Что такое Цербер в мифологии? Цербер – это герой античной и средневековой литературы Собака аида из ада.
И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .
Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .
Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .
Этимология
По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .
Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.
В литературе, искусстве и науке
Напишите отзыв о статье "Цербер"
Примечания
- в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
- Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
- Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
- Гесиод. Теогония 769-774
- Гесиод. Теогония 312
- Гораций. Оды II 13, 33
- Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
- Ликофрон. Александра 1327
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
- Еврипид. Геракл 613-615
- Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
- Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
- Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
- Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
- Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
- Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
- Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
- Вергилий. Энеида VI 417-423
- The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
- Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
- Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
- Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
- Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
- Палефат. О невероятном 39
- Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
- См. Фульгенций. Мифологии I 6
Литература
- Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)
|
Отрывок, характеризующий Цербер
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.
В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
Цербер (Κέρβερος), в греческой мифологии пёс, страж аида (Hes. Theog. 769 774), чудовище с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. К. порождение Эхидны и Тифом. Наряду с лернейской гидрой и немейским львом он… … Энциклопедия мифологии
Цербер Словарь русских синонимов. кербер сущ., кол во синонимов: 2 вымышленное существо (334) … Словарь синонимов
КЕРБЕР, смотри Цербер … Современная энциклопедия
См. Цербер … Большой Энциклопедический словарь
Кербер - КЕРБЕР, смотри Цербер. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Леонид Львович Кербер (3 (17) июня 1903, Санкт Петербург 1993, Москва) крупный специалист в области авиационного оборудования. Доктор технических наук, заместитель Генерального конструктора. Содержание 1 Биография 2 Известные работы 3… … Википедия
В греческой мифологии, пес, стерегущий врата подземного царства. Обычно Кербер изображался с тремя головами и змеиным хвостом; согласно Гесиоду, у него было пятьдесят голов. Один из подвигов Геракла состоял в том, чтобы доставить Кербера из Аида… … Энциклопедия Кольера
Кербер - (грч. Kerberos) 1. мит. во грчката митологија: триглаво куче со опашка змија што го чувало влезот во подземниот свет 2. кербер фиг. строг вратар суров чувар … Macedonian dictionary
КЕРБЕР - (ЦЕРБЕР) Чудовищная собака, порождение эхидны, охранявшая выход из Аида. Гесиод награждает ее пятьюдесятью головами, но в классическом искусстве и литературе у нее их только три. Геракл сумел вывести его из Аида, совершая один из своих двенадцати … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
Книги
- Технология переработки полимеров. Физические и химические процессы. Учебное пособие для вузов , Кербер М.Л.. В учебном пособии раскрываются важнейшие физические и химические процессы, связанные с переработкой различных полимеров. Рассмотрены процессы теплопередачи, деформирования в широком диапазоне…
- (лат.). Трехглавый пес в др. рим. мифологии, охранявший вход в царство Аида; отсюда вообще бдительный сторож, следящий за каждым шагом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕРБЕР в греч. мифол.… … Словарь иностранных слов русского языка
Из древнегреческой мифологии. Цербер трехголовый пес, сидящий у входа в царство Аид подземное обиталище мертвых. Когда одна голова его спит, другие бодрствуют. Он впускает свободно в Аид всех, но не выпускает никого. Иносказательно: свирепый,… … Словарь крылатых слов и выражений
См … Словарь синонимов
Или Кербер (Cerberus, Κέρβερος). См. Ад. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) Цербер (Кербер) чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное… … Энциклопедия мифологии
- (Кербер) в греческой мифологии чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. В переносном смысле свирепый страж … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕРБЕР, цербера, муж. (от греч. соб. им. Kerberos). 1. В древнегреческой мифологии Злой пес, охраняющий вход в ад. 2. перен. Злой, свирепый страж, стесняющий свободу, следящий за каждым шагом (книжн. неод.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
