Сет бог смерти и хаоса. Сет – самый противоречивый персонаж древнеегипетской мифологии
Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.
В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.
Трубкозуб – «животное Сета»?
Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.
Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе
Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.
Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.
Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.
Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.
Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.
Мифологический бог Сет был известен и почитаем в древнем Египте, известен он и нам. Сет входил в число верховных богов. Память о нем больше связана чем-то отрицательным. О нем пишут, как о повелителе пустыни, песчаных бурь, он же — прообраз хаоса, враждебности и зла.
Первые письменные упоминания о боге Сете дотированы эпохой Нагада I (примерно 3500 – 4000 лет до н. э.), о чем свидетельствует найденный предмет из слоновой кости с гравировкой. Изначально это божество представлено в виде положительного персонажа, целью которого являлась защита бога Ра от огромного змея Апопа стремящегося проглотить солнце и тем самым повергнуть во мрак все человечество. Однако, события и повествования менялись по мере развития культур и наследий.
Считается, что Сет является сыном богини неба Нут и бога земли Геба. В пантеоне богов Древнего Египта он одна из ключевых фигур, приближенных практически ко всем династиям фараонов. Изображали его, как правило, в виде человека с головой шакала, осла, крокодила и даже гиппопотама с красной гривой и в сопровождении рыжей собаки. Неотъемлемый атрибут длинные уши, в руках скипетр Уас и анх. Такие сведения содержаться в письменах, а также многочисленных статуях, гравюрах, барельефах.
Современные религии признают лишь одного Бога. Боги же прошлых цивилизаций были уважаемы людьми, но жили вполне человеческой жизнью. Они рождались, творили, умирали или уходили в некий иной мир. Так и в Древнем Египте. Бог Сет имеет вполне определенное место рождения — Омбос, что в верхнем Египте, где массово концентрировались его культовые центры. Как и среди людей встречаются корыстные, жадные и т.п., так и среди богов они есть. Таким оказался Сет. В мифологических повествованиях указывается, что в стремлении к власти во всем Египте Сет решается на подлое убийство своего старшего брата Осириса и занимает трон.
Сын Осириса Гор, дабы избежать участи отца вынужден долго скрываться, однако, по истечении определенного периода решает отомстить за смерть родителя и вступает с Сетом в ожесточенную битву, целью которой является наследственный титул верховного правителя объединенного Египта. В кровавом противоборстве Сет вырывает у племянника глаз, однако, последний умудряется кастрировать своего противника тем самым лишая его мужского начала. В общей сложности их дуэльное соперничество длилось долгие десятилетия, это утомило других богов и те вынуждены были собрать своеобразное вече, на котором постановили, что единственным законным владельцем верховного трона является Гор и Сету ничего не оставалось, кроме как подчиниться такому решению.
Многие мифологические толкования отождествляли это событие как борьбу света и тьмы, добра и зла, что в полной мере соответствовало мировоззрению египтян того времени. Многочисленные изречения по-разному толкуют последующие события.
- По одной из версий Сет был полностью изобличен в подлости и казнен.
- Другая версия гласит, что враждующие примирились между собой.
- Существует также миф о том, что Сет, уступив королевский титул, перешел в число приближенной свиты бога Ра став олицетворением и физической мощью грома на небесах.
Такие различия в трактовке были вызваны разносторонней ментальностью и стремлением отдельных исторических деятелей превознести лишь те факты, которые соответствовали субъективным идеалам в каждом конкретном случае. Но этому не стоит удивляться хорошее и злое начало характерно для мифологий и отождествления силы во всех странах и народностях. Еще одна возможная причина неудачи Сета при практически равных правах на трон заключалась в том, что он являлся повелителем стихий, а это не совсем благоприятный факт для Нижнего Египта, где в преобладающем большинстве проживали земледельцы. Отчасти причиной является то обстоятельство, что Сет часто покровительствовал чужестранцам, которые вызывали антипатию у коренных египтян.
Согласно древнеегипетским мифам братоубийство было далеко не единственным греховным деянием Сета. Его не раз уличали в вырубке священных деревьев и в охоте на священных животных. Непреодолимая тяга к извращениям сексуальной направленности становится следствием гомосексуальной практики, в частности, с Хорусом, что стало причиной неестественного появления на свет лунного бога Тота. До упоминаний греховного падения Сета для почитателей его культа в обязательном порядке были свойственны оракулы.
