Что такое высшие человеческие ценности. Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
Ценность и оценка
Ценности культуры
Ценность и оценка. Тема отношения культуры и ценностей была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г. Риккерт писал: "Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека..." [Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 164.] Для социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться.
Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.
Чтобы найти приемлемое решение, видимо, следует обозначить возникающие здесь проблемы.
Прежде всего обратимся к самому понятию ценности. Кант выделил два типа отношения субъекта к миру - теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное). Знание, обладающее качеством всеобщности и объективности, добывается в рамках отношения субъекта к объекту, к эмпирической реальности. Во втором случае речь идет о внутреннем мире человека, о его ценностях, выражающих заложенное в нем надэмпирическое нравственное начало. Г. Риккерт вслед за Кантом тоже отделяет ценности от действительности. По Риккерту, сущность ценностей "состоит в их значимости, а не в их фактичности" [Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 94.]. Иначе говоря, ценности относятся не к сфере бытия, а к области значимостей. Если отвлечься от этого типичного для кантианства противопоставления, то можно сказать, что здесь заложена верная мысль, а именно что ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта. Таким образом, отношение к субъекту есть исходный принцип ценностного отношения. Продукт материальной или духовной деятельности становится благом, или ценностью, именно в рамках этого отношения, когда он что-то значит для субъекта. Но если признать, что человек создает и в материальной и в духовной сфере то, что имеет для него значение, а значимое для субъекта есть ценность, то вывод однозначен: все созданное человеком, то есть его культура, есть ценность. Однако этот вывод был бы слишком простым. Следует учесть, что "значимость" является лишь исходной и самой общей характеристикой ценностного отношения. Но не все значимое для человека приобретает статус культурной ценности. Есть явления, которые могут рассматриваться только как ценности, например идеалы, другие же - как просто полезные предметы или действия. Но если из понятия ценности исключить все только полезное, его объем резко сужается. Полезная вещь остается ценностью, но лишь в утилитарном смысле. Чтобы выделить "подлинные ценности", необходимо кроме критерия значимости ввести другие, определяющие, о какой значимости и для какого субъекта идет речь. Так возникают понятия: материальные и духовные ценности, высшие ценности, социальные ценности, общечеловеческие ценности, художественные ценности и т.д. Эти ценности действительно придают культуре определенный облик, делают ее конкретной, данной, специфической, и в то же время не превращают какую-то одну культуру в эталон для других. В этом качестве ценности - душа культуры.
С понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия. Критерии оценки бесконечно разнообразны. Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности. Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению. Поверхностные, неверные оценки ведут к ошибочным действиям. Оценки отражают не только интересы и потребности субъекта, но и его самопознание и познание объекта. С развитием материальной и духовной культуры, с прогрессом познания меняются и критерии оценок, следовательно и сами оценки. То, что признавалось полезным, оказывается вредным, красивое - безобразным, хорошее - дурным и т.д. Так как реальность оценивается в рамках определенной культуры, оценки зависят от типа культуры. Оценки относительны в двух планах: они всегда соотносятся с субъектом оценки, а также с характером и уровнем развития культуры и общества.
Как значимость является исходной и самой общей основой ценностного отношения, так и оценка есть самая общая форма его выявления.
Иерархия ценностей. Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей - дело бесперспективное.
Первый вопрос, который возникает при построении такой системы: а что должно находиться на ее вершине? Религия и религиозная философия, естественно, высшей и абсолютной ценностью считают божественное начало мира. В качестве высших ценностей выдвигаются также жизнь, человеческая личность и вообще ценности гуманизма, нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, истина, добро, красота. Для Платона вершиной идеального мира было благо. В вопросах о том, существуют ли абсолютные ценности или все они относительны, можно ли говорить о надысторических ценностях или они только историчны, есть ли общечеловеческие ценности или это иллюзия и обман и т.д., также отсутствует единство мнений. Многое зависит от исходных философско-мировоззренческих позиций.
Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо. Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности - это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире. Этот тезис может стать основой крайнего индивидуализма, но вовсе не обязательно, если признать, что человек таковым становится только в обществе, только в культуре, только во взаимодействии и общении с другими людьми, что способом его бытия является материальная и духовная деятельность. Признание социальной сущности человека снимает противопоставление индивида и общества. Человек не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в мире, который он сам создал, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.
Что же касается историчности высших ценностей, то, бесспорно, все они историчны, ибо каждая эпоха вносит в их содержание нечто свое. Но в них имеется и элемент надысторичности. Так, библейские заповеди - не убий, не укради, не прелюбодействуй - остаются и сегодняшними нравственными нормами, как и тысячи лет назад. И хотя люди всегда убивали, воровали, прелюбодействовали, отказаться от них человечество не может, они являются нравственными ориентирами нормальной человеческой жизни. Но за это время менялись и формы собственности, и отношения людей, и системы ценностей, в рамках которых эти нормы действовали.
