Симеон столпник житие. Преподобный симеон новый богослов
Родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. К этому первому своему послушанию он относился добросовестно и с любовью.
Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к опытному старцу.
Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать Евангельским путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии.
Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь.
Преподобный Симеон Столпник, Антиохийский
Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.
Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.
Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин.
Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа.
В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.
Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 40 локтей. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду.
В этом преподобный не сделал исключения даже для собственной матери, которой после долгих и безуспешных поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына.
Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью – и тогда мертвое лицо её просияло блаженной улыбкой.
Преподобный Симеон Столпник провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение – многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.
Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение 3-х дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве.
Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий при огромном стечении духовенства и народа. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.
Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18-ти Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушел в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохши, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.
Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: «можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею».
Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всем пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.
В 423 г. он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко - с одиноко пришедшими. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжал счета, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.
Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображен на очень древнем рисунке, недавно воспроизведенном Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Думают, что это — точное изображение столпа Симеона.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».
Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и др.
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, светильниче мира и целителю недугов душевных и телесных, преподобне отче наш Симеоне, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, жития твоего добротою и множеством чудотворений, ублажаем подвиги и труды твоя, ради наследия Царства Небеснаго тобою подъятыя и, прославльшаго тя Господа славы прославляюще, с любовию теплою вопием ти:
Икос 1
Ангельский нрав имел еси, богоносне отче наш Симеоне, и яко бесплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ совершенства духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим, и ведяще тя чуднаго избранника Божия быти, сия похвалы тебе, яко должныя, с любовию приносим:
Радуйся, Святыя спасительныя веры, непоколебимый столпе и крепкое утверждение;
Радуйся, многотекущая реко, сердца наша спасительным учением напояющая;
Радуйся, в море многоразличных напастей погибающим надежное пристанище.
Радуйся, злосмрадие страстей от приходящих к тебе прогоняющий;
Радуйся, воздвизаемых от мира, плоти и диавола искушений ходатайством твоим свобождающий.
Радуйся, нераскаянных грешников к совершенному покаянию побуждающий;
Радуйся, духов лукавых прогонителю и полчищ бесовских победителю.
Радуйся, ран греховных и недуг душевных всеблагий целителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 2
Видя взором духовным во дни юности твоей, святый Симеоне, суету сует и гордость житейскую, отвергнув греховные путие мира, и Христа за ны Распятаго всею душею и всем помышлением твоим возлюбил еси, Мудростью вечною озаряемый, неустанно возглашал сердцем твоим Просветившему и призвавшему тя Господу Иисусу: Аллилуйа!
Икос 2
Разумом светлым и чистым сердцем изволению Божию повиновался еси, пречудный Симеоне, яко превзошел еси сверстник твоих в любве ко Господу Нашему, яко не усомнился еси вопросити честнаго старца о словесех святаго Евангелия. Следуя же его боговдохновенным глаголом, в том же часе твердо возжелал еси оставити вся красная мира сего и тесным путем, ведущим в живот вечный, поити. Сего ради вопием ти:
Радуйся, благое иго Христово с любовию восприявый;
Радуйся, житию равноангельному поревновавый;
Радуйся, жития постническаго пламенне возжелевый;
Радуйся, воздержанием на страсти вооруживыйся;
Радуйся во смирении на послушание себе покоривый;
Радуйся, тщание великое на учение монастырское явивый.
Радуйся, заблудших и сомневающихся наставляяй;
Радуйся, добре жительствующих в благочестии утверждаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 3
Силою и благословением Духа Всесвятаго движимый, блаженный Симеоне, ты оставил отца земного, дабы служить только Отцу небесному, и быть не наследником праведных богатств земных, но нетленных сокровищ небесных; помышляя же об этом, ты воззвал Премудрому и Милосердному Творцу Нашему: Аллилуйа!
Икос 3
Имея желание от юности крепкое жития иноческаго, к исканию единаго на потребу, направил еси помыслы твоя, угодниче Христов Симеоне, темже любве ради Христовы, всякаго пристрастия суетнаго свободився, притекл еси ко единей обители. Блаженный же игумен тоя обители, провидя тя Божия избранника быти, минувшими деньми испыта тя, яко хощеши Господеви работати, и лику братии своея сопричте. И мы вси почитаем тя:
Радуйся, истинный послушателю велений Христовых;
Радуйся, тесный путь спасения от юности возлюбивый;
Радуйся, ярем Господень на выю свою возложивый;
Радуйся, отсечением страстей угодивый Богу и спасыйся;
Радуйся, священными обеты волю свою связавый;
Радуйся, себе и весь живот свой Господеви предавый;
Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю;
Радуйся, болящих и немощных успокоителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 4
Бурю страстей утишая, яко ягнец кроток отцев духовных выну послушал еси и, за смирение твое, еще юн сый, образа ангельскаго сподобился еси, в немже воздержание и труды усугубляя, все плотское мудрование отложил еси, преподобне отче, и яко воин благоискусный, одежду иноческую в броню спасения стяжав, и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси противу врага невидимаго диавола, смирением глубоким побеждая его вознесенную гордыню, и выну вопия ко Господу: Аллилуйя.
Икос 4
Слышавши глагол Господень: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго, трепещущаго словес Моих», потщался еси, святее Симеоне, оными добродетельми себе украсити. Того ради ублажаем тя сице:
Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вкоренивый;
Радуйся, юность твою непорочностью жития украсивый;
Радуйся, в заповедех Господних вся дни живота твоего ходивый;
Радуйся, от юности мудрость старца стяжавый;
Радуйся, терпением Иовлем братию удививый;
Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый;
Радуйся, Святаго Духа жилище освященное;
Радуйся образ Божий не помрачивый в себе;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 5
Боготечней пресветлей звезде, во мраце суеты и треволенний мира сего сияющей, воистину подобен явился еси, преподобне отче наш Симеоне, ты бо благодатною силою укрепляем, новыя и велия подвизи во имя любве ко Господу подъял еси. Страха же ради, яко и братия, подражающе тебе, подвиги не по разуму восприимет, повеле ти игумен отыти от них. Ты же, незлобив, волю его исполняя, в пустыни в кладези безводнем вселился еси, паки и тамо воносил еси Христу Богу ангельское пение: Аллилуйа!
