Проблемы познания в философии. Философские проблемы познания
Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.
Проблемы познания в философии
Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.
В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.
Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений - важная задача всего общества.
Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.
Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.
Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:
Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;
Активности творческого отображения;
Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;
Практики. Практика - это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;
Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.
Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной человека может быть лишь в рамках общества.
В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.
Само познание может быть чувственным либо рациональным. основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Cодержание
Введение
3. Субъект и объект познания
5. Истина и заблуждение
Заключение
Список литературы
Введение
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.
Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.
Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.
Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред.
За тысячелетия своего развития знание прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека.
1. Знание и познание. Гносеология
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы.
Познание - вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.
Познание и знание различаются как процесс и результат.
В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под его отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы).
Познание имеет определенные функции:
информативно-отражательная функция;
проектно-конструктивная функция;
регулятивная функция.
Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно- значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществами т.д.). Таким образом, познание - это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание.
Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.
В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека. Немаловажное значение имеют эти способности в сферах философского и научного познаний.
Следует отметить, что в процессе познания человек использует как чувства, так и разум, причем в тесной их связи между собой и прочими способностями человека. Так, органы чувств снабжают разум человека данными и фактами о познаваемом предмете, а разум их обобщает и делает определенные выводы.
Научная истина никогда не лежит на поверхности; более того, известно, что первые впечатления об объекте являются обманчивыми. Познание связано с раскрытием тайны об изучаемом объекте. За очевидным, тем, что лежит на поверхности, наука старается вскрыть неочевидное, объяснить законы функционирования изучаемого объекта.
Гносеология или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.
Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.
Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания - это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.
2. Познание как философская проблема
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств и художественного творчества.
Теория познания - специальное исследование познания, которое делится:
1. На критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
2. На теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.
Проблемы, которые изучает теория познания:
природа познания;
возможности и границы познания;
отношение знания и реальности;
соотношение субъекта и объекта познания;
предпосылки познавательного процесса;
условия достоверности знания;
критерии истинности знания;
формы и уровни познания и др.
Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
Одни ученые изучают объективную реальность, а другие - саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
Одни находят знания, а другие - знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
Как бы сильно ни различались мнения философов относительно возможности происхождения и развития познания, однако все вынуждены признать, что без логического мышления развитие познания невозможно. Даже абсолютное сомнение, не допускающее никакого познания истины, и то пытается, по крайней мере, этот отрицательный результат подкрепить логическими аргументами. Но одного мышления еще недостаточно, чтобы мог возникнуть факт познания, мышление еще должно обладать каким-нибудь содержанием, которое тем или другим образом дается ему.
Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомневается в существовании самого мира.
Агностицизм отрицает принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Представителем агностицизма являлся И. Кант.
Теория познания должна:
Обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;
Объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии.
Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
3. Субъект и объект познания
Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами.
Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы.
Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. Подлинный субъект познания - это живая личность с ее интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, силой воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все- таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе и к своей деятельности.
Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение.
Он становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Словом, объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию.
Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан. Таким образом, будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом.
4. Основные понятия и виды познания
Существуют следующие виды познания:
Житейское познание - основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.
Научное познание - предполагает объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
Сущность научного познания заключается:
· в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
· в достоверном обобщении фактов;
· в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Научное познание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе рамки.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Другой отличительный момент художественного познания - требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству.
Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание - связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще, они дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.
Главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания - ощущение, восприятие и представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.
Восприятие дает целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному наблюдению. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом.
Рациональное познание (или абстрактное мышление) - опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.
Суждения и умозаключениясуть - формы познания, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.
Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.
В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному
Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.
Интуитивное познание
Интуитивное познание - это неосознанно полученное непосредственное знание. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей.
Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта. Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Также ей характерна внезапность и неосознанность.
Интуитивное познание делится:
На чувствительное (интуиция - мгновенное чувство);
Рациональное (интеллектуальная интуиция);
Эйдетическое (зрительная интуиция).
5. Истина и заблуждение
Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:
1) Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
2) Когерентная концепция рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.
3) Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что полезно для человека.
4) Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.
5) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир.
6) Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.
Существует несколько определений истины. Вот определение одно из них: истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. знание гносеология философия
В истории философской мысли существовали разные понимания истины. Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием.
Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Процесс достижения истины, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности.
Заблуждение -- это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Оно отражает объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся ото лжи.
Ложь -- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Наряду с этим и заблуждение, и ложь - ошибочные утверждения.
Заключение
Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы элементарные основы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Думаю, гносеология может облегчить жизнь не одному человеку, поскольку учит нас правильно познавать окружающий нас мир.
Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.
Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс. Правы были наши предки, которые считали, что отец должен передать свое мастерство сыну.
Познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. На первом из них происходит сбор, накопление и первичная обработка данных, на втором - их объяснение и интерпретация. Основными методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, описание, измерение и эксперимент; теоретического - формализация, аксиоматика, системный подход и т.д.
В тесной связи с познанием развивается и практика. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. Практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете.
Научное познание очень важно не столько для ученого, его осуществляющего, сколько для общества в целом.
Подводя итог проведенной работе можно сказать, что существуют различные точки зрения на проблемы, рассмотренные выше. Это связано с различным пониманием этих проблем разными авторами использованной литературы.
Таким образом можно сделать следующие выводы: Познание - это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: Высшая шк., 2003.
2. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос; Высшая школа, 2001.
3. Лавриненко В.Н, Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов. -М.: Изд- во Юнити-Дана, 2010.
4. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Норма, 2005.
5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник.- М.: Гардарики, 2005.
6. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.
реферат , добавлен 23.12.2003
Изучение предмета и задач гносеологии или теории познания - раздела философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности человека. Проблема познания и истины. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм.