Таким образом, к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры.
Существует также особый объект, не относящийся к культуре, но являющийся для человека абсолютной ценностью. Это - естественная, не тронутая рукой человека природа, Вселенная. Действительно, разве Солнце не является для человека ценностью? Не случайно древние его обожествляли, то есть делали элементом своей культуры. Природа - ценность как естественный фундамент жизни человека, общества, культуры. Это еще одно доказательство нетождественности границ культуры и ценностей. Природа как ценность есть реальный Абсолют.
Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла. Добро - одна из фундаментальных высших ценностей бытия человека, его культуры. Но можно ли считать ценностью зло? Конечно, большинство людей даст отрицательный ответ. Если взять зло в широком смысле как все явления, действия, процессы, негативные с точки зрения идеалов добра, справедливости, гуманизма, то возникают вопросы, относятся ли они, во-первых, к культуре и, во-вторых, к ценностям. Если считать бессмысленным выражение "отрицательные ценности", то тогда к миру человеческих ценностей их отнести нельзя. Такое решение отвечает здравому смыслу. Никакой нормальный человек не назовет воровство культурной ценностью. Если полагать, что культура есть совокупность ценностей, то негативные явления следует исключить из мира культуры.
Однако культура - это все, созданное человеком, значит, и негативное. Отсюда следует, что надо либо пересмотреть исходное определение культуры, либо отказаться от ее отождествления с совокупностью ценностей. И все же в культуре существуют негативные явления. Без пива нет Баварии, без водки нет России. Христианская культура признает и Бога и дьявола, и она тысячелетия билась над проблемой теодицеи - как оправдать существование Бога, если в мире творится зло. Если Бог милосерден и всемогущ, то как он может допустить, что через всю историю тянется кровавый шлейф войн, преступлений, убийств, варварского издевательства над человеком?! Видимо, анализ соотношения культуры и ценностей подводит к аналогичной проблеме: как определить отношение к культуре негативных явлений, принадлежат ли они к культуре или нет. Хотя негативные феномены исключаются из мира ценностей, но они остаются феноменами культуры, как Бог и дьявол в культуре христианства.
Позитивные начала культуры характеризуют ее ценностный аспект. Но никакую культуру нельзя мыслить без внутренних противоречий, столкновения позитивных и негативных начал, добра и зла, человечности и жестокости, участия и безразличия, самопожертвования и эгоизма, святости и преступности. Культура - это сложный и противоречивый мир человека, мир внутренний и предметный, мир деятельности и общения, мир повседневности и высших ценностей. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свой духовный облик, делает свою жизнь полноценной. Образование, овладение высотами научного знания и приобщение к миру ценностей культуры - такова стратегия личности на пути к полноценной жизни. Кант писал, что звездное небо над нами и нравственный закон в нас - это высшее, что есть в мире. Этот величественный образ можно трактовать и как выражение единства познавательного и ценностного отношения к миру, которая реализуется, когда человек постигает мир и творит себя как субъект культуры.
Человека, его нравственный облик, уровень его культурного развития весьма точно характеризуют его ценностные ориентации, то, что он предпочитает, каковы его жизненные приоритеты, какой путь в своей жизни он выбирает. Эти ориентации проявляются в его деятельности, в общении с другими, в его самооценке и оценках других людей.
Ценность - это цель.
Например, некая вещь вам дорога как память о близких. Память о близких цель, а эта вещь средство. Ценность вещи определяется её связью с целью.
Высшая ценность есть конечная цель.
Всякая конечная цель есть состояние, в котором можно пребывать бесконечно.
За конечной целью по определению нет уже никаких других целей. Значит, на достижении этой цели мы останавливаемся навеки. То, на чём можно остановиться, и есть высшая ценность, сообщающая ценность всему, что к ней ведёт.
Бесконечность есть признак высшей ценности.
Если вы не готовы пребывать с чем-то вечно, это не высшая ценность. Помимо длительности, аспектом этого признака, является применимость к любым изменчивым обстоятельствам, универсальность. Что бы ни случилось, вы готовы пребывать с вечной ценностью.
Присовокупите к этим ценностям "при любых обстоятельствах", "что бы там ни было", "всегда" и т.п., и увидите, что это высшие ценности.
С моей точки зрения имеется восемь непосредственных критериев высшей ценности (конечной цели человеческой жизни, блага самого по себе) и один косвенный.