Икос 5
Видя блаженный игумен Тимофей видение во сне, яко множество народа во обитель его приходят и о преподобном Симеоне вопрошают, воспрянув ото сна, братии поведал сие. Абие же купно с ними иде в пустыню и призва тя паки возвратися и людем не токмо молитвою, но словом мудрым послужити. Почитающе подвиги твоя, и мы по долгу величаем тя:
Радуйся, лампадо елеа благовоннаго;
Радуйся, ветхия храмы душ наших обновляй;
Радуйся, юныя в добре и целомудрии наставляяй,
Радуйся, старыя не словом точию, паче житием укрепляяй,
Радуйся, семейным мир и согласие преславно даруяй;
Радуйся, обычаи злыя и суемудрия языческия искореняй;
Радуйся, кумиры мудрования нашего низлагаяй;
Радуйся, Христу токмо угождати ны научаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 6
Проповедниче истиннаго жития во Христе Иисусе явился, преславний отче Симоне, в Церковь на земли теплохладный люд собирая. В ней бо древо Жизни святый Жертвенник примирения, жизнь верным источает. Церковь бо суть духовная лечебница, радость радующихся, утешение унывающих. Темже многих обратил еси ко Христу Жизнодавцу, поя благодарственно Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси дарами Божия благодати всем приходившим к тебе во дни земного жития твоего, преподобне отче наш Симеоне, и был еси враждующих – примиритель, страждущих – целитель, скорбящих – утешитель, стихий природных – богодарованный победитель и во всем мире ко Творцу непреложный молитвенник. Мы же, веруя, что ты, святый наш покровитель, по смерти с нами пребываешь, смиренно приносим тебе сия похвалы:
Радуйся, в земнем пути твоем по стопам Христовым шествовавый;
Радуйся, постом Моисею и Илии подражавый;
Радуйся, на Господа упование твое возложивый;
Радуйся, воздержанием безплотным уподобился еси;
Радуйся, тако светом божественным озарялся еси;
Радуйся, тако и нас верных молитвами твоими укрепляеши;
Радуйся, тверду веру в Промысл Божий в нас питающий;
Радуйся, благодеющу руку Божию во всем зрети научаяй;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 7
Хотя подвиги твоя паче усугубити, яко на лествицу возводящую к небеси, на верх горы возшел еси: да не сойдеши оттуду, оковами себе на ней утверди, глаголов же святителя Мелетия послушав, не плоть, но разум в Христово послушание пленив, до конца живота своего взывал: Аллилуйа!
Икос 7
Новаго видевше тя избранника Божия, благодатныя дары изобильно стяжавшаго во еже души и телеса изцеляти, дуси нечистии изгоняти и коемуждо благая ко спасению подавати, издалече притекаху к тебе людие. Ты бо приходящим к тебе исцеления источал еси, и всем в бедах, болезнях и скорбех сущим и с надеждою к тебе притекающим благую помощь твою даровал еси. Такожде и мы любовию восхваляем тя, отче, и вопием ти сице:
Радуйся, орле, в молитве небопарний;
Радуйся, голубе, мир душевный стяжавый;
Радуйся, угодниче Божий, на земли для неба поживый;
Радуйся, лозо Христова, добрые плоды Ему приносяй.
Радуйся, милостию твоею к нам не оскудеваяй;
Радуйся, питателю алчущих правды;
Радуйся, молитвенниче о душах наших;
Радуйся, ходатаю нам благ небесных и земных;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 8
Странно житие свое сотворил еси, блаженне, егда видя, яко народ мног, грядущ к тебе, уразуме, како чтут и прославляют тя. Славы убегая, смирение же возлюбив, на столпе высоцем пребывати благоволил еси и, яко по степенем лествицы к небеней высоте восхода, и мраз, и дождь, и зной палящий претерпевая, Господеви непрестанно пел еси: Аллилуйа!
Икос 8
Весь исполнися послушания, егда истытаваху тя святии пустыннии отцы. Повинуяся воле их, яко воле Божией, потщался еси снизойти со столпа твоего на землю, еже и видяще тии, уразумеша, яко от Бога дела твое и глаголаша ти пребывати на столпе твоем невозбранно. Тогда враг рода человеча умысли искусити тя: во образе ангела светла предста ти, ты же на мгновение не уразумел еси, блаженне, лести вражия и знамением честнаго креста победил еси того коварство. Послежде покаяние велие Господу принесл еси, сему же и мы поучившеся хвалим тя сице:
Радуйся, шлемом спасения венчанный;
Радуйся, сугубое покаяние Богу принесый;
Радуйся, на Божие милосердие надежду возложивый;
Радуйся, стрелы лукаваго разжженныя отразивый;
Радуйся, молитвою, яко мечем вооруженный;
Радуйся, коварство врага победивый;
Радуйся, силою крестною вооруживыйся;
Радуйся, ложь огнем истины попаливый;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради дар чудес творения от Господа приял еси и людем страждущим милости Божия молитвами твоима источил еси, мнозих в вере спасительней утвердил еси, за вся научая ны Предвечнаго Господа благодарити, воспевая Ему: Аллилуия.
Икос 9
Ветии суемудреннии не возмогут изъясняти силу чудотворений твоих, ихже во славу Божию и чудным именем Господним совершал еси. Ты бо чудодейственну силу благодатию дивнаго во святых Своих Бога стяжав, преподобне отче наш Симеоне, высоким житием по заповедем Господним. Источник бо и основание дара чудодействия благодать и любы Божия, изливающаяся на тя чрез молитву, непорочность и чистоту сердца твоего, преблаженне. И людие мнозия исцелеваху у столба твоего святыми твоими молитвами. Мы же воспоминая велия чудеса Божии, имиже и до ныне не оскудел еси, с радостью таковы похвалы приносим ти:
Радуйся, ко Господу вся помышления твоя обративый;
Радуйся, ближних якоже себя возлюбивый;
Радуйся, житием твоим небеса возвеселивый;
Радуйся, чудесы вселенную удививый;
Радуйся, помощниче наш и молитвенниче;
Радуйся, от искушений вражиих защитниче;
Радуйся, яко тобою страсти наша утоляются;
Радуйся, яко тобою благие желания наша исполняются.
