Кто может стать православным священником. Как становятся священнослужителями
В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!
Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!
Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?
Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.
Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.
В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.
Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.
То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.
Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.
Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.
Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.
Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.
Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.
Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.
Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.
Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.
В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.
Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.
После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.
Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.
Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.
В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.
Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.
И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.
Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.
А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.
В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.
Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.
Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.
Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.
Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.
Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?
И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!
Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.
В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.
Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»
Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.
В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.
К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.
В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.
Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.
Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.
В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.
Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.
До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.
Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.
Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.
Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.
Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.
Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.
Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.
В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!
Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.
Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.
Журнал «Направо», №1, 2014
Путь к деятельности священника, как и к любой профессии, начинается со специального образования. Чтобы стать священником, необходимо окончить духовную семинарию. Поступить туда может мужчина в возрасте 18-35 лет, имеющий полное среднее образование, холостой или состоящий в первом браке (разведенным или женатым вторично путь в семинарию закрыт). Кроме обычных документов, какие предъявляют во всех учебных заведениях, абитуриент должен представить рекомендацию православного священнослужителя, письменное благословение епископа, свидетельство о крещении, а если абитуриент женат – о венчании.
Представление всех необходимых документов не гарантирует допуска к вступительным экзаменам. Абитуриент должен пройти собеседование, в котором проверяются его убеждения и мотивы поступления в семинарию.
Главный вступительный экзамен – Закон Божий. Здесь нужно продемонстрировать знание православного учения, священной истории и богослужебного устава. Другие экзамены – церковная история и церковное пение. Сдают будущие семинаристы и экзамен языку в форме сочинения, но круг тем особый – церковно-исторический. Кроме того, абитуриент должен знать наизусть множество молитв и свободно читать по-церковнославянски.
Учатся в семинарии 5 лет. Будущие священники изучают не только богословие, богослужебные дисциплины и церковное пение, но и философию, логику, риторику, литературу и другие гуманитарные предметы. Выпускник семинарии должен определиться, будет ли он монахом или приходским священником. Во втором случае он обязан жениться.
Но получение специального образования еще не означает, что человек стал священником, ведь священство – это одно из таинств.
Священнослужителем человек становится в таинстве хиротонии – рукоположения. При этом на него нисходит Святой Дух, и благодаря этому священник становится не просто духовным наставником для мирян, но и носителем Благодати. Совершить хиротонию может только епископ, это происходит в алтаре во время литургии.
Хиротонии должна предшествовать хиротесия – рукоположение в иподиаконы. Это не священнослужитель, а церковнослужитель. На момент хиротесии не обязательно быть женатым, но если не женился до рукоположения, позднее вступать в брак уже нельзя.
Иподиакон может быть рукоположен в диаконы – это первая ступень церковной иерархии. Диакон участвует в совершении таинств, но не совершает их самостоятельно – за исключением Крещения.
Следующая ступень – рукоположение в священники. Священник, в отличие от диакона, имеет право совершать таинства, за исключением хиротонии.
Если речь не идет о монахе, от рукополагаемого требуется абсолютная моногамность. Не допускается не только развод и повторный брак самого посвящаемого (даже в случае смерти первой жены) – он не должен быть женат на вдове или разведенной женщине. Человек не должен состоять под церковным или светским судом или быть связан государственными обязанностями, способными помешать священническому служению. И, конечно, от будущего священника требуются особые нравственные и духовные качества. Это выявляется на особой ставленнической исповеди.
Третья ступень иерархии – архиерей. Такое рукоположение совершает собор архиереев. Не всякий священник может стать архиереем, это доступно только иеромонахам – священникам-монахам. Архиерей имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, и освящать храмы по полному чину.
Как стать священником?
Дата публикации 03.06.2010
Образу православного священнослужителя за последние годы в нашей стране посвящены художественные фильмы. Представители Русской Православной Церкви являются частыми гостями различных телепередач на светских телеканалах и непременными участниками важнейших государственных церемоний. Однако до сих пор для невоцерковленной части общества мир священнослужителей во многом остается закрытым. Корреспондент газеты «Вакансия» решил узнать, а как же обучают священников в нашем городе? Для этого мы обратились к преподавателю семинарии, настоятелю Церкви Иконы Божией Матери Скоропослушницы протоиерею отцу Борису (БЕЗМЕНОВУ).