✔️ Непосредственные:
ясность и отчётливость
(благо можно легко и в красках себе представить и выразить);
предельность
(не оно ради чего-то, а всё ради него);
универсальность - 1
(в принципе пригодно для всех людей, а не только для каких-то их разрядов);
универсальность - 2
(независимость от преходящих обстоятельств);
вечностность
(проецируемость в вечность, то есть с этим можно быть хоть вечно, на этом можно остановиться);
нормативность
(оно является источником оценок для всего остального; критерий Родерика Чиcхолма);
метафизическая нейтральность
(не оно определяется картиной мира, а картина мира им);
онтологичность
(сквозь него открывается самостоятельное измерение бытия).
✔️ Косвенный:
такое благо проявляет себя в истории как доминанта, вокруг которой складывается устойчивая, потенциально кросскультурная мировоззренческая традиция, то есть им могут заинтересоваться люди любой эпохи и любого региона, и эта заинтересованность непременно порождает то тут, то там некоторое культурное движение со множеством участников.
Что касается набора действительных высших ценностей, то самым полным в западной философии на сегодня считается список, который дан Frankena W.K. в его книге “Ethics” 1973 года.
жизнь, сознание, деятельность;
здоровье и сила;
удовольствие и удовлетворённость всевозможных видов;
счастье, блаженство, довольство и т.п.;
истина;
знание и верные суждения различных видов, понимание, мудрость;
красота, гармония, соразмерность в созерцаемых предметах;
эстетический опыт;
нравственно добрые наклонности или добродетели;
взаимное расположение, любовь, дружба, сотрудничество;
честное распределение благ и неприятностей;
гармония и баланс в собственной жизни;
власть и опыт различных достижений;
самовыражение;
свобода;
мир, безопасность;
приключения и новизна;
добрая репутация, честь, почёт.
Попробуем подытожить.
✔️ 15 признаков высшей ценности:
Высшая ценность
является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность.
- экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью;
- она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.
является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
Высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде.
является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).
Рано или поздно каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он приходит на эту планету и что после себя оставит. Мы читаем философские трактаты лучших мыслителей из разных эпох и понимаем, что вне зависимости от времени, ценности человека остаются неизменными. Попыток классифицировать блага было произведено бессчетное количество, однако, до сих пор никто не пришел к единому мнению.
Глубинные основы бытия
Для того чтобы определить смысл бытия, необходимо рассматривать сразу несколько аспектов. Для начала отыщем ценность человека и общества внутри самой жизни. Все, что присуще естественным процессам бытия прекрасно само по себе. Каждый человек дорожит жизнью и осознает, что он пришел в этот мир совсем не зря, а с какой-то миссией. Осознание собственной необходимости, поиски важной миссии уже наполняют существование человека глубинным смыслом.
Простые, но такие важные ценности человека имеют чувственное и эмоциональное начало. Мы говорим о любви и дружбе, преданности и честности, бескорыстии и добре, милосердии и сострадании, уважении и почтении. Все эти чувства вкупе с верностью, надеждой, мужеством и совестью помогают человеку справляться с внутренними демонами, с противоречивым несовершенством бытия. Говоря про высшие ценности человека, нельзя не упомянуть духовность, которая наполняет бытие в совокупности.
Действие в совокупности
Философы утверждают, что человек не может использовать глубинные основы бытия по отдельности. В этом случае искажается глубинный смысл. Все качества, которые мы перечислили, не могут работать по отдельности. Так, стремление к любви без бескорыстия и сострадания способно превратиться в эгоизм. Мужество и отвага без добра и совести превращаются в жестокость.
Каждому человеку в процессе бытия неоднократно предоставляется право выбора. Существование человека противоречиво, но оно невозможно без преодоления трудностей, без борьбы с искушением, без свободы. Ведь только обладая внутренней свободой, мы обретаем ценность. Человека можно научить ценить жизнь даже через страдания, лишения и невзгоды.
Что такое счастье?
В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.
Религиозная составляющая
Оставляя после себя наследие, люди способны увековечить свое существование в памяти потомков. И каждый из нас хоть раз задумывался, а что ждет нас после смерти? Высшие ценности человека невозможно рассматривать без религиозной составляющей. Различные теологические учения говорят о том, что люди пришли в этот мир отнюдь не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить вечно, переродившись после физической смерти в другое обличие.
