Библейский левиафан что. Змей левиафан, что такое
Кто такой левиафан?
Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.
В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.
В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.
Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).
Итак, какое же животное описано в книге Иова? Некоторые исследователи считают, что левиафан – это крокодил. Другие полагают, что это кит или акула. На основании библейского описания наиболее вероятным кажется, что левиафан – это большая морская рептилия, возможно, один из видов динозавров, таких как плезиозавр. Знакомство Иова с динозаврами не является надуманным, учитывая, что эта книга была написана в очень раннее время истории.
Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?
Левиафан был опасным существом, которое обращало опытных воинов в бегство. Он не является мифом, а реальным морским существом, которое подчинялось лишь своему Творцу. Как говорит Бог в Своем описании левиафана: “Кто выйдет мне навстречу – поплатится. Все, что есть под небесами, – Мое!” (Иова 41:3).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Из серии
"Трудные места Писания"
КТО И ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕВИАФАНОМ?
В свете 2 Тимофею 2:15
Перри Димопулоса
Вступление
Существует достаточно большое множество христиан, задающихся вопросами касательно сущности левиафана, кем он является на самом деле. В этой статье мы обсудим те места Писания, в которых упоминается левиафан.
К сожалению, все фундаментальные верующие слепо пренебрегли этим доктринальным учением, включая таких мужчин, как Кент Ховайнд (Евангелизм Научного Креационизма), который ударился в крайность, чтобы доказать существование динозавров, однако аннулировал порядка 90 стихов Библии, в которых упоминается левиафан. Все фундаменталисты расходятся между собой во мнении, полагая, что левиафан является либо крокодилом, либо китом или гиппопотамом, или же динозавром.
Многие верят, что он просто является морским чудовищем, обитающим в толщах вод какой-то части земли.
Давайте присмотримся получше в Писание, сопоставляя Писание с писанием (1Кор. 2:13), правильно разделяя слово истины (2 Тим. 2:15), как правильно предписано проводить исследования в Писаниях, и как требует от нас того Божья заповедь (Ин. 5:39).
Левиафан упомянут только на страницах Ветхого Завета всего 5 раз.
I. КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕВИАФАН И ГДЕ МЕСТО ЕГО ОБИТАНИЯ?
Первое упоминание левиафана приходится на книгу Иова 41:1 (БКИ) /40:20 (Cин.) "Можешь ли ты вытащить левиафана крюком? Или язык его веревкой, тобой забрасываемой?"
Во время истолкования Писания, верующих должен проводить сравнения (1Кор. 2:14) и примечать отличия (2Тим. 2:15). Мы проанализируем РАЗНИЦУ между рядом вещей в этом исследовании -
1. С первого взгляда можно подумать, что это просто крупное животное на земле. Заметьте, что эта глава начинается с упоминания левиафана и заканчивается на следующем стихе: "…На все высокое взирает он: он царь над всеми сынами гордости" (Иова 41:34 БКИ). Невозможно представить себе, чтобы какое-то животное на этой земле когда-либо считалось "царём" над людьми. Бог сказал, что человек будет властвовать над ВСЕМИ живыми созданиями.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -
Быт. 1:26 "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле".
Быт. 1:28 "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
2. И поскольку левиафан - "царь" над всеми сынами гордости, этот "царь" не является каким-то глуповатым маленьким животным на земле, как динозавр, крокодил или кит, но являет собой личность.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -
Он упомянут в Откровении 9:11 "И она имела над собою царя, который есть ангел бездонной преисподни, чье имя по-еврейски Аваддон, а на греческом языке имя его Аполлион".
Обратите внимание, что у него еврейское и греческое имя, как у Иуды Искариота (Judas - греческая транслитерация) Искариот (еврейское имя) (Деян. 1:25). Мы имеем дело со сверхъестественным существом.
3. Не только это, левиафан является сверхъестественным существом, поскольку он обладает ДАРОМ РЕЧИ! "…Будет ли он много умолять тебя? Будет ли говорить мягкие слова тебе?"? (стих 3 БКИ).
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -
Он говорил свои вкрадчивые слова, сказанные Еве: "подлинно ли сказал Бог …", - каждому либеральному проповеднику и фундаменталисту с целью убедить их в том, что левиафан являет собой некоторое глупое малое по размерам животное. Причина всего этого сводится к тому, что левиафан стремится "замести" свои следы. Он не хочет, чтобы люди знали, кем он является; поэтому он лжет им и говорит вкрадчивые слова.