– Бытует мнение, что в семинарию принимают чуть ли не с порога. Так ли это на самом деле?
– При советской власти поступать к нам было очень рискованно. Поэтому около 60% семинаристов составляли выходцы из сел Западной Украины, где сохранялись сильные духовные традиции. Я даже выучил украинский язык, пока работал в приемной комиссии. Из экзаменов в 60–70-е годы у нас были только диктант, собеседование и пение. Сегодня же уровень поступающих заметно повысился, к нам приходят «люди с ноутбуками», так что приемной комиссии есть из кого выбирать.
– А какой сегодня конкурс? Условно говоря, сколько претендентов на одно место и каковы общие требования к будущим семинаристам?
– Трудно назвать конкретную цифру, поскольку желающему поступить в семинарию придется пройти серьезное отборочное сито. Начнем с того, что, согласно установленным правилам, в Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию, являющуюся высшим специальным учебным заведением, принимают лиц мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих как минимум среднее образование, холостых или женатых первым браком. Чтобы быть допущенным к собеседованию и устным экзаменам, абитуриентам необходимо заручиться рекомендацией епархиального архиерея или заверенной им рекомендацией приходского священника. А далее помимо сдачи устных экзаменов по библейской истории Ветхого и Нового Завета, Катехизису, общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви, Церковному уставу поступающие должны написать изложение на библей-скую или церковно-историческую тему. Также приемная комиссия проверяет знание основных молитв, церковных песнопений, наличие музыкального слуха. Обязательным условием является умение читать Псалтирь на церковно-славянском языке.
– И когда начинаются вступительные экзамены?
– Экзамены в семинарию начинаются с середины августа. Сами занятия – с 1 сентября. Кстати, срок обучения составляет пять лет. Студентам выплачивается стипендия. Иногородним, а также всем холостым учащимся предоставляется общежитие и бесплатное питание. Причем, понятное дело, они могут выходить в город, но ночевать должны в общежитии.
– Поступить не просто. Но как затем решается судьба выпускника? По какому принципу идет распределение?
– Наши семинаристы не только из Санкт-Петербург-ской епархии, а со всей России. Более того, у нас есть факультет для иностранных студентов. Каждый окончивший семинарию затем возвращается в свою епархию, где священноначалие распределяет выпускников по приходам. Бывает, что оставляют в Петербурге способных студентов из других епархий, но для этого необходимо благословение епископа, рекомендовавшего для поступления. А все местные идут к нашему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, он и решает, куда направить выпускников на служение. Конечно же, каждый выпускник семинарии драгоценен. Сегодня почти в каждой епархии есть свои семинарии и духовные училища. Поэтому многие наши выпускники становятся преподавателями.
– Правда ли, что до окончания обучения в семинарии студенту необходимо либо найти супругу, либо стать монахом?
– Принять духовный сан можно, только предварительно решив свою участь. Нужно определиться – идешь ли ты по монашеской стезе или женишься. После принятия сана менять свой статус нельзя. Есть три варианта: человек принимает монашеский постриг, либо он женится и у него остается одна жена на всю жизнь, либо третий, крайне редкий и нежелательный путь: человек не постригся, не женился, но не готов стать монахом. Это называется целибатом.
– А где будущие священнослужители находят себе невест? Ведь на танцы в ночной клуб, к примеру, семинаристу идти нельзя...
– Раньше найти невесту для семинариста было большой проблемой. Сегодня у нас в семинарии открыт регентский класс, где готовят дирижеров духовного хора. В основном там обучаются девушки из верующих семей, желающие получить духовное образование. Многие из них выходят замуж за студентов семинарии, становятся матушками. Есть у нас примеры, когда браки заключаются после знакомства на православных сайтах.
