ
На подворье неожиданно вкусно кормят. Скорее всего, дело в том, что поваром здесь работает настоящий профессионал. Марина Мельникова трудилась в ресторане, пока хозяева не решили закрыть заведение. Нужно было искать новую работу.
Не то чтобы я боялась идти на новое место. Но снова привыкать к другому коллективу довольно трудно. Сюда попала сначала как посетительница курсов помощи созависимым. И там я как-то услышала, что настоятель, тогда им был отец Сергий Лявда, просит помощи: нужен повар. И я согласилась.
Марина Мельникова рассказывает, что привыкать к новому меню было непросто. Если в ресторане каждый день мясные блюда, то здесь нужно было переключиться на рыбу. Еще одна особенность - «постоянные посетители». В ресторане люди приходят и уходят, а здесь изо дня в день круг сотрапезников один и тот же. Приходится проявлять больше фантазии, чтобы блюда не приедались.
Марине в приготовлении обедов помогают другие прихожанки. Есть у нее и сменщица, она готовит по понедельникам и вторникам. А вот бывать на богослужениях Марине Мельниковой почти не приходится, ведь к концу Литургии нужно уже накрыть стол. Из ситуации выходят следующим образом: на кухне в уголке стоит небольшой магнитофончик, транслирующий богослужение прямо сюда.
ПОКА ЛЬЮТСЯ СЛЕЗЫ
К кому зачастую обращается первым делом человек, пришедший в храм? Правильно, к работникам церковной лавки. Им задают вопросы, им первым несут свои радости и горести. Чаще - горести. Всю жизнь Алла Тупицына работала в начальной школе. Очень любила свою работу, но, как говорит, со временем пришло чувство, что, наверное, уже хватит. Почти сразу она пришла в храм. Сначала помогала в уборке, а потом настоятель сказал: «Ну, надо наконец-то и серьезным делом заняться». С тех пор она в лавке, принимает и отпускает товар.
Долгое время я о духовной стороне жизни не задумывалась вовсе, - вспоминает Алла. - Но как-то раз с мамой мы пошли в Лавру купить подарок моему младшему брату. Почему-то нам казалось, что Библия - это то, что ему сейчас нужно. Мама ушла в собор, а я остановилась у большого Распятия сразу после входа. И потекли слезы. Просто потекли, и всё. В храм я, конечно, еще долго не ходила, но все-таки этот случай пробудил меня к новой жизни.
По школе Алла Тупицына скучает до сих пор. Очень радуется, когда видит в лавке своих бывших учеников, самих ставших уже папами и мамами.
Но постоянных прихожан в их числе нет, - немного сокрушается она.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВСЁ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ
На Христорождественском подворье очень много работы, связанной с техническим обеспечением его жизни. Ответственный за это - Владимир Белов.
Кажется - что такого? На подворье работы должно быть немного, но на самом деле всё наоборот, - рассказывает он. - Постоянно нужно что-то ремонтировать, налаживать: газ, свет, сигнализация, эти бесконечные разъезды по инстанциям, согласования с чиновниками, много работы с документами.
По специальности Владимир - радиотехник. Но работал он много где и много кем, руководил даже собственной фирмой по продаже компьютерной техники.
Наверное, Господь специально вел меня сюда, на подворье. Вроде работаешь-работаешь, и должность нормальная, но контора разваливается. Раз работу поменял, другой… Сначала был прихожанином, потом меня попросили помочь, потом я попал в алтарь, и так, постепенно, стал заниматься тем, чем занимаюсь сейчас.
Владимир Белов говорит, что главная трудность в его работе - многозадачность. Часто эти задачи пересекаются, а то и вовсе противоречат друг другу.
«БОРОДА» И ДРУГИЕ ТРУДНИКИ
Есть на подворье совершенно особая категория работников - трудники. Их немного, на данный момент всего трое. Павел помогает в кухне. О себе он совсем ничего не рассказывает - даже откуда он родом. Это и понятно - обычно трудниками люди становятся не от хорошей жизни.