Считается, что душа каждого человека бессмертна. Она будет существовать в потустороннем мире вечно. И в силах каждого человека сделать так, чтобы эта потусторонняя вечность была наполнена умиротворением, гармонией и добром. Для этого необходимо лишь отказаться от многих мирских благ, утех и материальных ценностей. Люди, ведущие аскетическое существование, глубоко религиозные личности, уверены, что их душа после того, как умрет физическая оболочка, обязательно попадет в рай.
Поиск смысла жизни отдельным индивидуумом
Помимо глубинных жизненных основ бытия и религиозного учения, существуют и неизведанные ценности человека. Ценности личности формируются в зависимости от каждого конкретного индивидуума, путем их поиска во время пребывания в этом мире. У таких ценностей нет единожды заданного смысла. Человек приходит в этот мир для того, чтобы отыскать и определить их. Каждый человек вправе решить, носят ли высшие ценности абсолютный характер, аксиома ли это, либо это понятие сугубо индивидуально. Дифференцированный философский подход к этому вопросу указывает на то, что существуют только лишь самодостаточные ценности, например, справедливость или счастье. Все остальное в этом мире имеет относительный характер.
В зависимости от эпох
Каждая эпоха человеческого бытия привносила что-то свое. Так, например, древнегреческие философы пропагандировали теоцентризм. По их мнению, люди приходят в этот мир для того, чтобы вести скромное существование и готовиться к вечной жизни на небесах после физической смерти. Аскетические ценности в жизни человека в древние времена сменились поисками счастья и земного блаженства в эпоху Возрождения.
В то время процветало так много индивидуалистов, полагавших, что смысл жизни заключается в самом бытии. Аскетизм был надолго забыт, на смену ему пришли разного рода мирские удовольствия. Однако, это опасный путь развития индивидуума, ведь, таким образом, он противопоставляет себя обществу. Развивать свои способности необходимо всесторонне, для того, чтобы они приносили максимум пользы обществу. Правда эпоха Возрождения подарили нам нечто большее: она выдвинула на первый план принципы гуманизма, отодвинув на второй план религиозную сущность.
Современный подход
И в наши дни философы спорят о смысле жизни, они придерживаются различных течений и создают абсолютно новые теории. Однако, ценности все больше рассматриваются, как конкретный предмет, способный принести пользу или удовлетворить потребности человека. Мир стал все более материально зависимым. Это не единственное наше отличие от древних или средневековых представлений о ценностях. Также в современном обществе на первый план выходят социальные ценности человека.
Классификация ценностей
Условно принято придерживаться следующей классификации ценностей. Они делятся по содержанию и по форме бытия.
Форма ценностей включает в себя духовность, приверженность идеалам.
Нравственность и набожность не идут рука об руку. Если религия учит человека заботиться лишь о представителях своей общины и думать о загробной жизни, то нравственность и мораль направлены на всех представителей общества. Люди учатся быть милосердными, проявляют сострадание не только к ближним, но и ко всем нуждающимся в этом. Так появляются меценаты и филантропы. Каждый человек формирует свое представление о добре и зле, о благе. Так появляются духовные идеалы. Духовность в нашей классификации помещена и в содержание, и в форму бытия.
Понятие ценности, иерархия
Само понятие ценности достаточно сложно охарактеризовать, чаще всего оно не имеет оболочки, но имеет значение. Это то, как одна личность относится к другой. Оно направлено на волю человека и заставляет осмысливать собственное существование. Существует иерархия высших ценностей:
- Здоровье;
- Добро, истина, красота;
- Стремление к добру, к познанию истины;
- Достижение цели, использование волевых качеств;
- Достижение состояния покоя (нирваны).
По этапам ценности переживают трансформацию, однако, при этом не происходит подмена одного понятия другим. Также ни одна из ступеней не может доминировать над другой.
Есть вещи, которые играют огромную роль в жизни человека, определяют его мировосприятие, помогают принимать решения. Что это такое – жизненные ценности людей, как и зачем нужно составлять свою правильную ценностную иерархию, узнайте из этой статьи.
Что это такое
У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.
Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.
Определение понятия и признаки
Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.
Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.
В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.
Список основных признаков ценностных установок
- Значимость. Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать.
- Осознаваемость. Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины.
- Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.
- Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.
Роль жизненных ценностей
Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.
Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.
Составляющие личности
Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.
Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.
Предпосылки поведения
Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности. В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы.
Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.
Как формируются
Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении. Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте.
Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:
- Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
- Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья. Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
- Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
- Самопознание. Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.
Какие могут быть жизненные ценности
Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как - нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.
К ним относят:
- здоровье;
- образование;
- социальный статус;
- любовь;
- семейные узы;
- детей;
- развитие;
- самореализацию.
Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.
Основные ценностные ориентиры
Классифицирую их по двум направлениям:
- Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.
- Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.
Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.
Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров
- Активность.