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 10
Спасти хотя грешныя и к покаянию призвати, последовал еси стопам Господа Нашего Иисуса Христа и, прибегшаго под кров твой разбойника Ионафана, хотящим убити его не предал еси, но видя велие его покаяние, с Господем примирил еси его, дабы и он блаженство райское улучивше, в вечности восхвалил Всещедраго Человеколюбца Бога благодарственною песнию: Аллилуйа!
Икос 10
Царя Небеснаго и Господа верный служитель был еси, чадам же твоим духовным отец и наставник многомилостивый. Множество народа, и верных, и неверных, к тебе прихождаху, и всем помощник благий и многомилостивый явился еси, всякия болезни душевныя и телесныя врачуя, наипаче же неверующых светом Христова Евангелия просвещал еси. Сице просим убо тя: и нашу веру слабую укрепи, теплохладных и маловерных ко Христу и Церкви Его приобщи, и милостиво прими величания сия:
Радуйся, Бога Отца Безначальнаго служителю предызбранный;
Радуйся, Агнца Божия мужественный исповедниче;
Радуйся, Бога Духа Всесвятаго церковь нерукотворная;
Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление;
Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почивающий;
Радуйся, трисвятую песнь херувимски со Ангелы и всеми святыми воспевающий;
Радуйся, яко светило светозарное в небеснем Царстве Солнца Правды блистающий;
Радуйся, светом благодати твоея всех чтущих память твою просвещающий;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 11
Пение умиленное с надеждою возносим ти, святый отче наш Симеоне, и просим убо тя: нас и ближних наших, блуждающих по морю страстнаго жития сего данною тебе от Солнца Правды Христа Иисуса, истиннаго Бога, благодатию озари и преобрази помраченное грехми естество наше, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогони, настави всех к тебе с верою притекающих на путь спасенный, к вечному Небесному Отечествию ведущий, да купно с тобою сподобимся во веки Господеви воспевати: Аллилуйя.
Икос 11
Света Небеснаго сосуде избранный воистину явился еси, егда приспе час твой от мира сего в селения возлюбленная и желаемая прейти. Ты бо надежою неизменною и верою горячею окрыляемь, предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и Емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, идеже сам Творец Вселенныя увенча тя венцем нетленныя славы своея. Сего ради мы просим тя: и нас грешных не оставляй твоими благоприятными ко Господу молитвами, из глубины души зовущих ти:
Радуйся, богодарованною ти силою коварство духов злобы поднебесных истребляющий;
Радуйся, дома, поля и скот наш от губительства их свобождающий;
Радуйся, труд землевладельцев с небес благословляющий;
Радуйся, вредоносное естество от растительного мира отгоняющий;
Радуйся, посевы и леса и все растущее от гибели спасающий;
Радуйся, в странствиях земных от преткновений нас оберегающий;
Радуйся, от недуга винопития и иных суетных пристрастий исцеление;
Радуйся, от бремени скорбей и треволнений благодатное свобождение;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 12
Благодать и милость испроси у Троицы Всесвятыя, преподобне отче наш Симеоне, всем с любовию и благоговением чтущим тя; вонми воздыханием нашим, и слез умиленных наших не презри, не остави нас, якоже обещался еси не оставляти ни столпа твоего, ни горы, тобою избранныя, и буди во благодеяние прибегающим к тебе человеком, под кровом твоим сохраняемым, Господеви же о тебе поющим: Аллилуйа!
Икос 12
Воспевая житие твое богоблаженне отче, прославляем Всемилосерднаго Творца и Господа Нашего, яко дарова тя всем ищущим спасения изрядна помощника и тверда заступника. Тем же и нам, святую память твою, преподобне Симеоне, почитающим, твердую руку помощи твоея подаждь и грехми присно погружаемых от смертоносных глубин изведи и прочее жития время в покаянии истеннем скончати нам помози, с надежою и любовию вопиющим ти ныне:
Радуйся, лицезрением Божественнаго света наслаждающийся;
Радуйся, яко присно Пресвятей Троице предстоиши;
Радуйся, яко непрестанно молитвы о нас возсылаеши;
Радуйся, ищущим Царствия Небеснаго спасительнаго пути проповедниче.
Радуйся, взыскующим горняго Иерусалима богомудрый вождю;
Радуйся, обуреваемым страстьми греховными добрый кормчий;
Радуйся, немощных и малоискусных терпеливый учителю.
Радуйся, изнемогающим от уныния и печали благоприятный утешителю;
Радуйся, Симеоне, предивный столпниче и великий чудотворче!
Кондак 13
О великий и предивный угодниче Божий, преподобне отче наш Симеоне! Ныне престолу Божию во славе неизреченней предстоиши и прошения наша Господу приносиши, и сия малая моления о нас грешных приими, во временней жизни сей помози нам и благодатно укрепи ны, и в будущей жизни небесных обителей молитвами твоими достигнути сподоби, яко да с тобою купно Христу, Спасителю Нашему, воззовем: Алиилуйа!
Сей Кондак глаголи трижды. И паки Икос 1-й; и Кондак 1-й.
Молитвы святому Симеону Столпнику
Молитва 1-я
О святый и великий угодниче Божий Симеоне! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовил есть Господь всем любящим Его. Темже, взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном жительстве твоем и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко всемолитвенному Богу принеси.
Подаждь же пастырем святыню, иноком благоговение, всем же нам разумения дар, да во истине и смирении укрепится обуреваемая Церковь наша. Наипаче же подаждь нам от елея милосердия и сострадания твоего, да научимся тяготы друг друга носити и не себе угождати, но Богу и ближнему во благое. Дондеже время купли и делания есть, к тебе прибегаем в милости богатому: подаждь нам от елея твоего, светильницы бо наша угасают, да не с юродивыми девами вменимся в час страшный, но купно с тобою прославим Пострадавшего по нас и Сострадавшего нам Господа Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.
