Как приходит смерть с косой. Человек сам наделил биологический процесс смерти некоторой сущностью
Скелет в черном плаще с косой – знакомый всем символ смерти. Она приходит за тем, чей час настал. Но почему смерть изображают именно с косой и зачем ей плащ? Канонический образ складывался постепенно с древних времен.
Коса смерти
Есть несколько вариантов того, почему смерть получила свою косу.
Начать стоит с Древней Греции, где бог смерти Танатос изображался с мечом, крыльями и в плаще. Своим мечом он срезал прядь волос умирающего и уносил душу в царство мертвых. По одной из легенд, смерть приходит с косой только к простому люду. К представителям высших сословий она приходит с мечом.
И с серпом смерть приходит
Порой смерть изображают не с косой, а с серпом. Связывают это вот с чем: в древнем мире боги плодородия зачастую были одновременно и богами загробного мира. Эти функции совмещал, например, бог древних египтян Осирис. Он предстает с традиционным орудием труда – серпом. Таким же представляли древние римляне и бога плодородия Сатурна. Его со временем отождествили со свергнутым древнеегипетским богом Кроносом, а затем и с богом времени Хроносом.
А тот, кто управляет временем, управляет жизнью и смертью.
Черная чума и мрачный жнец
По другой версии, образ «мрачного жнеца» появился в Средние века, когда в Европе бушевала чума. Тогда появилось символическое изображение смерти, которая «косит» всех без разбору своей косой.
У славян богиня смерти Морана с помощью серпа отрезала нить жизни. Символом Мораны была Луна как противоположность Солнца и антагонист жизни. Луна символизировала смерть и в других культурах. Одна из фаз Луны – полумесяц – означает серп, что вновь возвращает нас к символике смерти.
Другие символы смерти – песочные часы
Среди других символов смерти – песочные часы, символ уходящего времени. На картинах и фресках по сей день песочные часы изображаются как напоминание о том, что каждого однажды постигнет смерть.
Саму смерть часто изображают в виде скелета или разлагающегося тела. Она одета в черный (или иногда белый) плащ. Что символизирует плащ? По одной из версий, он позволяет смерти скрываться в мире людей. А по другой, это вовсе не плащ, а белый саван, в который заворачивают тело умершего перед захоронением.
Смерть иногда изображают с крыльями. Это не только отголоски образа античного бога смерти и загробной жизни Танатоса, о котором писалось выше, но и древнееврейского ангела смерти, которого, согласно иудаизму, бог посылает забрать душу умершего.
Человек всегда задумывается о том, что ожидает его в конце жизни. Речь идет не только о существовании или не существовании загробного мира, но еще и о мистическом существе, которое является предвестником наступающей кончины - смерти.
О том, как выглядит смерть, задумывались многие поэты, писатели и художники. В различных произведениях искусства это существо представлено в виде старухи с косой. Но, если разобраться в мифологи, то смерть изначально имела совершенно другой облик.
Как выглядит смерть без маски?
Согласно одной из легенд это существо ранее вовсе не было страшной и уродливой старухой. Эту маску смерть надевала лишь тогда, когда хотела, чтобы человек мучился последние мгновения жизни, испытывая и ужас. Изначально это была прекрасная грустная девушка с бледной кожей и яркими глазами. Она приходила к людям, чтобы облегчить их страдания, избавив их от болезней и горестей. Только после того как эта девушка разочаровалась в человечестве, она стала наказывать людей за неправедную жизнь.
Поэтому, о том, как может выглядеть ангел смерти можно спорить бесконечно. К одному человеку это существо приходит в виде самого прекрасного, что он только мог видеть, а к другому в непривлекательном и отталкивающем образе. Все будет зависеть от отношения смерти к конкретному человеку. Считается, что выражение «легкая или тяжела кончина» появилось именно из-за этого.
Как выглядит знак смерти?
Также людей всегда будет интересовать, можно ли угадать время собственной кончины, ориентируясь на различные знаки и подсказки. Считается, что существует несколько знаков, по которым можно определить приближающееся несчастье. Чаще всего они связанны с и расположением линий на руках. Специалист по чтению узоров ладоней может сказать не только среднюю продолжительность жизни конкретного человека, но и причину его смерти.