- Безмятежность.
- Беспристрастность.
- Благодарность.
- Воодушевленность.
- Жизнерадостность.
- Гибкость.
- Духовность.
- Зрелищность.
- Мечтательность.
- Мудрость.
- Надежность.
- Независимость.
- Обеспеченность.
- Определенность.
- Организованность.
- Осознанность.
- Откровенность.
- Открытость.
- Преданность.
- Привлекательность.
- Принадлежность.
- Проактивность.
- Решительность.
- Скромность.
- Стабильность.
- Смелость.
- Твердость.
- Точность.
- Умеренность.
- Уникальность.
- Финансовая независимость.
- Хозяйственность.
- Чувственность.
- Щедрость.
- Яркость.
- Альтруизм.
- Героизм.
- Оптимизм.
- Прагматизм.
- Практицизм.
- Профессионализм.
- Реализм.
- Баланс.
- Богатство.
- Гостеприимство.
- Доброжелательство.
- Любопытство.
- Постоянство.
- Совершенство.
- Творчество.
- Упорство.
- Вера.
- Власть.
- Воображение.
- Достижение.
- Знание.
- Исследование.
- Наслаждение.
- Образование.
- Понимание.
- Приключение.
- Доверие.
- Обилие.
- Остроумие.
- Открытие.
- Правосудие.
- Приятие.
- Развитие.
- Разнообразие.
- Сочувствие.
- Трудолюбие.
- Удовольствие.
- Хладнокровие.
- Гигиена.
- Глубина.
- Дисциплина.
- Самодисциплина.
- Дружба.
- Здоровье.
- Комфорт.
- Красота.
- Логика.
- Любовь.
- Надежда.
- Опыт.
- Победа.
- Поддержка.
- Покой.
- Польза.
- Правда.
- Простота.
- Рост.
- Самоконтроль.
- Свобода.
- Семья.
- Слава.
- Страсть.
- Счастье.
- Традиция.
- Энергия.
- Синергия.
- Успех.
- Чистота.
- Юмор.
Записаться на консультацию
Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.
Пирамида ценностей
Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.
Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.
Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.
Другая классификация ценностных ориентиров в таблице
Система ценностей у мужчин и женщин
Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.
Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.
Значимость человеческих отношений
Мы рождаемся существами биосоциальными. Это значит, что формирование личности без взаимосвязи с обществом попросту невозможно. В том или ином виде ориентированность на построение коммуникации, дружеских и любовных отношений есть у каждого. Она может по-разному и в различной степени выражаться, но обусловлена самой природой.
Иерархия ценностей
Выстраивание своей пирамиды приоритетов помогает в ситуации, когда необходимо сделать выбор между несколькими неоднозначными вариантами. Оно также позволит анализировать свое поведение, поступки и не допустить возникновения внутреннего конфликта.
Как определить свои жизненные максимы
Самая распространенная методика выявления личной ценностно-ориентированной системы – принцип сравнительного анализа. Для начала выпишите все, что имеет для вас значение. Не ограничивайте себя: воспользуйтесь приведенным выше списком и дополните его своими пунктами. Эта процедура может занять довольно много времени – не торопитесь. Самое важное – максимально полно обрисовать картинку вашего мировоззрения.
После этого отдохните и переключитесь на иной вид деятельности. Вернитесь к списку через несколько часов или даже дней (для чистоты эксперимента). Перечитайте его и выберите 10 наиболее значимых для вас моментов, а остальные просто перечеркните. Следующий шаг – сокращение получившегося перечня еще в два раза.
Когда перед глазами останется 5 самых ценных понятий, расставьте их по приоритетности. Для этого представьте, от чего вы ни за что не могли бы отказаться в пользу другого. В результате вы получите собственную иерархию ценностных установок. Вот он – ваш внутренний компас.
Как привить жизненные ценности в процессе воспитания
Первое, что нужно понять – даже не пытайтесь внушить чаду те или иные ориентиры, если ваше поведение противоречит словам. Основополагающим принципом формирования личности ребенка является личный пример. Именно модель поведения взрослых, с которой малыш, а затем подросток сталкивается ежедневно, на практике, закрепится в его подсознании. Поэтому, ругаясь на детей или требуя от них определенного образа мысли, задумайтесь – следуете ли вы сами тому, о чем говорите.
Переосмысление
Периодически ваша внутренняя система координат нуждается в корректировке. Такая необходимость возникает, например, когда вы сталкиваетесь с неразрешимым внутренним конфликтом.
