Церковь николая чудотворца в звонарях. Храм николая чудотворца в звонарях Фото и описание
В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом» с деревянной Никольской церковью, которую заменили каменной около 1657 г. Позже эту местность заселили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлевских соборов. С 1677 г. церковь получила ставшее употребительным наименование - «в Звонарях». В 1760 г. по приказу Екатерины II на деньги графа И. И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке, начали строить новый каменный храм (арх. К. И. Бланк). Церковь Николы была закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер.
Три придела (Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского) существовали и до 1762 г., а придел преподобного Сергия устроен в 1766 г.
Сохранившееся до наших дней здание (Рождественка, 15/8) сооружено в стиле барокко. Оно удачно соединило в себе классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания. Хорошо прорисованный купол, увенчанный небольшой главкой, придает ее силуэту определенное изящество и остроту. Церковь состоит из двухпридельного храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Подчеркнуто-богатое декоративное оформление основного объема в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощенной, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объемах. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в.
В 1933 г. храм был закрыт. В церкви размещались склад, а с середины 1960-х - кафедра Московского архитектурного института.
В 1994 в церкви учреждено подворье (Эстония). Сюда с почестями вернули чудом уцелевшую в годы богоборчества особо чтимую икону - Божией матери Взыскания погибших.
Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.
Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.
В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.
Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом № 15/8).
В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. - как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях».
Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней.
Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика - изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма.
В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма - Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII-XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.
В 2003 г. на территории храма возвели часовню для крещения. Декоративное убранство шатровой часовни схоже с храмовым, поэтому вместе они создают гармоничный ансамбль. Сейчас храм имеет главный престол, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и четыре придела: правый от алтаря - Усекновения главы Иоанна Предтечи, слева - святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Два малых придела посвящены преподобному Сергию Радонежскому (правый) и Успению Пресвятой Богородицы (левый). Из Пюхтицкого монастыря были перенесены на московское подворье богослужебные и певческие традиции. Пюхтицкое монастырское пение сильно отличается от клиросного пения, принятого в Москве.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"
Церковь Николая Чудотворца в Звонарях - православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.
Первая церковь на месте современной Церкви Николая Чудотворца в Звонарях появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.
Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.
В 1860 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками. В этом виде церковь Николая Чудотворца в Звонарях сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.
В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.
В 1996 году Патриарх Алексий II принял решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, и в качестве главного храма для подворья был избран именно Храм Николая Чудотворца в Звонарях . Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, силами трёх послушниц Пюхтицкого монастыря, переехавших в Москву и новых прихожан, приходивших в церковь. В дальнейшем восстановление храма было продолжено «Мосремстроем».
Фото: Церковь Николая Чудотворца в Звонарях
Фото и описание
Нынешний облик церкви Николая Чудотворца в Звонарях был создан известным архитектором XVIII века Карлом Бланком, хотя сам храм был основан еще в XV столетии, во времена правления Ивана III Великого.
Первая церковь на месте храма была деревянной и была известна как церковь Николы Божедомского – к ней примыкал так называемый «убогий дом», небольшое строение, куда свозили тела погибших нищих, странствующих, найденных утопленников и прочих несчастных. Церковь при «убогом доме» несколько раз страдала от пожаров, пока после середины XVII века ее не перестроили в камне.
Название «в Звонарях» Никольская церковь получила чуть позже, когда в этих местах стали селиться сторожа церквей московского Кремля и мастера колокольного звона, в том числе служившие на колокольне «Иван Великий».
Строительство следующего каменного здания храма финансировал во второй половине XVIII века граф Иван Воронцов, усадьба которого находилась неподалеку. Разработку проекта Воронцов поручил Карлу Бланку. Возведение нового здания в стиле московского барокко продолжалось до 1781 года. С небольшими изменениями, внесенными после войны 1812 года и в начале ХХ столетия, этот вариант здания сохранился до наших дней.
При Советах храм был закрыт в 30-е годы и превращен в склад. Позже в его помещениях разместилась одна из кафедр Московского архитектурного института. В середине 90-х началось восстановление храма, а спустя пару лет он приобрел статус подворья Пюхтицкого женского монастыря, расположенного в Эстонии.
В настоящее время храм имеет несколько приделов, один из которых освящен именем Николая Чудотворца, по главному же престолу храм называется в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее чтимыми святынями храма признаны иконы «Успение Божией Матери» и икона Божией Матери «Взыскание погибших». Здание храма охраняется государством как объект культурного наследия.
Всего 36 фото
Как же я люблю старые московские улицы, что не сильно подверглись утере своего самобытного облика после тяжелых лужковских и более поздних времен, когда многие улицы центра Москвы выглядят как налакированные декорации, лишенные души и потерявшие свою уникальную неповторимость. Насчет Рождественки этого, все-таки, не скажешь. Несмотря на капитальный ремонт некоторых ее основных исторических зданий она, сохранила свой прежний теплый естественный облик. Рождественка, является одной из старейших улиц Москвы, что вела от Софийки (Пушечная улица) к Рождественскому монастырю. Сейчас, большей своей частью, она довольно пустынна, поскольку торговых точек на ней традиционно, в настоящее время, практически нет.
Одной из ярких архитектурных доминант улицы Рождественка является храм Николая Чудотворца в Звонарях, о котором и пойдет речь. Этот храм невозможно пропустить мимо внимания. Его стремительные возвышенные стройные формы радуют глаз и откровенно воодушевляют. Далее под катом любопытная и интересная история этой церкви.
02.
Первая церковь на месте современной появилась еще во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью кремлевской слободы звонарей и стал именоваться «Никола в Звонарях». Об «убогих домах» можно прочитать у меня на Таганке.
03.
Слобода кремлевских звонарей и сторожей кремлёвских церквей образовалась на левом берегу Неглинной в XV веке и существовала до XVII века, соседствуя с огородами расположенного поблизости Богородице-Рождественского монастыря. При колокольне «Ивана Великого» служило всего сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. На Руси, кстати, должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Располагалась эта слобода к северу от современного Звонарского переулка.
04.
Звонарский переулок
В письменных источниках этот храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году, а с 1677 года храм именуется именно «Никола в Звонарях».
05.
В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь рядом с его городской усадьбой (сейчас там МАРХИ). Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью.
06.
Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Он переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.
07.
Автором проекта церкви выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
08.
09.
Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела - Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.
10.
В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года - были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.
11.
Мозаичная икона Николая Чудотворца на западном фасаде церкви.
12.
13.
Мозаичная икона Митрополита Алексия на западном фасаде церкви.
14.
В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
15.
16.
Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже - кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился как раз в бывшей усадьбе Воронцова.
17.
Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви - чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.
18.
После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.
19.
О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году».
Это Богоявленская часовня. Используется для таинства крещения.
20.
21.
22.
23.
Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание.
24.
Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.