Что можно делать на Вербное воскресенье, а что нельзя? Вербное воскресенье. Народные обычаи, приметы и традиции праздника Что значит родиться в день вербного воскресенья
— Геронда, расскажите нам что-нибудь о Святой Анне и о Святом Иоакиме, о Богоотцах. Как-то Вы уже начинали о них рассказывать…
С детского возраста я относился к Святым Богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны! Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших, у них совершенно не было мирского мудрования.
Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же - бесстрастно. Но после rpeхопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара - такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица - это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришёл бы на Землю и раньше - если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были Святые Иоаким и Анна. Римо-католики впадают в прелесть. Якобы от благоговения они верят в то, что Божия Матерь родилась, не имея первородного греха. Тогда как Она не была освобождена от первородного греха, но родилась именно таким образом, каким Бог хотел, чтобы люди рождались после творения. Она была Всечистой, потому что Её зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] - не по плотской похоти, но по послушанию Богу. Я убедился в этом после одного чудесного события, которое пережил на Синае. (Зачатие и было естественным, а не девственным. «Она была Всечистой», потому что, как пишет Святой Иоанн Дамаскин в своем «Слове на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Она была зачата «целомудренно». Но и Сама Она Своим подвигом умножила полученную от родителей святость, отражая «всякий излишний и душевредный помысл до того, как его вкушала» прим. ред.)
Воздержание в брачной жизни
Бог «сотвори вся добра зело». Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина - к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, а поэтому не решались бы вступить в брак. После падения первозданных некоторые люди могут иметь мирское мудрование на пять процентов, другие - на десять, на тридцать и так далее. Но где сегодня найдёшь людей, у которых мирского мудрования было бы только пять процентов, - то есть людей с чистым целомудренным мудрованием! Однако, как бы то ни было, всем людям от Бога дана возможность достичь бесстрастия - если они предпримут любочестный подвиг.
Избрание пути семейной жизни не даёт женатым людям оправдания забывать, что человек - это не одна только плоть, но и дух. Нельзя забывать об этом и оставлять себя, свою страсть необузданными.
(В одном из своих
писем Старец Паисий пишет относительно супружеских отношений следующее: «Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть чётко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека. Для того чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся - женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время постов, а потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом. Потому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос, дав им власть оставлять грехи, прежде всего сказал им: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы… Приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». Цель в том, чтобы
каждый подвизался с рассуждением и любочестием, в соответствии со своими духовными силами. Конечно, вначале мешает молодость. Но с течением времени плоть ослабевает и дух может занять господствующее положение. А когда это происходит, то даже женатые люди начинают вкушать что-то малое от божественных наслаждений.
Они естественным путем отходят от наслаждений плотских, на которые смотрят уже как на совершенно ничтожные. Так люди, живущие в браке, некоторым образом очищаются и, поднимаясь по легкой, пологой, вьющейся тропе, приходят в Рай. Тогда как монахи восходят в Рай, идя напрямую - по вертикали, карабкаясь по скалам. Ты должен иметь в виду и то, что проблема супружеских отношений - это не
только твоя проблема и ты не имеешь права регулировать этот вопрос сам, но, как пишет апостол Павел: «по согласию». Но и когда супруги приступают к этому [воздержанию] «по согласию», тоже необходимо внимание.
Сильный супруг должен ставить себя на место немощного. Часто бывает так: одна половина соглашается воздерживаться, чтобы не огорчить другую, но внутренне страдает. Чаще всего это случается с женщинами, которые имеют в известной мере страх Божий, однако у них играет плоть. Часто по нерассудительности некоторые благоговейные мужья, слыша от своих жён слова согласия, нерассудительно воздерживаются от супружеских отношений на долгое время. А жены в этом случае страдают и находят разрядку в нервных срывах и тому подобном. Мужья думают, что их жёны преуспели в добродетели, и хотят жить более чисто, вступая в близкие отношения через более длительные периоды. А потом у жен начинаются искушения и они хотят найти кого-то на стороне. Когда случаются падения, они начинают мучаться угрызениями совести, а мужья, видя, что жёны не расположены [к супружеским отношениям], стараются жить ещё в большей чистоте. Они думают, что их жены преуспели духовно и не желают плотских отношений. Конечно, причина всего этого в женском эгоизме, который объясним, и в ревности, которую испытывает женщина, чувствуя себя ущербной. Видя, что муж хочет жить духовной
жизнью, супруга начинает ломать себя, желая его обогнать. Прости меня за то, что я зашел в чужой огород, ибо дело монаха - чётки, а не подобные темы. Но, чтобы тебя не огорчать, я был вынужден написать немного об этом (о чем знаю издалека), о том, что мучает наших братьев и сестер в миру и даёт врагу возможность действовать [против них]. Большое значение имеет то, похожи ли супруги друг на друга по своему складу, типу. Когда один из супругов - человек мягкий, а другой - живой, энергичный, то надо, чтобы более сильный приносил себя в жертву немощному. И постепенно, с помощью сильного, станет здоровым и немощной. И тогда, будучи здоровыми, оба должны продвигаться вперед».)