Если у вас есть неудовлетворенность жизнью, собой, не устраивает происходящее вокруг (супруг, работа, окружение), нужно в срочном порядке понять, что к этому привело, и не забыли ли вы о своем внутреннем компасе. А может, ваши приоритеты просто изменились, а вы вовремя не сошли с проложенного ранее пути?
Поверхностно разобравшись в том, какие есть фундаментальные жизненные ценности у человека, запишитесь на мою и сделайте большой шаг к ощущению себя как цельной, самодостаточной личности.
Мир ценностей разнообразен и практически неисчерпаем, как разнообразны и неисчерпаемы потребности и интересы человечества, прогрессивно развивается. Ценности исторические, их набор и функции различны на разных этапах развития общества.
В современном мире одно из первых мест занимают ценности. Но было время (первобытное общество), когда наука даже не существовала и, следовательно, не существовали Ее ценности. В эпоху Средневековья, когда господствовал религиозное мировоззрение, высшими ценностями считались божественное откровение и догмы священного писания. Научные же трактаты стали опасными для общества, а их авторов иногда даже сжигали на кострах инквизиции. Все это означает, что мир ценностей надо рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, помнить о исторические границы тех или иных ценностных объектов.
Классификация ценностей остается научной проблемой. Единого подхода к решению вопроса нет. Считается, что самой общей основой классификации ценностей выступают: сферы общественной жизни, носители ценностей, иерархия ценностей. Основные сферы общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.
Материальные ценности - это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей, т.е. средств труда и вещей - непосредственного потребления. Природные ценности: естественное благо, заключенное в природных богатствах. Предметные ценности, созданные человеком: потребительская стоимость продуктов труда (полезность вообще), культурное наследие прошлого, выступает в виде предметов богатства, современников и предметов религиозного поклонения.
Социально-политические ценности - это ценностное значение социальные и политические явления, событий, политических актов и действий.
Социально-политические ценности: социальное благо, что есть в общественно-политических явлениях, и прогрессивное значение исторических событий (революций, соглашений, договоров и др.).. Критериями ценностного значения в таких случаях выступают общественное благо, политическая воля, братство, мир и др..
Духовные (субъективные) ценности - это нормативная, рекомендательно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выражается через соответствующие формы, служит нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Известно, что идеи, взгляды могут быть настоящими, истинными и ложными, но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи в сфере ценностей выполняют какую-либо функцию, регулирующих те или иные отношения людей, выступая средствами и объектами их деятельности. Особое место занимает культура как ценность интегрального порядке. Во-первых, потому, что культура объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности, созданные трудом человека для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, потому, что культура - это не только совокупность созданных ценностей, но и способ создания и освоения ценностей, т.е. способ реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Иначе говоря, это не просто сумма предметов и ценностей, но и процесс раскрытия способностей и дарований человека, формирование у него соответствующих ценностных ориентаций. Культура как ценность - это все то, что способствует развитию человека, его гуманности, благородства и творческих способностей, способствует росту его воли, увеличению власти над природой, общественными отношениями и самим собой.
Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. В культуре существуют три вида ценностей: ценности - идеалы; ценности - свойства вещей, выявленные в результате взаимодействия с ценностями - идеалами; ценности - вещи, имеющие ценностные свойства. С точки зрения носителя (второй аспект классификации ценностей) обычно различают: индивидуальные, групповые или коллективные, общенародные и общечеловеческие ценности. Личная, или индивидуальная ценность - это ценная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Личные ценности определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и других индивидуальных особенностей людей. Личные ценности играют важную роль в жизни индивидуума, но все же не они определяют ценностную ориентацию личности, потому что суть человека, как известно, заключается в совокупности общественных отношений. Групповые ценности - это ценная значимость предметов, явлений, идей для каких-либо общностей людей (классов, наций, трудовых, воинских коллективов и др.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая индивидов единственными ценностными ориентациями.
Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для данного общества или для мирового сообщества. Общенародные и общечеловеческие ценности обычно составляют ценностно-нормативную систему, которая формируется в процессе становления и развития общества и отражает результаты реального взаимодействия идеалов и интересов всех социальных слоев и групп или мирового сообщества. Это, во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяются большинством населения или страны, всего мирового сообщества. Во-вторых, социально-политические ценности, общечеловеческие (национальные) идеалы, общенародная цель и основные средства ее достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг, ценности материального благополучия и богатства духовной жизни). Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценности природных и ценности, по самой сути и значимости имеют глобальный характер (проблемы мира, разоружения, международного экономического порядка и др.).