Молитва 2-я
Преподобне отче Симеоне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва 3-я
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Симеоне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь
глас 1
Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 2
Вышних ищай, нижним совокупляяйся, и колесницу огненную столп соделавый, тем собеседник ангелом был еси, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно о всех нас.
Икос
Симеоново непорочное житие кий язык человечь довлеет когда к похвале исповедати? Обаче воспою, Божиею мудростию, добляго сего исполина страдание же и подвиги, яже на земли, яко светильника явльшася, всем человеком, многим терпением, в лице ангельстем возсиявша, с ними бо поя непрестанно Христу, воздержанием чистоту стяжа, моляся непрестанно о всех нас.
Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: “Копай глубже”. Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: “Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха”.
Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: “столпничества”. Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.
Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408-450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы — Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450-457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его “небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной”.
Молитва преподобному Симеону Столпнику
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Симеоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному Симеону Столпнику
Тропарь, глас 1
Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне: Иову в страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне, отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Господь сотворил человека по Своему образу разумным и свободным. Кроме того, человеку дана возможность приобрести богоподобие. Оно заключается в стяжании способности любить: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем».
Вся христианская нравственность и аскетика направлена к одной единственной цели – стяжание божественной любви. Сам Господь указывает на два столпа христианской жизни: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим. И всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Однако, чтобы достигнуть этого благодатного дара, необходимо много потрудиться и очистить свою душу от греховной скверны. Тысячи святых угодников Божиих шли к этой цели, удаляясь от мирской суеты в пустыни и монастыри, предаваясь там суровым подвигам. Этих святых Церковь чтит как «преподобных», т.е. достигших Богоподобия в высшей степени.
Ярким примером постнического жития является жизненный путь преподобного Симеона Столпника. Уже в юности святой Симеон почувствовал любовь к уединенной, подвижнической жизни. Сперва он удалился в монастырь, где превзошел всех братий своими подвигами, а позже уединился на вершине горы и там проводил время в посте и молитве.
Вскоре слава о строгом подвижнике распространилась по всей окрестности и место святого уединения превратилось в место паломничества для многих сотен страждущих. Не желая расставаться со столь полюбившимся ему уединением, но, в то же самое время, не желая оставлять страждущих без утешения, святой Симеон по внушению Божию решил устроить себе новое место подвигов. Он соорудил столп – небольшую башенку, наверху которой была сделана тесная келья.
Стоя на столпе, святой пребывал в постоянной молитве, часто совершая земные поклоны. Пища святого была крайне скудной, при этом он питался только раз в неделю, а великим постом и вовсе не принимал пищи.
Истинный христианский подвиг всегда сочетается с глубоким смирением подвижника. С особой силой смирение преподобного проявилось, когда к нему пришли подвижники из окрестных мест, которые, узнав о необычном подвиге Симеона (ведь он стал первым столпником), решили испытать его. «Отчего, – обратились они к преподобному, – не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой – новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников».
Как только преподобный Симеон услышал эти слова, он тотчас начал спускаться со столпа. Но пустынники поспешили остановить его: «Нет, не сходи, святый отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело от Бога».
Вскоре преподобному предстояло пройти гораздо более тяжкое испытание. Враг нашего спасения, дьявол, завидуя благодатным дарам подвижника, решил соблазнить его. Дух обольщения явился подвижнику в образе светлого ангела на огненной колеснице и сказал: «Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя на небо». «Господи! Меня ли, грешника, хочешь взять на небо»? – удивился подвижник, и хотел уже было шагнуть на колесницу, но в последний момент осенил себя крестным знамением.
Тут же бесовское видение испарилось, и преподобный Симеон понял, от какой опасности спас его Господь. Желая искупить свой грех, он целый год простоял на одной правой ноге, которой хотел ступить на бесовскую колесницу.
Господь прославил Своего угодника даром пророчества и чудотворения. Многие язычники, приходившие к преподобному, после беседы с ним отказывались от своих заблуждений. По молитвам святого Господь совершил множество чудесных исцелений. Однако смиренный раб Христов всегда говорил исцелявшимся: «Прославляй Господа, даровавшего тебе исцеление, и отнюдь не дерзай говорить, что тебя исцелил Симеон».
Жизнь преподобного Симеона стала ярким образом стремления человека к небу. Воистину он явился «земным ангелом и небесным человеком», стоя на своем столпе подобно свече на подсвечнике, горя любовью к Богу и ближнему.
I. Святой Симеон из чрева матери своей изъят был Господом, и подготовлялся он к тому, чтобы следовать Богу и быть угодным Ему. Отцом же его был человек по имени Сусоцион. И воспитали родители Симеона. Когда же ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего, и увидел он церковь, и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол. И спросил он одного старца: “Господине, что это такое, о чем тут читают?”. И отвечал ему старец: “О сути души, дабы научился человек бояться Бога всем сердцем своим, и всею душою своею”. И спросил тогда блаженный Симеон: “А что значит - бояться Бога?”. И сказал ему старец: “Почему ты требуешь этого от меня, сыне?”. А тот ему в ответ: “Вопрошаю я тебя, словно Бога. Ибо желаю я научиться тому, что от тебя услышу, поелику неразумен и несведущ я”. И отвечал ему тот человек: “Если кто будет поститься и начнет творить торжественные молебствия, и поставит себя ниже других людей, и не возлюбит он ни золота, ни родителей, ни одежд, ни владения, и будет чтить отца и мать, и будет следовать священнослужителям Божиим, тот унаследует царствие вечное; тот же, кто, напротив, не будет этого соблюдать, унаследует тьму внешнюю, каковую уготовал Господь диаволу и ангелам его (Мф 22:25) . Все это, сынок, накопляется в монашеской жизни”. Услышав это, блаженный Симеон пал к его ногам, говоря: “Ты - отец мой и мать моя, учитель деяний добрых, водитель в царствие небесное. Ты приобрел душу мою, которую я уже было ввергнул в погибель, Господь даст тебе в обмен за душу мою. Вот, оказывается, чему здесь учат. Я же, не мешкая, отправлюсь, как ты сказал, в монастырь, ибо так пожелал Господь. И да пребудет воля Его со мной”. И сказал ему старец: “Сыне! Прежде чем ты войдешь в монастырь, выслушай то, что говорю. Обретешь ты многие муки, ибо необходимо тебе будет бодрствовать и служить, лишенному всего, и постоянно придется тебе претерпевать различные недобрые деяния. Так что, повторяю, следует тебе укрепиться, сосуд, Господу драгоценный”.