Однако, такие события в большей мере смущали только идейных моралистов, при этом не мешали ценителям доблести и силы продолжать восхищаться отличными военными качествами и отвагой Сета, его ловкостью и блестящими навыками владения копьем, булавой и скипетром. В этом отношении даже многие фараоны в мифах отождествлялись с Сетом во время своих сражений. Это, в частности, касается Тутмоса III и Рамсеса II. Для того чтобы заручиться поддержкой этого божества ему продолжали поклоняться, возводили храмы в пределах дворцовых комплексов, использовали амулеты и другую атрибутику с его изображением. Некоторые фараоны тех времен носили имена производные от имени бога Сета, рассчитывая на все вытекающие из этого положительные последствия. Наиболее запоминающимся был Сети I, представитель 20-й династии. Такая суеверность египтян во многом оправдывалась воинственностью нации.
Удивительным остается лишь тот факт, что ни один миф или другое историческое повествование не содержит в себе каких-либо упоминаний о потомках Сета, не смотря даже на то, что одна из его жен богиня Таурт олицетворяла плодородие в женском начале, была покровительницей беременных и новорожденных. Достоверно также неизвестно и о последующей жизни и кончине Сета.
Достаточно интересным является судьбоносный миф касаемый Сета и Осириса. Суть события заключается в том, что последний не имел детей на момент своей гибели от рук брата, однако, из его мертвого тела жена Исида смогла извлечь жизненную силу и забеременев в болотистых зарослях Нила родить сына Гора, который затем будет мстить за убитого отца. В этом же мифе упоминается, что Гор, используя свой вырванный Сетом волшебный глаз смог оживить отца, но тот, в свою очередь, отказался возвращаться на землю к жизни среди людей оставшись в подземном мире мертвых для поддержания там вселенского равновесия.
Еще один миф заката жизни Сета гласит о том, что упомянутое божество было помещено в вечное заточение на небесах подпирать собою небесное светило тем самым искупляя свои грехи перед собранием девяти верховных богов мироздания, которые путем суда и определили его дальнейшую судьбу.
Учитывая, проявленные Сетом алчность и жестокость по отношению к родному брату, события вызвали настолько огромное возмущение определенных сословий, что создавались отдельные общины, цель которых было повсеместное проклятие всей сущности Сета. Ими пышно празднуется день кастрации Сета во время битвы с Гором.
Создавались даже отдельные ритуальные тексты проклятия этого подлого божества. День его рождения еще до проявленных негативных качеств считался в египетском календарном летоисчислении одним из самых неудачных и трагичных. А животные с которыми он отождествлялся чаще символизировали смешанные чувства и двойные стандарты, склоняясь к демоническим предпосылкам. Люди их чаще называли последователями сатаны и вампирами.
Подобное положение вещей не осталось без внимания отдельных заклятых врагов Египта, которые начинали боготворить Сета, пытаясь найти в его лице определенную поддержку в битвах с лидирующей нацией африканского континента.
Как видно, сущность древнеегипетских мифов не менее многогранна и уникальна чем история культуры других народов мира. Это поистине шедевральное достояние целого народа с задатками прогрессивной цивилизации, имеющей тысячелетний опыт глубокого философского познания добра и зла в глобальном смысле.
Среди повелителей Земли и Неба, наводящих ужас на египтян, был бог Сет, которого представляли в виде человека с головой осла или дракона. При этом даже упоминание о нем вызывало трепет, а значимость его была столь велика, что его ставили наравне с Гором, покровителем фараонов. На многих изображениях, найденных на территории , оба этих божества изображаются по обе стороны от правителя страны.
Египетский бог Сет
Согласно египетской мифологии, Сет был сыном богов земли и неба Геба и Нут. Правда, прославился он не своими добрыми делами, а тем, что убил своего брата Осириса и съел священную кошку, после чего приобрел дурную репутацию убийцы и стал ассоциироваться с силами зла. При этом древнеегипетский бог Сет сохранил свой статус покровителя сильных мира сего, о чем свидетельствуют изображения бога, стоящего рядом с фараоном.