Суть нового мышления заключается в том, что провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей над ценностями групповыми, прежде всего, классовыми, потому что без этого не может быть дальнейшего успешного развития всех народов. С точки зрения иерархий, то есть расположения ценностей соответственно той роли, которую они играют в жизни общества и человека, выделяются три группы ценностей. Во-первых, ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это такие, без которых нереально функционирования общества и человека не нарушается. По аналогии с третьей группой эти ценности можно назвать ниже. Во-вторых, ценности повседневного спроса и повседневного быта. К этой группе относятся большинство материальных и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. И в-третьих, высшие ценности. Эти ценности венчают сложную и многоярусную систему и отражают фундаментальные отношения и потребности людей.
Существование высших ценностей всегда связано с выходом за пределы частной жизни индивидуума. Высшие ценности привлекают к тому, что нет выше самого индивидуума, чем определяется его собственную жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Высшие ценности - часть материальных, духовных и социально-политических ценностей, что, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение - мир, жизнь человечества, ценности общественного порядка, представления о справедливости, свободу, права и обязанности людей, дружбу, любовь, доверие, родственные связи, ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины), ценности самосохранения (жизни, здоровья), ценности самоутверждения и самореализации, ценности, характеризующие выбор личных качеств: честность, храбрость верность, справедливость, доброта и др.. Выше социально-политические ценности - патриотизм, защита Родины, воинский долг, воинская честь и другие, имеющие общенародный, традиционный характер. Осложнения всего комплекса задач, решаемых обществом, повышает моральную ценность долга и ответственности. Не случайно ответственность становится тем нравственно-правовым понятием, чаще употребляется в повседневности. В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности. Моральная ценность общества и общественного долга награждает такой же ценностью и все виды общественно полезной деятельности, прежде всего, деятельность трудовую. Без труда человек не только не может существовать, но и не может быть человеком в самом полном и глубоком смысле. Осознание великой социальной роли труда, ее воспитательного и нравственного значения относится к числу основных элементов морального сознания трудящихся. «Без труда нет добра», «Землю солнце красит, а человека труд» - говорят народные пословицы. Уничтожение дармоедов и возвеличивание труда - вот постоянная тенденция истории. По степени большей или меньшей уважения к труду можно узнать степень цивилизации народа. Понятно, нравственная ценность труда прямо зависима от социальной значимости, направленности на достижение общего блага, а от свободного и творческого характера труда, поднимает человеческую личность, способствует раскрытию его задатков и способностей.
С изменением условий ценности могут переходить с одного вида, из одного ряда значимости в другие. С развитием общества возникают новые ценности и, наоборот, теряют значимость или уходят в небытие другие ценности. Ценности тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом не только в пределах какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, различается множество разновидностей. Духовные ценности можно классифицировать согласно традиционным с нетрадиционными формами общественного сознания.
Моральные ценности - явления нравственной культуры, с помощью которых удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности в преодолении противоречий между поведением лица и интересами общества. Нравственными ценностями считается то, что удовлетворяет нравственным запросам субъектов, приносит им моральное удовлетворение. Моральные ценности отражают не только сформировано реальное бытие, но и потребности в более совершенных формах общественной жизни. Моральные ценности - своеобразное выражение идеалов, стремление к осуществлению которых усиливает практически действующий характер нравственных ориентаций. Нравственные ориентации выступают как мера соответствия человеческим действиям, отношениям, социальным и нравственным требованиям реальных возможностей достигнутого этапа общественного прогресса. На основе моральных ценностей формируется нормативно-ценностная ориентация личности. В ней есть и требование того, как находить и оценивать существующие явления. Без регулярной непрерывного удовлетворения нравственных потребностей, без относительно постоянного привлечения к моральным ценностям, без овладения ими у человека нарушается психика, меняется характер его поведения. Насколько велика роль нравственных ценностей в жизни человека и общества, наглядно показывают кризиса морали, переоценка ее ценностей. В современных условиях идет процесс ломки старых идеалов, принципов морали. Теряют оправданность бывшие стремления и действия человека, у нее вселяются растерянность и неуверенность. Человек в кризисе, наступившей испытывает чувство утраты, у нее будто исчезает почва под ногами. Потеря моральных ценностей - это потеря нравственного здоровья человека и общества.
Эстетические ценности. Эстетические ценности - предметы и явления природы, доступные человеческому познанию; сам человек (его вид, действия, поступки, поведение); вещи, создаваемые людьми и создана вторая природа, продукты духовной деятельности, произведения искусства. Наличие объектов, обладающих ценностью, зависит от того, в какую конкретную систему социально-политических отношений включены, какие идеалы служат критерием оценки. Основные виды эстетических ценностей - прекрасной, возвышенной и их противоположности - безобразное и низкое. Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные средства различных драматических ситуаций в жизни человека, образно моделируются в искусстве. Низкая эстетическая культура, а тем более эстетическое невежество может оставить человека равнодушным к красоте природы, ее гармонии, красоте и достоинства человеческой деятельности, к произведениям литературы и искусства. Поэтому-то в современных условиях надо добиваться, чтобы каждый человек умел четко различать прекрасное и безобразное, наслаждаться прекрасным, переживать и сочувствовать трагическом, смело восставать и вести борьбу против безобразного в действиях людей, против низкопробности и безвкусицы в искусстве, бытового хамства и др..