презентация , добавлен 05.12.2014
Проблема познания в истории философии. Структура познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания. Диалектико-материалистическая концепция истины, ее сущность. Проблема истины в философии. Основные черты неклассической теории познания.
реферат , добавлен 31.03.2012
Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.
контрольная работа , добавлен 30.11.2010
Гнесеологическая проблематика и двойственность истины. Ступени познания. Класификация видов познания. Виды абстракций и виды души. Проблема возможности познания. Проблема общего и единичного. Критика томистского и скотистского пониманий универсалий.
курсовая работа , добавлен 20.02.2010
Познание как предмет философского анализа. Структура познания, ключевые теории истины. Научное познание, его уровни и формы. Практика как критерий истины. Понятие метода и методологии научного познания. Основные проблемы современной философии науки.
презентация , добавлен 20.05.2015
Специфика философских проблем. Разделы философского знания. Сущность философии В.С. Соловьева. Вопросы гносеологии. Понятия "знание", "познание", "истина" и "заблуждение". Особенности научного познания. Смысл человеческой жизни. Теория познания И. Канта.
контрольная работа , добавлен 23.03.2012
Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.
контрольная работа , добавлен 23.12.2010
Стороны реально существующего познания. Проблемы природы и возможностей познания, отношение знания к реальности. Философские позиции по проблеме познания. Принципы скептицизма и агностицизма. Основные формы познания. Природа познавательного отношения.
презентация , добавлен 26.09.2013
Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.
ПОЗНАНИЕ
Научное познание
Универсальные способы познания
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Философские проблемы познания изучаются гносеологией.
Познание - важнейший вид человеческой деятельности. В процессе познания человек вначале учится использовать внешний мир, приспосабливаясь к этому миру, а затем учится изменять мир, приспосабливая его к своим потребностям. Человек познает для того, чтобы улучшать свою жизнь, делать ее все более совершенной. Познавая, человек увеличивает свои возможности как активного творца действительности. В этом заключается сущность процесса познания.
Одной из ведущих проблем современной теории познания является вопрос о соотношении субъекта и объекта познания.
Объектом любого действия называют то, на что направлено это действие. Субъектом деятельности называют того, кто осуществляет эту деятельность.
Объектом познания называется то, на что направлено познание. Это та часть мира, которая познается субъектом познания.
Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом.
Человек может сделать объектом познания самого себя, свой внутренний мир. В таком случае говорят о самопознании. Многие философы, начиная с античности, считали самопознание необходимым условием мудрости. "Познай самого себя", - гласило приписываемое Фалесу изречение, написанное над входом в дельфийский храм Аполлона. В то же время другие мыслители осуждали превращение собственных чувств и мыслей в предмет пристального внимания, полагая, что подобная самонаправленность сознания (рефлексия) отвлекает человека от активной деятельности, направленной на внешний мир.
В процессе познания выделяют два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.
Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.
Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений.
Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий. Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание.
Рациональное (от лат. ratio - разум) познание осуществляется с помощью разума. Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета) размышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.
Элементарной единицей абстрактного мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания.
Следующая ступень рационального познания - суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения одних суждений из других на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - это система знаков, передающих информацию. Наибольшее значение в человеческом обществе имеет вербальный язык. Вербальный (от лат. verbum - слово) язык - это система звуковых, словарных и грамматических средств, с помощью которых выражаются процессы мышления.
Кроме чувственного и рационального познания существует интуитивное познание - непосредственное постижение сути вещей. Интуиция (от лат. intueri - пристально всматриваться) - это способность прямого усмотрения истины. Интуитивное познание происходит вне процесса чувственного ознакомления с предметом и вне обдумывания.
В истории гносеологии выделяют ряд направлений, отдающих преимущество тому или иному источнику познания. Важнейшими из них являются сенсуализм, рационализм и интуитивизм.
Направление философии, утверждающее, что основным источником познания являются внешние чувства, называется сенсуализмом (от лат. sensus - чувство). Сенсуалисты полагают, что знания, получаемые с помощью внешних чувств, являются первичным источником всех других знаний. По их мнению, данные чувственного опыта представляют собой нечто вроде атомов, или элементов, из которых строятся все остальные человеческие знания. "Нет ничего в интеллекте, чего не было бы ранее в чувствах", - гласит самый известный лозунг сенсуализма. К сенсуализму относят учение античного философа Эпикура, философские системы английских просветителей Томаса Гоббса и Джона Локка.
Рационализм утверждает, что источником истинных знаний является разум. Чувства могут дать только поверхностные, внешние знания о предметах. Суть вещей постигает только разум. К рационализму относят учения Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля и других философов, провозглашавших независимость разума от внешних чувств. По их мнению, разум изначально обладает внутренне присущими предпосылками знаний, на основе которых развивается процесс познания.
Интуитивизм полагает, что истинные знания достигаются путем прямого проникновения в сущность предметов без посредства чувственного опыта и рассуждения, т.е. путем интуиции. Религиозный интуитивизм считает источником истинного знания божественное откровение. Эстетический интуитивизм полагает, что основным источником знаний является эмоционально-интуитивное озарение, так называемое вдохновение, в результате которого создаются гениальные произведения искусства, раскрывающие истину в форме художественного образа. Интуитивизм получил особое распространение в средневековой мистике, в учениях немецких философов-классиков Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгауэра, французского философа начала ХХ в. Анри Бергсона, многих представителей русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ в.
Результатом процесса познания являются знания. Знаниями называют представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей.
Знания могут быть индивидуальными, принадлежащими одному человеку, и коллективными, принадлежащими обществу в целом.
