Кранты благодать. Тоталитарная секта «Церковь «Благодать
«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; … И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:14-17).
Этот мир основательно и безповоротно погрузился во тьму смерти. Всё человечество ожидало осуждение на вечную погибель за вину всех преступлений, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего, никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного; … они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их.. – весь мир (согласно закона от Бога) виновен пред Богом! Потому что делами закона (Моисеева) не оправдается пред ним никакая плоть … ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.3:10-20; Рим.8:7-8).
Благодать – прощение за вину
Великий Бог возлюбил и помиловал всё человечество: «Бог, богатой милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом – БЛАГОДАТЬЮ ВЫ СПАСЕНЫ… Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их… Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (Еф.2:4-5; 2Кор.5:19; 1Пет.2,:24-25). Это есть благодать от Бога: Христос примирил всё человечество с Богом, приняв на себя положенную по закону смерть, искупил всё человечество от вечной погибели и подарил ему полное прощение грехов.
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5). «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения»(2 Кор.6,2). Этот день, день ныне, начался с возгласом Иисуса на Кресте: «Совершилось»! Пока ДЕНЬ НЫНЕ длится, всем людям объявлено полное прощение грехов, только поверь.
Что мы сделали для того, чтобы избавиться от греха, и чтобы нам он не вменялся? – Ничего! Господь наш Иисус Христос приобрёл нам Вечное Искупление, а мы просто поверили и приняли Свершённое на Кресте! Поэтому есть великая причина радоваться, торжествовать, Славить и Славить, благодарить Бога за время благоприятное, ЗА ДЕНЬ НЫНЕ, в Который мы слышим ещё Глас ЕГО ВО СПАСЕНИЕ. «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс.117:22-24). С явлением Иисуса Христа вторым пришествием этот ДЕНЬ НЫНЕ закончится и возможность спасения прекратится.
Какое неимоверно сильное свидетельство о благодати показывается нам на примере разбойника, распятого рядом с Иисусом. Стоило разбойнику только признать Христа! «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:41-43). Что спасло разбойника? — простое и откровенное осознание себя, кто он был и что ужасное творил, и признание Господа Иисуса Христа Спасителем! Становится вопрос: разве разбойник что-то такое сделал, чтобы заслужить такие милости и получить СПАСЕНИЕ? Он грабил, убивал людей — что же СПАСЛО его от вечной погибели? — Благодать Спасительная для всех человеков (Тит.2:11)
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — БЛАГОДАТИЮ вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе… Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:4-9).
Итак, Новый Завет принёс людям спасение НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ: «… когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20) – как не велик был бы грех, благодать от Бога всегда выше во спасение любого грешника. Нет такого глубокого падения, которое не искупила бы Жертва Иисуса Христа. Эта Любовь превосходит разумение человеческое (Ефес 3:19; Флп 4:7), поэтому трудно бывает человеку просто уверовать! Ему кажется, что спасение нужно как-то заслужить и самому сначала исправиться. Но это есть суть самой религии — вера и поклонение по плоти, своими силами по мёртвой букве. Именно по мёртвой букве, потому что она не имеет в себе Духа Животворящего (2Кор.3:7).
С дней же Нового Завета Бог на религию не отвечает, её время прошло. Это не означает теперь, что религиозные люди не переживают на себе благословений Божиих. Они их переживают также, как и весь мир. Бог повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мтф.5:45-46), «даёт семя сеющему и хлеб в пищу ядущему» (2Кор.9:10). Разница только в том, что благословения Божии для своего народа выражаются не только в земном, но в первую очередь в духовном: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе Иисусе всяким духовным благословением в Небесах…. Чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (Еф.1:3; 1Пет.2:5). Все жертвоприношения должны приноситься действием Иисуса Христа в человеке, но не от ума по плоти: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:6-9). Жизнь по духу, Иисусом Христом – в этом Божье благословение Нового Завета, отличающее народ Божий от людей мира сего. Тут речь идёт о благодати на благодать, которую религиозный мир не понимает.
Благодать преображающая Бриджес Джерри
2 Кому нужна благодать?
Кому нужна благодать?
«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»
Два друга - Сэм и Пэм - прибыли в Соединенные Штаты из страны Квадор. Каждый хотел купить себе дом. Получилось так, что оба нашли дома, которые продавал какой-то богатый человек. Каждый дом стоил по 100 000 $. У Сэма с собой было 500 000 квадоров (квадорская валюта), а у Пэма - 1 000 000.
Они знали, что квадоры в США ничего не стоят, но надеялись обменять деньги на американскую валюту по такому курсу, чтобы хватило на дом. В Квадоре же бушевала гиперинфляция, курс квадора постоянно падал, вконец обесцениваясь. Банки отказывались менять квадоры на доллары по любому курсу.
И вдруг, Сэм и Пэм обнаружили, что знакомы с богачом, которому принадлежали эти дома. Еще живя в Квадоре, они заключили с ним контракт, по которому так и не смогли расплатиться. Сэм должен был около миллиона долларов, а Пэм - 500 тысяч долларов. Так как их квадоры обесценились, они не могли ни дома купить, ни долг отдать.
И тут случилась странная вещь. Богач, узнав, что Сэм и Пэм в Америке, и догадавшись, что они приедут со своими обесцененными деньгами, сам их нашел. Несмотря на то, что сумма была велика, богач простил им долг, подарил каждому по дому с мебелью и бытовой техникой, да еще оплатил пожизненное содержание домов.
Такова Божья благодать. «Валюта» нашей собственной нравственности и добрых дел в глазах Бога не имеет никакой цены. Более того: из-за греха мы в долгу перед Ним, а потому и речи быть не может, чтобы оплатить, хотя бы частично, свой путь в Царство Божье.