Супруги должны подъять подвиг, чтобы подчинить плоть духу. Если под руководством духовника супруги стараются жить духовно, то постепенно они начнут вкушать и высших радостей- радостей духовных, небесных. К радостям плотским они больше не будут стремиться. Супруги обязаны подвизаться в воздержании, чтобы не передать плотскую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием, то их ребенок с малого возраста имеет аналогичные склонности. Это происходит потому, что он наследует от родителей плотское мудрование. Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотское мудрование ещё мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за её листья. Но, когда она подрастает, её листья начинают жечь. Так и плотское мудрование - вначале оно может быть исцелено хорошим, имеющим рассуждение духовником. Однако если не отсечь мирское мудрование в молодом возрасте, то, когда станешь взрослым, для этого понадобится подъять немалый подвиг.
Человеческая логика относительно воли Божией о рождении детей
Часто супруги, обращающиеся ко мне, делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие - стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях. Помню одного моряка, который женился, будучи восемнадцати лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо.
Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчёт Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребёнок - и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.
Многие стремятся вступить в брак, не думая о том, что рождение детей и их воспитание в христианском духе должно быть целью [супружеской жизни]. Люди не хотят иметь много детей, чтобы не обременять себя хлопотами, а потом держат в своих квартирах собак и кошек. Мне рассказывали, что сейчас в Америке вместо собак люди держат в домах свинок очень дорогой породы. Эти свинки остаются маленькими, не вырастают. Их специально вывели такими, чтобы можно было держать их в квартирах. Люди не хотят заводить детей, потому что им хлопотно мыть их, ухаживать за ними. А поросят они что - не моют? Собака, ладно, - она, по крайней мере, сторож. Но держать в доме свинью! Страшное дело! Будучи в Австралии, я видел «дом престарелых» для собак и кошек. Там было даже кладбище для животных! Всё идёт к тому, что люди будут разводить мышей и закатывать их в консервы, чтобы кормить кошек, а зайцев и кроликов будут разводить и закатывать в консервные банки, чтобы кормить собак! А в это самое время другие люди будут умирать от голода. И погляди: если кто-то убьёт собаку, не исключено, что он заплатит за это денег больше, чем если бы убил человека (конечно, зависит и от того, кому этот пёс принадлежал). До чего же мы дошли!.. Человек в наши дни стоит дешевле, чем собака.
Я удивляюсь тому, что говорят некоторые духовники. Как-то раз ко мне в каливу пришли паломники и спросили меня: «Геронда, разве Святой Иоанн Златоуст где–то пишет, что супруги не должны рожать детей?» - «Что же вы такое городите? - удивился я. - Где вы такое услышали?» - «Да вот, - говорят, - отец такой-то нам сказал». Встретив этого отца, я спросил у него: «Ты что, правда такое сказал?» - «Да», - ответил он. «Где же ты такое вычитал?» - «Святой Иоанн Златоуст говорит об этом в своём Слове о девстве», - ответил он мне. «Слушай-ка, - говорю я ему. - Я у Святого Иоанна Златоуста такого не читал, но Святой таких вещей говорить не может. Он имеет в виду что-то другое. Принеси книжку, чтобы я посмотрел, что там написано». Приносит он книгу и показывает место. Начинаю читать и вижу, что Святой пишет следующее: «Сейчас люди умножились и возможность жить в девстве у вас тоже есть: это не как раньше, когда люди должны были оставлять после себя потомков». То есть Святой не говорит «не рожайте детей». Но этот батюшка настаивал на своём. Священник, имеющий богословское образование, а несёт такую чушь! Ему хочется представить себя начитанным, показать, что он - исследователь богословского наследия Иоанна Златоуста, чтобы люди считали его хорошим духовником. Знаете, какой вред наносят такие извращённые толкования людям, которые хотят успокоить свои помыслы? Для многих людей, живущих по-мирски, семья сегодня лишена смысла. Поэтому такие люди не вступают в брак, или же, вступив в него, избегают деторождения, либо убивают детей абортами и таким образом сами истребляют свой род. То есть не Бог уничтожает людей- люди уничтожают себя сами. Тогда как люди верующие, соблюдающие заповеди Божии, приемлют Божественную Благодать, поскольку Бог, если можно так выразиться, обязан помогать им в трудные годы, которые мы переживаем. Мы видим христиан, имеющих семьи, и воспитывающих своих детей в страхе Божием сколько бы детей Он им ни дал. И все дети [таких родителей) уравновешенны, радостны. Эти дети - благословение Божие. Они вырастают хорошими, старательными людьми. Мы вот всё говорим: «Что же будет с миром?» - но одновременно видим, как Благодатью Божией сейчас набирает силу, подрастает доброе поколение. Диавол старается всё разрушить, но и Благий Бог тоже трудится. Он не допустит того, чтобы наш народ исчез с лица земли.