Знания могут соответствовать действительности (такие знания называются истинными), могут отличаться или противоречить действительности (такие знания называются заблуждениями или ложью). Чем полнее совпадает образ действительности с самой действительностью, тем истиннее наше знание.
Следует, однако, учесть, что определение истины как знания, соответствующего действительности, отражает только логический аспект познания. Проблема истины в истории философии рассматривается намного шире, включая самые различные стороны ее существования: объективность и субъективность, относительность и абсолютность, абстрактность и конкретность. Важное место в истории философии занимают вопрос о критериях истины и вопрос о самой возможности существования истины.
Проблемы познания в истории философии
Важнейшими проблемами гносеологии являются следующие вопросы: что такое знание, в чем состоит сущность познания, каковы источники познания, как соотносится знание со своим предметом? Двумя основными вопросами теории познания являются вопросы: Что я могу знать? и Что есть истина?
Учение об истине занимает центральное место в теории познания, т.к. проблема истины раскрывает вопрос о сущности познания.
Наиболее распространенным в истории философии является определение истины как знания, соответствующего действительности. Это формально-логическое определение истины дал еще Аристотель.
Однако уже в античной философии сложилась и другая (внелогическая) концепция истины. Согласно этой концепции, истиной называют знание, соответствующее не тому, каковы вещи в действительности, а тому, каковыми они должны быть, т.е. каковы они по замыслу, идее. Истины - это знания об идеалах, о сущностях вещей, к которым и стремится познающий ум. Отождествление истины с идеальной сущностью вещей происходит в учениях Сократа, Платона, Гегеля.
"Когда я знаю, как нечто существует, говорят, что я обладаю истиной. Так первоначально представляют себе истину. Это, однако, истина лишь по отношению к сознанию или формальная истина, это только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тождественна с понятием. Об этом-то наиболее глубоком смысле истины идет речь, когда говорят об истинном государстве или истинном произведении искусства. Эти предметы истинны, когда они суть то, чем они должны быть, т.е. когда их реальность соответствует их понятию. Понимаемое таким образом неистинное есть то же самое, что обычно называют также и плохим. Плохой человек есть неистинный человек, т.е. человек, который не ведет себя согласно своему понятию или своему назначению", - писал Гегель.
Важную роль в учении об истине занимает вопрос об объективности и субъективности истины: существует ли объективная, независящая от человеческого сознания, истина, или же она всегда зависит от сознания познающего субъекта, т.е. субъективна?
Этот вопрос впервые поставили софисты. Они утверждали, что критерий истинности любого знания находится в самом человеке - объективной, не зависимой от человека истины не существует. В конце XIX в. немецкий философ Фридрих Ницше в рамках этой же линии писал: "Истина не есть нечто такое, что нужно найти, а есть нечто такое, что нужно создать".
Взгляды софистов на проблемы истины опровергали Сократ и Платон, утверждавшие, что объективная истина существует. Истина, по Сократу и Платону - это "чистое знание", знание о непреходящих, постоянных, вечных и неизменных образах (сущностях) всех вещей, пребывающих в идеальном мире.
Об истине говорят также как об относительной или абсолютной.
Относительной истиной называют неполное, приближенное к точному знание, которое может дополняться в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине.
Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, "вечные истины", физические константы и т.п.
Вопрос об относительности всех истин поставили античные скептики (от греч. skepsis - сомнение), подчеркивавшие условность любых суждений. Точка зрения скептиков на проблему истины, называемая релятивистской (от лат. relativus - относительный), получила свое развитие в дальнейшей истории философской мысли.
Представление о существовании абсолютной истины свойственно средневековой философии, отождествлявшей истину с Богом: истинно все то, в чем проявляется бог. В Новое время представление об абсолютной истине было сформулировано в системах Канта и Гегеля. У Канта абсолютными истинами выступают так называемые вечные истины - врожденные знания о должном. У Гегеля абсолютная истина - это "идея, в которой познание и действительность сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о самой себе", т.е. отражение бытия в философском учении о бытии.
Материалистическая философия считает, что всеобщей абсолютной истины не существует, абсолютными истинами условно можно называть такие знания, которые не могут быть опровергнуты в настоящий момент.
Истина всегда конкретна, абстрактной (отвлеченной от действительности) истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к определенному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Одной из центральных проблем в теории познания является проблема критериев истины: чем определяется соответствие знания действительности?
Существует множество критериев истинности знаний: чувственные, опытные, логические, этические, эстетические и др. Например, эстетическое понимание истины отождествляет истину с красотой, гармонией, этическое - с добром, правдой или справедливостью, логическое - с правильностью.
Однако все они односторонне отражают истину. Большинство учений, признающих существование истины, считает всеобщим критерием истины практику. Практикой (от греч. praktikos - деятельный) в философии называют целенаправленную предметную деятельность по преобразованию действительности. В гносеологической категории "практика", понимаемой как "критерий истины", выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Познавая мир, человек воссоздает или преобразует этот мир.
Основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об окружающей действительности совпадать с этой действительностью, или же наши знания всегда отличаются от того, что есть, т.е. не могут быть истиной.
В философской литературе этот вопрос встречается в различных формулировках. Например, в учении Канта он выглядит как вопрос о пределах "чистого разума". В марксизме он называется "второй стороной основного вопроса философии" и формулируется следующим образом: познаваем ли мир? В современной литературе он наиболее часто формулируется как вопрос о "границах познания": безгранично ли познаваем мир? Существуют и другие формулировки: познаваема ли сущность вещей? Прозрачен ли для познания мир? Существует ли истина?
Философская позиция, согласно которой мир полностью доступен познанию, называется гносеологическим оптимизмом.