После долгих гонений на религию при советской власти Православная Церковь России переживает период возрождения. Восстанавливаются храмы и монастыри, с каждым днем увеличивается количество прихожан. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные священнослужители.
Где и сколько учат на священника
Для того, чтобы стать священником в России, духовную семинарию. Обучение длится 4-5 лет, сроки зависят от учебного заведения. После окончания семинарии новоиспеченные священнослужители поступают в распоряжение Церковных Патриархатов Русской Православной Церкви и распределяются по приходам.
Высшее церковное образование делится на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Для того, чтобы закончить первую ступень, нужно учиться 4 года. Вторая ступень духовного образования длится 2 года.
Магистратура приравнивается к академическому образованию и возможна только при окончании бакалавриата, то есть семинарии. Духовных в России много, можно выбрать из большого количества учебных заведений то, которое абитуриенту ближе по расположению и духу.
Семинарии есть в Москве, Санкт-Петербурге, средней полосе России, а также за Уралом и на Дальнем Востоке. Программы обучения в русских духовных семинариях позволяют получить качественное и бесплатное для духовное образование.
Существуют в семинариях и заочные формы обучения. Учатся таким образом 5 лет, существуют ежегодные пожертвования на обучение в размере 4 тысяч рублей и плата за проживание на период сессий.
Как поступить в семинарию
В семинарии принимаются только мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, обязательно православного вероисповедания. Поступающие должны закончить полную среднюю школу, иметь аттестат и быть воцерковленными.
При поступлении нужны рекомендации священников из местных приходов, заверенные архиереями и перечень документов, необходимых абитуриенту всех ВУЗов России. Это справка о состоянии здоровья, паспорт, копия медицинского полиса и военный билет. Полный перечень документов нужно уточнять в учебном заведении.
В семинарии сдаются вступительные экзамены по Закону Божьему, а также поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тематику. Стать священнослужителем в России можно только при наличии до этого духовной жизни в Русской Православной Церкви и очень большого желания служить людям, неся им Слово Божие.
Источники:
- Как живут и учатся будущие священники
- Правила поступления в Донскую Духовную семинарию
Для поступления в духовную семинарию нужно соответствовать внутренним требованиям, предъявляемым Русской православной церковью к абитуриентам. Согласно им, в семинарию принимаются лица православного исповедания мужского пола в возрасте до тридцати пяти лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.
Инструкция
Для в духовную семинарию
необходимо подготовить следующие документы:
прошение на имя ректора (заполняется по прибытии в канцелярии);
рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника, заверенную епархиальным архиереем;
две фотографии формата 3х4 и шесть 6х8;
заполненную анкету (заполняется по прибытии в канцелярии);
автобиографию (заполняется по прибытии в канцелярии);
паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство);
билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учёт);
страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии);
свидетельство о рождении;
документ об (духовном и светском);
справку о составе семьи;
свидетельство о Крещении;
свидетельство о брака и о Венчании (для женатых);
медицинскую справку ( № 086/у);
копию удостоверения о хиротесии во чтеца (для чтецов), копию удостоверения о рукоположении в сан священника (диакона) и копию последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей).
Порядок поступления в духовную семинарию
един для всех учебных заведений. Различия встречаются только в дисциплинах, по которым экзамены. Поэтому, разумеется, нужно удостовериться о правилах поступления непосредственно в выбранном учебном заведении:
«Библейская », «Вероучение Церкви» и «Православное богослужение» (комплексный экзамен)
«Церковнославянский язык»;
Сочинение или изложение на церковно-исторические темы.
«Церковное пение» (прослушивание).
На собеседовании абитуриент должен продемонстрировать знание и понимание молитв:
: «Слава Тебе, Боже наш, Тебе», «Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите поклонимся...»;
утренних: «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу-Хранителю;
вечерних: «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу-Хранителю;
Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;
Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую...». Десять заповедей. Заповеди Блаженств. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалом 50-й и 90-й.