Трудности в деторождении
- Геронда, если неправославная женщина бездетна, то допустимо ли, если она попросит, дать ей в благословение поясок, который мы крестообразно прикладываем к святым мощам преподобного Арсения Каппадокииского.
А верит ли она в силу Святого или же хочет получить помощь магическим способом? Если верит, то носить такой поясок ей можно. Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его ещё, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны, потому что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых - в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов. Есть и такие супружеские пары,
которые хотят иметь ребёнка сразу, как только поженятся. А если рождение ребёнка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребёнка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребёнка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.
Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.
Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу? У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым. Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который был для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди. Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет доля Твоя». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет Воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?
Супружеское бесплодие
- Геронда, к нам обратилась одна супружеская пара. И он, и она имеют скрытый симптом талассемии. Эти люди спросили нас, следует ли им заводить детей. Мы предложили посоветоваться с их духовником.
Духовники не могут запретить таким супружеским парам заводить детей. Духовные наставники должны возделывать в таких супругах любочестие, чтобы они прикладывали старание к воздержанию. И с рассуждением духовники должны оказывать им снисхождение.
- Геронда, есть супружеские пары, которые, живя очень духовно и желая завести ребёнка, не могут этого сделать.
- Многим людям Бог не даёт детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению. Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему
идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он по–своему помогал им духовно. Суды Божии - это бездна.
А в других случаях Бог не даёт супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку. Я был знаком с одним добрым христианином, адвокатом. Оказавшись однажды в городе, где он жил, я посетил его дом, он очень радушно принял меня, и я остался у него на денёк погостить. Я познакомился и с его супругой. Она была похожа добродетелями на своего мужа. От неё я узнал, какую духовную жизнь ведёт её муж, а от него - о том, в каком духовном состоянии находится жена.
Впоследствии я узнал об этих людях от других христиан, знавших их и принимавших от них различные благодеяния. Этот человек Божий честно занимался адвокатской практикой. Видя, что подсудимый был действительно мошенником, он не только не брался его защищать, но и строго обличал, дабы привести его в чувство. Видя, что человек виноват, но у него есть покаяние, он пытался уладить его дело или старался,
чтобы ему вынесли более мягкий приговор. Видя, что несправедливое обвинение падает на какого-нибудь бедняка, он совершенно безвозмездно вставал на его защиту и старался оправдать несчастного на суде. Этот человек жил очень просто, поэтому тех немногих денег, которые он зарабатывал, ему хватало на жизнь, и ещё на то, чтобы помогать бедным семьям. Дом этого верующего адвоката был настоящим духовным оазисом среди [духовной] Сахары города, где он жил. Там собирались страждущие, бедные, безработные люди, приходили те, у кого были проблемы в семье. И всем этим несчастным он приходил на помощь, поддерживал их как добрый отец. у этого человека были знакомые, занимавшие ответственные должности. Они любили и ценили его, и поэтому, когда он звонил своим высокопоставленным знакомым, чтобы помочь бедняку в каком-то деле или в болезни, никто ему не отказывал. Таким же образом трудилась и его жена. Она помогала бедным детям или молодым людям, которые не находили средств на учёбу. Она была им как родная мать. Однако в разговоре со мной у этой женщины случайно прорвалось: «До замужества, отче, я преподавала в старших классах. Сразу же после свадьбы я ушла с работы, потому что решила стать хорошей матерью. Я просила у Христа, чтобы Он дал мне много - пусть даже двадцать - детей но к несчастью Он не дал ни одного». Тогда я ей ответил: «у тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твоё благое произволение.