Философская позиция, согласно которой мир доступен познанию только частично, называется агностицизмом (от греч. a - отрицат. приставка и gnosis - знание) или гносеологическим пессимизмом.
В основе агностицизма лежит утверждение о том, что наши знания о мире, получаемые с помощью внешних чувств, всегда в той или иной мере искажают действительность. Наши знания могут только бесконечно приближаться к своему предмету, никогда не совпадая с ним.
"Разум также близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу.", - утверждал в своем трактате " Об ученом незнании" философ эпохи Возрождения Николай Кузанский.
Классическая теория агностицизма, или критики разума, была создана в XVII - XVIII вв. В этот период спор между гносеологическим оптимизмом и агностицизмом принял форму спора о границах познаваемости мира человеческим разумом.
"Да и что же такое, наконец, человек в природе? - писал в своем сборнике "Мысли" французский философ, физик и математик Блез Паскаль, - Ничто в сравнении с бесконечным, всё в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем. От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей, конец вещей и их начало, бесспорно, скрыты в непроницаемой тайне; он одинаково не способен видеть и ничтожество, из которого извлечен, и бесконечность, которая его поглощает".
Крупнейшая философская система, в которой была обоснована ограниченность познавательной способности человека, была создана Кантом. Как и Паскаль, Кант утверждал, что существует бескрайняя сфера, познание которой выходит за пределы возможностей человеческого разума. Кант всесторонне рассмотрел проблему границ познаваемости мира и сделал выводы практического (этического) характера.
Кант исследовал вопрос о том, возможны ли вообще знания о сущностях вещей. Он провозгласил, что все наши знания о мире - это знания не о сущностях вещей, а лишь об их явлениях, т.е. о том, что вещи являют, или обнаруживают, нашим внешним чувствам. Кант утверждал, что, познавая мир, мы имеем дело не с самими вещами, которые навсегда остаются "вещами в себе", недоступными для проникновения в них познающего сознания, а с их явлениями, т.е. с тем, что вещи пожелали обнаружить нам: "...Все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе (fur sich); поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе (in sich), которая могла бы лежать в основе этих явлений".
Идеи Канта о принципиальной ограниченности познания оказали сильнейшее влияние на развитие современных форм агностицизма. Ведущим направлением неокантианства стал позитивизм, утверждающий, что наука должна ограничиваться констатацией чувственно наблюдаемых явлений и не претендовать на создание теорий, пытающихся объяснить их сущность.
Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем. Суть вещей доступна познающему разуму. Истина существует. Нет пределов у познающего разума. Гносеологическим оптимизмом проникнуты учения Сократа, Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Павла Флоренского и многих других мыслителей.
Согласно Платону, познание - это припоминание тех сущностей (идей, образов, чистых форм) всех вещей, которые душа человека видела до его рождения, т.е. пока она сама пребывала в идеальном мире. Постижение истины, говорится в диалоге Платона "Федр", "...есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия".
Наиболее глубокого выражения концепция гносеологического оптимизма достигает в учении Гегеля, утверждавшего принцип тождества (совпадения) бытия и познания. В концепции Гегеля бытие - это и есть познание.
Подобное толкование истины характерно и для русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв. Павел Флоренский (1882 - 1937) подчеркивал, что в русском языке отчетливо раскрывается сущность этого понятия: истина (или естина) - это то, что есть.
Проблема познания заключается в том, что разные философские школы и учения по-разному определили и определяют сущность познания. В разные эпохи философы также по-разному относились к данной проблеме. Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что, получается, через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями.
Это учение получило свое развитие в античной Греции в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля. Хотя его как термин философский ввел шотландский философ Феррер в 1854 году. Уже в античности складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объясняется различным образом. Древнегреческий философ Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путем вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон считал, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием» и единственное реальное значение должно иметь дело лишь с понятиями. Изучение Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального заначения.
Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяют разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретает развитие логики Аристотелем.
Предметом познания в античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средние века, поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.
В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания стал человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим.
Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания – исследование природы; цель познания – господство человека над природой. Бэкон писал: знание – сила. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью – разум, рациональная обработка данных.
Р.Декарт развивал дедуктивный метод. « Я мыслю, следовательно, я существую» - говорил он.
И. Кант пытался доказать, что, хотя априорные знания предстают как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.
Как возможно познание, познаем ли мы мир в принципе? Этот вопрос преследовал философов в самых разных формах.
На этот вопрос философы отвечают в трех аспектах: в аспекте агностицизма, скептицизма и оптимизма.
1.Агностики отрицают познаваемость мира. Но это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ.
Основная проблема, которая подводит к агностицизму заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Например, что такое для нас цвет или звук. Немецкий философ Герман Лотце называет их вторичными свойствами действительности, ибо они реализуются лишь в субъективном переживании человека. Ведь цвет как первичная данность – это электромагнитные волны определенной длины, цветом эти волны становятся лишь в человеческом зрении; колебания воздуха становятся музыкальным тоном только в субъективном человеческом слуховом восприятии.
Агностики считают, что мир простирается перед нами бесконечный и безначальный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, понятиями, стараясь поймать его в сеть наших представлений. Но каковы предметы на самом деле, мы не знаем, и знать не можем.
Однако практический вывод и категоричность агностиков опровергается развитием науки. Так, некогда основоположник позитивизма О.Конт заявил, будто человечеству не суждено узнать химический состав Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были начертаны эти слова, как с помощью спектрального анализа был определен состав Солнца.
Некоторые представители науки 19 века уверенно считали атомы не более чем мысленной функцией. Но пробил час, и Резерфорд, войдя в лабораторию, мог воскликнуть: «Теперь я знаю, как выглядит атом!», химическая структура генов.
Но, не смотря на все это, и сегодня много агностиков, чья философия восходит к философии Канта и Юма.