Библейский взгляд на благодать
Однажды я слышал определение Божьей благодати, в котором говорилось, что это - разность между требованиями Божьего праведного закона и нашей неспособностью следовать этим требованиям. Нет такого человека, который был бы достаточно хорош, чтобы заработать себе спасение, и, согласно этому определению, Божья благодать - то, чего нам не хватает для спасения. Одним требуется благодати больше, другим - меньше, но каждый получает ровно столько, сколько нужно, чтобы спастись. Ни одному человеку не предначертано «пропасть», потому что благодати хватит на всех; главное - взять ее.
Согласно этому определению, Бог очень милостив. Разве нет? Он дает нам то, что нужно, и столько, сколько нужно. Недостаток этого определения заключается лишь в одном оно неверное. Оно отражает полное непонимание сути Божьей благодати и нашего собственного положения - положения грешников, обращающихся к Святому Богу. К проблеме благодати нужно подходить по-библейски, ибо она - стержень Евангелия. Чтобы обрести спасение, человеку необязательно знать все богословские тонкости проблемы, но если он неверно представляет себе суть благодати, то не понимает и сути Евангелия.
Эта книга написана о том, как жить благодатью, но прежде нужно разобраться в вопросе о спасительной благодати. Во-первых, потому, что все, что я буду говорить в следующих главах, предполагает, что вы уже ощутили на себе спасительную Божью благодать, т. е. поняли, что лишь Иисус Христос дарует спасение, и уверовали в Него. Я ввел бы вас в заблуждение, если бы позволил поверить, что все те чудные дары, о которых будем говорить в следующих главах, можно обрести без спасительной веры в Иисуса Христа.
Во-вторых, нужно помнить: на что бы ни была направлена Божья благодать - на спасение верующего или на преобразование его жизни, - она неизменна. Каково бы ни было библейское определение спасительной благодати, оно подойдет и к разговору о повседневной жизни христианина.
Дар Божьей благодати
Бог говорит нам: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис.55:1). Евангелие обращено к тем, у кого нет денег, нет запаса добрых дел. Оно приглашает нас идти и «покупать» спасение без денег, брать его бесплатно. Но обратите внимание: приглашение действительно для тех, у кого нет денег, а не для тех, у кого денег достаточно . Благодать - это не когда Бог доплачивает «разницу», а когда оплачивает полную стоимость спасения Сыном Своим Иисусом Христом.
Об этом апостол Павел говорил в Послании к Римлянам: «…ибо нет различия» (Рим.3:22). Нет различия между иудеем и язычником, между религиозным и нерелигиозным, между нравственным и безнравственным. Между нами различий нет, потому что все мы согрешили и лишены Божьей славы.
Сказать, что благодать - это «доплата» к соблюдению Божьих законов, все равно, что сравнить двух людей, которые пытаются перепрыгнуть через Великий Каньон. От одного края Каньона до другого - около пятнадцати километров. Предположим, один прыгает на десять метров, а другой - всего на два. И что из этого? Несомненно, один может прыгнуть в пять раз дальше, чем другой, но если сравнивать дальность его прыжка с шириной Каньона (15000 метров), то разница перестает иметь хоть какое-нибудь значение. Когда Бог строил мост через «Великий Каньон» греха, то не остановился на расстоянии двух или десяти метров от края пропасти, а достроил его до конца.
Даже попытка перепрыгнуть Великий Каньон не точно отражает нашу удаленность от Бога. Этот пример окажется полезен, если мы твердо знаем, что люди действительно пытаются прыгать через Великий Каньон, т. е. что большинство людей пытается заработать билет в рай, и несмотря на искренние усилия им не удается выстроить мост через пропасть греха, разделяющую их с Богом.
На деле все обстоит иначе. Почти никто не напрягается, чтобы заработать на билет (Мартин Лютер до своего обращения к Богу был редким исключением). Наоборот: почти каждый уверен , что его дел вполне хватает для входа в рай. Почти никто не пытается «прыгнуть подальше». В уме мы уже уменьшили ширину Каньона и считаем, что его можно преодолеть, не затрачивая дополнительных усилий. Тот человек, нравственный облик которого можно приравнять к прыжку длиной в десять метров, думает, что ширина пропасти не более девяти. Тот, который может прыгнуть на два, уверен, что ширина пропасти не превышает полутора метров. Все уверены, что их добрых дел вполне достаточно, чтобы удовлетворить Бога, и Тот продаст им небесное обиталище за наличную «валюту».
Подобно первым слушателям притчи Христа о мытаре и грешнике, большинство верующих сегодня слишком уверено в своей праведности (Лк.18:9-14). Хорошенько поразмыслив о себе, они приходят к выводу, что они, конечно, не совершенные, но, в общем, вполне порядочные люди.
Самая большая наша проблема состоит в том, что нам сегодня не очень-то верится в свою порочность. Наоборот, мы считаем себя очень неплохими людьми. В 1981 году вышла книга о боли и страданиях, которая тут же разошлась рекордным тиражом. Она называлась «Когда с хорошими людьми случается беда». Как подсказывает название, основная мысль автора заключается в том, что по сути своей люди - хорошие. Автор Гарольд Кушнер дает такое определение хорошим людям: это «обычные люди, хорошие добрые соседи, которых нельзя назвать ни очень хорошими, ни очень плохими».
А вот апостол Павел говорит, что все мы плохие. Перечитайте отрывок из Послания к Римлянам, обращая внимание на выделенные мной слова:
«Как написано: «нет праведного ни одного ; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного » (Рим.3:10–12).
Это - ответ на вопрос Павла: «Евреи лучше, чем язычники, или нет?». Полный ответ его таков: «Итак что же? Имеем ли преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи (религиозные люди), так и Еллины (грешники), все под грехом» (Рим.3:9).
Разница в определениях Гарольда Кушнера (все люди по сути хорошие) и апостола Павла (все люди по сути плохие) происходит из-за различий в подходе к проблеме. Для Кушнера хорош приятный, добрый сосед. Для Павла (и других священнописателей) все люди плохи, потому что живут без Бога, взбунтовавшись против Него.