И Он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади даже всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни». Помимо всего прочего, эти люди удочерили одну девушку, на имя которой записали все своё имущество. Приёмная дочь ухаживала за ними в старости и, похоронив их, ушла в монастырь. Но ведь и дом этих людей был всё равно что монастырь! Там совершались все церковные службы. На вечерне и на повечерии вместе с ними молились и другие братья и сестры во Христе, а полунощницу и утреню они читали втроём. Эти благословенные люди помогали многим страждущим. Да упокоит Бог и их души.
Поэтому я и говорю, что самый лучший и самый многодетный отец - это человек, который, возродившись духовно, помогает духовному возрождению детей всего мира, для того чтобы они обеспечили будущее своих душ в раю.
- Геронда, некоторые супруги, страдающие от бесплодия, думают об усыновлении малыша.
Да, таким людям лучше усыновить ребёнка, им не нужно [эгоистично] упорствовать в желании родить собственное дитя. Желание человека и воля Божия - это не всегда одно и то же.
Геронда, должны ли приёмные родители по достижении ребёнком определённого возраста сказать ему, что он был ими усыновлён?
Лучше, когда ребёнок подрастёт, сказать ему об этом. Но главное - чтобы приёмные родители любили ребёнка сильно и правильно. Есть дети, которые любят чужих людей больше, чем родных отца и мать, потому что у их родителей нет любви.
Многодетные семьи
Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития - при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребёнок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь
помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом.
Поэтому если в семье есть только один или два ребёнка, то родителям необходимо быть очень внимательными к тому, как они их растят. Обычно [в таких немногодетных семьях] родители стараются, чтобы дети ни в чём не нуждались. Такие дети имеют всё, что ни пожелают, и таким образом вырастают совершенно ни к чему не приспособленными. Возьмём, к примеру, девушку - единственного ребёнка богатых родителей. У неё есть горничная, которая в свое время накроет ей стол, приберётся у неё в комнате и сделает всю необходимую работу по дому. Горничная получает за свою работу деньги, но одновременно она совершенствуется [в добродетели], потому что приносит пользу другим. Тогда как девушка, которую она обслуживает, не обучаясь никакой жертвенности, остается «пеньком», невозделанным человеком. Я советую юношам жениться на девушках из многодетных семей, потому что дети, которые растут в нужде, привыкают жертвовать, всегда думают, как помочь родителям. С детьми, которые растут катаясь как сыр в масле, такое случается редко.
Однако не только дети, но и родители в многодетных семьях имеют богатое сердце. Помню, как во время оккупации, в одном из соседских домов малыш остался круглым сиротой. Один бедняк - глава семьи, в которой было десять детей, - пожалел несчастного сиротку, взял его в свой дом и вырастил вместе со своими родными детьми. И знаете, какие благословения подавал впоследствии этому человеку Бог! Да разве Бог может оставить без помощи человека, имеющего такое любочестие? Человек, у которого много детей, может вначале сталкиваться с трудностями. Но Бог такого человека не оставит. Расскажу вам об одном случае. Как-то раз глава семьи, в которой было шесть детей, попросил меня помолиться о том, чтобы Бог умягчил [сердца] людей, у которых он снимал дом, и они не выгоняли его на улицу. К несчастью, многие хозяева, сдающие дома семьям из двух людей и пяти собак или кошек, гадящих и в доме и вокруг него, не хотят сдавать его многодетным семьям, боясь, что дети якобы что-нибудь испортят в их доме. И вот этот несчастный многодетный отец просто выбился из сил: один хозяин выгонял его из дома, другой вообще отказывался сдавать жильё, и он был вынужден мыкаться с детьми и вещами из дома в дом. Чтобы прокормить семью, этот человек работал не покладая рук. Он и с хозяевами не торговался из-за квартплаты - ему было бы достаточно, чтобы хозяева просто разрешили ему прожить в доме несколько лет, отдохнуть от постоянных переездов. Когда я это услышал, мне стало за него больно. «Не расстраивайся, - сказал я ему. - Бог имеет попечение и о твоих детях Ведь Он - Творец, Который даёт детям главное - душу, тогда как ты со своей супругой как сотворцы Бога даёте им тело. Следовательно, Бог заботится о ваших детях больше, чем вы сами». Не успело пройти два-три месяца, как этот человек, радостный, снова пришёл ко
мне и сказал: «Слава Богу, Бог подарил мне дом, и денег у меня ещё остаётся много». Я спросил его, что произошло, и он рассказал следующее: «Возвращаясь в своё село, я сидел на остановке в ожидании автобуса. Ко мне подошёл разносчик лотерейных билетов и предложил купить билет. Я, будучи христианином, лотерейных билетов не покупаю, придерживаюсь, как принципа.