4. Левиафан - сверхъестественное существо.
Совершенно очевидно, что левиафан является сверхъестественным существом, что явствует из Иова 41:26-29 (БКИ). Поэтому невозможно сражаться с левиафаном плотским оружием (2 Кор. 10:4), поскольку он является духовным творением. Нет никакого другого способа разобраться с этим "ЗВЕРЕМ", кроме как мечом обоюдоострым (Евр. 4:12).
5. При виде левиафана любой человек ПОТЕРЯЕТ СОЗНАНИЕ, если бы он увидел его прямо сейчас "не будет ли человек повержен при виде его?" (ст. 9 БКИ). Нет в истории никаких данных о том, чтобы кто-то падал в обморок при виде кита или динозавра.
6. Этот дракон расположен в "глубине", в глубине "моря" (ст. 31), которое никоим умозрительным образом не может является Иорданом или Средиземным морем, ни Тихим или Атлантическим океаном или любым другим водоёмом на этой маленькой планете.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО -
Первое упоминание слова "глубина" расположено в Быт. 1:2. В вопросах библейского толкования существует так называемый принцип "Первого Упоминания". Согласно этому, когда какое-то слово упоминается впервые в Писании, его значение сохраняется на протяжении всего Писания, в большинстве случаев с добавленными последующими откровениями. Таким образом, в Бытии 1:2 есть несколько слов, упомянутых впервые: "без вида", "пуста", и "тьма", которые являются тремя НЕГАТИВНЫМИ словами на протяжении всего последующего Писания. Также, впервые в Писании в этом месте встречается слово (Gen1:2) "…над ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ" (БКИ): "Земля же была безвидна и пуста, и ТЬМА БЫЛА НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ, и Дух Божий носился над ПОВЕРХНОСТЬЮ вод".
Есть только два места в Библии в которых говорится "ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ" в книге Бытие и у Иова 38:29-31. Иов пишет так, что нет никакогo абсолютно сомнения относительно местоположения ВОД и местоположения ГЛУБИНЫ.
"Из чьего чрева вышел лед? И иней небесный, - кто производит его?
ВОДЫ сокрыты, как камнем, и ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ - ЗАМЕРЗШАЯ.
Можешь ли ты связать сладкие влияния Плеяд, или освободить узы Ориона?" (Иова 38:29-31).
Эта "глубина" расположена над нашими головами в противовес глубочайшим впадинам земли. И снова необходимо узреть, как ВАЖНО ПРАВИЛЬНО РАЗДЕЛЯТЬ СЛОВО ИСТИНЫ (2 Тим. 2:15), чтобы правильно истолковать Писания. Исследование всех мест Писания относительно "глубины" занимает много времени и усилия, на что большинство христиан не способны, хотя ЗАПОВЕДЬ Господа звучит: "УЧИСЬ" (2 Тим. 2:15) и "ИССЛЕДУЙТЕ Писания" (Ин. 5:39).
Заметьте, что речь идет о "водах" (во множественном числе), которые находятся над нашими головами, как Иов говорит в главе 26:5-13. Вся суть в том, что стихи 5-13 книги описывают строение всей Вселенной. Это называется библейской космологией, что представляет собой научное (научное в библейском смысле слова) исследование строения Вселенной; её форму и местоположение всего внутри её и за её пределами. Иова 26:5 "Мертвое образуется из под вод, и обитатели их". Иова 26:8 "Он связывает воды в плотных облаках, и облако не разрывается под ними".
Обратите внимание, что эти воды удерживаются в одном месте "связывает воды" (БКИ) в облака так, чтобы они не хлынули вниз.
Иова 26:10 "Он окружил воды пределами, пока не окончатся день и ночь".
Обратите внимание, что все эти воды имеют свои "пределы". Обратите также внимание на то, что одна из границ этих вод простирается к тому месту, где начинается вечность: "пока не окончатся день и ночь". Это то место, с которого начинается ВЕЧНОСТЬ. В нём нет различия между ночью и днём, как в нашей солнечной системе. По достижении границы этих вод, начинается ВЕЧНОСТЬ.
Теперь заметьте нечто очень важное в последующих трёх стихах;
Иова 26:11 "Столпы неба дрожат и поражаются обличению его.
Силой своей разделяет море и разумом своим сражает гордых.
Духом своим украсил небеса, рука его образовала кривого змея" (БКИ).