Мы пойдем другим путем…
Одна из наиболее точных характеристик человечества содержится в словах пророка Исаии: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис.53:6). В этом - суть греха. Согрешить - значит, совратиться на свою дорогу. Может, ваш путь - заниматься благотворительностью, а путь другого - грабить банки. Но если вы занимаетесь благотворительностью, позабыв о Боге, то «на свою дорогу» совратились и вы, и грабитель. В мире, которым управляет всемогущий Творец, такое расценивается как бунт, как грех.
Предположим, какая-то административная единица государства восстала против правительства. Во взаимоотношениях друг с другом жители этого района, возможно, вполне неплохие заботливые люди. Но то добро, которое они делают друг другу, никак не касается центрального правительства. Для правительства - это мятежный район. Пока главный вопрос не будет урегулирован, все остальное отходит на второй план.
Этот пример теряет силу, если представить себе современную ситуацию. Правительства некоторых стран совершенно погрязли в коррупции, забыли о справедливости. Порой мы сочувствуем бунтарям. В некоторых случаях бунт против центральных властей можно назвать борьбой за справедливость.
Но власть Бога - справедлива и совершенна. Его закон «свят, праведен и добр» (Рим.7:12). Ни у кого нет причин восставать против Него. Бунтуем мы лишь потому, что родились бунтарями. Мы родились с извращенным желанием - идти своим путем, брать власть в свои руки, лишь бы не подчиняться власти Божьей.
Нельзя сказать, что одни стали грешниками из-за того, что у них было трудное детство, а другие не стали , потому что воспитывались добрыми христианами. Все мы родились грешниками, обладающими тленным естеством. Для нас естественно - свернуть куда-нибудь не туда. Недаром пишет Давид: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Удивительно: Давид был уже грешен, выйдя из утробы матери. Он был грешен, даже находясь в ее утробе и не совершив еще ничего хорошего или плохого.
В газетной статье один христианин задал вопрос: «Как можно верить в Бога, который не защищает от зла невинных детей?» Давайте пока оставим в стороне проблему соотношения Божьей праведности и земного страдания и обратим внимание на словосочетание «невинные дети». Я останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы раскритиковать автора статьи, но для примера, потому что, как мне кажется, он выразил мнение большинства верующих и неверующих: дети рождаются невинными и чистыми, их портит окружающая действительность.
Писание говорит иначе. В Псалме 50:7 сказано, что невинных детей не бывает. Более того, мы рождаемся с греховным естеством, мы греховны с самого момента зачатия. Из-за Адамова бунта, мы появляемся на свет грешниками с желанием идти своим путем. Чьим этот путь ни был - хорошего человека или грешника - все равно. Мы родились бунтарями, противниками Бога.
Библия говорит, что все мы согрешили, и мало кто с этим не согласится. Вопрос в том - что называть грехом. Спросите любого человека на улице и он ответит: «Все мы несовершенны!» Даже христиане говорят о своих неудачах и поражениях , но в Библии употребляются другие слова. В ней говорится о зле и бунте (Лев.16:21), сказано, что Давид пренебрег словом Господа (2Цар.12:9-10). О другом Божьем муже рассказывается, что он не исполнил повеления Господа (3Цар.13:21). Совершенно очевидно: Бог относится к греху гораздо серьезнее, чем человек с улицы и мы - христиане.
В конечном итоге, грех - это бунт против всесильного Творца, Правителя и Судьи вселенной. Мы противимся естественному праву всесильного Творца - призывать Свои создания к порядку. Мы говорим святейшему и праведнейшему Богу, что Его законы нравственности, служащие отражением Его естества, недостаточно хороши, чтобы им повиноваться.
Грех - это не только серьезный проступок, но еще и внутренний настрой личности, игнорирующей Божьи законы. Это уже больше чем бунт. Грех - это состояние души, состояние нашего естества. Это - тление, нечистота, даже грязь души. Таким грех видится Богу.
Тление, нечистота и грязь - так символически рисует грех пророк Захария:
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах.3:1–4).
О ком здесь говорится? Не о блудном сыне, а об Иисусе, сыне Иоседека-первосвященника, занимающего высочайший пост в иерархической религиозной системе, который вместе с князем Зоровавелем восстанавливал Иерусалим (см. Ездр.5:2). Грязь его одеяния - это не вина, а грязь греха. Подобно Иисусу, все мы (в духовном плане) одеты в грязные одежды. Мы не просто виновны перед Богом: греховно само наше естество - грязное и нечистое. Нам не обойтись без прощения и очищения.
Поэтому нигде в Библии не сказано, что благодать Божья - это «довесок» к нашим достоинствам, что для спасения нужно определенное количество добрых дел и Божьей благодати. Нет, Библия говорит о Боге, Который «оправдывает нечестивых», Которого находят те, кто Его и не ищет, Который открывается тем, кто о Нем и не вопрошает (Рим.4:5; 10:20).
В притче, рассказанной Иисусом, мытарь не просил, чтобы Бог дал ему «довесок» благодати. Нет, он бил себя в грудь (знак великого отчаяния) и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Он заявил о своем полном духовном банкротстве, а потому к нему пришла Божья благодать. Иисус сказал, что человек этот ушел домой оправданным - Бог признал его праведным. (Лк.18:9-14).
Как и тому мытарю, нам Божья благодать нужна не в качестве «довеска». Благодать - это лекарство против греха, очищающее средство. Она нам нужна для того, чтобы удовлетворить Божью жажду справедливости, чтобы Он простил нам долг, который мы не в состоянии погасить.
Может показаться, что я слишком много говорю о нашей вине и грехе. Но нам никогда не понять Божьей благодати, если не знать, зачем она нам нужна. Вот, что говорил С. Сэмюэль Стормс:
«Первое и важнейшее свойство Божьей благодати в том, что она - немыслима без греха и вины с нашей стороны. Благодать имеет смысл лишь тогда, когда человек понимает, что он грешен, недостоин спасения и находится на полпути к вечным мукам…
Благодать нужна не недостойным лучшего, а достойным худшего… Мы не просто не заслуживаем благодати, а заслуживаем ада!».