Какую природную стихию олицетворял бог Сет?
Поклонялись ему в разных частях страны, но везде он вызывал мистический ужас. Как и любое другое божество, связанное с одной из природных стихий, он нес в себе отрицательное начало. Сет бог пустыни был покровителем и повелителем песчаных бурь и засухи, повергая в страх земледельцев. Но его боялись и другие египтяне, так как с ним связывали наступление хаоса, враждебное отношение ко всему живому, войну и другие несчастья.
Жена бога Сета
Легенды сообщают, что бог хаоса имел несколько жен, одной из которых была Нефтида. Сет и Нефтида были родными братом и сестрой. При этом нет четких указаний на их супружескую связь. Что касается самой богини, ее образ, как правило, связывают с обычаями похорон, совершением погребальных обрядов и чтением заупокойных молитв. Древние историки считали, что богиня Нефтида в древнем Египте царит над нематериальным и нереальным. Вместе с тем, ее нередко считали покровительницей женского начала и богиней творения, которая «живет во всем».
Чему покровительствовал бог Сет?
Народы Египта боялись Сета и желая его задобрить, возводили в его честь дворцы и храмы, опасаясь его гнева. Жестокость, ярость и смерть – это было главное, что олицетворял бог Сет, и хотя жители страны старались всячески задобрить его, покровительствовал он не им, а чужеземцам, обитателям дальних стран. Однако было бы неправильно представлять Сета как воплощение зла. Он покровительствовал доблести и отваге, вселяя храбрость в сердца воинов.
Как выглядит бог Сет?
Бог Сет, относившийся к когорте верховных богов, изображался в виде существа, объединившего в себе человеческое тело и голову животного. На различных изображениях он выглядел по-разному: то с головой крокодила, то бегемота, но чаще всего его изображали с головой шакала или осла, который для жителей Восточного Египта считался символом власти. Его отличительная особенность – длинные уши. Облик бога Сета дополняет скипетр – символ власти. При этом для большинства древних животные, в виде которых изображался Сет, символизировали связь с демоническими потусторонними силами.
Как почитали бога Сета?
Несмотря на столь грозный и неприятный характер, история сохранила сведения о том, как поклонялись богу Сету. Особым расположением он пользовался у фараонов. Письменные артефакты свидетельствуют, что его именем называли правителей Египта, в его честь возводились храмы. Правда, количество их невелико, однако они отличались богатством убранства и величественностью архитектуры. Жители Восточного Египта питали теплые чувства к божеству и даже считали его своим покровителем, создавая в его честь культовые центры.
Символ бога Сета
Несмотря на свою силу и принадлежность к высшим богам, символы и культ бога Сета известны мало. Возможно, именно потому, что под свое покровительство он брал не египтян, а чужестранцев и представителей верховной власти государства. Некоторое время он даже составлял своеобразную конкуренцию верховному богу Гору, о чем свидетельствуют найденные изображения фараонов, восседающих на троне, по обеим сторонам которого стоят эти два божества. Бог Сет не имеет собственных символов и атрибутов. На всех изображениях он держит в руках жезл – символ власти и крест.
Наличие культовых центров в отдельных районах Египта свидетельствует, что злой бог Сет, тем не менее, был почитаем местными жителями. Интересно, что в отдельных районах страны его представляли в виде священной рыбы, поэтому здесь было запрещено использование в пищу рыбных блюд. Кроме того, образ этого воинственного бога был близок тем, кто принимал участие в сражениях и надеялся на его покровительство. Отличительным признаком бога-воителя стал : это кровь, напор и раскаленная почва пустыни.
В каждой культуре присутствуют свои олицетворения злых сил. Они имеют самые разнообразные обличья и играют немаловажную роль в судьбах людей. И если нет возможности им противостоять, то приходится как-то с ними уживаться и ладить. Вот таким сугубо отрицательным персонажем мифологии был древнеегипетский бог Сет — один из могущественнейших повелителей пустыни.