II. Выйдя из церкви, блаженный Симеон тут же направился в монастырь замечательного мужа, святого Тимофея, и, подойдя к воротам монастыря, пять дней лежал он простершись, не вкушая ни воды, ни пищи. На пятый же день вышел из монастыря настоятель Тимофей и спросил его так: “Откуда ты, сыне? И кто твои родители, о которых ты так сокрушаешься? И как зовут тебя? А может, ты сделал чего-нибудь дурное, а может, ты раб и убежал от хозяина своего?”. Тогда блаженный Симеон со слезами на глазах отвечает ему: “Нет, нет, господин, но всей душой желаю я стать рабом Божиим, если Он позволит, ибо хочу я спасти душу мою от погибели. Прикажи же мне войти в монастырь и служить там всякому, не позволяй мне оставаться более за пределами его”. Тут, взяв его за руку, ввел его настоятель в монастырь и сказал братьям: “Дети мои, вам предаю я сего брата, научите его правилам жизни монашеской”. Симеон провел в монастыре четыре месяца, беспрекословно служа всем и всякому. От братий выучил он на память Псалтирь и ежедневно вкушал пищу божественную. Ту же пищу, что вкушал он вместе с братией, он втайне раздавал бедным, не заботясь о завтрашнем дне. Братия ели по вечерам, он же - на седьмой день.
III. Однажды подошел он к колодцу напиться воды, взял веревку от ковша, которым черпали воду, обмотал ею всего себя от чресел до шеи, и, прийдя к братьям, сказал им: “Вышел я воды попить и не нашел веревки от ковша”. А они и отвечают: “Помолчи брат, как бы об этом не узнал случайно настоятель. Пусть пройдет какое-то время”. Тело же его, от того, что связано было колючей веревкой, загноилось, ибо рассекла она плоть его до костей. И так она врезалась в него, что едва ее было видно. Но как-то раз некие братья, вышедши наружу, увидели, как он дает еду свою нищим. Возвратившись, они сказали настоятелю: “Откуда ты привел к нам сего человека? Мы не можем воздерживаться от пищи, как он; он ведь постится от воскресения до воскресения и пищу, что получает, раздает нищим; к тому же от тела его исходит тяжелейшее зловоние, так что никто не может стоять рядом с ним. А когда он идет, то с него сыплятся черви, и ложе его также полно червей”. Тогда настоятель вышел наружу и увидел, что все так и обстоит, как они сказали. И обратился он к Симеону: “Сыне, что это о тебе поведали мне братья? Разве тебе не подходит поститься так, как это делаем мы? Или ты не слышал Евангелий, где об учителе говорится (Мф 10:24) , что нет ученика над учителем; и будет он во всем совершенен, если так же совершенен учитель его? И скажи мне, сыне, откуда исходит это зловоние?”. Но святой Симеон стоял, не говоря ни слова. Тогда настоятель, рассердившись, повелел ему разоблачиться и увидели они все веревку, обвитую вокруг тела. И воскликнул настоятель громким голосом: “Откуда явился к нам сей человек, пожелавший разрушить правила монастырские? Прошу тебя - уходи и продолжай делать то, что хочешь”. Но несмотря на это, с большой осторожностью и тщанием сняли они с его тела эту веревку, которой он обернулся, причем с нею отпадали и куски загнившей плоти. Сделавши это, они внимательно ухаживали за ним и излечили его.
IV. Излечившись же после этого случая, он ушел из монастыря и никто об этом не проведал. И пришел он к пустому колодцу, в котором не было воды (а находился он недалеко от монастыря) и где обитали нечистые духи. И в эту же ночь было настоятелю видение, как множество людей обступило его монастырь, в руках же они держали палки и мечи, и говорили они: “О Тимофей, отдай нам раба Божия Симеона. Если же не сделаешь этого, то сожжем мы тебя вместе с монастырем твоим, ибо очернил ты человека праведного”. Восстав ото сна, настоятель так сказал братии: “Дети мои, было мне видение и я им очень обеспокоен”. На другую ночь ему привиделось великое множество людей, еще сильнее обступивших его и говорящих: “Дай нам раба Божия Симеона, ибо возлюбили его Бог и ангелы. Почему ты оскорбил его? Велик ты пред Богом, но за него печалятся все ангелы. Его же Господь поставил в этом мире выше, дабы чрез него явлены были многие чудеса, каковых никто не творил”. Тогда восстал ото сна настоятель и с великим страхом обратился к братии: “Отыщите мне этого человека и приведите его сюда, дабы не умерли все мы из-за него. Ибо он поистине святой Божий; я же великое чудо видел и необычайные вещи услышал о нем”. Тогда все монахи отправились его искать, и осмотрели они всю местность, но не обнаружили его и вернулись к настоятелю, сказав: “Мы не оставили неосмотренным ни одного места, но нигде не нашли его; разве что он может быть у пустого колодца”. Отвечал им настоятель: “Прошу вас, братья, идите и отыщите его, я тоже пойду с вами, ибо поистине он - святой и раб Божий”. Взяв с собой пятерых человек из их числа, он отправился к колодцу. Блаженный же Симеон, завидев его, вопросил так: “Прошу вас, рабы Божии, оставьте меня на один час, дабы возвратился дух мой, ибо он, непритязательный, находится при смерти. Сильно измучилась душа моя, так как ожесточил я Господа”. Тогда обратился к нему настоятель: “Приди, раб Божий, и мы отведем тебя в монастырь, ибо узнал я о тебе, что ты - раб Божий”. Симеон не хотел этого, но они отвели его в монастырь силой и там простерлись все у ног его, плача и говоря: “Согрешили мы пред тобой, раб Божий, прости нас”. Блаженный же Симеон вздохнул и сказал: “Зачем вы умножаете число грешников и нечестивцев? Вы же рабы Божии и Отцы”. И оставался он там еще один год.