Он незаменимый помощник, - говорит повар Марина Мельникова. - Моет посуду, чистит овощи. Это очень большой объем работы.
Николай Корнеев занимается на подворье ремонтом всего, что так или иначе связано с электричеством: проводки, светильников, прожекторов. Для этого ему выделена отдельная мастерская за храмом. Вместе с Павлом Николай Николаевич проживает в монастырском доме на Октябрьской набережной - на подворье просто нет отдельных жилых помещений.
Еще один трудник, Александр Иванов, которому дали прозвище «Борода», живет в собственной квартире. Некоторое время назад он перенес инсульт и частично утратил работоспособность. Трудоустроиться инвалиду было некуда, и онпришел на подворье, помогает в столярной и слесарной мастерских, приглядывает за подворьевскими кошками и собаками.
Управляющий подворьем иеромонах Кирилл (Шведов) объясняет, что попасть трудником на подворье может не каждый. Нужно, во-первых, иметь при себе все документы, а во вторых - медицинские справки, что человек ничем опасным для окружающих, например туберкулезом, не болен. Кстати, чтобы поступить трудником в сам монастырь, часто нужно также пройти собеседование на подворье. И лишь когда управляющий даст добро - отправляться в монастырь. Но ведь не всегда можно с первого взгляда понять, действительно ли человек готов к монастырской жизни, или же нет:
Когда я жил еще в монастыре, к нам пришел человек, говорит: «Я после собеседования на подворье, вот моя одежда, мой мотоцикл, буду работать». Мы ему говорим: «Давай отдохни немного, присмотрись к нам, мы к тебе присмотримся».Дали ему денек отдохнуть. По-человечески отнеслись к человеку. А он уехал на следующее утро. Почему? А не понравилось, что мы его сразу же не впрягли. Вот так по-разному враг искушает.
Мое нынешнее 8 марта прошло в весьма интересных местах - к северо-востоку от Петербурга, в сторону Свири и Олонца. И главным пунктом дня безусловно стал Александро-Свирский монастырь . В сущности, цельных монастырских ансамблей с древнерусской архитектурой, чтоб сразу вам и собор, и трапезная со звонницей, и палат всяких, и башен со стенами (это уже в зависимости от комплектации) - не такое уж и необозримое количество. Даже можно подсчитать на досуге, и выйдет сильно меньше, чем было до 1917 года, что понятно. Самые северные из них - Соловецкий, Антониев-Сийский, Крестный на Кий-острове, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Спасо-Прилуцкий, Тихвинский Успенский, Зеленецкий. Ну и в десятку северных безусловно войдет Свирский, уникальный еще и тем, что тут на самом деле сразу два монастыря, два в одном.
Не уверен, что многие ясно себе представляют это место. Почему-то специальной литературы по Свирскому монастырю очень мало, не доводилось видеть архитектурных реконструкций и планов, не попадались за редким исключением даже беглые статьи по архитектуре его памятников. В затасканной на безрыбье книжке Гоголицыных по памятникам Ленинградской области и вовсе перепутаны фотографии, из-за чего совсем легко запутаться, где там и что. Официальный сайт монастыря расскажет вам о чем угодно, только не об архитектурном комплексе. Казалось бы, именно сайт и должен в первую очередь ориентировать паломников, куда бежать, чему поклоняться. Но даже плана, на котором были бы обозначены все постройки, там нет. Зато он есть на Соборах.ру, которым респект. Предлагаю по итогам поездки просто закрепить материал, дабы впредь не путаться.
Во-первых, не стоит искать монастырь в пунктах, созвучных ему по названию, типа Свирицы или Свирьстроя. Не найдете. Находится он в селе Старая Слобода , примерно в 20 км к северу от города Лодейное Поле, уже на правом (северном) берегу Свири, но сильно в стороне от реки, среди лесов и озер.