Молодость и борьба за власть
К сожалению, так уж повелось с незапамятных времён, что не всегда у почтенных родителей появляются на свет достойные дети. Вот и у весьма уважаемой пары — Геба - бога земли и его супруги красавицы Нут - хозяйки неба — родился сын, доставивший им много неприятностей в детстве, а уж с возрастом окончательно повергший их в печаль. Едва достигнув юношеских лет, он воспылал страстью к Исиде — жене своего старшего брата Осириса. Кроме того, он вознамерился сместить его с земного престола, где тот восседал на законном основании. С этой целью коварный бог Сет предпринял следующее.
По его приказу был изготовлен дивной красоты золотой саркофаг, размеры которого в точности соответствовали росту и комплекции Осириса. И вот однажды молодой интриган устроил званый обед, на который среди прочих гостей пригласил и брата. Когда веселье было в полном разгаре, слуги внесли саркофаг в зал, и хозяин дома объявил, что подарит его тому из присутствующих, кто в него поместится с наибольшим удобством.
Вероломство под видом щедрости
Столь ценный подарок привёл всех в возбуждение, и гости стали по очереди укладываться в золотые недра. Но, как мы знаем, бог Сет вынашивал коварные замыслы, и, когда Осирис оказался внутри сделанного по его мерке саркофага, закрыл тяжёлую крышку. Тут же подоспели слуги и сбросили несчастного брата в его злосчастном ковчеге в Нил, где его тут же подхватило течение и унесло к берегам Финикии.
Дальнейшие события, как повествует древнеегипетская мифология, подобны поэме о преданности, любви и вероломстве. Красавица Исида отвергла домогательства Сета и отправилась на поиски мужа. Она нашла его в прибрежных камышах, освободила из саркофага и привезла домой. Но коварный брат довёл до конца своё чёрное дело — выхватив меч, он разрубил несчастного Осириса на четырнадцать частей (не больше и не меньше). Таким преступным путём захватил бог Сет нераздельную власть над Египтом.
Суд и счастливый конец истории
Но радость его была преждевременной. Оказалось, что у убитого им брата был сын, тоже бог, по имени Гор. И вот племянник решает отомстить дяде за смерть своего родителя, а заодно и получить права на царствование. Понимая, что одному ему не справиться, он берёт в помощь своего друга — солнечного Ра. Вдвоём они одолевают презренного братоубийцу, но, несмотря на множество ран, тот остаётся жив. Негодяи вообще народ живучий...
Тогда они (все втроём) обратились в божественный суд, чтобы тот решил, кому же править миром. Нельзя сказать, чтобы в те времена правосудие вершилось быстрее, чем в наши дни. Их тяжба тянулась в течение восьмидесяти лет и, вероятно, продлилась бы ещё дольше, если бы неожиданно всей этой истории не наступил счастливый конец. Чудесным образом ожил из мёртвых сам Осирис. Он и стал обладателем и верховной власти, и красавицы жены — верной Исиды. Зло же было наказано. Бог Ра забрал своего друга на небо, но там ему была уготована весьма незавидная роль — наводить на всех страх. Впрочем, с этим он прекрасно справлялся.
Символ злого начала
За всё содеянное бог Сет стал у древних египтян олицетворением хаоса и беспорядка. Знаменитая «Книга мёртвых» именно ему приписывает все беды, причиняемые ураганами и штормами. Его боялись и старались по возможности умилостивить. Не удивительно, что в обширнейшем небесном пантеоне одной из центральных фигур был именно бог Сет. Фото, приведённое в начале статьи, представляет одну из дошедших до нас его фигур. Таких памятников сохранилось довольно много. В разные исторические периоды облик божества менялся, но всегда ему придавались черты некоего животного.
Археологические раскопки, производившиеся на территории Египта, показывают, что поклонение ему началось ещё в доисторические времена. Об этом свидетельствуют найденные в различных районах страны скульптуры и амулеты, на которых изображён Сет — бог пустыни. Наиболее ранней из них является булава одного из первых фараонов, жившего в четвёртом тысячелетии до нашей эры. На ней отчётливо видны символы, олицетворяющие грозного повелителя злых сил.
