Как выглядят буддийские храмы. Буддийские храмы
Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.
Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.
Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.
Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме. Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.
Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.
«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.
Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».
Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.
Буддийский храм – это храм приверженцев учителя и пророка Будды, третьей по счету по количеству верующих религии в мире. Буддизм более всего распространен в странах Востока, в Азии: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Монголии, Непале, в Индонезии, на Тайванe и в других странах этого региона планеты. В России буддизм распространен в регионах Сибири и Дальнего Востока (Республики Тыва, Бурятия, Забайкалье и так далее), а также в Калмыкии.
Глава буддийской церкви в мире – это далай-лама, избираемый из числа буддийских монахов. Буддизм – очень миролюбивая религия, что отрицает насилие и войны.
Конечно же, как и любая мировая, да и малая, религия на Земле, буддизм имеет свои храмы. Буддийский храм называется «дацан». Его легко отличить от прочих зданий по восточного стиля крыше-пагоде. Он также обильно украшается яркими и красочными традиционными орнаментами- то символизирует радость избавления человека от круговорота страданий, сансары.
Часто храмы буддистов выкрашиваются в ярко-красный цвет. Ярких цветов в храмах хватает – например, традиционная одежда буддийских монахов всегда ярко-оранжевая. Но в устройстве самого храма должны преобладать аскетизм и строгость, отсутствие лишних вещей и украшений. Буддизм не признает обилия, нагромождения в храме очень дорогой и пышной утвари. При этом и не отрицает драгоценных предметов в храме.
Золотой, позолоченной, серебряной или инкрустированной драгоценными камнями может быть статуя учителя Будды на троне – непременный атрибут каждого храма, помещаемая в так называемых «золотых залах» дацана. Также в храмах вы встретите изображения основных священных символов буддизма. Еще один непременный атрибут буддистского храма – колокольчики с мелодичным звоном. Часто они тоже делаются из драгоценных металлов. Как в христианских храмах, в дацанах можно увидеть и великолепные разноцветные витражи.
В дацанах их служители часто собирают хорошие библиотеки. При буддийском храме могут жить монахи. В буддизме, в отличие от христианства, вообще нет разницы между монастырем и обычным храмом. Любой дацан должен иметь крепкие ворота, хорошо закрытый от улицы дворик, и мало окон, чтоб создавать верующим атмосферу тишины, духовности и уединения. В храме важно отрешиться от внешнего мира, развлечений, мирских зрелищ и влияний. Тут полагается думать о высоком, спокойно молиться и медитировать.
Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.
Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.
Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:
Чеди или ступа - колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.
Пранг - тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.
Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот . Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа .
Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.
И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.
Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.
Представитель туроператора по Таиланду, компании Sayama Travel Катерина Тарасенко подготовила краткий ликбез по архитектурным изяществам тайских храмов.
Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.
Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:
Чеди или ступа
- колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.
Пранг
- тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.
Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот. Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа.
Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.
И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.
Храм Боробудур - буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты (приблизительно 42 км или на расстоянии в 25 миль).
Ученые не могут прийти к общему мнению, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веками. Так же ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет.
На протяжении последних ста лет, храм был заброшен из-за массового принятия ислама. В течении долгого времени храм был покрыт пеплом от извергавшихся вулканов, и в конце-концов зарос джунглями.
Храм был обнаружен в 1814 году сэром Томасом Рэффльзом, который проспонсировал очищение территории храма от зарослей. С тех пор храм подвергся разным реконструкциям, но самая значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах, при поддержке ЮНЕСКО. Среди похожих храмовых комплексов можно выделить Пагоду Шведагон в Мьянме, одно из самых известных сооружений подобного плана
Боробудур возвращал свою великолепную красоту, и был зачислен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Структура храма представляет мифологическую модель, состоит из различных террас. Каждая терраса и стена этого древнего храма покрыты самыми удивительными запутанными видами барельефа, на котором изображено учение Будды. Вогнутости, изображающие статуи Будды, всюду, и каждый проход или терраса показывают много жизней и много форм принятий Сидхартха, прежде, чем достигнуть просвещения Будды.
Конечно, проходя все эти барельефы, Вы заметите, что многие из вогнутостей теперь пусты, или содержат, обезглавленные статуи Будды. Почему? Из-за безграничного грабежа, который был актуален несколько десятилетий назад. Многие из украденных голов Будды сейчас находятся в домах богатых людей и в музеях всего мира. Грабеж продолжается и сейчас, но значительно меньше. Ещё одним подобным комплексом является древний город Баган на территории Бирмы
В главной части храма туристу встретится центральная ступа (символ просвещения Будды) – символ вечности. Туристы не могут входить через центральную ступу. Только буддистским монахам позволено входить через центральную ступу.