И.Кант отмечал, что вещь существует для нас как феномен, эта вещь сама по себе, а то какой она представляется для нас - это ноумен. Феномен и ноумен различны. Хотя Кант себя не считал агностиком.
Получается, что люди, как белка в колесе, вращаются в мире своего познания и нигде никогда не соприкасаются с самими предметами мира в их свободной от привнесения людской субъективности форме. Внешний мир, согласно такому представлению, подобно страннику, стучится в наш разум, возбуждает его к деятельности, оставаясь при этом под покровом неведомого, так как не может войти в него, не подвергаясь субъективной деформации. И разум должен только догадаться о том, какой же этот странник.
1. Эволюция теории познания в истории философии.
2 . Чувственная и логическая ступени познавательного процесса, их взаимосвязь.
3. Субъект и объект познания.
4. Практика как основа и источник познания.
5. Проблема истины в философии.
1. Проблема познания – одна из центральных философских проблем. Она занимает и учёных-экономистов, и физиков, и биологов и мн. др. Понятно, что учёных различных специальностей при исследовании механизмов познания интересуют разные аспекты. Но есть вопросы, с которыми так или иначе приходится сталкиваться всем. Они касаются общих закономерностей познавательного процесса. Каковы средства познания объекта? Как отделить более вероятное предположение от менее вероятного? Каким образом на основе отдельных фактов установить закономерность? Как применить её к частному случаю, как избежать ошибок? Ответы на эти вопросы даёт философия, которая разрабатывает общую теорию познания. Этот важнейший раздел философии называют гносеологией или эпистемологией.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, то есть это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Подавляющее большинство философов и учёных утвердительно решали вопрос о познаваемости мира. Мир, конструктивная реальность доступны познанию. Хотя различные философские течения по-разному представляли механизм процесса познания.
Здесь уместно рассмотреть, что такое агностицизм (от греческого аgnostos – непознаваемый). Агностицизм – течение в философии, представители которого отрицают возможность сущностного познания объективного мира. В целом при характеристике агностицизма необходимо учитывать следующее: во-первых, его нельзя рассматривать как концепцию, отрицающую сам факт существования познания. Речь идёт о возможностях познания, о том, что представляет собой познание по отношению к реальной действительности. Во-вторых, агностицизм смог выявить некоторые реальные трудности процесса познания, которые и в настоящее время не разрешены. Это, в частности, неисчерпаемость, невозможность полного познания вечно изменяющегося бытия, субъективное преломление мира в органах чувств человека и т. д.
Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное. На каждом этапе своего развития знание представляет собой синтез эволюции человечества и истории познания, общий суммарный итог всей человеческой деятельности – и теоретической, и чувственно-предметной, практической.
В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания и др. Для античной философии и гносеологии были характерны целостность взглядов на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактного, метафизического расчленения природы. Природа рассматривалась в универсальном единстве всех её сторон, во всеобщей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного восприятия, а не развитого теоретического мышления.
В средневековой философии вопрос о путях и методах познания обсуждался в полемике номиналистов и реалистов.
Эпоха Возрождения подготовила почву для значительного шага в развитии теории познания, который был сделан европейской философией (XVII-XVIII вв.), где гносеологическая проблематика заняла центральное место. Ф. Бэкон считал, что науки, изучающие познание, мышление, являются ключом ко всем остальным. Он разработал эмпирический метод познания, основанный на индуктивных умозаключениях. Индуктивной методологии Бэкона был противопоставлен рационалистический метод как единство дедукции и индукции, разработанный Декартом, который стал подлинным основателем европейского рационализма.
Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Вопрос об источниках и границах познания Кант сформулировал как основной для гносеологии вопрос.
Гегель обосновал процессуальный характер истины, включил практику в рассмотрение гносеологических проблем.
Фейербах выдвинул на первый план опыт как основной источник знания, подчеркнул взаимосвязь в познавательном процессе чувственного познания и мышления, высказал мысль об общественной природе мышления, полагая, что именно человек является исходным принципом гносеологии.
Вместе с тем, для Фейербаха как для многих других мыслителей ХVII-XIX вв. (Бэкона, Гоббса, Локка, Гольбаха, Спинозы, Чернышевского и др.) были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, механистичность, непонимание диалектического характера познания, его процессуальности, активной роли субъекта.
В дальнейшем в эволюционной эпистемологии и гносеологии процесс познания рассматривался не как зеркальное отражение, а как сложный эволюционный процесс активного адаптационного взаимодействия познающего субъекта с действительностью, который осуществляется им в ходе общественной практики.
В современной западной философии гносеологические проблемы находят своё выражение в стремлении к синтезу наиболее плодотворных концепций, соединяющих в себе идеи различных школ. Удельный вес исследований в основном ориентирован на науку – постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм. Это так называемые сциентистские течения. Некоторые философы Запада и Востока (в том числе России) ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру, получившие название антисциентизма. Таковыми считаются экзистенциализм, философская антропология, различные философско-религиозные направления.
Развитие гносеологических представлений конца ХХ – начала ХХI в. определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества. Для этого исторического этапа характерны следующие особенности: изменение объектов исследования (ими всё чаще становятся целостные, саморазвивающиеся системы), методологический плюрализм, преодоление разрыва между объектом и субъектом познания, соединение объективного мира и мира человека, синергетические и логико-системные принципы.
Теория познания – открытая, динамичная, самообновляющаяся, развивающаяся система. В разработке своих проблем она опирается на данные всех форм теоретической и практической деятельности.
2. Познание – это активная, целенаправленная деятельность человека по получению, хранению, переработке и систематизации знаний о реальности.