ЦЕРБЕР, а, муж. (книжн.). Злой, свирепый надсмотрщик, страж [первонач. в древнегреческой мифологии: трёхголовый пёс, стерегущий двери ада]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
- (правильнее Кербер, Cerberus, KerberoV) в греческоймифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такойпес уже известен, но с именем Ц. он упоминается впервые у Гезиода. Припропуске теней в подземное царство Ц. ласково виляет… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
цербер - а, м., СЕРБЕР * cerbère m. <лат. Cerberus <гр. Kerberos. 1. В древнегреческой мифологии треехглавый пес, охраняющий вход в подземное царство. БАС 1. Иным являлись там Мегеры, Иным летучи Дромадеры, Иным Драконы и Церберы, Которы ревами, на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Цербер - Ке/рбер, а, м. 1) В греческой мифологии: злой пес, страж Аида. 2) перен. Свирепый надсмотрщик, бдительный страж. Он настоящий цербер! Этимология: Латинское Cerberus (← греч. Kerberos). Энциклопедический комментарий: Цербер чудовище с тремя… … Популярный словарь русского языка
Книги
- Цербер , Кумин Вячеслав. Рон Финист - обычный парень, проживающий на мирной планете. Однажды Рона и его друзей похищают и в числе тысяч таких же несчастных увозят на Цербер - планету, ставшуюполигоном для создания из…
- Цербер , Кумин В.. Рон Финист - обычный парень, проживающий на мирной планете. Однажды Рона и его друзей похищают и в числе тысяч таких же несчастных увозят на Цербер - планету, ставшую полигоном для создания…
Происхождение мифологических существ неразрывно связано с религиями древних народов. Согласно трактатам великих древнегреческих философов, Цербер - это имя сторожевого пса, который является верным слугой Аида.
Цербер – персонаж греческой мифологии
Характерные особенности
Основной особенностью адского пса является его внешность и невероятная верность хозяину Аиду.
Трехголовое существо, вселяет в сердца людей страх, но и невольное уважение к его преданности.
Даже на сегодняшний день, его имя является нарицательным, обозначающим гордого и неприступного стража.
Имя
Существует несколько источников, поясняющих что такое Цербер. Словарь древнегреческого языка переводит это слово, как пятнистое чудовище. В переводе с латинского, оно означает «пожиратель душ умерших».
Другая трактовка сближает Цербера с собакой-стражем Гарма, которая, охраняет Хельхейм - мир мертвых. В этом случае оба слова возводятся к праиндоевропейскому корню «ger-», что переводится, как «рычать».
Для древних греков Цербер всегда обозначает опасность. Это породило множество суеверий относительно обычных собак.
Происхождение
Адский пес является чудовищным порождением стоголового дракона Тифона и Ехидны - монстра, сочетающего в себе черты женщины и змеи. Как и все их потомки, он был рожден, чтобы приносить боль и страдания простым людям.
Но смилостивились боги и приставили это чудовище охранять проход в Тартары, чтобы никто живой туда не вошел, и никто мертвый не вышел.
Помимо прочих братьев и сестер, есть у него брат Орф, с которым его часто путают. Это тоже собака, но двуглавая, которая служила великану Гериону и охраняла его красных быков.
К остальным его братьям и сестрам относятся:
- Немейский лев;
- Эфон.
Внешний вид
Характерное представление о Цербере менялось на протяжении многих лет, пока не появился его устойчивый образ.
Согласно ему, внешний вид собаки имеет такие характерные черты:
- Рост достигает 3 м.
- Три его головы оснащены ядовитыми, острыми клыками.
- Там, где на землю капала его слюна, вырастали растения - волчья отрава.
- Хвост ему заменяет чудовищный змей.
- Такие же змеи свисают у него по всему телу вместо шерсти.
- Все три головы обладают убийственным взглядом.
В некоторых источниках его внешний вид меняется. Так, вместо 3-х голов может быть 1, 50 или даже 100. Иногда некоторые из них не собачьи, а принадлежат львам, змеям или даже человеку.
Встречается его описание и в виде химеры: тело человеческое, а голова собачья. В одной руке он держал отрезанную голову быка, а в другой - козла.
Однако самое распространенное описание его внешнего вида - это трехголовая собака.
Некоторые источники предполагают, что 3 головы служат символами прошлого, настоящего и будущего. Другие считают, что это символы детства, молодости и старости.
Назначение
Цербер - это сторожевой пес в греческой мифологии. Он охранял врата в царство Аида, не выпуская оттуда души умерших людей. Расположившись на берегу реки Стикс, где проходила граница между Землей и Адом, он неустанно выполнял возложенный на него долг.