Официальным же знаком и образом считаются и как смерть с косой, которая выглядит как скелет в длинном саване, так и череп со скрещенными костями. Именно эти образы можно встретить чаще всего и в литературных текстах, и в богословских книгах, и в сюжетах картин. Это наиболее распространенный облик этого мистического гостя. Однако иногда встречаются и другие изображения. Например, некая туманность, контуры которой напоминают человека одетого в длинный плащ с капюшоном, или черного ворона с открытым клювом.
Однако не совсем понятно, откуда именно в воображении людей взялся образ скелета, облаченного в свободные черные одеяния, и с острой косой. Однако разобраться в этом при желании можно.
Черная смерть
В середине четырнадцатого века от Азии до Европы, вплоть до самой Северной Африки и острова Гренландия, прошлась смерть с косой в виде бубонной чумы. Согласно одной из версий, появилась она где-то на территории пустыни Гоби, как следствие резкого изменения климата в результате малого ледникового периода.
Сначала поражены были Китай и Индия, затем Европа познакомилась с этим страшным явлением, куда оно проникло вместе торговцами и монгольскими завоевателями. По самым скромным подсчетам, жертвами чумы стали около 60 миллионов человек. Затем были повторные пандемии в 1361 и 1369 годах.
Средневековая не могла справиться с чумой, и это повлекло за собой расцвет суеверий, языческих культов, гонений на отравителей. Именно в эти времена появился первый образ смерти, знакомый и современным людям. Впервые он дал о себе знать в Германии в виде аллегорического сюжета и словесности – «Пляска смерти». Затем во времена Ренессанса образ стал знаком всей Европе.
Особый вклад внес Альбрехт Дюрер, всемирно известный гравер, создавший не одно произведение искусства. Многие его работы имеют в качестве примера ставшее теперь каноническим изображение смерти. Она идет по земле и косит людей подобно колосьям ржи. Эту манеру изображения переняли другие мастера и постепенно развили до сегодняшнего состояния. В настоящее время вряд ли кто-то представляет себе смерть иначе, по крайней мере, в европейской среде.
Символизм колоса
В древнегреческих, древнеегипетских представлениях отождествлялся, помимо прочего, с самим человеком. Как падали семена в землю, как рождался росток из грязной земли, как собирался он, молотился, превращался в хлеб.
Все было наполнено глубоким смыслом. У взошедшего колоса был также фаллический символ и своеобразные метаморфозы отца и сына. Как только колос срезали, словно умирал муж, а растерзанный цепом, он уходил в небытие, чтобы возродиться новым сыном.
Разумеется, смерть с косой - это явный символизм жнеца, срезающего людей, словно колосья на поле, и собирающего свою великую жатву.
Большую часть истории людей долгая и спокойная жизнь была скорее исключением, чем правилом. Вероятно, именно с этим связано трепетно-уважительное отношение к божествам, сопровождающим человека в мир иной. Ввиду особой важности, образ таких существ не случаен и тщательно продуман за многие сотни лет. Многие не знают, зачем Смерти коса, но это орудие имеет особое предназначение.
Персонификация Смерти у различных народов
В современном европейском фольклоре несущее гибель потустороннее существо изображается мужчиной, облаченным в черный плащ с капюшоном . Этот так называемый Мрачный Жнец , или Мрачный Призрак Смерти, восседает на белом коне и собирает души умерших.
Подобное представление является доминирующим в современной массовой культуре, но далеко не единственное:
- В Древней Греции в последний путь провожал Танатос , божество с образом бородатого и крылатого мужчины или - реже - молодого мальчика. Работа его заключалась в сопровождении людей в подземный мир. Он передавал умерших в руки Харону, который переправлял их через реку Стикс;
- У ирландцев аналогичные функции исполнял злобный дух Дуллахан , статный мужчина на черном коне с огромными глазами и доходящим до ушей оскалом. Он останавливался возле дома и называл имя человека, которого забирал с собой - и последний тут же умирал;
- Нидерландский Магере-Хайн представлял собой скелет. Образ сформировался в Позднее Средневековье, не без влияния христианства (так называемая «пляска смерти», популярный сюжет в культуре того времени);
- Скандинавская богиня Хель имела на «вооружении» метлу или грабли.