Как и история многих древних обителей, прошлое этой тоже связано с судьбой, смертью и прославлением одного подвижника, давшего монастырю и жизнь, и имя, и всю последующую славу. В данном случае это Александр Свирский (1448-1533) , живший долго и так с точки зрения церкви правильно, что однажды удостоился чудесного явления не кого-нибудь, а самой Святой Троицы. За это и был сразу выделен среди всех русских святых. Уже через 14 лет после смерти был канонизирован и тут же при Иване Грозном чуть ли не возглавил специально созданный пантеон собственных русских чудотворцев. Свирскому был посвящен один из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Это уже потом были обретены мощи, и оказалось, что они нетленны. О мощах стоит сказать особо. Это тоже практически уникальный пример в русском православии, когда тело сохранилось не в мумифицированном "иссушенном" виде (каковые можно наблюдать в киевских пещерах), а с сохранением объемности и плотности тканей. Мне это напомнило забальзамированное тело хирурга Пирогова, находящееся в склепе его усадьбы под Винницей, но там это результат бальзамирования и ухода, да и лежит Пирогов с 1881 года. А здесь и правда необъяснимое явление. Мощи Александра Свирского были сохранены в советское время в Военно-медицинской академии в Ленинграде и вновь вернулись в его монастырь.
Итак, монастырь основан на берегу Рощинского озера в 1485 пришедшим с Валаама преподобным Александром Свирским, быстро приобрел известность и покровительство московских великих князей и царей, особенно после канонизации Александра Свирского в 1547. Монастырь посещали Борис Годунов, Петр I, другие государи . В XIX в. монастырь называли «северной лаврой», ему подчинялись 27 монастырей и пустыней, одно время в нем жили святитель Игнатий Брянчанинов и первый оптинский старец Леонид. В 1918 монастырь был закрыт, настоятель расстрелян, здания использовали под тюрьму, дом инвалидов, психбольницу. Вновь открыт в 1997, проведена частичная реставрация. Уникальные по сохранности нетленные мощи Александра Свирского, обретенные в 1641, в 1997 возвращены в монастырь. Монастырь состоит из двух возникших одновременно комплексов, основного Троицкого и первоначально кладбищенского Преображенского, имеющих сейчас вид двух самостоятельных монастырей.
Эта единственная внятная схема двух ансамблей, которую удалось найти. Легенда местами ошибочна, с точки зрения датировок зданий.
Важно запомнить основное. Первым со стороны въезда в село вас встречает Троицкий монастырь.
Это основной и самый значительный с архитектурной точки зрения комплекс. На этом месте и возник когда-то монастырь, и были построены первые каменные здания. Здесь же в соборе сохранились ценные росписи начала 18 века. Второй, дальний, Преображенский монастырь
, архитектурно менее интересен, но ценен силой предания и реликвиями. Он вырос на месте, где стояла келья Александра Свирского и где ему же явилась Троица (там теперь часовня) и где потом стали хоронить монахов. Т.е. это изначально кладбищенское место. И именно там в соборе (в левом, северном приделе) находятся мощи святого. Но зато нет никаких росписей и почти никакой яркой архитектуры. Вот как-то так.
Начнем с Троицкого монастыря.
Троицкий комплекс
: первоначально пятиглавый (сейчас одна глава), четырехстолпный Троицкий собор
(1694-1698, заменил собор 1533, построен костромскими мастерами, в интерьере выдающиеся фрески
17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова, новый иконостас
); Покровская церковь с трапезной и звонницей
(около 1585, отреставрирована в 1969-1976, арх. А.Н. Милорадович); трехшатровая звонница
(1647-1674, отреставрирована с воссозданием первоначальных завершений в 1970-е, арх. А.Н. Милорадович); церковь Иоанна Дамаскина
(1716-1718); корпуса и стены кон.
XVII
в., с последующими перестройками.
Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.
В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.
Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница
. Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.
У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.
Второй здешний шедевр - звонница
, вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.