Условно можно выделить две ступени познания: чувственную и логическую. Для чувственной ступени познания характерны такие элементы, как ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов органами чувств человека в процессе непосредственного взаимодействия. Ощущения бывают контактные, дистантные, внешние, внутренние. Ощущение как образ объекта – не только следствие функционирования органов чувств, но и результат активного взаимодействия человека с многочисленными объектами. На основании этого можно сделать вывод: наличие органов чувств – необходимое условие познания, но правильного знания без активной деятельности человека они не дадут.
Рассматривая ощущение как образ объективного мира, мы не исключаем возможных недостатков чувственных образов. Органы чувств способны не только «отражать» свойства предметов, но и искажать их. Известны, например, так называемые, оптические иллюзии. Психология, изучая восприятие как психический процесс, выявляет множество подобных примеров. Как убедиться в правильном, адекватном восприятии? Можно измерить, взвесить и т. п.
Хотя ощущения являются первоначальными источниками информации о внешнем мире, однако они доставляют сведения лишь об отдельных, не связанных между собой, внешних воздействиях, в то время как в мире всё взаимосвязано. Поэтому определённый вкус, цвет, запах, форма объединяются в сознании человека в целостный чувственный образ.
Восприятие – это целостный, чувственный образ предмета, формируемый при непосредственном взаимодействии человека с предметом благодаря активному отношению человека к миру. На ступени восприятия доля рационального мышления значительно увеличена. Человек выбирает те сигналы, которые для него важны, активно препарирует мир соответственно своему опыту и целям.
Объединение различных ощущений в восприятии происходит в результате синтезирующей деятельности головного мозга. Характер восприятия определяется не только свойствами воспринимаемого объекта, но и рядом других факторов, прежде всего таких, как интерес и цель человека, его предыдущий опыт, профессия, уровень образования и т. п. Следовательно, благодаря восприятию из всего многообразия внешних характеристик предметов человек может выделить те, которые представляют для него наибольший интерес. Выбирая из внешних воздействий только некоторые, сосредоточивая на них внимание, он способен действовать целесообразнее. Поэтому восприятия человека нельзя считать только результатом его биологического развития, следствием работы органов чувств и мозга. Поскольку человек есть существо социальное, то его восприятия являются продуктом общественного развития, отражают деятельность человека, его положение в обществе.
Чувственный образ может возникнуть не только в случае непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
Представление – обобщённый образ предмета или явления, возникающий в сознании без непосредственного чувственного контакта с познаваемым. Представление является источником воображения и фантазии, связкой между чувственным и рациональным познанием.
Представление оказывается возможным потому, что в мозгу остаются следы прошлых восприятий, действует механизм памяти. Обычно память закрепляет в сознании всё повторяющееся, важное, отсеивая несущественное. Поскольку прошлые восприятия суммируются, обобщаются в едином образе, прежний опыт становится путеводителем в новых ситуациях.
Характер представлений зависит от образа жизни людей, предыдущего опыта в гораздо большей степени, чем характер восприятия. Но в представлении обнаруживается ещё одно свойство. Человек может вообразить себе и такие вещи, которые он не воспринимал раньше. Даже более того, человек может представить то, что вообще не существует.
Cодержательно представление беднее, чем восприятие. С другой стороны, в нём уже имеется элемент обобщения, то есть в представлении мы выходим за рамки единичного, выделяем общее и оперируем им в своем мышлении, действиях. Доля рационального в представлении гораздо выше.
Специфика чувственного познания состоит в том, что оно непосредственно связывает нас с внешним миром, раскрывая его проявления, фиксируя конкретные свойства.
Однако задачей процесса познания является изучение не столько внешней стороны явления, сколько раскрытие существенного, выявление закономерностей. Это становится возможным благодаря тому, что человек обладает логической, рациональной, абстрактной формами познания. Мышление перерабатывает данные чувственного познания, рождая нечто новое, – то, что не дано в чувственности.
В процессе перехода от чувственной ступени познания к абстрактной (от латинского – отвлечение) осуществляется понимание, выявление существенного в предмете. Элемент отвлечения содержится уже на чувственной ступени познания.
Известно, что многие явления нельзя представить наглядно. Скорость света, равную 300 км/с, храбрость, силу, красоту мы можем понять, дать определение. А как представить всё это в виде конкретных предметов?
Конкретные формы рационального логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.
Полученные сведения люди выражают в словах и при помощи речи передают друг другу.
Понятие – это форма мысли, при помощи которой человек фиксирует совокупность существенных свойств предметов, позволяющих отличать эти предметы от остальных.
Система понятий нужна человеку для координации его действий с другими людьми. Понятия образуются на основе совместной практической деятельности людей и ради этой деятельности. В понятиях отражено не то, что бросается в глаза отдельному человеку, но то, что интересно и важно для коллектива, общества в целом. Благодаря понятиям мы можем передать конкретное знание об объекте любому человеку, даже никогда не воспринимавшему его.
Главное преимущество абстрактных понятий в том, что они приводят к обнаружению закономерностей. Знание этих закономерностей имеет в жизни и практике людей гораздо большее значение, чем индивидуальный опыт, фиксирующий множество разнообразных, иногда неповторимых, ситуаций. Любое правило полезнее, чем знание сотни примеров, за которыми человек не заметил правила.
Понятия о предмете не являются застывшими: они изменяются, уточняются, углубляются. Самые общие понятия в науке – категории. Для каждой науки характерна своя система понятий. Выработка научных категорий – это сложный процесс. Каждое новое понятие обязательно должно войти в систему тех понятий, которыми оперирует данная наука.
На базе понятий возникает следующая форма абстрактного мышления – суждение. Суждение – это такая мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается. По своей форме суждение представляет собой связь между понятиями. В форме суждений выражается всё наше знание. Роль суждений состоит ещё и в том, что на их основе образуется умозаключение.