Библейский Ангел-губитель
Этому божеству уделено немало страниц Священного Писания:
- Он был создан Богом в первый день. Живет на небесах и спускается на бренную землю лишь изредка, для исполнения своей основной обязанности;
- Имеет двенадцать крыльев, в отличие от других ангелов;
- В смертный час он является перед несчастным с мечом, с которого истекает желчь. Одна из капель падает на лицо умирающего, отчего оно приобретает характерный желтоватый оттенок. После этого из тела через рот (или горло) выходит душа: именно поэтому Ангел стоит у изголовья;
- Для того чтобы сокрыть себя от посторонних глаз, Ангел облачается в мантию (идру). Последнее не является обязательным: он может превращаться в любое существо по своему желанию. Так во время чумы он оборачивается нищим, бродящим посреди улицы.
Римско-католическая церковь привнесла некоторые коррективы в изначальное библейское представление. Смертоносных ангелов два: Михаил и Самаэль . Первый является носителем добра и сопровождает души в пути на небеса. Второй более противоречивый.
Кроме того, Смерть у католиков является одним из четырех всадников Апокалипсиса, изображенных в книге Откровения.
Исламские представления о смерти
Мусульманским собратом Ангела-губителя является Маляк аль-маут. Коран описывает его так:
- Внешний вид его зависит от поступков человека, которые тот совершал на протяжении всей жизни. Праведникам в последний миг предстанет прекрасное создание. Грешники увидят ужасного монстра;
- Во время жизни на небесах он имеет обличье мужчины с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. Все тело его состоит из глаз и языков, число которых соответствует количеству людей, населяющих Землю;
- Болезненность извлечения души зависит от соотношения хороших и плохих поступков. Чем больше добрых дел совершено, тем меньше боли испытает человек при встрече с Маляк аль-маутом;
- Исполнив свою обязанность, он вычеркивает имя умершего из книги жизни. Последним в этом списке значится он сам;
- Смерть в исламе имеет особое толкование. Это не конец жизни, а ее продолжение в новой форме. Поэтому Ангел, ее несущий, является помощником Всевышнего (Аллаха) и относится к нему «с самым глубоким почтением»;
- В некоторых мусульманских источниках описаны беседы Маляк аль-маута с пророками. Участником самой известной из них был Моисей. Идрис (так зовут пророка в исламском прочтении) предложил своему визави еду, но тот отказался. Затем ангел показал своему спутнику небеса.
Образ Марены у славян
Если у большинства европейских и азиатских народов Смерть имеет мужское обличье, то у славян - женское:
- Первое упоминание мифологического персонажа с именем Марена датируется XII веком. Предназначение его выдает этимология, а именно индоевропейский корень «мор», который встречается в слове «умирать» и даже в имени римского бога войны Марса;
- Народы Восточной Европы имеют давнюю традицию сжигания чучела Марены в конце зимы - начале весны. Обычай сопровождается народными гуляниями и символизирует конец темных зимних дней, победу жизни;
- В момент сожжения божество предстает в виде соломенного чучела, наряженного в яркую, весеннюю одежду. Иногда для этой цели использовали свадебное платье или рубаху последнего умершего на селе;
- В редких случаях чучело божества предают воде. Утопление символизирует спускание Марены в подземный мир, откуда она восстанет в начале следующей зимы. Также тем самым народ пытается задобрить духов воды и обеспечить хороший урожай.
Почему Смерть с косой?
Данное сельскохозяйственное орудие является неизменным атрибутом сверхъестественного существа, сопровождающего человека в мир мертвых.