Навстречу благодати
В начале этой главы я привел одно из неправильных, ложных определений благодати. Я думаю, что большинство читателей согласится: Бог не дает Своей благодати как довесок к нашим достоинствам, чтобы сделать нас праведными перед Собой. Возможно, и вы скажете: «Да, даже наши добрые дела - лишь грязное тряпье в глазах Бога».
Я привел этот пример не для того, чтобы запугать вас, а потому, что он очень типичен: слишком многие христиане так живут . Мы живем, как будто Божья благодать - это всего лишь дополнение к нашим добрым делам. Мы верим, что Божьи благословения даются нам частично за послушание и духовное преуспевание. Мы знаем, что спасены лишь по благодати, но уверены, что благословения нужно зарабатывать «в поту духовном».
Итак, кому нужна благодать? Всем - и святым и грешникам. Даже совестливым, старательным и трудолюбивым христианам нужна Божья благодать, равно как и жестокосердным, закоренелым грешникам. Всем нам нужна одна и та же благодать. Грешнику благодати нужно не больше, чем святому. Незрелому молодому верующему благодати нужно не больше, чем набожному рьяному миссионеру. Нам всем нужно одинаковое количество благодати, потому что курс «валюты» добрых дел постоянно падает и обесценивается.
Ни наши достоинства, ни наши недостатки не определяют количества нужной нам благодати, ведь она не дополняет наши достоинства и не восполняет наши недостатки. Благодать вообще не принимает во внимание недостатки и достоинства. Напротив: благодать считает недостойными и неспособными заработать Божьи благословения всех - и мужчин и женщин. И снова очень точно подмечает С.Сэмюэль Стромс:
«Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден раздавать ее прямо пропорционально нашим достоинствам… Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден отнимать ее у нас за наши проступки… Благодать приходит к людям, не делая между ними никаких различий, а лишь благодаря благости и всесилию Бога».
Обратите внимание: определение Божьей благодати имеет две стороны. Ее невозможно заслужить и невозможно потерять из-за проступка. Если порой вам кажется, что вы своим трудом или жертвой заслужили ответ на молитву или какое-то конкретное благословение, то знайте: вы живете не благодатью, а делами. То же происходит, когда вы уверены, что вам не видать Божьих благословений из-за совершенного проступка. В обоих случаях вы отрицаете Божью благодать.
Честно говоря, вторая сторона определения С.Стромса мне очень помогла. Я не часто задумываюсь о собственных достоинствах, но очень болезненно отношусь к собственным недостаткам. Поэтому мне почаще нужно вспоминать, что мои недостатки не встают на пути Божьей благодати: Он относится ко мне совершенно непредвзято. Надеясь на благословения, нужно думать о Его бесконечной доброте, а не о своих добрых делах.
Джон Ньютон, бывший рабовладелец, после обращения написал замечательный церковный гимн «Поразительная благодать». Он не уставал восхищаться удивительным чудом Божьей благодати. Но тому, кто обратился к Богу в раннем возрасте, вырос в набожной христианской семье, никогда не совершал так называемых «крупных грехов», следует восхищаться Божьей благодатью не меньше Джона Ньютона.
Благодать Божья существует в соответствии с одним духовным принципом: если вы слишком полагаетесь на собственную праведность или собственную духовную зрелость, то вы не живете Божьей благодатью. Этот принцип относится как к спасительной благодати, так и к благодати насущной и каждодневной. Хочу напомнить вам слова из первой главы. Благодать и добрые дела (т. е. те дела, которые делаются, чтобы заслужить Божье расположение) - понятия взаимоисключающие. Мы не можем стоять одной ногой на благодати, а другой - на делах.
Если вы хоть сколько-нибудь уповаете на собственную нравственную чистоту или духовную зрелость или верите, что Бог признает ваши добрые дела вашим собственным вкладом в спасение, то задумайтесь: а христианин ли вы? Я очень хорошо понимаю: кому-то эти слова покажутся обидными. Но нам следует очень четко уяснить себе библейскую доктрину спасения.
Около двух сотен лет назад английский баптистский пастор Авраам Бут (1734–1806 гг.) писал:
«Даже самые блистательные свершения и ценнейшие наши качества (чрезвычайно полезные и достойные всяческого восхищения) не играют ни малейшей роли в деле нашего оправдания…
Божьей благодати не нужна помощь, благодать самодостаточна и не нуждается в несовершенных человеческих деяниях. Все попытки довершить то, что начато благодатью, - знак нашей гордыни и оскорбление Господа. Духовности нам они не прибавляют. А посему пусть читатель запомнит: благодать либо дается незаслуженно, либо не дается вообще. Тот, кто жаждет спасения по благодати, должен веровать в сердце своем, что спасен именно благодатью. Если же нет у него такой веры, то данный человек проявляет крайнюю непоследовательность в делах очень важных».
Размышления Авраама Бута столь же верны и нужны сегодня, как и двести лет назад. Спасены лишь те, кто пришел к Иисусу с настроем, прекрасно выраженным словами старого церковного гимна: «С пустыми руками к Нему я иду, и крепко к Его прижимаюсь кресту».
Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман МихаэльПортреты праведников. – Кому надо, кому нет Вопрос: Почему принято помещать в доме портреты цадиков? Мне кажется, что в такой фотографии содержится сила, похожая на ту, которая есть в музыке.Ответ: Психологически на человека действует множество факторов, и пока он не вышел
Из книги Существует ли загробная жизнь? автора Воропаева Кира ЛеонидовнаКому нужна вера в загробную жизнь? Мы видели, что вера в загробное существование, зародившаяся в глубине тысячелетий вследствие непонимания первобытными людьми своей собственной и внешней природы, стала играть в дальнейшем, когда зависимость от стихийных природных сил
Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж Из книги Человек среди религий автора Кротов Виктор ГавриловичНужна ли философия вере? Отождествляя философию с искусством рассуждать, с умением строить концепции и парадигмы, вполне можно предположить, что верующий человек (тем более глубоко верующий) прекрасно обойдётся без её услуг. Мировоззренческую структуру, если он в ней
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин АлександрГлава 12. Оказывай помощь тем, кому эта помощь нужна и полезна. – Будь осторожен в отношении врагов твоих 4-5 Ст. 4-5 поясняются в 6
Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, И от полноты Его мы все приняли. Здесь опять продолжает свою речь о Христе евангелист. Теперь уже, однако, он ссылается не только на то, что созерцали одни апостолы (ср. ст. 14), а говорит о том, что все верующие во
Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова АннаУслышат меня те, кому жизнь невмоготу стала, кому помощь нужна Жизнь человеческая, видно, так устроена, что редко она течет ровно да гладко. Всем какие-то рытвины и ухабы на жизненном пути встречаются, и белая полоса норовит смениться черной… И так ведь было во все времена
Из книги Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов автора Носырев Илья НиколаевичЗачем нужна меметика? Этот краткий обзор «белых пятен», которые еще остаются в теории меметики, отчасти объясняет критику в ее адрес. Однако причины, по которым научный интерес к меметике пока что ниже, чем можно было бы ожидать, кроются, разу меется, не только в
Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автораКому игра, а кому погибель Искристым морозным утром спускался Спиридон к проруби реки. Уже на подступах к обрывистому берегу услышал он женский крик с причитаниями, истошный кошачий крик и мужской бас, приговаривающий: «Так тебе, так тебе…» У проруби стояла дородная
Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева ОльгаДля чего нужна молитва Духовная жизнь – это жизнь в молитве. Для чего нужна молитва? Не для того, чтобы что-то испросить у Бога, но чтобы пообщаться с Богом, побеседовать с Ним. Мы молимся потому, что любим Бога, а не потому, что надеемся что-либо получить от Него. Центром
Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров ЛевНужна ли нам реформа? Огромная ломка и перестройка государственных учреждений, производившиеся у нас с 1904 года, что называется, набили всем оскомину реформ, и за последние два года господствующим лозунгом сделалось: «довольно перестроек, нужно дело, работа». В сторону
Из книги Конец веры [Религия, террор и будущее разума] автора Харрис СэмНужна ли разуму интуиция В обсуждениях теории нравственности все время упоминается «нравственная интуиция», причем одни мыслители ее превозносят, а другие относятся к ней презрительно. Последнее объясняется тем, что термин «интуиция» всегда казался неадекватным в
Из книги Искушение каждой девушки автора Артерберн Стивен Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий МихайловичПоучение 1-е. Память свв. 33-х мучеников, иже в Мелитине (Кому Иисус Христос лежит на падение и кому на восстание?) I. Ныне св. Церковь празднует память свв. 33-х мучеников, составлявших дружину мученика Иерона. Вот имена их: Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник,
Из книги Если Вы решили принять Крещение. Беседа огласительная автора Шугаев Илья ВикторовичЗачем нужна подготовка? Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все
Слово «благодать» встречается в Библии очень часто, но что это такое не знают даже многие верующие. Благодать – дать благо, благое даяние. Благодать исходит только от БОГА. И ИИСУС ХРИСТОС САМ говорил «никто не благ, как только один БОГ» (Лука 18 гл. 19ст.) Благодать дается БОГОМ человеку для того, чтобы человек был способен исполнить волю ГОСПОДА на его жизнь. Благодать – это много чего, в том числе дары, способности и таланты, данные человеку БОГОМ. Благодать целиком и полностью исходит от БОГА.Чтобы лучше это понять, приведу такой пример: Мужчина устраивается на работу в ЖКО на должность слесаря. И для того, чтобы он мог исполнить свои обязанности, организация, принявшая его на работу, обеспечивает его всем необходимым, чтобы он смог исполнить порученное ему дело. Для этого она выдает ему, образно говоря, рюкзак с необходимым набором инструментов, так как без них он не сможет устранить неисправность в системе водоснабжения или отопления. В одной неполадке он будет использовать один вид инструментов, в другой неисправности ему понадобятся другие ключи и приспособления. Каждый раз при возникновении каких-либо проблем, слесарь будет открывать свой рюкзак и доставать из него необходимый инвентарь.
Так же и у БОГА благодать многоразлична. ОН многое положил в наш " рюкзак", снарядив нас всем необходимым для исполнения ЕГО воли. В него БОГ положил СВОЮ силу для преодоления греха, Библию, иные языки, СВОИ обетования, духовные дары и таланты. Например: БОГ помогает мне писать статьи. И именно ОН помогает мне в этом, так как от ГОСПОДА приходит слово и мудрость. БОГ дает откровения, до которых сама я никогда бы не додумалась – это ЕГО благодать.
До прихода к ГОСПОДУ написать сочинение для меня было проблемой, а теперь, при помощи БОЖЬЕЙ благодати, я написала то, что вы сейчас читаете и не только это. Слава ГОСПОДУ! Я неоднократно молилась за людей, и они были исцелены. Но, моя заслуга лишь в том, что я помолилась. Остальное сделал ГОСПОДЬ, по СВОЕЙ благодати. Я исцелять никого не могу, но может ГОСПОДЬ. Несколько раз во время молитвы за людей из них выходили бесы. Но это не моя заслуга – это действие СВЯТОГО ДУХА и благодати БОЖИЕЙ.
СВОЕЙ силой и благодатью ГОСПОДЬ освободил меня от алкоголизма, нецензурной брани, ненависти к людям и т.д. То, что я сейчас коротко разобрала – это один вид благодати. В Евангелии от Иоанна в 1-й гл. 16ст. написано: «И от полноты ЕГО все мы приняли и благодать на благодать». Из этого стиха видно, что существует еще один вид благодати, на который принимается та благодать, о которой я написала выше.