Троицкий собор
по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря
, сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.
От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина
начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.
Забавный столп, подпирающий свод галереи.
Внутри собора хорошие росписи
приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.
Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому
. Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен.
Преображенский комплекс
: двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор
(1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 - были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского
); Святые ворота
с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня
(1903-1904); корпуса и ограда
XIX
в.
Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.
Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому
.
Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор
. Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы
, южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского
тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского
.
С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.
На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.
Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.
Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.
Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....
Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.
Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.
И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...
Монастырь Александро Свирский монастырь Александро Свирский монастырь … Википедия
Основан на р. Свири (ныне Свирские Слободы Лодейнопольского р на Ленинградской обл.) ок. 1493 местным уроженцем крестьянином в монашестве Александром (Свирским). Первоначально существовал как его отшельническое поселение. В 1500 с приходом др.… … Советская историческая энциклопедия
Олонецкая еп., в окрестностях Олонца. Основан в к. XV в. прп. Александром Свирским. Он состоял из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на месте келий собравшихся некогда около прп. Александра братии, и Преображенского, построенного на месте… … Русская история
Содержание 1 Фамилия 1.1 А 1.2 Г 1.3 Я … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Свирский. Александр Свирский … Википедия
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ - (Амос; 1448, с. Мандера, Обонежская пятина Новгородской земли 30.08. 1533), прп. (пам. 30 авг. общецерковное празднование, 17 апр. местное празднование в день обретения мощей и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе… … Православная энциклопедия
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Собор Преображения Господня (1641 1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660 1668) Александрова Свирского Монастыря Собор Преображения Господня (1641 1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660 1668) Александрова Свирского Монастыря (С.… … Православная энциклопедия
Преподобный, основатель Александро Свирского монатыря; род. около 1448 г. в Обонежской пятине, в сел. Мандере, что на pеке Ояти, от благочестивых родителей Стефана и Вассы, преставился 30 августа 1533 года. Будучи обучен грамоте, он под влиянием… … Большая биографическая энциклопедия
Троицкий (Свято Троицкий) монастырь монастырь, посвящённый Святой Живоначальной Троице. Содержание 1 Беларусь 2 Латвия 3 Литва 4 … Википедия
Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря - Иродион (1 я пол. XVI в.) – игумен Александро Свирского Спасско Троицкого монастыря, автор Жития основателя монастыря Александра Свирского: «Месяца августа в 30 день. Житие и подвизи и еже отчасти чюдес исповедание преподобнаго и богоноснаго отца … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Книги
- Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь , Соловьева И., Серебрякова Е., Охотникова В.. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный святым избранником Божиим, Тайнозрителем Святой Троицы Преподобным Александром Свирским, на протяжениипяти веков был духовным и…
- Слово о человеке , Святитель Игнатий (Брянчанинов). Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) - выдающийся ученый, богослов, проповедник, подвижник, автор многочисленных духовных трудов. Он происходил из старинной дворянской…
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в местечке Старая Слобода, неподалеку от города Лодейное поле в Ленинградской области, Лодейнопольском районе.
Монастырь известен тем, что в нем хранятся мощи преподобного Александра Свирского .
Преподобный Александр Свирский
был канонизирован всего через 14 лет после своей смерти, такой почести удостоились лишь немногие русские святые.
После его канонизации остались еще в живых свидетели его праведных деяний и его ученики, поэтому Житие преподобного Александра Свирского
написано с большой достоверностью.
Этот монастырь — известнейшая и очень почитаемая национальная святыня и место, в которое стремится практически каждый православный христианин.
Монастырь Александра Свирского как доехать
Мы разведали как доехать до монастыря Александра Свирского на машине в рамках нашего .
Еще этот монастырь называют «Северной Лаврой».
Когда молодой Александр достиг зрелости, родители его захотели женить, но он жениться не хотел, а все мысли его были нацелены на то, чтобы уйти в монастырь. Александр ушел из дома и пошел на Валаам, по пути он встретил Валаамских иноков и долго беседовал с ними.