Некоторые положительные стороны
Говоря об этом персонаже, следует заметить, что не всегда ему придавались столь отрицательные черты. На ранних этапах истории его имидж был значительно привлекательнее, и только со временем принял столь негативный окрас. Историки склонны видеть причину такой метаморфозы в череде политических и социальных бедствий, получивших своё отражение в мифологии, и, как результат, Сет — бог Египта — стал их олицетворением.
Но было бы несправедливо сводить его роль исключительно к проявлению зла. Когда на берегах Нила научились выплавлять железо, которое было по тем временам самым твёрдым из всех известных материалов, ему было дано название, в переводе означающее «кость Сета». Причина кроется в том, что этому божеству приписывалось покровительство всем, кто работает с металлами.
Помощник в ратных делах
И ещё одна немаловажная деталь. Как мы уже упоминали, одним из самых грозных богов был Сет, но это его качество во многом импонировало воинственным египетским фараонам. В нём видели олицетворение силы и военной мощи. Из дошедших до нас мифов известно, что он превосходно владел копьём, а главным его оружием была гигантская булава. Прежде чем начать военные действия, правители страны всегда старались заручиться его поддержкой. С этой целью жрецами был разработан обширный комплекс ритуальных действий, включающих в себя и жертвоприношения.
Давно замечено, что любой, даже самый кровожадный обитатель небесного пантеона, всегда имел положительные стороны. Собственно, само понятие зла рассматривалось как необходимый элемент для выражения добра — его антипода, а следовательно несло в себе позитивную нагрузку. Сет — египетский бог, символ хаоса — не был исключением. Ему отводилась важная роль — поражать копьём ужасного змея Аропа, нападавшего на ладью Ра, когда тот совершал свои еженощные плаванья по подземному миру. Но в целом дурная репутация следовала за ним неотступно. Недаром, например, считалось крайне неразумным начинать какое-либо дело в день его рождения.
Культовые центры
Вполне понятно, что с такой сильной и непредсказуемой личностью старались жить в мире. Сет и Гор — египетские боги, поровну распределившие своё влияние на Верхний и Нижний Египет. Поэтому каждый из них получал в своей части страны причитающиеся ему почести. В наши дни археологические находки свидетельствуют о преобладании в верховьях Нила культовых центров, посвящённых Сету. Самый крупный из них находился на его родине, в городе Нубте. Также известно место поклонения ему в древней столице фараонов Пи - Рамзесе.
Зрительный образ повелителя пустынь
Сет, бог древнего Египта, на своих изображениях, как правило, имел облик существа с человеческим телом и головой некоего фантастического животного, похожего на осла или муравьеда. Сходство нарушали только чрезмерно большие уши прямоугольной формы. Впрочем, известны и другие варианты. Например, тело хищника с длинным разветвлённым хвостом. Кроме этого, он нередко представал в облике животных, отношение к которым было в то время двояко. Среди них гиппопотам, крокодил, гиена и даже свинья. Очевидно, древние художники не были стеснены жёсткими каноническими рамками, и при создании имиджа многое зависело от их фантазии.
В мифах Египта говорится, что Сет имел красные глаза и волосы. Это не случайно. Такой цвет в сознании людей ассоциировался с горячим песком пустынь, повелителем которых он был. Любопытно, что впоследствии животных, мех которых имел красноватый оттенок, и даже рыжеволосых людей принято было считать, в той или иной степени, последователями этого бога. К ним относились настороженно и уж точно старались избегать с ними ссор.
Двойная корона на челе повелителя
Для того чтобы уберечь себя от негативного влияния враждебных сил, делали амулеты, на которых изображался Сет. Египетский бог всегда брал под защиту их владельцев. Чтобы добиться по возможности большего его расположения, на голову покровителя помещали двойную корону - это символизировало верховную власть над всей страной и, разумеется, ему льстило. Таких медальонов сохранилось не так уж много, увидеть их можно в разных музеях мира. Прекрасная экспозиция имеется в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Бог Сет в Древнем Египте изначально не имел отрицательного оттенка. У древних египтян он был ярости, хаоса, песчаных бурь, войны. Его изображали с головой осла или трубкозуба: длинные уши, красные грива и глаза. Красный цвет считался у египтян цветом смерти, потому что песок пустыни имел такой же оттенок (несмотря на то, что были и другие оттенки). Однако не существует мнения о том, какое животное является точным изображением Сета. Его священными животными являлись свинья, жираф, антилопа, но основным считался осел.