Поэтому я отказался. Однако, увидев, что он уходит, я подумал о том что может быть, этот человек сильно нуждается. Поэтому я снова подозвал его и достал деньги, чтобы заплатить за один лотерейный билет, но самого билета при этом не брать. Однако продавец был человеком любочестным и брать деньги просто так не захотел, тогда я тоже расстроился и, желая ему помочь, сказал: «Ну, ладно, дай один билетик, может быть, он мне понадобится». -
«Пусть этот человек немного порадуется, - подумалось мне, - ну а я, нарушив свой «типикон, пусть и расстроюсь немного - не страшно». И вот купленный мной лотерейный билет оказался счастливым. Я выиграл большую сумму денег, купил дом, и, кроме того, у меня остались деньги, чтобы вырастить детей. А узнав, где живёт продавец лотерейных билетов, я незаметно пошел к нему домой и оставил у него в почтовом ящике конверт со значительной суммой денег. Я знал, что если бы я дал ему эти деньги в руки, то он бы их не принял». Удивительное дело, как действует в любочестных людях любовь Божия!
Страшный грех абортов
- Геронда, одна сорокалетняя госпожа, мать взрослых детей, забеременела и сейчас уже на третьем месяце. Ее муж настаивает на аборте и угрожает, что в противном случае разведется с ней.
- Если она сделает , то расплачиваться за него будут её другие дети - болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия. В прежние времена, если младенец рождался больным, то его крестили, и он умирал как ангелочек. И не было оснований беспокоиться насчёт его загробной участи. У родителей оставались другие- крепкие - дети, и при этом с родителями пребывало и благословение Божие. А сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни. Родители ездят по англиям да по америкам, чтобы вылечить своих больных детей. Таким образом из поколения в поколение дети рождаются всё менее и менее здоровыми. Потому что если родителям удастся вылечить своих детей и они не
умрут и вступят в брак, то рождённые ими дети тоже могут быть больными. Видишь, что из всего этого выходит? А вот если бы родители рождали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы так убиваться, скитаясь по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь ребёнка больного. Больной ребёнок уходил бы к Богу. И уходил бы к Нему как Ангел.
- Геронда, я где-то читала, что ежегодно во всем мире совершается 50 миллионов абортов», от которых умирает 200 тысяч женщин. (Произнесено в 1989 году. - Прим. перев. По официальным сведениям за 2001 г„в России было совершено 1 млн. 900 тыс. абортов. В действительности эта цифра значительно выше. - Прим. ред.)
Детей убивают потому, что если народонаселение умножится, то, как говорят, живущим нечего будет есть, людям не будет хватать необходимого. Но ведь пустует столько площадей, столько лесов, а при современных технических средствах их можно быстро превратить, к примеру, в оливковые рощи, которые можно раздать неимущим. И при этом нет опасности, что вырубка лесов приведет к нехватке кислорода, потому что на месте диких деревьев будут посажены деревья культурные. В Америке сжигают пшеницу, а здесь, в Греции, фрукты и другие плоды закапывают в землю [чтобы они не падали в цене]. А тем временем в Африке люди умирают от голода. Когда в Абиссинии была страшная засуха и люди умирали от истощения, я попросил знакомого судовладельца, который помогает людям в подобных случаях, обратиться с просьбой к тем, кто закапывает фрукты и овощи в землю, и попросить их бесплатно загрузить ими корабль, чтобы отвезти голодающим. Но как он ни просил их об этом, они ответили ему отказом. Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают!
Аборт - это страшный грех. Аборт - это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещёных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия. Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно - я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность - одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, - это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал. - Геронда, а можно ли что-то предпринять, чтобы был отменён закон, легализующий аборты? - Можно, но надо, чтобы государство, Церковь зашевелились - чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведёт недостаток рождаемости. Священники должны объяснить людям, что закон об абортах противоречит заповедям Евангелия. Врачи - со своей стороны - должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Посмотри: европейцы, имея воспитанность, передали ее в наследство и своим детям. Мы же, имевшие раньше страх Божий, потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский
брак… Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ - для того чтобы его воспитать.
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое...
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.
По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.
В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.
По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.
Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.
- Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.
- Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.
- Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.
- Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.
Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.
Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.
Почти ровно через год после родов я решила написать свой рассказ. История моей беременности началась в августе 2013 года в чудесном месте в горах Алтая. Протекала хорошо, без особых осложнений (за исключением плохих анализов на гемостаз) под чутким наблюдением врачей ЦНМТ.