Сравнительно недавно я ничего не знала об этом и никогда не задумывалась. Но, однажды мне позвонила сестра и попросила объяснить, что такое благодать. После того, как я дала ей ответ, она задает мне вопрос: а что такое благодать на благодать? Я ей честно призналась, что не имею понятия, и пообещала попозже посмотреть в словарях и при обнаружении информации сообщить ей об этом. После прекращения разговора я уселась в кресло и собралась досматривать остановленную ее телефонным звонком проповедь. Но, только я включила DVD, как услышала голос СВЯТОГО ДУХА, который говорил: «Благодатью вы спасены и сие не от вас – БОЖИЙ дар». И следом в голове пронеслись слова, которые я услышала в 2008 году: « Я отдал СВОЕГО СЫНА, чтобы освободить тебя, потому, что тебе это не возможно», Моментально мой разум по этому вопросу был освещен БОЖЬИМ словом.
Первый вид благодати – это благодать спасения и освобождения, - это активные действия БОГА – ИИСУСА ХРИСТА, который взял на СЕБЯ служение искупления. ОТЕЦ послал на землю СЫНА, СЫН пришел, прожил жизнь без единого греха, хотя был искушен во всем, умер, взяв на СЕБЯ наши грехи, воскрес – и все это только ЕГО заслуга, это деяния БОГА. Через это БОГ дал прощение грешникам. ОТЕЦ послал СЫНА на смерть, и только это событие дало ЕМУ возможность провозгласить невиновными покаявшихся грешников, и включить их в СВОЙ вечный замысел. В результате верующие вошли в ЦАРСТВО БОЖЬЕЙ благодатной деятельности, что позволило каждому покаявшемуся подвергнуться индивидуальному освящению с помощью СВЯТОГО ДУХА, работая с сердцами верующих, освящая и наставляя их. Силою БОГА, мудростью БОГА, ЕГО действиями мы получили СПАСИТЕЛЯ. Не нашими заслугами нам открылась дверь для получения спасения. Ефесянам 2 гл. 8-9ст. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, БОЖИЙ дар: Не от дел, чтобы никто не хвалился». Благодать, которой мы спасаемся – подарок БОГА. Ни один из нас не сделал ничего для своего спасения.
Представьте себе: когда-то давным-давно ваши предки были захвачены в плен, и были посажены в темницу. В этой темнице рождалось, жило и умирало поколение за поколением. И вы тоже родились в этой темнице. Вся ваша жизнь представляла из себя однообразную мрачную жизнь. Решетки на окне, темничный двор и лица тех, кто с тобой в камере. И еще лицо надзирателя, который каждый день приносит тебе миску с похлебкой. И ты лишь мог смутно догадываться, глядя на голубое небо через решетку на окне, что за этими мрачными стенами есть другая жизнь, и что она должна быть лучше, чем эта. И так проводя день за днем, ты сидишь в этой темнице и не знаешь, что кто-то пришел освободить тебя, и сейчас за этими стенами идет битва за твою жизнь и свободу. Ты сидишь и не знаешь, что идет сражение с поработителем, и что за тебя кто-то воюет.
И вдруг, однажды, открывается дверь, и вместо привычного лица надзирателя ты видишь совершенно другое лицо. Незнакомец, улыбаясь, говорит тебе: выходи, ты свободен, Я воевал за тебя, и победил твоего врага. Я пришел отпустить тебя на свободу. Выйди из своей темницы и посмотри – как прекрасен этот мир: деревья, цветы, птицы. Это все сотворил для тебя МОЙ ОТЕЦ. И МНЕ не нужно за это платить. Я дарю тебе свободу от поработителя и предлагаю тебе перейти жить в другой город. Там живет добрый, но строгий царь. ОН человеколюбивый, ОН любит тебя, и по этой причине ОН послал МЕНЯ, чтобы освободить тебя, и предлагает тебе стать гражданином ЕГО Царства. Но для приобретения гражданства есть одно условие – жить по законам этого царства.
И в этой темнице сидели несколько человек. Один захлопал в ладоши, и сказал: какое счастье, я так мечтал об этом дне, наконец – то он наступил! Я знал, что где-то есть другая жизнь, и я благодарю, ТЕБЯ, мой ОСВОБОДИТЕЛЬ – ТЫ открыл двери этой темницы и отпускаешь меня на свободу. Спасибо ТЕБЕ, я готов принять условия того ЦАРЯ, КОТОРЫЙ предлагает мне другую жизнь.
А другой спросил: а какие это условия? И ОСВОБОДИТЕЛЬ рассказал ему о законах этого государства, о десяти заповедях. Послушав, второй человек печально ответил: я, наверное, не смогу жить по ним. Но в ответ услышал – сможешь, Я дам тебе другой вид благодати, который будет заключаться в МОЕЙ помощи. Я САМ буду помогать тебе жить по этим законам, если ты примешь эти условия, если будешь стараться.
А третий скажет: нет, спасибо, мне этого не надо. Мне и здесь хорошо. Я привык к этим стенам, к этому охраннику, и мне нравиться эта каша и похлебка. Мне нравиться этот образ жизни, и я никуда отсюда не пойду. И все они вольны сделать выбор: где и по чьим правилам жить.
Исаия 53 гл. 11ст: «На подвиг души СВОЕЙ ОН будет смотреть с довольством; чрез познание ЕГО, ОН ПРАВЕДНИК, РАБ МОЙ, оправдает многих, и грехи их на СЕБЕ понесет». В этом стихе говориться о том, откуда пришла спасительная благодать.
Иоанна 1 гл. 16-17ст: «И от полноты ЕГО все мы приняли и благодать на благодать; Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез ИИСУСА ХРИСТА».
Давайте дальше посмотрим на то, как действует спасительная благодать. 2000 лет назад ГОСПОДЬ ИИСУС открыл дверь для нашего спасения. Лично я об этом ничего не знала. Крашеные яйца на пасху мне об этом ничего не рассказали. Я жила, как все люди во грехах, и слыхом не слыхивала о Библии и БОГЕ, кроме рассказов бабушки о том, что скоро весь мир будет обтянут колючей проволокой. Все люди будут жить в одном доме, будут летать железные птицы и будет всемирный потоп. Когда начинался ливень, то я ужасно боялась наводнения и потопа. И больше я ничего не знала. Лично я ничего не сделала для того, чтобы познать БОГА. У меня не было никакого желания найти Библию и прочесть ее. А БОГ все это время хранил меня, берег и стучался в мое сердце. Дальше опять-таки не я, а САМ ГОСПОДЬ начал создавать обстоятельства, не поддающиеся никакой логике и объяснению, (это отдельная и удивительная история), сжимая кольцо проблем вокруг меня так, что я взвыла, и покаялась. Слава БОГУ!