И вот, на пути к Валааму, на берегу Рощинского озера, после того, как он перешел через реку Свирь, Александр вдруг услышал таинственный голос, который сказал ему, что на этом месте предстоит ему создать обитель.
Преподобный дошел до Валаама и провел там 10 лет, но однажды во время молитвы, святой Александр услышал вдруг божественный голос, который направлял его для его же спасения на показанное ему прежде место, на юго-востоке, на берегу реки Свирь.
Таким образом, созданием своим монастырь обязан Преподобному Александру Свирскому.
Монастырь знаменит тем, что здесь Преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица.
За всю историю человечества, как свидетельствуют источники, Троичный Бог всего лишь дважды открывался человеку.
Первый раз это случилось со святым Авраамом у Мамврийского дуба и означало великое милосердие Божие к роду человеческому.
Второй же раз явление животворящей троицы случилось у нас, на земле русской со святым преподобным Александром Свирским.
На месте явления Святой троицы сейчас стоит часовня и можно взять песочек, который освящен местом явления Троицы.
Песочек специально насыпан здесь, чтобы люди могли забирать его и прикладывать к больным местам.
Известны многочисленные случаи исцеления с помощью песочка Александра Свирского
.
Песочек постоянно подсыпают и он становится святым на этом месте.
После кончины Александра Свирского, больные люди приходили к гробу, с верою припадали к нему и исцелялись от многих телесных недугов, таких как слепота, немота, параличи, бесплодие, бесноватость, наркомания и многих-многих других болезней.
Именно поэтому, монастырь знаменит нетленными мощами Преподобного Александра Свирского
.
В раке лежат нетленные мощи и видно, что это мощи чудесного, необычного, какого-то неземного человека.
Тело преподобного Александра Свирского
нетленно уже 500 лет.
У раки с мощами Преподобного Александра Свирского
совершались раньше и совершаются в наше время великие чудеса и исцеления даже от самых тяжелейших болезней.
Мощи Александра Свирского с виду напоминают живое тело очень старого человека.
Мощи благоухают, это благоухание вызвано мироточением – выделением из кожи благоухающей жидкости, которая называется миро и при испарении издает чудесный аромат.
Благоухание это разносится по храму, когда святые мощи открывают, а открывают их достаточно часто, по большим Церковным Праздникам, что совершенно не оказывает влияния на сохранность мощей.
Мощи Преподобного Александра Свирского были обретены 2 раза.
В первый раз нетленные мощи святого были обретены в 1641 году, тогда разбирали старую церковь над гробницей Александра Свирского. На этом месте собирались поставить новую, каменную церковь.
Когда вскрыли гроб, обнаружили, что, в совершенно целом гробе лежало совершенно нетленное тело в нетленных одеждах, а вокруг разлилось благоухание.
В 1918 чекисты, которых послали ликвидировать мощи, расстреляли защищавших святыню монахов и вскрыли раку с мощами, обнаружив все те же нетленные мощи, которые в конечном итоге перевезли в Петроград и поместили в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии.
В 1997 г. Александро-Свирский монастырь инициировал розыск мощей и, с Божьей помощью, в 1998 г. мощи были обретены во второй раз.
Особенностью этого монастыря XV в. является то, что имеет он две части – Преображенскую и Троицкую.
Их связывает недлинная дорога вдоль Рощинского озера.
Колодец, выкопанный Преподобным Александром Свирским, находится на территории Свято-Троицкого монастыря, неподалеку от входа в Свято-Преображенский монастырь. Над колодцем находится Надкладезная Водосвятная Часовня, где всякий желающий может с верой и молитвой благоговейно вкусить святой воды.
В Троицком соборе сохранилась роспись, выполненная в 1715 году. Утверждают, что фрески являются самообновляемыми и ни разу не реставрировались.