” С самого начала все вокруг твердили мне, чтобы даже и не мечтала о естественных родах (рост у меня маленький, таз узкий, а ребенок крупноват), но я старалась не обращать на эти разговоры внимания.
Предполагаемую дату родов Елена Аркадьевна Окольздаева поставила мне на 16 апреля 2014, но примерно за месяц до этого дня мне приснился сон, что я рожу на День космонавтики, 12 апреля. Рассказала об этом врачу, все весело посмеялись и благополучно забыли.
” 26 марта я пришла на доплерометрию, все было хорошо, но врача напугали щечки моей малышки, сказала, что они очень большие и по-хорошему меня нужно кесарить. Выдали спешно мне направление и настоятельно рекомендовали поехать в роддом.
Я не торопилась, до роддома доехала только 9 апреля. Меня посмотрела Наталья Мехдиевна Мехдиева. В патологии оставлять не стала, сказала приезжать ближе к расчетной дате и тогда уже госпитализироваться, готовиться к операции.
В субботу 12 апреля стояла чудная погодка, весна начинала вступать в свои права, мы с мужем решили воспользоваться моментом и отправились гулять. Ходили почти весь день, вернувшись домой плотно поужинали и улеглись смотреть фильм, но меня клонило в сон и я быстро отрубилась. В два часа ночи я просыпаюсь от ощутимого хлопка, как потом поняла, это воды отошли. И начались сразу же очень болезненные схватки с интервалом 3 минут.
” Муж из Бердска до 7 роддома домчал меня за 30 минут! Домчал и сдал врачам, а для меня веселье только начиналось...
После восхитительных процедур в клизменной, меня подняли на 2-й этаж, посмотрела меня врач и сказала, что раскрытие идет, но не очень хорошо, кесарить пока не стали, сказали ходить по возможности. Потом ко мне подошла акушерка, как потом оказалась ее звали Дарья Павловна Косенкова (легенда 7 роддома). Она мне все рассказала: и как дышать, и как тужиться, в общем, она действительно профессионал своего дела и чуткий, заботливый человек. Около 5 часов раскрытие было всего 4 пальца, мне Дарья Павловна посоветовала сделать эпидуралку, сказала, что с ней раскрытие пойдет лучше, и я смогу поспать немного, чтобы потом хорошо тужиться. Я безоговорочно с ней согласилась. Но поспать мне не удалось, схватки, конечно, были не такие сильные, но все равно произвели незабываемые ощущения.
” Плакать и кричать я себе не позволяла, про себя (а иногда и вслух) читала стихи Есенина, мне они помогали успокоиться.
На улице уже начинало просыпаться солнышко, и вся предродовая постепенно стала очень светлой и теплой. Силы меня стали покидать и я начала просить Дарью Павловну сделать мне кесарево, Дарья Павловна сказала, что уже поздно и мне придется самой рожать. В 8 часов меня перевели в родильный зал.
” Когда я увидела это кресло, я была в шоке от того, какое оно высокое. Подумала, что никогда на него не заберусь. Сейчас я даже и не помню, как покорила эту высоту, но точно знаю, что рожала на кресле.
Тужиться не особо получалось, схватки стали слабыми (предполагаю, что из-за эпидуралки), все время срывалась в конце потуги на крик, за что получила строгий выговор от врача. Но с криком у меня выходило намного лучше тужиться, чем молча. В момент потуг, казалось, что время остановилось. Я старалась, как могла. Очень сильно помогала Дарья Павловна и еще одна акушерка, ее тоже звали Даша (фамилию, к сожалению, не знаю) и вот в 9.33 родилась моя малышка, мне сразу положили ее на животик. Она не кричала, я испугалась, но врач сказала, что это не страшно, дочу забрали и через пару минут раздался заливистый крик. Мой комочек счастья появился на свет 13 апреля 2014 года в самое солнечное Вербное воскресенье, ростом 51 см и весом 3390.
Вот в этот момент я и осознала, что все самое страшное позади, но, как потом оказалась, я ошибалась. Врачи сказали тужиться и рожать плаценту, я тужилась, но ничего не выходило.
” Чем больше я тужилась, тем больше вокруг меня становилось народу, люди все приходили и приходили. Последнее, что я помню, это слова анестезиолога: «Все, отключаю ее»
Открыла я глаза уже в палате интенсивной терапии, от сильного озноба. Мне казалось, что я подлетаю над кроватью на метр. Как позднее мне рассказали, у меня приросла плацента и ее пришлось удалять, в процессе я потеряла много крови (то ли из-за лекарств, которые мне назначали во время беременности, то ли из-за эпизиотомии, кстати я вообще не почувствовала в какой момент мне сделали разрез).