Обратите внимание
Порядок поступления в духовную семинарию на заочное отделение отличается от обычного. На сектор заочного обучения принимаются священнослужители Русской Православной Церкви, возраст неограничен. Зачисление на сектор заочного обучения происходит по рекомендации епархиального архиерея без вступительных экзаменов. Поступающие на заочный сектор лично предоставляют в семинарию следующие документы:
Связанная статья
Источники:
- Сайт Московской Правослвной Духовной Академии
Признанными центрами церковного образования в Русской Православной Церкви являются Московская Духовная Академия и Московская Духовная Семинария. Выпускники этих образовательных учреждений внесли огромный вклад в развитие духовности России. Главным условием для христиан, пожелавших обучаться в Академии, будет являться прохождение ими курса обучения в Семинарии.
Инструкция
Прежде всего, следует , что в духовную семинарию принимают не каждого, а только тех православных, кто получил опыт духовной жизни и намерен посвятить себя служению церкви. Поэтому обязательным условием в духовную семинарию будет благословение духовника, утверждаемое правящим архиереем.
Возраст лиц, принимаемых на обучение в Семинарию – от 18 до 35 лет. Кандидат должен иметь законченное общее среднее . Поступление в духовное учебное заведение сопровождается приемными экзаменами. Кроме того, кандидатам предстоит собеседование с членами приемной комиссии.
Особое внимание уделяется определению общеобразовательного уровня кандидата, интересам и увлечениям, знанию истории страны, ее культурного и духовного наследия. В ходе беседы, которая обычно не носит вид экзамена, члены приемной комиссии выясняют также, насколько хорошо поступающий понимает процессы, происходящие в современном обществе.
В Московскую Духовную Семинарию может представитель из любого региона России и стран СНГ. Есть поступающие и из тех республик бывшего Советского Союза, где христианство не является преобладающей религией. Первое место из регионов России по числу обучающихся занимают Московская область и Москва. Впрочем, столицу всегда отличало не столько количество поступающих в Семинарию, но также их достаточно высокий образовательный уровень.
Православные Духовные Семинарии являются высшими учебными заведениями христианской Церкви. Образовательный процесс может длиться четыре года (по системе бакалавриат) плюс еще пару лет (система магистратуры).
В Духовных семинариях основой учебного процесса является изучение традиций православной веры и основных постулатов христианских (догматических и нравственных). Можно сказать, что в семинарии обучают самой христианской жизни. Но нельзя думать, что в таких учебных заведениях ничего, кроме Библии студенты не читают. В каждой семинарии существует несколько кафедр. Среди них выделяют кафедры богословия (теологии), церковно-исторические, филологические (например, классического и зарубежного языкознания), литургические, церковно-практические, отечественной истории и некоторые другии (в зависимости от специфики заведения).
Основными предметами считаются Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика, патрология, церковная история. Кроме дисциплин сугубо христианских, студенты изучают множество светских наук. Так, преподаванию древних языков (латыни, древнегреческому и древнееврейскому) может уделятся особое внимание. Учащиеся стараются вникнуть в различные виды историй, причем не только церковных, но и светских (отечественная история, всемирная история и другие).
В семинариях преобладают гуманитарные дисциплины. Студенты изучают философию религиозную и светскую, занимаются изучением различных отраслей психологии. Специальные курсы могут читаться по основам работы с заключенными и спецификам преподавания теологии. В некоторых семинариях есть высшая математика, а также такие предметы, как наука и даже физическая культура.
Отдельное место в образовательном процессе занимают изучения вероучения инославных церквей (католических и протестантских) и сектоведение. Умение дискуссировать читается на лекциях по риторике и ораторскому искусству, а на гомелетике студентов учат правильно составлять проповеди.
Получается, что человек, получивший диплом об окончании семинарии, является не только специалистом в области богословия, но и может разбираться в основных гуманитарных науках.
Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа. Профессия подходит тем, кого интересует религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
По учению Церкви, священство - одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.
Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.
Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.
Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит - разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство - семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз. Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.
Важные качества
Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.
Оплата труда
Где учиться на священника
Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.
Самые известные из них - Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.