Благода́ть - 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие, направленное на спасение человека.
Само слово «благодать» означает благой, добрый дар , потому что только Бог является источником высшего .
Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
Равным образом проявление или действие природы огня - раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, - мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.
В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы - Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: ; ).
Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: ; ).
В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.
При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает - в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, - Своим благословением (действием).
Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.
Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему явился Мотовилову в блеске благодатного света?
Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении - Божественное действие, направленное на спасение человека.
В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами .
Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? - В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: ).
По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.
Так, свет, исходивший от лица Моисея (), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.
Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным , которые преподаются исключительно членам (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).
Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.
Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ().
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», « »… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. , – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. , размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. , благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».
Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. , – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. . – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – . В этом благодатном состоянии человек, по слову св. , уподобляется Христу и становится выше первого Адама.
Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в ) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. . – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. , созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.
Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:
а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (; ; );
б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (; ; ), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (; ; ) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (; ; );
в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа (), ();
г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и . Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими ().
Догматические определения о благодати
(Из кн.: «Каноны или Книга Правил».
Правила святых соборов Поместных . Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419))125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.
126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (): так же написано и сие: любовь от Бога есть ().
127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить ().
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().
преподобный : «Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами… И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».
Благодать, которая стала возможной чрез Иисуса Христа, является главным различием между двумя заветами. Благодать — это центральная отличительная черта Евангелия, и мы должны понимать её значение для того, чтобы понять Новый Завет.
Что такое благодать? Этот термин имеет несколько значений, но мы возьмём во внимание только те, которые прямо связаны с искуплением. Арндт и Гинрич дают следующее определение благодати: «Благодать — умножающееся дело благодати. Те, кто принадлежит Ему, получают полноту Его благодати… дело благодати в обращении». Стронг говорит: «Благодать — это божественное воздействие на сердце и отражение этого в жизни». Определение Вебстера отражает Библейское понятие благодати: «Незаслуженная божественная помощь, данная человеку для возрождения или освящения». Значение благодати лучше всего понятно по его использованию в Новом Завете.
Перед тем, как мы проверим использование термина благодать в Новом Завете, мы должны напомнить важный аспект благодати. Новый Завет всегда говорит о «благодати Божьей» (Деяния 11:23; 13:43; 15:40; 20:24; Римлянам 5:15; 1 Коринфянам 3:10; 2 Коринфянам 8:1; 9:14; Галатам 2:21; Евреям 2:9; 12:15; Иуды 4; и другие) или о
«благодати Господа Иисуса Христа» (Деяния 15:11; Римлянам 16:20, 24; 1 Коринфянам 16:23; Галатам 1:6; 6:18; Филиппийцам 4:23; 1 Фессалоникийцам 5:28; 2 Фессалоникийцам 3:18; 1 Тимофею 1:14; Филимону 25; и другие), или об обоих (2 Фессалоникийцам 1:12). Благодать — это не человеческие старания.
Благодать играет центральную роль в оправдании грешника. Оправдание — это акт, при котором грешник, который верит в Иисуса Христа, считается в совершенном положении перед Богом. Этот термин обозначает позитивное действие Бога, провозглашающее грешника оправданным или праведным. Одним из аспектов Божьего принятия является отмена вины за грехи, что называется прощением. Оправдание дано по благодати, а спасение является результатом благодати.
Когда Пётр обратился к собравшимся в Иерусалиме, он сказал, что «благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся» (Деяния 15:11). Аполлос, муж сведущий в Писании и правильно учивший об Иисусе, пошёл в Ахаию, где он «много содействовал уверовавшим благодатью» (Деяния 18:27). Павел обращает внимание на оправдание благодатью, когда он пишет: «Получая оправдание даром, по благодати» (Римлянам 3:24); «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены» (Ефесянам 2:5); «Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати» (2 Фессалоникийцам 2:16,17); «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати» (2 Тимофею 1:9); «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (Титу 2:11); «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Титу 3:7). Из этих мест Писания мы видим, что благодать играет центральную роль в искуплении человека.
Сегодня оправдывающий аспект благодати хорошо известен и по-праву на него делается ударение. Но благодать ведь ещё больше. Есть исключительные действия, производимые благодатью. Она одаряет человека и побуждает верующего делать добрые дела. Павел делает ударение на воздействии или власти благодати в его посланиях. Одно из самых ясных утверждений о том, как действует благодать, находится в послании к Титу. Там написано: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти,
целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:11, 12). Как Павел утверждал, благодать приносит спасение, но она на этом не останавливается. Она продолжает действовать, уча и наставляя верующего, как жить жизнью, которая резко отличалась бы от его прежней жизни Она учит его жить другой жизнью: целомудренной, праведной и благочестивой.
Другое место, показывающее действие благодати, находится в Послании Павла к Римлянам. Он пишет: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 5:20, 21). Павел, зная что благодать может быть неправильно понята, объясняет её применение в 6 главе Послания к Римлянам. Он начинает это объяснение вопросом: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (6:1). Нет! Христианин был воскрешён из мёртвых, как и Христос, потому он должен «ходить в обновленной жизни» (4 ст.). Позже он снова подчёркивает этот аспект смерти:
«Ибо, что Он [Христос] умер, то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живими же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле… Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак… Вы стали рабами праведности» (10-15, 18).
В Послании к Ефесянам, во второй главе, говорится о том, что Бог сделал для этих христиан. Сперва Павел написал, что образ жизни ефесян был изменён, затем он делает ударение на Божью милость и любовь, и наконец он говорит о том, как действует благодать. Он написал:
«И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира этого, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:1-10).