Обратите внимание на то, что Иов говорит о "НЕБЕ" (БКИ), которые расположены над вами, а не на земле, как сказано в стихе 11. Заметьте также, что упомянуто также "МОРЕ" (БКИ) в контексте НЕБЕС. Затем заметьте, пожалуйста в стихе 13, что упомянуты "НЕБЕСА" (БКИ) наряду с "кривым змеем".
Может ли сейчас кто-нибудь, кто станет полагать, что "змей кривой" - это некая глуповатая рептилия, живущая в некотором водоёме земли? Если это не достаточно, посмотрите на то, что говорится стихе 7: "Он растягивает север над пустым местом и вешает землю ни на чем".
"Север" в этом контексте связан с тем местом, где находится Бог, "СЕВЕР" находится на третьем небе. Именно туда хотел взойти сатана -
Иса. 14:13, 14 "Ибо ты сказал в сердце своем, Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой: и сяду на горе собрания, на краях СЕВЕРА:
Взойду выше высот облачных, буду подобен Всевышнему".
Евр. 12:22 "А вы приступили к ГОРЕ Сион и к городу живого Бога,
небесному Иерусалиму, и к бесчисленному собранию ангелов".
Обратите внимание, что город живого Бога находится на горе Сионе, т.е. он расположен на "ГОРЕ".
Также явствует, что этот Иерусалим является "НЕБЕСНЫМ" Иерусалимом, где обитают ангелы, И НЕ ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ЗЕМНОЙ ИЕРУСАЛИМ!!! И снова вам ПРЕДСТОИТ ПРАВИЛЬНО РАЗДЕЛЯТЬ СЛОВО ИСТИНЫ. Учтите эту разницу!!!
Обратите внимание, что в последующих стихах, как Бог заменяет слово "СЕВЕР" Самим Собой, показывая вам, от кого происходи возвышение, а также о том, где Он находится.
Псалтирь 74:7б 8 "…Ибо не от востока и не от запада и не от юга приходит повышение.
Но Бог есть судья: одного он понижает, а другого повышает.
Обратите внимание, с какого направления Господь грядет во время Своего Второго Пришествия -
Иез. 1:4 "И я видел, и вот, бурный ветер шел ОТ СЕВЕРА, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него".
Любой здравомыслящий христианин знает, что мы возвращаемся с Господом с небес во время Второго Пришествия. Небеса по Писанию расположены на Севере.
Теперь нам нужно локализировать "воды", которые называются "МОРЕМ" (Иова 26:12). Это море упомянуто в Откровении 4:6 "…и перед престолом МОРЕ стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади".
Отк. 15:2 "И перед престолом было МОРЕ стеклянное, подобное
кристаллу; и посреди престола и вокруг престола были четыре
животных, полных глаз спереди и сзади".
Море стеклянное являет собой полы на третьем небе (Отк. 15:2), а также верхней поверхностью "ГЛУБИНЫ". Престол Божий находится за "северной" звездой (Иса. 14:13; Иез. 1:4). И расположен Божий престол на поверхности великой "ГЛУБИНЫ" или же Вселенной (Быт. 1:2; Иова 26:7-13; 37:9, 10; Иса. 57:15).
Иова 38:29, 30 ""Из чьего чрева вышел лед? И иней небесный, - кто производит его?
ВОДЫ сокрыты, как камнем, и ПОВЕРХНОСТЬ ГЛУБИНЫ - ЗАМЕРЗШАЯ".
Иова 41:31, 32 "Он кипятит глубину, как котел, и уподобляет море горшку мази.
Заставляет стезю светиться за собой, человек посчитал бы глубину седой".
По сути дела "кристальное море" представляет собой воду, расположенную над нашими головами, которое замерзло вверху. Прямо снизу этой ледяной поверхности обитает левиафан. Эту массу воды Библия называет "ГЛУБИНОЙ".
II. КАК ОН ВЫГЛЯДИТ
Пс. 74:13, 14 "Ты разделил силой твоей море, ты сокрушил головы драконов в водах.
Ты разбил головы левиафана вдребезги и отдал его в пищу народу, населяющему пустыню" (БКИ).
1. Заметьте, что у левиафана больше одной головы, написано: "головы".
2. Чтобы определить, сколько у левиафана голов, давайте
посмотрим в Откровение 12:3 "И другое чудо явилось на небе и вот,
большой красный дракон с СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ и десятью рогами, и на
головах его семь венцов".