В Древний период Сет являлся олицетворением власти правителей Египта. Этот факт отражен в древних документах и именах, которые носили фараоны II династии. Во времена захвата части египетских земель гиксосахами он был приравнен к их главному божеству, местом поклонения ему стала столица государства Аварис.
Древние египтяне восхищались и превозносили мужественность, ловкость и воинственность Сета. Поэтому у его имени был эпитет "могучий". Вследствие этого фараонам давали имя "Сети". Для того чтобы заручиться покровительством этого божества, ему поклонялись, строили храмы в границах дворцов фараонов, носили различные украшения, на которых было его изображение.
Впервые рисунки, связанные с Сетом, были найдены в эпоху правления Накада I. Предметы, имеющие его изображения, были обнаружены в районе Накады. Родиной Сета считался Омбос, а его некрополь располагался в Накаде. В тот период он был особо почитаем в Верхнем Египте, и в его личности еще не было нелицеприятных черт. Сет считался покровителем южных египетских земель.
В период, предшествовавший объединению Верхнего и Нижнего Египта, происходила борьба почитателей Сета и Гора. Одержали победу сторонники Гора, поэтому с тех пор, если эти два бога изображались вместе, Гор находился впереди Сета. Ему поклонялись в следующих районах Египта:
- Омбосе;
- Ком-Омбосе;
- Гипселе;
- оазисах Дахла и Харга;
- в северо-восточной дельте Нила.
Сет - младший сын богини Нут, которая считалась повелительницей неба, и бога Геба - повелителя земли. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида, последняя стала его женой. День, когда он появился, был в Древнем Египте третьим предновогодним и считался неблагоприятным у египтян. В этот день не начинали новые дела и старались вообще ничего не начинать.
Изначально Сет считался защитником бога Ра и помогал ему в борьбе с Апопом. Он был единственный из богов, кто мог одолеть Апопа во тьме. Кроме Нефтиды, женой Сета была также богиня Таурт (покровительница деторождения). Началом проявления злого начала в этом божестве стала жажда власти. В мифологии древних египтян это видно в цикле сказаний об Осирисе и Горе.
Власть над Древним Египтом получил Осирис, потому что он был старшим братом. Но его младшему брату стало завидно, ему хотелось получить еще больше власти, он считал себя достойнее Осириса. Поэтому Сет решился на убийство брата, и после этого жене Осириса Исиде пришлось скрываться с сыном Гора от злобного божества. Но пришло время, когда Гор вырос, стал сильным и смелым юношей и вызвал Сета на бой.
Во время поединка бог ярости, хаоса и песчаных бурь лишает юношу глаза. Но Гору удается кастрировать Сета, что лишило последнего мужского начала. Впоследствии, земли, в которых главенствовал он, были пустынными и лишенными жизни как знак того, что сделал Гор с Сетом. Долгое время бились они, и боги устали наблюдать за их поединком.
Тогда они предложили устроить соревнования, которые определили бы, кто достоин того, чтобы править Египтом. В результате победителем был объявлен Гор. Дальнейшая судьба Сета имеет несколько трактовок, которая выбиралась, исходя из желания превознести те факты, которые были приближены к личностным идеалам. Есть еще две версии, почему в древнеегипетских сказаниях победу одержал Гор.
Сета стали считать злобным божеством в период Нового царства, когда гиксосы завоевали Северный . Они почитали его, в их землях воцарился культ, строились храмы. После этого события Сет стал ассоциироваться с чужеземцами, что усилило его отрицательные черты. После объединения египетских земель фараоны пренебрегали поклонению Сету, но позже оно возобновилось, а некоторым стали давать имена этого божества.
Бог Сет в Древнем Египте имеет противоречивое значение для египтян. С одной стороны, он - олицетворение хаоса, войны, песчаных бурь, но, с другой - воплощение силы, воинственности и мужественности. Возведение его в ранг злого божества связано с историческими событиями, такими как изгнание чужеземцев с северных земель Египта. Легенды о Сете являются показателем того, что древнеегипетская мифология многогранна, как и верования других древних цивилизаций.