Дар благодати спасает кающихся грешников, делая их Его творением, созданным для делания добрых дел, то есть для исполнения воли Божьей.
В Послании к Коринфянам Павел писал, что он поступал и жил «в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божьей» (2 Коринфянам 1:12). Божья благодать давала способность Павлу действовать «в простоте и богоугодной искренности».
В послании к Колоссянам Павел записал: «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чём вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всём мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине… Поэтому и мы… не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Колоссянам 1:3-6, 9, 10).
Как Пётр писал в своём втором послании, что христиане избегают «скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2 Петра 2:20). В конце своей книги он написал: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (3:18). Как раз чрез благодать и познание христиане растут и избегают скверн мира.
Благодать находится в центре спасительного процесса и её «божественное воздействие на сердце» очень важно в понимании искупления. В Новом Завете делается большое ударение на это. В книге Деяния Святых Апостолов мы находим, что мученическая смерть Стефана послужила толчком к тому, что ученики Иерусалима рассеялись по всей стране. Кое-кто из них пошёл в Антиохию и проповедовал грекам и «великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деяния 11:21). Когда церковь в Иерусалиме услышала об этом, то послала Варнаву узнать положение дел, ведь это было ещё одно из первых благовествований язычникам. Там Варнава, «увидев благодать Божию, возрадовался» (23 ст.); благодать Божья произвела заметные перемены в этих язычниках. Позже Павел проповедовал ефесским пресвитерам «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (20:21). Его целью было «с радостью совершить поприще… и служение, которое… [он] принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей» в Иерусалиме (24 ст.). Эта добрая весть благодати Божьей и была той силой, которая производила покаяние и веру, о которых он раньше говорил.
Писание учит, что благодать и Дух Святой производят работу преобразования грешника. Рассмотрим некоторые места Писания, которые показывают преобразующее воздействие Святого Духа: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас… Ибо, если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:11, 13); «дабы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (15:16); «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня
Духа» (2 Коринфянам 3:18); «Он спас нас… банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5). Работа Святого Духа не противоречит работе благодати Божьей. Божья благодать может свершать свою работу через Дух Святой: «Мы приняли не духа мира этого, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Коринфянам 2:12, 13).
Есть много мест Священного Писания, показывающих, как действует благодать. «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деяния 4:33). В Иконии Павел и Варнава разговаривали с евреями и язычниками, «смело действуя о Господе, который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деяния 14:3). Павел благовествовал, а именно Бог являл свидетельства Слову Своей благодати. Когда апостолы и их помощники отправились в миссионерское путешествие, они «были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили» (Деяние 14:26; ср. 15:40).
Жизнь Павла является примером действия благодати Божьей. Он был ревностным евреем, который непримиримо преследовал церковь, но посредством благодати Божьей стал известным апостолом и устроителем церкви. Он получил «благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Римлянам 1:5). Позже в этой книге он дважды ссылается на эту благодать: «По данной мне благодати» (12:3); и «[Я] писал вам, братья, с некоторою смелостью… по данной мне от Бога благодати» (15:15). Павел признавал, что сделанное им в устройстве церкви было не от его собственных стараний, но полностью зависело от Божьей благодати: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание» (1 Коринфянам 3:10).
Более того, Павел мог сказать о себе: «Благодатью Божьею [я] есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Коринфянам 15:10); «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего» (Галатам 1:15, 16). Павел мог писать: «Вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас… Служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать эта — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Ефесянам 3:2, 7, 8). К Тимофею Павел писал, что он благодарен был Иисусу, Который сделал Его служителем Евангелия, того, «который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии». И благодать Господа Иисуса Христа открылась в нём «обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1 Тимофею 1:13, 14).
Благодать также и является силой в жизни всех христиан. Павел писал, что христиане, по данной им «благодати», имеют «различные дарования» (Римлянам 12:6); в больших трудностях и нищете благодать Божья была дана церквам Македонским (2 Коринфянам 8:1); «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию» (9:8,14). Христиане посредством благодати имеют богатые благословения и переживания. Автор Послания к Евреям писал: «Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16), и «хорошо благодатью укреплять сердца» (13:9). Божья благодать поможет нам твёрдо стоять при искушении, поможет нам в наших немощах, ведь это сила, которая утверждает нас в вере. Также, важность благодати показана в начале и в конце большинства новозаветных посланий.
Поскольку благодать столь важна, возникает вопрос: как ее получить? Во-первых, благодать — это «незаслуженное добро», потому что она предлагает спасение, которого мы не заслужили, вместо вечного осуждения, которое мы заслужили. Никто не получает благодать благодаря своим заслугам или праведности. Этот незаслуженный аспект благодати обозначает, что это — безвозмездный дар (Многие думают, что сам термин благодать обозначает безвозмездный дар. Но ввиду того, что в одном и том же месте Писания говорится «безвозмездный дар» и «благодать», эти термины, должно быть, имеют различные значения.).
Тот факт, что благодать является безвозмездным даром, подтверждён в нескольких местах Нового Завета: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римлянам 3:24); «Но дар благодати не как преступление… Благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (5:15; ср. 20, 21); «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе» (1 Коринфянам 1:4); «Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Коринфянам 9:14, 15); «В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал вас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефесянам 1:6, 7); «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар» (2:8); «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утвердит ваши сердца» (2 Фессалоникийцам 2:16, 17); «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати» (2 Тимофею 1:8, 9); «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иакова 4:6). Упомянутые места Писания, а также и другие разъясняют тот факт, что благодать и искупление — это дары.
В итоге, мы видим что благодать Божья даровала нам возможность получить спасение. Везде в Новом Завете делается ударение на два аспекта благодати: её воздействие на сердце человека и то, что она является безвозмездным даром. Теперь вопрос: как же благодать становится возможна человеку? Несколько вещей — покаяние, вера и рождение свыше — производят совместную работу для предоставления благодати. На то, как они взаимодействуют, будет указано после того, как каждая из них отдельно будет рассмотрена.