Даша (за что ей в сотый раз спасибо) принесла мне дочу, я на нее посмотрела, и ее отнесли в детское отделение.
“ Из-за того, что я попала в реанимацию моя малышка провела без меня долгих двое суток. До сих пор чувствую себя виноватой, что не смогла с ней быть сразу.
В целом роддом мне понравился: и врачи, и особенно акушерки - два моих ангела-хранителя, две Даши. К сожалению, мне так никто и не рассказал, почему приросла плацента и как этого избежать в следующую беременность. А еще в послеродовом отделении очень уж много внимания со стороны персонала (то гинеколог, то педиатр, то санитарная обработка, то пеленки принесут) а так хочется покоя, так хочется наслаждаться каждой минуткой со своей крохой.
И вот уже прошел почти год, снова солнечное вербное воскресенье, и я не устаю наслаждаться каждой минуткой проведенной рядом с моей малышкой!
Свои историю о родах вы можете оставить в теме " " или отправить по электронной почте [email protected]. Поделитесь своим опытом, ваш рассказ с нетерпением ждут будущие мамы!
Вам понравилась эта история?
Ландшафтный дизайн. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки Но, говорят, что не сажают елки т сосны на участке - примета плохая. Если знаете что об этой примете, расскажите, буду признательна.
Что посадить вдоль канавы?. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Шаровидные Ивы - красивые и влагу любят.
что посадить на участке?. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и Если не будете делать никакую систему осушения, то посадите ивы всякие разные, ели, березки-они оч. хорошо выкачивают воду.
Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и Есть большой участок в деревне (около гектара), практически пустой (кроме огорода).Хотим Не укрываем. 5. Низинок у нас нет. В овраги сажают иву (или вербу). Про березы такого не знаю.
Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Участок ну очень заброшен.Там дичком ива и другие растения выросли,весь в канавах (для отвода грунтовых вод) ,горах...
Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Ива привитая на штамбе. Еще один вопросик назрел:) Муж купил по дороге на дачу иву, привитую на штамбе.
Шаровидные Ивы - красивые и влагу любят. Четвёртая неделя дома. Расстояние – около трёх километров, почти шесть тысяч шагов. Садовые дорожки на дачном участке: гравий, брусчатка, бетон?
Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка У нас участок с высокими грунтовыми водами. Покойная свекровь, все сажала на земляные кучи. Слива как раз очень не любит высоких грунтовых вод. Ива, есть очень красивый "вьющийся" сорт.
сирень - деревцами только; ива - столько их разновидностей: маленькие, большие, ветвистые, кудрявые, круглые, кустом, деревом и т.п. И растут быстро и без проблем везде. береза - также бывают и плакучие, и кустом, и На дачных участках ничего - запрещано это, только травку.
ива и лиственница. Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников А мне нравится когда она сбрасывает свои иголки, получается такой мягкий коврик, а зимой пусть голая стоит, мы на даче зимой не бываем.
Православные христиане знают, что традиционно праздник Вербное Воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи. Эти религиозные торжества являются важнейшими в канонах Церкви. Поскольку Пасха в 2018 году будет праздноваться 8 (восьмого) апреля, то и Вербное Воскресенье 2018 соответственно приходится на 1 (первое) апреля .
Этот день относится к категории двунадесятых праздников, он также имеет и другое название - православные называют его Пальмовым Воскресеньем или же «Вход Господень в Иерусалим».
Лазарева суббота - история воскрешения праведника
Итак, мы ответили на вопрос, «какого числа Вербное Воскресенье в 2018 году», это первое апреля . А накануне церковнослужители вспоминают чудо, совершенное Иисусом Христом - воскрешение заболевшего и умершего праведника Лазаря. Этот день называется Лазарева суббота. Данное событие как бы предваряет собой Вход Господень в Иерусалим.
Согласно писанию Иоанна Богослова, Иисус очень любил Лазаря. Услышав о его тяжком смертельном недуге, он отправился в путь в Вифанию, где Лазарь жил вместе со своей сестрой Марфой. По дороге Иисус узнал, что Лазарь скончался, однако он призвал своих учеников уверовать в воскрешение и жизнь, то есть во Христа. Придя к гробнице почившего Лазаря, Иисус велел отвалить камень у входа и начал молиться Отцу о воскрешении праведника. После свершения короткой молитвы Иисус воскликнул - «Лазарь, иди вон!».