Согласно философу Гесиоду, он встречал новоприбывших радостным лаем и вилянием хвоста, но горе было тому, кто осмеливался вернуться обратно.
Однако с течением времени у людей он стал ассоциироваться только со злобой. Они верили, что с укуса Цербера начинаются мучения души в Подземном мире.
Цербер сидит на берегу реки Стикс
Легенды о цербере
Мифы древней Греции, где упоминается Цербер, встречаются довольно часто. Однако среди них можно выделить 3 самых распространенных.
- Двенадцатый подвиг Геракла.
- Спасение Эвридики.
- Сивилла и Эней.
12-й подвиг Геракла
Адский пес выступает одним из главных действующих лиц в последнем подвиге Геракла. По легенде царь Эврисфей потребовал доставить себе во дворец трехголовое чудище, что стережет границу между мирами живых и мертвых.
Повелитель преисподней Аид разрешил Гераклу вывести пса на поверхность, но при одном условии: он должен был победить Цербера голыми руками.
Благодаря своей силе и шкуре Немейского льва, которая прикрыла от укусов ядовитого хвоста, Гераклу удалось победить чудовище. Крепко связав его, понес он собаку к царю. Еврисфей не ожидал, что герой справится с этим поручением и, увидев Цербера на пороге своего дома, стал умолять Геракла вернуть его обратно.
Спасение Эвридики
Еще одним мифом, где фигурирует трехглавый охранник, является история любви Орфея и Эвридики.
Фракийский певец, которому не было равных, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но позавидовала Гера их любви и подослала змею. Укушенная ядовитым созданием, нимфа вскоре умерла, а убитый горем Орфей больше не видел смысла в жизни.
Отчаявшись, решился он на безумный поступок - спустится в Тартары, чтобы вернуть свою возлюбленную из плена Аида.
Своей игрой на лире очаровал он перевозчика душ мертвых Харона, который на своей лодке доставил его прямо к входу в мир мертвых.
Трехглавый сторож также не остался равнодушным к мастерству Орфея. Как только зазвучала мелодия, он послушно лег на землю и пропустил человека в преисподнюю.
Аид и его жена Персефона разрешили Орфею вызволить его жену, но с одним условием: он не должен оглядываться назад, пока не окажется на землях живых.
Не утерпел Орфей и посмотрел назад, и в тот же миг превратился он в призрака, навсегда прикованного к Тартару.
Сивилла и Эней
Во время своего путешествия великий герой Эней, по совету Кумской Сивиллы, спускается в Тартар, чтобы узнать о своей судьбе. Пройти Цербера ему помогает предсказательница. Она скармливает сторожу медовый пряник, пропитанный отваром сонной травы.
Как и многие существа в мифологии, Цербер не равнодушен к сладким подношениям, поэтому это самый простой способ пройти мимо него.
Упоминание в других культурах
В мифологии других стран встречаются существа, аналогичные Церберу. Их внешний вид может иметь отличия, но главное предназначение сохраняется.
К аналогам греческого адского пса можно отнести таких существ:
- Гарм - хтоническое чудовище в . Выглядит как четырехглазый пес. Охраняет вход в Хельхейм, мир мертвых.
- Амт - в египетской мифологии злобный дух, пожирающий души умерших людей. Обычно имеет вид химеры: голову крокодила и туловище собаки.
- Баргест - в мифологии северных графств Англии, злой дух в виде огромного черного пса, который служит предвестником смерти. Он стережет душу человека, который скоро умрет, чтобы она не избежала справедливого суда.
- Анубис - шакалоголовый бог бальзамирования и мумифицирования в египетской мифологии. Является проводником душ в царство мертвых, их судьей и охранником.
- Галу - в шумерской мифологии демоны-хранители в виде двуглавых псов, что ловят души умерших.
- Инугами - или защитник в обличии собаки, который используется магами западной Японии для обмана смерти. Они собирают души умерших людей и предоставляют их Смерти вместо души своего хозяина.
- Грим - в фольклоре народов Западной Европы является Имеет вид большого черного пса. Аналогичен Баргест.
- Дип - каталонская версия Цербера.
- Ку Ши - в шотландском фольклоре, громадный пес, что используется для поиска и охраны душ умерших.