Мышление – это не просто смена одних суждений другими. Когда человек мыслит, рассуждает, его мысли соединены так, что одна мысль выводится из другой. Процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания и есть умозаключение.
Благодаря способности к умозаключению мы расширяем наши знания, из уже имеющихся получаем новые.
Понятие, суждение и умозаключение взаимосвязаны в процессе абстрактного мышления. Это проявляется в том, что, образуя общую основу суждений и умозаключений, понятия могут выступать в качестве их продукта.
Специфика рационального мышления состоит в обобщённом, опосредованном отражении действительности, в котором велика роль абстракции; на этой ступени мы имеем возможность получать теоретическое знание, а это позволяет устанавливать закономерности, объяснять факты, предсказывать возможности различных систем, активно преобразовывать действительность; в-третьих, отличительной особенностью мышления является и то, что с его помощью не только фиксируются связи и отношения настоящего и прошлого, но и конструируется будущее. В этом конструировании проявляется творческая активность сознания, которая является существенным признаком познавательной человеческой деятельности.
Чувственное и рациональное познание находятся в единстве, не существуя одно без другого. В истории философии и гносеологии были мыслители, которые указывали на доминирующую роль либо чувственного, либо логического познания. Сенсуалисты преувеличивали роль чувственной формы познания и принижали логическое мышление. Рационалисты умаляли роль ощущений и восприятий, рассматривая мышление как основной источник познания.
В реальном процессе познания логическое мышление в отрыве от чувственного восприятия невозможно; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем, чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.
3. Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. Субъект познания – тот, кто познаёт. Это социальный, деятельный человек на данном конкретном этапе его исторического развития. Общество также можно рассматривать как субъект познания, поскольку все знания, которые накапливает человек, входят в общественное, объективированное духовное. Поэтому субъектом в конечном итоге является всё социальное целое – то есть человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности – отдельные народы. Каждый народ, создавая нормы, ценности, идеалы, закреплённые в его культуре, выступает как субъект познавательной деятельности.
В обществе имеются группы индивидов, специальным занятием которых является научная деятельность. В этом случае субъектом выступает сообщество учёных, в нём выделяются отдельные индивиды, наиболее талантливые и одарённые.
То, на что направлено познание, составляет объект познания.
Объект познания – это явление, выделенное человеком и вошедшее в сферу его познавательной деятельности. Сам человек и общество тоже могут быть объектами познания. О субъекте и уровне его развития можно судить по тому, что является объектом его интересов. И субъект познания, и объект носят общественный характер и зависят от практической деятельности человека. Фактически мы познаем субъект-объектное взаимодействие.
В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом понимают реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет – это конкретные аспекты, на которые направлено изучение. Например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, философии и т. д. Однако каждая из них имеет свой предмет исследования: психология изучает поведение человека, тип его темперамента, медицина ищет пути предотвращения заболеваний и способы лечения болезней и т. д.
В социальном познании усложняется связь субъекта и объекта познания, так как человек, общество являются одновременно и субъектом и объектом познания. (Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Общество. Основы философского анализа»).
4. Человек – не пассивное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, их свойства, приспосабливая к своим потребностям. Этот процесс воздействия и преобразования человек осуществляет в ходе практической деятельности.
Практика – чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на изменение условий их существования. В практике человек творит себя и свою историю.
Здесь речь идёт не только о деятельности отдельного человека, но и о совокупном опыте всего человечества. Практическая деятельность носит общественный характер. Она включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, предмет, на который направлена деятельность, результат деятельности.
Общественная практика находится в единстве с познавательной деятельностью. По отношению к познанию практика является: во-первых, источником, основой познания, даёт ему необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке; во-вторых, сферой применения знаний. Научные знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.
К практике относятся:
· Материальное производство (например, зданий, машин, продуктов, одежды, книг, картин, фильмов).
· Духовное производство (например, деятельность архитектора, конструктора, инженера-изобретателя, писателя, режиссера, художника, преподавателя).
· Экономическая и управленческая деятельность, участие в отношениях собственности (обмен, распределение, потребление, организация различных форм деятельности).
· Семейно-бытовая, общественно-политическая (скажем, участие в выборах), спортивная деятельность. Труд, отдых, быт, рождение и воспитание детей, вся деятельность, направленная на физическое и интеллектуальное воспроизводство человечества, – всё это практика, понимаемая в самом широком смысле.
Существует и научная практика, включающая в себя естественнонаучный и социальный эксперименты.
Практика является побуждающим стимулом и источником познания, движущей силой и целью познания, критерием истины, то есть она пронизывает все ступени познания. Теория, в свою очередь, активно использует данные практики, творчески перерабатывает эмпирический материал, открывая новые пути для развития практики.
5. Одной из основных целей процесса познания является получение знания, верного, истинного, адекватно отражающего исследуемый объект. Проблема истины – центральная в теории познания. Возникнув на ранних этапах развития философии, она остаётся актуальной по сей день.
В современной философии выделяются такие концепции истины, как корреспондентная, когерентная и прагматическая.
Первая концепция истины (ее называют классической) была сформулирована Аристотелем. Мыслитель полагал, что истина – это знание, в котором содержится верное суждение о действительности, и рассматривал истину как соответствие (корреспонденцию) знания и действительности.
Знание выразимо в языке, то есть в отдельных предложениях (знание об отдельном факте) или теории (знание о фрагменте действительности).
Установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные высказывания приобретают смысл лишь в системе суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Теория когерентной истины, авторство которой чаще всего приписывают Гегелю, предполагает, что знание организовано в некоторую целостную систему типа юридических законов, научной теории или философской системы и означает внутреннюю согласованность всех частей этой целостности. Вся трудность состоит в том, как понимать и проверять эту согласованность. Для стройных систем знания, наподобие математических, физических или логических теорий, согласованность означает их непротиворечивость. Для сложных систем знания, таких как философия Платона или Гегеля, обнаружить согласованность всех их частей непросто. Эта сложность связана с неоднозначностью философских понятий, неочевидностью и непроверяемостью исходных положений философии, различными типами объяснений, обоснований и аргументаций, убедительных для одной философской школы и неприемлемых для других школ и т. д.
Прагматизм полагает истинным то, что полезно. Прагматическая теория истины, имеющая много версий, была впервые высказана американским философом Пирсом и сформулирована его соотечественником Джемсом: любые знания, гипотезы, верования истинны, если из них можно извлечь полезные (выгодные) для материальной или духовной жизни людей следствия. Эта теория содержит много интеллектуальных трудностей. Не вполне ясно, что означает «полезное», поскольку одни и те же знания, гипотезы, верования для одних людей могут быть полезными, для других – нет. Найти же объективные критерии полезного невозможно, так как сама оценка полезного неразрывно связана с субъективным миром человека, его желаниями, идеалами, предпочтениями, возрастом, культурной средой обитания и т. д.
Следует согласиться с утверждением американского философа Н. Ришера, согласно которому указанные концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, а следовательно, необходимо учитывать все эти концепции. Однако это не свидетельствует об их равнозначности во всех случаях жизни. Так, для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы суждения не противоречили друг другу, а составляли гармоничную целостность. Для физика важным будет то, чтобы его суждения вместе с их математическим сопровождением соответствовали миру физических явлений, поэтому он будет обращаться к концепции соответствия. Для техника, инженера большое значение имеет практика, поэтому первостепенное место будет отводиться прагматической концепции истины.
Заслуживает внимания диалектико-материалистическое понимание истины. Под истиной понимается такое содержание знаний, которое не зависит от человека, человечества. В целом объективность истины связывается со следующими положениями:
Источник знания – объективная реальность;
Качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;
Вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем её является человек, но она объективна по содержанию;
Истина есть процесс;
Истина всегда носит конкретный характер.
Постижение истины не происходит сразу и целиком, это сложный, противоречивый процесс перехода от незнания к знанию более глубокому, точному. Для характеристики процесса уточнения и углубления познания вводятся понятия абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается знание, по содержанию абсолютно совпадающее с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретных исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. В науке чаще приходится довольствоваться относительными истинами, то есть частично верными, приближенно и неполно соответствующими действительности. В реальном познании исследователь всегда ограничен рамками своей эпохи, техникой, логическим и математическим аппаратом.
В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины не противостоят одна другой, а напротив, взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражает процессуальный и динамичный характер достижения истины в науке. В реальном процессе познания путь к абсолютной истине проходит через познание ряда уточняющих, дополняющих и обогащающих друг друга относительных истин. В каждой относительной истине содержится элемент абсолютного знания, суммирование этих элементов, постепенное развитие познания дает всё более полное, глубокое отражение изучаемого объекта. (Примером этого может служить история развития научных взглядов на строение атома и мн. др.).
Важный аспект проблемы истины – её конкретность. Принцип конкретности истины требует определённой гносеологической культуры, учёта конкретных гносеологических предпосылок. Конкретность истины предполагает воспроизведение действительности в контексте реальной ситуации, постижение целостности предмета, учёта условия, места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект – объект». Суждения, верно отражающие объект в одних условиях, становятся ложными по отношению к тому же объекту в других условиях. Например, основные положения классической механики истинные применительно к макротелам, за пределами макромира свою истинность теряют.
Как показывает практика человеческого познания, неотъемлемым элементом поиска истины являются заблуждения. Заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут возникать в результате некорректной экстраполяции чужого опыта без учёта конкретной проблемной ситуации.
Таким образом, заблуждения имеют социальные, психологические и гносеологические основания.
Ложь является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта. В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом.
Вопрос о путях достижения истины тесно связан с вопросом о её критериях. Под критерием истины обычно понимают некоторый эталон или способ её проверки. Критерий истины должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) быть независимым от проверяющего субъекта; 2) быть каким-то образом связанным с знанием, чтобы подтверждать или опровергать это знание.
В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности. Практика соединяет человека с объективной реальностью. Что бы ни думал человек о вещах, процессах, в ходе предметной деятельности он может заставить их измениться только согласно их собственной природе. В конечном счете практика позволяет сделать окончательный вывод об истинности того или иного положения.
Важную роль при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые вторичные критерии. Таковыми принято считать принципы простоты и непротиворечивости теории, красоты и изящества, плодотворности и эффективности и др.
Принцип простоты предполагает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий, с тем чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она может быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в единстве с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива. Вторичные критерии не заменяют основного – практику, а всего лишь дополняют его.
ЗАДАНИЯ
I. Ответьте на вопросы теста:
1. Течение в теории познания, представители которого отрицали возможность сущностного познания мира:
а – эмпиризм;
б – агностицизм;
в – скептицизм;
г – прагматизм.
2. Элементом рационального познания является:
а – представление;
б – образ;
в – понятие;
г – впечатление.
3. Течение, сторонники которого считают, что без данных органов чувств не было бы «пищи» для логического познания:
а – рационализм;
б – сенсуализм;
в – сциентизм;
г – структурализм.
II. Дайте определение понятиям:
1. Правильное, адекватное отражение окружающей действительности, –
2. Отражение отдельных внешних свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, –
3. Логический процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания о предмете, –
III. Контрольные вопросы