И свершилось чудо - праведник вышел из гробницы, все еще опутанный погребальными простынями. С этого времени многие свидетели этого чуда уверовали в святость Иисуса, и назвали его «Мессия». А Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет, он служил епископом Китийским на острове Кипр, где впоследствии и умер.
Весть об ожившем Лазаре разнеслась далеко за пределы Вифании, и когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречала радостная толпа, бросавшая под ноги Сыну Господню пальмовые ветви. Так простые люди выражали свою любовь и веру в силы Иисуса. С тех пор принято отмечать Вербное Воскресенье, украшать ветвями пальмы церковь и жилища. Поскольку в России и в европейских странах пальмы не растут, то вместо листьев экзотического растения славяне используют пушистую вербу. Она как раз распускается к апрелю. Отсюда и взялось название праздника - Вербное Воскресенье.
Когда и как святить вербу
В апреле солнышко пригревает все сильнее, заставляя набухать почки на ветвях деревьев. Уже весело проглядывают первые подснежники из-под снега, повсюду слышны птичьи трели. Журчат ручьи, распускается верба. Весна наконец-то пробуждается!
Веточки вербы принято ломать накануне воскресного дня, то есть в Лазареву субботу. С вечера верующие идут в храм, где происходят ночные богослужения и водосвятие, и батюшка освящает веточки вербы святой водой. Помолиться, послушать пение церковнослужителей и освятить ветки можно и утром следующего дня. Этот ритуал соблюдается уже много веков, и он дошел до наших дней в неизменном виде.
А вы знаете, что…
Нужно собирать (покупать) такое количество веточек вербы, которое соответствует количеству членов семьи.
По возвращении из храма освященную вербу ставят в маленькие вазочки, распределяя их по углам своего дома или квартиры. Это делается .
Ветвями принято легонько постукивать (побивать) своих родных и близких, а также любого человека, которому вы желаете добра и крепкого здоровья. Считается, что это растение помогает излечить от разных хворей, придать организму жизненных сил и зарядить энергией на целый год. Больше всего внимания уделялось ребятишкам - верба становилась их защитницей не только от болезней, но и от сглаза. Ударяя веточкой, приговаривали «Не моя рука, а верба бьет», «Будь здоров как верба» и аналогичные прибаутки.
По легенде, вербена прежде была очень многодетной женщиной. Она была настолько плодовита и имела такое многочисленное потомство, что загордилась перед самой Матерью-Землей. Женщина заявила, что она более плодовита, чем Мать-Земля. И та, рассердившись на слова глупой и самоуверенной женщины, превратила ее навечно в вербу.
Сережкам и почкам вербы придаются целебные свойства. Считается, что если съесть девять почек с освященных веточек, то можно вылечиться от хронического заболевания, от зубной хвори и от лихорадки.
Женщины, которые не могут забеременеть, также должны употреблять почки вербы, предварительно освященные в храме. Это поможет им зачать и родить здорового малыша.
В древности славяне верили, что окропленные святой водой веточки вербы способны унять пламя при пожаре или прекратить летнюю грозу.
Вербными веточками украшают иконы, и хранят их в течение всего года.
Вообще это растение наделили волшебной (магической) силой. К примеру, ветки вербены использовали для излечения от трусости. Человек, желающий обрести смелость, должен был сходить в Вербное Воскресенье в церковь, а затем, придя домой, вбить в стену одревесневший стебель освященного растения. Этот ритуал помогал робкому от природы человеку стать более мужественным и храбрым.
Что можно кушать на праздник?
Поскольку Вербное Воскресенье приходится на , то особых кулинарных изысков в этот день не готовят. Помимо постных блюд, разрешается употреблять в пищу рыбную икру и кушанья из рыбы.
Кроме того, верующие едят в этот праздник свежие фрукты и овощи, а также различные блюда из них. Можно пить красное вино. Но немного - один стаканчик, для укрепления сил и чтобы сердце возрадовалось.
Основу стола составляют:
- Любая каша
- Гороховые, кукурузные блюда
- Грибы
- Блины из гречневой крупы
- Постная выпечка
- Овощи и фрукты
- Кисели, узвары, компоты
Такое меню в период православного Поста считается правильным. А вот мясо и птица, молоко, копчености, сдоба и крепкий алкоголь недопустимы. Имейте в виду - готовить угощенье к праздничному столу следует заранее, желательно в пятницу. В день торжества заниматься кулинарией, равно как и другими хозяйственными делами (стирка, глажка, уборка) нежелательно. Это не связано с запретами церкви, просто в этот день хочется не утомляться от дел, а посвятить время приятному отдыху в кругу родных и близких людей.
Видео