Кроме главной ступы есть 72 колоколообразных ступы меньшего размера. Некоторые ступы содержат сидящего Будду, а другие пусты. Есть одна особая ступа, которая представляет жилище Будды с его пересеченными ногами. Легенда гласит, что если подойти и прикоснуться к пересеченной ноге Будды, то ваше желание обязательно исполнится.
День Просвещения: Хари Рая Вайсак
Одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек, происходит один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить дату в точности, используя лунный календарь.
В назначенный день, в пределах 2:00, процессия начинается в Candi Mendut, храма меньшего размера, и продвигается в Храм Pawon. Продолжительность движения составляет приблизительно 1.5 мили, и заканчивается в Храме Borobudur. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины одевают белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм за время своего существования, появившись на территории северо-восточной Индии, все разрастался, принимал новые формы, перетекал из страны в страну и даже преодолевал расстояния величиной в континенты.
Неудивительно, что он достиг и бескрайних просторов России – православной в своей основе страны.
Уже долгое время три крупные российские республики – Калмыкия, Тува и Бурятия – идут по пути буддизма, в крупных городах есть , а сангхи – буддийские общины – разбросаны по всей стране.
Наша сегодняшняя статья расскажет про главный храм буддийской сангхи России, проведет краткий урок истории: устроит небольшую лекцию о том, как русские реалии с их суровыми зимами накладываются на эстетику храмовых построек, унесет в отдаленный уединенный уголок России, а также поведает секрет нетленности физического тела.
Русский светоч буддизма
Сердце Буддийской традиционной сангхи России, или, как сокращенно ее называют, БТСР, находится в пяти тысячах километров от Москвы – в Бурятии. Глава этой организации Пандито Хамбо-лама, и его резиденция находится здесь же – в Иволгинском дацане. Его можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
В окружении гор, у основания хребта Хамар-Дабан, посреди бескрайней степи раскинулись покатые крыши дацана. Блеск позолоты, разгуливающий ветер, едва уловимый терпкий аромат, так напоминающий восточные края, будто уносят на родину кочевников.
Что это: Монголия, Китай или Тибет? Сложно поверить, но мы находимся в России, всего в тридцати километрах от Улан-Удэ. Религия этой местности представлена , течением , и здесь – ее духовное начало.
Буйство красок и великолепие буддистских храмовых построек, таких непривычных русскому взору, приводят сюда не только верующих, паломников, но и рядовых туристов со всего мира, желающих увидеть своеобразное государство в государстве, окунуться в атмосферу спокойной радости буддийского мира.
В свое время здесь побывали миллионы туристов, в их числе даже первые лица страны – Дмитрий Медведев и Владимир Путин.
Небольшой экскурс в историю
Границ России буддизм достиг в далеком XVII веке, будучи тогда еще в самом начале своего развития. Но благодаря императрице Елизавете, которая «дала добро» на признание этой чужеродной на тот момент религии особым указом от 1741 года, буддийская философия прочно укоренилась в умах восточных народов России.
До революции насчитывалось целых 47 буддистских храмов, но вот пришла советская власть, которая считала «опиумом для народа» не только христианство, но и вообще религиозность в любом его проявлении. Уже к 1925 году многие строения были разрушены, а настоятели подверглись безжалостным репрессиям.
У истории хорошее чувство юмора, и если сейчас спросить местных, как появился Иволгинский дацан, они то ли в шутку, то ли всерьез ответят, что его подарил Сталин.
С этим связана одна история, подлинность которой подвергается сомнению, но все же похожая на правдивую. Начало войны, как все последующее десятилетие, было очень тяжелым временем, и не лишней была любая помощь. Буряты (которые, на секундочку, почти все были буддистами) собрали по тем временам неподъемную сумму – триста тысяч рублей – и отправили на фронт. Благодарностью за самоотдачу и содействие буддистов стало разрешение на постройку дацана.
Сразу по окончании кровавой войны, в мае 1945 года, наркомат Бурят-Монгольской АССР специально издал постановление «Об открытии буддийского храма». Конечно, о реконструкции вековых дацанов не шло речи, но буряты были рады довольствоваться малым – им выделили землю практически в болоте, вблизи поселка Верхняя Иволга.