- Кун Аннун - валлийская версия Кербера.
Анубис – бог мумификации
Заключение
Цербер является порождением Тифона и Ехидны. Выглядит он как трехголовый пес со змеей вместо хвоста, его клыки источают яд, а взгляд превращает в камень. Его назначение охранять вход в Тартар и не давать живым проникать в мир мертвых, а душам - возвращаться обратно в мир живых. Единственным хозяином над собой он признает Аида, которому служит верой и правдой.
Цербер
Цербер (правильнее Кербер, Cerberus, KerberoV) - в греческоймифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такойпес уже известен, но с именем Ц. он упоминается впервые у Гезиода. Припропуске теней в подземное царство Ц. ласково виляет хвостом, но тех,которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возниклопредставление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель;даже имя Кербер древние производили от слов khxeV; (души умерших) иbibvscw (пожираю) или видели в этом имени синоним слова опасность(Гезихий). Согласно народному представлению (едва ли, впрочем, оченьдревнему), для умилостивления чудовища входившие в подземное царствопредлагали ему медовые лепешки. На вазовых рисунках и другихпроизведениях искусства Ц. изображался в виде злой овчарки ; в болеедревнюю пору Ц. изображали обыкновенно с двумя головами и змеинымхвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен сЦ.), иногда - с одной головой; но со змеями на спине, шее и животе;позднее установилось представление о Ц. как о трехголовом псе, причем (вримскую эпоху) средняя его голова иногда изображалась львиной. ВГезиодовой феогонии Ц. считается сыном Тифаона и Эхидны. Геракл , поприказанию царя Эврисфея, должен был доставить Ц. из подземного царствана землю, что ему и удаюсь выполнить; при этом на тех местах, где падалапена из пасти чудовища, выростал ядовитый аконит. Н. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Синонимы :Смотреть что такое "Цербер" в других словарях:
Геракл и Цербер. Италия, Via Latina, катакомбная фреска, IV век н.э. Цербер, точнее Кербер (от др. греч. Κέρβερος) в греческой мифологии … Википедия
- (лат.). Трехглавый пес в др. рим. мифологии, охранявший вход в царство Аида; отсюда вообще бдительный сторож, следящий за каждым шагом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕРБЕР в греч. мифол.… … Словарь иностранных слов русского языка
Из древнегреческой мифологии. Цербер трехголовый пес, сидящий у входа в царство Аид подземное обиталище мертвых. Когда одна голова его спит, другие бодрствуют. Он впускает свободно в Аид всех, но не выпускает никого. Иносказательно: свирепый,… … Словарь крылатых слов и выражений
См … Словарь синонимов
Или Кербер (Cerberus, Κέρβερος). См. Ад. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) Цербер (Кербер) чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное… … Энциклопедия мифологии
- (Кербер) в греческой мифологии чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. В переносном смысле свирепый страж … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕРБЕР, цербера, муж. (от греч. соб. им. Kerberos). 1. В древнегреческой мифологии Злой пес, охраняющий вход в ад. 2. перен. Злой, свирепый страж, стесняющий свободу, следящий за каждым шагом (книжн. неод.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
ЦЕРБЕР, а, муж. (книжн.). Злой, свирепый надсмотрщик, страж [первонач. в древнегреческой мифологии: трёхголовый пёс, стерегущий двери ада]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
цербер - а, м., СЕРБЕР * cerbère m. <лат. Cerberus <гр. Kerberos. 1. В древнегреческой мифологии треехглавый пес, охраняющий вход в подземное царство. БАС 1. Иным являлись там Мегеры, Иным летучи Дромадеры, Иным Драконы и Церберы, Которы ревами, на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Цербер - Ке/рбер, а, м. 1) В греческой мифологии: злой пес, страж Аида. 2) перен. Свирепый надсмотрщик, бдительный страж. Он настоящий цербер! Этимология: Латинское Cerberus (← греч. Kerberos). Энциклопедический комментарий: Цербер чудовище с тремя… … Популярный словарь русского языка
Книги
- Цербер , Кумин Вячеслав. Рон Финист - обычный парень, проживающий на мирной планете. Однажды Рона и его друзей похищают и в числе тысяч таких же несчастных увозят на Цербер - планету, ставшуюполигоном для создания из…