Ценности. Несмотря на то что религиозное сознание искажено отражает действительность, религиозные идеи, догмы, культовые обряды и др.. своего ценностного значения не теряют, потому что выполняют полностью определенные мировоззренческие, регулятивные, коммуникативные и другие задачи. Здесь учитываются два момента. Во-первых, религиозные идеи, догмы и культовые обряды имеют положительное значение в основном для людей, у которых сформированы соответствующие ценностные ориентации. При отсутствии положительной ориентации ценности или отвергаются, или оцениваются негативно. Во-вторых, в основе ценностных ориентаций религиозной лица лежит убеждение, что свое высшее выражение ценности являются Бог выступает как созданная истина, справедливость, добро, красота и др.. Ценности, на которые ориентирована такое лицо, только принадлежат миру и оказываются в результате божественного откровения, а восприятие явлений как ценности и ориентация на них якобы изначально присущие лицу, человеческой души как божественному творению. Исторически многие религиозные ценностей полностью справедливо рассматриваются как достояние культуры человеческой цивилизации.
Познавательные гносеологические ценности - это ценностное значение процесса и результатов познавательной деятельности человека, прежде всего, знаний, во всем их многообразии. Степень их значимости определяется степенью адекватности, правильности отражения в сознании субъекта объективной реальности, а также эффективностью знаний в развитии общественного производства. Ценностное значение всех видов достоверных знаний - естественнонаучных, технических, общественных, фундаментальных и прикладных в условиях современной научно-технической революции имеет тенденцию к неуклонному росту.
Моральной оценкой устанавливаются заслуги лица или его вина. Когда говорят о заслугах, подразумевают общественно полезную деятельность людей, такое их поведение, наиболее соответствует интересам общества, требованиям общественного долга. Заслуга состоит в превышении обычной, средней степени или обязанности в длительном, безупречном исполнении: «пошли на заслуженный отдых», говорим о пенсионерах, есть заслуга - это высокая социальная ценность поступков, человеческой жизни и деятельности. Заслуги и достоинство оцениваются обществом, становятся объектами чести и славы так же, как оценивается вина, порождая бесчестье, позор, наказание. Честь - доброе имя, положительная моральная репутация, особый механизм нравственного регулирования. Одна из задач нравственного воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека дорожить своей честью, беречь доброе имя, не пятнать ее недостойными поступками. Давно уже замечено, что честь и слава - важные возбудители человеческой деятельности, источники большей энергии, может направляться на служения долгу, на общественно полезные дела. В поисках общественного признания, всенародной славы человек способен творить великие и добрые дела. Но тут в сложной сфере морального стимулирования особенно важно соблюдение меры. В морального человека обязательно должно быть чувство чести, стремление к завоеванию и сохранение доброго имени. Иначе мир нравственных ценностей будет ей недоступен. Но важно еще, которое у человека чувство чести, на какую систему морали ориентирован, в чем видит человек свою честь и славу, какими делами собирается их завоевывать. Важно и другое: как, в какой степени развито чувство чести, его удельный вес в моральном сознании человека, в мотивах его поведения.
Положение человека - высшая ценность, как правило, применяется гуманистами как аксиома. И действительно аксиома в том смысле, что человечество выстрадала идею высшей ценности, пришло к ней через горький опыт многих поколений. Ценность человека и его жизни может рассматриваться как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в обществе. Ценность жизни есть совокупность элементов личностных ориентаций. Почему жизнь человека - высшая ценность? Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие для существования любой другой ценности. Для индивида жизни выступает как высшая ценность, высшее благо безотносительно к чему бы то ни было. Ценность жизни фундамент и вершина для всех других ценностей. Во-вторых, в зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться отношения общества к человеку. Если в отношениях между людьми ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то есть здесь значимость жизни определяется не для самого индивидуума, а для общества. Вопрос о том, является сам человек ценностью, рассматривается с двух сторон: В чем же для человека заключается ценность другого человека и человека вообще? В чем ценность собственной жизни человека? Интерес индивида к другим людям имеет для человека содержание, зависящий не только от того, который он сам.