V. После этого срока он тайно удалился из монастыря, где провел много времени, и, уйдя недалеко от него, устроил себе из твердого камня укрытие, где провел три года, и приходили к нему с мольбами многие люди. Потом соорудил он столп в четыре локтя и простоял там четыре года. Слава же о нем ширилась по всем уголкам земли и построили для него столп высотой в двенадцать локтей, и стоял он на нем двенадцать лет. Снова построили ему столп в двадцать локтей и на нем простоял он двенадцать лет. Тогда собрались все жители того места и воздвигли подле самого столпа две базилики и столп в тридцать локтей, и стал он творить чудеса. Множество расслабленных приходило к нему, и одержимые демонами, и излечивал он их: слепые получали зрение, у параличных восстанавливались руки, прокаженные избавлялись от проказы. И многие народы обратились к вере христианской, а именно сарацины, персы, армацены, лаоты, равно и аллофилы . Те же, кто слышал о нем и чудесах его, собирались и славили его.
VI. Тогда злобный диавол принял вид ангела и явился в сиянии на огненном коне. И около столпа, где стоял блаженный Симеон, появилась огненная колесница и явился диавол в блеске и сиянии, словно ангел света. И произнес тут диавол такие ласковые слова: “Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес Илию (4 Цар 2) . Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал ее Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая”. Выслушав речь до конца, Симеон вопросил: “Господи, желаешь ли Ты восхитить меня грешным на небо?”. И, подняв правую ногу, чтобы взобраться на повозку, поднял он и правую руку, и сотворил крестное знамение. Как только он осенил себя знаком креста, диавол более не мог оставаться в сем месте и исчез он вместе со всеми своими уговорами, словно пыль пред лицом ветра. Тогда-то и понял Симеон, что все это - ухищрения диавольские.
VII. Придя же в себя, сказал он ноге своей: “Ты не вернешься назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь”. Между тем, диавол в холодное время года нанес ему рану в бедро, и загнила она столь сильно, что из нее начало извергаться множество червей, которые спускались по телу его, с ноги на столп, а оттуда на землю. И целый год стоял он на одной ноге. Рядом с ним стоял некий юноша, по имени Антоний, который видел и слышал все это. Он, по его приказанию, подбирал падавших на землю червей и протягивал их святому наверх. А он снова влагал их себе в рану, словно праведный Иов, говоря: “Питайтесь тем, что дал вам Господь”.
VIII. Узнал о его славе и царь сарацинов Базилик, и пришел он к нему. Увидел царь, что стоит он наверху и молится, и узрел он, как из тела его выпал червь. Царь же поспешно, с молитвой, поймал его и возложил на очи свои. Завидев же царя, святой сказал: “Почему ты так сделал, достойнейший муж, это же червь из тела загнившего моего”. Услышав это, царь Базилик открыл ладонь свою и обнаружил в ней драгоценнейшую жемчужину. И сказал он блаженному Симеону: “Это не червь гнилой, но жемчужина бесценная”, а тот ему ответствовал: “Человече, по вере твоей дано тебе и благословенно да будет в руках твоих во все дни жизни твоей”. Так и пошел сей человек, преисполнившись веры.
IX. Много времени утекло, и вот до матери Симеона долетела слава о подвигах его, и она пришла увидеть его. Но ей этого не дозволили, ибо место то было закрыто для женщин. Когда же блаженный Симеон услышал голос матери своей, сказал он ей: “Подожди, мама, еще немного времени и, если Бог пожелает, мы вскоре увидимся”. Она же, услыхав подобное, начала плакать и просить, чтобы ей дали увидеть его, и, распустив волосы, воскликнула, обращаясь к нему: “Почему ты так делаешь, сынок? Чреву, что выносило тебя, причиняешь ты боль; вместо молока, коим тебя я питала, ты дал мне слезы; вместо радости целовавших тебя губ ты дал мне горькую тоску сердечную; вместо боли и трудов, что я претерпела, ты приговорил меня к еще более тяжким испытаниям”. И так она говорила, что все мы начали плакать. Услыхал блаженный Симеон слова родительницы своей и, закрыв лицо руками, оплакал он горько любовь, и сказал ей так: “Госпожа моя мать, потерпи немного и увидимся мы с тобой в вечном покое”. А она принялась говорить так: “Христом, что тебя сотворил, умоляю, если есть такая возможность увидеть тебя, столь долго вдали от меня находившегося, позволь мне узреть облик твой; если же нет, то дай хоть голос твой услышать и я тут же умру, ибо и отец твой скончался, скорбя безмерно по тебе. Так что не погуби ты меня в такой же горести, сынок”. Промолвив это, она от горя и плача впала в сон, ибо три дня и три ночи она беспрестанно умоляла его. Тогда блаженный Симеон взмолился за нее ко Господу, и тут же возвратилась в нее душа. Собравшиеся же принесли тело ее пред очи его. И он, плача, сказал: “Да приимет тебя Господь в радости, ибо мучилась ты из-за меня, и в чреве своем носила меня девять месяцев, и кормила меня молоком, и питала от трудов своих”. Когда он все это говорил, то мы увидели, как лик матери покрылся потом, а тело задвигалось. Он же, обратив очи горе, продолжал: “Господь Бог могущественный, что сидит над херувимами и исследует основание бездны, Который знал Адама еще до того, как тот появился на свет, Который обещал почитающим Его сокровища царствия небесного, Который говорил с Моисеем в неопалимой купине (Исх З) , Который благословил Авраама, отца нашего (Быт 22) , Который ввел в рай души праведников, а души нечестивых вверг в погибель, Который усмирил двух львов и для рабов Твоих справился с опасностью, грозившей от халдеев (Дан 6) , Которого убоялся Илия, когда вороны приносили ему пищу (3 Цар 17) , прими ее душу с миром и забери ее в места святых отцов, ибо Тебе есть сила во веки веков”.