Так началось строительство главного дацана страны. Зажиточная семья выделила свой дом, который и стал первым храмом всего комплекса. Общими усилиями жителей села Оронгой, местных лам и добровольцев вокруг села стали возводить постройки одна за другой.
«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» – делился впечатлениями об Иволгинском дацане Далай-лама XIV.
Сегодня на этом месте сияет великолепием целый монастырский комплекс, окруженный россыпью растений, безмятежным духом, аурой благоговения. Имя ему – Гандан Даши Чойнхорлин, смысл которого в переводе означает, что здесь вращается колесо Учения, наполненное чувством радости и счастья.
Убранство комплекса
Дацан встречает гостей главными воротами, которые открываются с юга, а также малым, неосновным входом. Постичь красоты храма, не упустив из виду ничего, поможет обряд обхода святынь – гооро. Для этого по всей территории вымощена дорожка.
Во время гооро стоит следовать по часовой стрелке, как движется Солнце. Можно прогуляться по периметру в одиночестве, наслаждаясь незабываемыми видами, а жаждущих знаний и интересных рассказов посетителей с радостью проведут . Основное правило – количество обходов должно быть нечетным.
Бурятский дацан неспроста находится под охраной государства, ведь это настоящее произведение архитектуры. Комплекс представлен десятью храмами и пятью ступами, самые выдающиеся из них носят названия:
- Цогшин-дуган – главный храм БТСР;
- Деважин;
- Майдрин-сумэ;
- Сахуюсан-сумэ.
Важная особенность дацана – буддистский университет. Даши Чойнхорлин – так он называется, а был он построен четверть века назад, в 1991 году.
Наличие университета и дало Иволгинскому монастырю полное право носить звание дацана, потому что в тибетском буддизме дацан – это отделение-«факультет» при храме.
Сам университет, довольно скромен и аскетичен, как и жизнь местных монахов. Порядка ста учеников-хувараков обучаются на одном из четырех факультетов, проживая в большом деревянном здании.
При посещении можно одним глазком понаблюдать за обыденной : они поднимаются в 6 часов поутру и до вечера несут службу, изучают дисциплины, сами занимаются приготовлением еды, уборкой, хозяйственными делами.
В программу обучения входит самый обширный спектр предметов: от философии, иконописи и медицины Востока до тибетского языка и логики. После пятилетней учебы студенты получают статус лам, что подкрепляется дипломом.
Помимо храмовых и учебных построек здесь расположилась библиотека, музей искусств, служебные здания, жилища лам. А для беспрерывного потока любознательных туристов была построена гостиница, кафе с национальной кухней, сувенирные лавки с самобытными вещицами.
196 – именно столько предметов буддизма представляют собой культурное достояние и строго охраняются государством.
В храмах традиционно проходят службы, обряды, отмечаются культовые даты, праздники, а также здесь проводят разного рода лечение, правила которого завещала традиционная древняя тибетская медицина.
Как в Тибете или буддийском Китае, здания тут яркие, а их остроконечные крыши так и устремляются вверх. Но географические особенности сказываются на сложившемся местном зодчестве: дуганы, в отличие от тибетских собратьев, по большей части сделаны из дерева.
Кроме того, русские зимы с сильными морозами повлияли на архитектуру буддийский построек, поэтому вход в храм выделен особым холлом, похожим на крыльцо, чтобы холод не попадал внутрь.
При прогулке по территории можно помолиться сто тысяч раз, ведь именно столько мантр спрятано внутри Иволгинского монастыря.
Можно погладить косуль, побродить по оранжерее, заглянуть в открытые храмы, насладиться мощью невероятного дерева Бодхи, где, по преданию, Будда узнал, что такое нирвана.
Феномен нетленности
Но, пожалуй, самое удивительное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли.
В ХХ веке особую известность имел хамбо-лама из Бурятии Даши-Доржо .
В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в медитацию, в которой, как полагают, он пребывает до сих пор. Это можно назвать настоящим чудом, и вот почему.
Перед уходом Итэглов завещал своим ученикам навестить его через тридцать лет. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его эксгумировали. Всех накрыла волна удивления – тело за это время практически не изменилось.
Исследования ученых беспрестанно показывали, что ткани не деформировались, клетки остались живыми, а временами даже изменялась температура тела и проступал пот.
Сейчас нетленного ламу может увидеть каждый желающий, но сделать это можно только восемь раз за год – по великим праздникам. В другое время за ним наблюдают только монахи и иногда – особые гости.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса воочию.