Существует несколько версий , объясняющих данный факт:
- Коса является символом сбора урожая . Человек с помощью этого инструмента собирает то, что земля родила за несколько теплых месяцев. Точно так же Мрачный Жнец забирает с собой тех, чье время уже пришло;
- Еще в Древне Египте любое острое агротехническое орудие могло быть в любой момент использовано для убийства . Так, крестьяне применяли серпы в восстаниях против деспотической власти. Некоторые образцы холодного оружия до сих пор напоминают внешне серп или косу;
- Изогнутое лезвие косы (серпа) является символом Луны , которая в свою очередь, символизирует скоротечность человеческого существования (вспомнить хотя бы знаменитое «ничто не вечно под луной»).
«Memento mori», - гласит известная латинская поговорка. Рано или поздно даже самым богатым и сильным из нас придется встретиться лицом к лицу с бледнолицей и костлявой старухой. Она забирает человеческую душу, словно новый урожай (зачем Смерти коса и нужна) и отправляется с ней в рай или ад, в зависимости от поступков умершего.
Видео: притча о Смерти и ее косе
В данном ролике Тимур Добролюбов расскажет жуткую притчу, в которой рассказывается, как у Смерти оказалась коса, для чего она ей понадобилась:
Знаете ли вы, почему смерть обычно изображают с косой? Такой атрибут она получила еще в 14 веке, во времена эпидемии чумы в Германии, когда люди умирали тысячами.
Считается, что именно во времена эпидемии чумы появилось крылатое выражение: «Смерть косит всех».
С течением времени стали видоизменяться и христианские представления об этом образе. Так появилось мнение о том, что смерть при помощи косы отсекает вечную душу человека от бренного тела, тем самым помогая ей покинуть его и вознестись на небо.
В искусстве смерть с косой впервые изобразил художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер в своей гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол». В Передней и Восточной Азии ее также начали рисовать с косой, причем независимо от европейцев. Не исключено, что кто-то все-таки смог увидеть смерть и затем описать ее внешний вид.
Кроме того, в христианском имеется аллегорическое сравнение всего человеческого рода с пшеничной нивой. Рано или поздно, по древним преданиям, смерть в роли беспощадного жнеца придет и сожнет своей косой плоды. При этом хорошие колосья должны попасть в житницу Отца Небесного, а плохие должны быть сожженными адским пламенем.
Теперь немного позитива. Как ни странно, смерть имеет и положительную сторону. Она напрямую участвует в процессе перерождения, а также обновления жизни и всей природы. Без нее была бы невозможна и жизнь, ведь все когда-нибудь начинается и когда-нибудь заканчивается.
Как нарисовать смерть с косой: поэтапная инструкция
Вначале изобразите овальную форму для головы и добавьте продолговатые линии для будущего одеяния. Поскольку это будет или плащ, вы можете не опасаться их рисовать. Даже если получатся лишние линии, они будут играть роль складок на одежде.
Затем обведите формы более четко и изобразите один из рукавов. Далее добавьте детали к балахону. Нарисуйте отверстие для головы смерти. Для рукава вытянутой руки отверстие должно быть побольше. Изобразите на рукаве складки вокруг руки. Внизу балахона нарисуйте подол в виде складок, напоминающих огонь.
В видимой части капюшона изобразите устрашающее лицо жнеца жизней, вернее, это будет человеческий череп с пустыми глазницами и впадинами под скулами. Далее нарисуйте пальцы в виде крючковатых суставов костей, по 3 костяшки на палец. Кожи у смерти не должно быть совершенно.
При желании, в конце работы затемните некоторые области рисунка (глазницы черепа, складки одеяния, область носа и т.д.).
Для придания мрачному образу большей колоритности поместите в руку скелета песочные часы, которые олицетворяют собой чью-то жизнь. Затем изобразите часть главного атрибута смерти – длинный шест для косы.
Осталось лишь добавить лезвие инструменту, и можно сказать, что вы уже практически все сделали. Поправьте линии, если нужно, обведите их поярче. Вот и все, ваш рисунок, изображающий зловещую смерть с косой, готов.
- Псалом VI. Толкование Псалтири. Псалом VI Псалмы, читаемые на разные случаи жизни
- Декарт Рене: краткая биография и вклад в науку
- Что такое знание. Виды знаний. Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно Что такое полезное знание определение
- Книги по магии: открываем завесу тайн