X. Вслед за тем снова соорудили ему столп, сорока локтей в вышину, и стоял он на нем шестнадцать лет до кончины своей. В это время в северных землях, где даже травы не росло, не очень далеко от тех мест жил необычайной величины дракон, и попало ему в правый глаз дерево. И вот, однажды пришел этот окривевший дракон и, доковыляв, расположился у жилища, где проводил время сей человек Божий. Там он свернулся кольцом и, словно прося, начал трясти низко склоненной головой. Когда же блаженный Симеон увидел его, он тотчас же изъял из глаза его палку размером с локоть. Все видевшие это восславили Бога, однако из опасения убежали оттуда. Но зверь сей, свернувшись, лежал недвижно в одном месте, пока все люди не обошли его. После же, поднявшись, он почти два часа кланялся, стоя у входа в монастырь, а затем возвратился в свое жилище, не причинив никому вреда.
XI. Одна женщина захотела ночью испить воды и пошла она за нею к гидрии , в которой оказалась небольшая змея. И когда она пила воду, то проглотила ее, и проникла змея ей в чрево. И множество врачей, заклинателей, магов, тщательно ее осматривая, так и не смогли ничего сделать. Через некоторое время ее привели к святому Симеону. Он же приказал положить ее на землю и влить ей в уста воду из монастырского колодца. Женщина сильно вскрикнула, и тут же изошла изо рта у нее змея, а была она длиной в три локтя. В тот же миг зашипела и сама змея, находившаяся у нее внутри, по свидетельству многих, целых семь дней. И с этого времени женщина обрела здоровье.
XII. Вряд ли даже у самого красноречивого человека найдутся силы перечислить все его деяния, однако и я не могу совсем умолчать о них. Случилось так, что в том месте не оказалось воды и все люди стали страдать, и даже животным не хватало питья. Видя их сокрушенное состояние, святой Симеон вышел на молитву. И примерно в десятом часу дня внезапно расторглась земля и открылась пропасть великая с восточной стороны сего монастыря; и нашли там что-то вроде пещерки, в коей оказалось неисчислимое количество воды. Тогда Симеон повелел людям прорыть землю еще на семь локтей, и с того времени воды в сем месте стало в изобилии, что мы видим и по сей день. Как-то раз некие люди долго ждали его молитвы и деяний, и в полуденный час, по причине жары, разошлись они и присели в тени дерева, желая отдохнуть. Так они сидели, и вдруг перед ними внезапно появилась беременная олениха и стала ходить туда-сюда. И сказали они ей: “Молитвою святого Симеона заклинаем тебя, стой спокойно, а мы тебя поймаем”. Она тут же остановилась. Они же схватили ее, убили и съели какую-то часть мяса. И сразу же они потеряли дар речи и стали ходить так же, как ходила та олениха. Тогда поспешили они к святому Симеону и пришли к нему, неся с собою шкуру оленихи, и пробыли они там два года и едва-едва смогли они вернуть себе здоровье. Трудно говорить мне об их грехе. Шкуру же оленихи они повесили там в назидание многим.
XIII. Был в том месте необыкновенных размеров барс; убивал он и людей, и животных, и всю округу он таким образом опустошил. И пришли жители тех краев к святому Симеону и поведали ему, что барс этот сотворил столько-то и столько-то злодеяний. Тогда святой Симеон повелел окропить ту землю водой из монастыря или разбросать там горсть земли монастырской. И сделали так. Отправившись же потом на поиски, обнаружили они этого барса на земле, мертвого, и славили все Бога Симеонова.
XIV. Когда же он кого-нибудь лечил, то обращался он к этому человеку с таким предписанием: “Иди, - говорил он, - к себе домой, и воздай почести Господу, исцелившему тебя, и не считай, что это Симеон излечил тебя, дабы вдруг не случилось с тобой еще чего-нибудь худшего; и не клянись самонадеянно именем Господа, ибо тогда тяжко согрешишь ты, но клянись - справедливо ли, несправедливо - только мною, грешником недостойным”. Вот почему все жители Востока и все варварские народы клянутся его именем.
XV. Жил в Антиохии некий разбойник, которого звали Ионафан, и сотворил он множество злодеяний. Когда же стали его преследовать и он оказался не в силах укрыться от своих гонителей, став словно лев, бегущий от лица преследовавших его, пришел он в монастырь и, обхватив столп святого Симеона, начал горестно плакать. И говорит ему святой: “Кто ты? И откуда пришел ты, человече, и почему ты вошел сюда?”. А тот отвечает: “Зовут меня разбойник Ионафан. Много зла совершил я и вот пришел сюда покаяться”. И сказал ему тогда святой Симеон: “Таковых есть царствие небесное (Мф 19:14) . Но ты, конечно, желаешь, чтобы я испытал тебя, дабы ты не нашел пути назад к тем преступлениям, от которых отвернулся”. После того как он это сказал, в Антиохию пришли чиновники и сказали: “Отдай нам сего злобного нечестивца Ионафана, чтобы не возбудил он в городе беспорядки. Готовы уже и звери, что пожрут его”. Отвечал им блаженный Симеон: “Дети мои, не я привел его сюда, ибо Тот, Кто привел его, величественнее всех нас, а приходит Он таким на помощь, потому что их есть царствие небесное. И если сможете войти, то возьмите его. Я же не могу этого сделать, ибо боюсь я Того, Кто послал его ко мне”. Выслушав все это, сии мужи удалились со страхом великим и поведали о случившемся всей Антиохии. Ионафан же разбойник, прорыдав семь дней у столпа, сказал блаженному Симеону: “Хочу я, господин, с твоего позволения, уйти”. И отвечал ему праведник: “Хочешь отправиться к злодеяниям своим?”. “Нет, господин, - ответил ему Ионафан, - но время мое закончилось”. И промолвив это, он испустил дух свой. И когда захотели похоронить его подле монастыря, пришли к ним из Антиохии другие чиновники и стали они громко кричать: “Отдай нам врага нашего, ибо из-за него весь город бурлит”. Отвечал говорившему Симеон: “Тот, Кто его привел, Сам пришел со множеством воинства небесного, и Он может обрушить в тартар город ваш со всеми живущими с нем, и Он приблизил его к Себе. Сам я убоялся, что Он тут же убьет меня. Так что не мешайте мне, жалкому нищему”. И удалились те в страхе и известили всех о том, что видели и что слышали.
XVI. Прошло несколько лет, и вот настал день, шестой от субботы, и он начал молиться и молился три дня, то есть пятницу, субботу и воскресение. Тогда я, дрожа от страха, взошел к нему и стал перед ним, и обратился к нему: “Восстань, господине, благослови нас, ибо люди уже три дня и три ночи ждут твоего благословения”. И не ответил он мне. И снова сказал я ему: “Почто ты печалишь меня, господине, что тебе не нравится? Умоляю тебя, протяни руку мне, или, может быть, ты уже покинул нас?”. И, видя, что он не говорит со мной, решился я более не произносить ни слова, ибо боялся я коснуться его. И стоял я так без малого около получаса и нагнулся я, и приложил ухо, чтобы прислушаться, но не услышал я дыхания, разве что только словно запах многих ароматов исходил от тела его, и тут понял я, что почил он в Господе. И, едва не лишившись чувств, заплакал я горько. И, наклонившись, целовал я очи его, и бороду, и волосы на главе его. И, вскричав, сказал я: “На кого ты меня, господине, покидаешь? И где я обрету учение твое ангельское? Что же я скажу за тебя? И чью душу воспримет столп сей без тебя, и разве не восскорбит он? Что я скажу нетвердым в вере, когда придут они сюда и будут искать тебя, и не найдут? Что я скажу и о чем буду говорить я с простыми людьми? Сегодня я вижу тебя, а завтра - смотрю направо, смотрю налево и не вижу? И каким покровом окутаю я столп твой? Увы мне, ибо вот придут издалека желающие увидеть тебя, а тебя нет!”. И тут, утомившись от горя, впал я в сон. И сразу же явился мне святой и сказал так: “Нет, не оставил я сей столп, равно и сие место и гору сию благословенную, в коих я просиял. Однако спустись и успокой народ и сообщи тайно обо мне в Антиохию, дабы не возгорелось в людях возмущение. Я же почиваю, как пожелал того Господь. Ты же не медля начинай править в сем месте, ибо воздаст тебе Господь на небесах”. Восстав ото сна, в страхе сказал я: “Господине, помни меня в успокоении святости твоей”. И приподняв одежды его, склонился я к стопам его и поцеловал я стопы ног его. И держа руку его, возложил я ее на очи свои, говоря при этом: “Благослови, прошу тебя, господин мой”. И заплакал я, и сказал: “Что же останется мне от тебя на память?”. Когда я говорил это, тело его шевельнулось; я же побоялся дотронуться до него.
XVII. И так, чтобы никто не узнал, я быстро спустился вниз и отправил к епископу в Антиохию верного брата. Он быстро вернулся с тремя епископами, с ними был и магистр милитум Ардавогий со своими людьми, и они установили занавес вокруг столпа святого и поместили там одежды свои. А на них было золото. И положили его у алтаря пред столпом, и собрались они там, а над тем местом летали птицы. Они кричали и как бы оплакивали Симеона, так что все это видели. Горький плач народа и рев животных разносились аж на семь миль. И горы, и поля, и деревья вокруг места того предавались горести необычайной. В округе даже появилась грозовая туча. Я же думал, что вот придет Ангел, чтобы посмотреть на него. Около седьмого часа семеро старейших беседовали с ангелом, черты лица которого излучали сияние, а одежды были белы словно снег. И к голосу его я в страхе и трепете столь долго прислушивался, сколь мог внимать ему; но кто это был, я не знаю.
XVIII. Когда же Симеон был положен на погребальные носилки, захотел папа Антиохийский для благословения взять из бороды его хоть один волос, и протянул он руку, и тут же она иссохла. И много публичных молебнов было совершено за него, и только так возвращена была к жизни рука его.
XIX. Итак, возложив тело на носилки, с пением псалмов и гимнов, понесли его в Антиохию. Все же люди, жившие вокруг этих мест, горестно рыдали, ибо от них уносили столь защищавшие их мощи, а еще и потому, что епископ Антиохии приказал никому до тела его не дотрагиваться.
XX. Пройдя пятую милю от Антиохии, они вошли в деревню под названием Мерое , и там никто не мог сдвинуть тела его. Тогда один человек, бывший сорок лет глух и нем, быстро упал перед носилками и тут же начал говорить: “Ты хорошо дошел, раб Божий, - восклицал он, - ибо прах твой излечил меня. И если уж я удостоился жить, то буду я служить тебе все дни жизни моей”. И встал он, и взял одного из лошаков, что везли носилки, и тут же удалился из того места. И так излечился с того часа сей человек. Грех же его был таков. Он любил чужую жену и хотел совратить ее, но не смог этого сделать. Она умерла и тело ее положили в гробницу. Он же пришел и разорил могилу ее, и в тот же момент сделался глух и нем и был привязан к тому месту сорок лет.
XXI. Тогда вышли все из града Антиохии и, поддерживая над золотом и серебром тело святого Симеона, с псалмами и гимнами, в сиянии многих лампад, понесли его в самую главную церковь, а оттуда в другую, что называется Покаяние. Много чудес было над могилой его, еще больше, чем при жизни. Человек же, который вернул себе здоровье, служил там до самого дня смерти своей. Многие приносили епископу Антиохийскому, по вере, сокровища, выпрашивая часть мощей тела святого, но тот, из-за клятвы, никому не давал их.
Я же, ничтожный грешник Антоний, составил, насколько то было в моих силах, сей краткий рассказ. Блажен тот, кто возымеет описание это в виде книги, и будет читать ее в церкви и в доме Божием. И кто когда память ему сотворит, то воспримет он вознаграждение от Высочайшего.
Перевод с латыни М. Тимофеева
Армацены, лаоты, аллофилы: армацены - либо армяне, либо жители г. Армака в Каппадокии; лаоты и аллофилы - отождествление неясно.