Этот большой красный дракон - левиафан. Он являет собой семиглавое сверхъестественное чудовище, завидев которого, вы тотчас бы упали без сознания. Левиафану не потребуется никакого усилия, чтобы заставить любого самого сильного мужчину на земле потерять сознание от страха.
3. У него есть хвост наподобие хвоста бегемота, как написано:
Иова 40:15 "Посмотри на бегемота, которого я создал с тобой: он ест траву, как вол". (БКИ)
Глава 41 книги Иова представляет собой просто продолжение предыдущей главы. Бегемот и левиафан представляют собой одно и то же сверхъестественное существо.
"Бегемот" - это Божье собственное научное описание зверя Откровения 13 главы и Даниила 7 главы -, т.е. Антихриста; и никакое дополнительное познание "оригинальных языков" не позволит никакому другому ученому (либерального, ортодоксального или фундаментального) найти какую-либо ссылку за девятнадцать столетий исследований, начиная от любого манускрипта, если этот ученый установил свой собственный авторитет, как компетентного ("квалифицированного") судью Божьего cлова. И если бы все члены факультета любого христианского колледжа и университета в Америке и Европе имели "оригинальные богодухновенные рукописи" перед собой, они бы не смогли обнаружить в них "бегемота", как не смогли бы обнаружить источник своей слепоты и смуты.
Еврейское слово, использованное здесь - это множественное число женского рода, образованное от слова "бахима", которое обозначает "зверей" или "скот". "Бегемот" представляет собой МНОЖЕСТВЕННОЕ животное: "животные". Как те три ЖИВОТНЫХ, которые составляют собой это " животное" (в ед. числе), приведенные в книге пророка Даниила 7 главе и в Откровении 13 главе. Хотя для нас нет необходимости справляться за этим к какому-либо еврейскому тексту, чтобы доказать нашу точку зрения, поскольку само Писание объясняет себя, открывая многосоставного зверя. Но там, где любое еврейское или греческое толкование СОГЛАСНО с Авторизированной Версией Библии Короля Иакова, тогда этот довод можно использовать попросту для более веских доказательств в подкрепление истины, уже данной в Писании Святой Библии. Там, где любой еврейский или греческий текст НЕ согласен с Авторизированной Версией Библии Короля Иакова, мы просто игнорируем это разночтение.
Бог сравнил Своего Сына с АГНЦЕМ; Он сравнивает подделку, подстраивающуюся под Божьего Сына с ЛЕОПАРДОМ, но это трехсоставный леопард, который состоит из ЛЬВА-МЕДВЕДЯ-ЛЕОПАРДА (многосоставный зверь) с семью головами (Отк. 13:2); который назван "БЕГЕМОТОМ" в английской версии Короля Иакова. Бог уподобил Своего Сына Червю (Пс. 22:6), Змею (Ин. 3:14), Льву (Отк. 5:5) и Агнцу (1Пет. 1:19). Почему тогда Сын Погибели не может быть сравнен со Львом, Медведем и Леопардом?
В отношение бегемота -
Иов 40:17 / cт. 12 (Син.) "Он двигает хвостом своим, как кедром,
сухожилия яичек его завернуты вместе".
Теперь обратите внимания на связь между бегемотом и большим красным драконом -
Отк. 12:4 "И хвост его увлек третью часть звезд небесных и бросил их
на землю. И стал дракон этот перед женщиной, которая была готова
родить, чтобы сожрать младенца, как только он родится".
Слово "дракон" встречается тринадцать раз в книге Откровения. Красный дракон не является лишь предметом мифологии Греции и Китая. Красный Дракон находится в бездне. Он представляет собой семиглавое чудовище и является действительным описанием Сатаны.
III. ЛЕВИАФАН ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ОБЫЧНЫМ МОРСКИМ ЖИВОТНЫМ.
Пс. 104:26 /103 (Cин.) "…Там ходят корабли, там этот левиафан, которого ты создал играть в нем".
1. На небесах всегда есть представительство всего земного. Но это нельзя путать с семиглавым сверхъестественным змеем Откровения 12:3.
2. Давайте теперь уясним:
1.) Есть множество богов, но только один истинный Бог, Бог Библии, Который сотворил небо и землю.
2.) Есть множество дьяволов, однако есть один дьявол.
3.) Есть множество ангелов, но есть только один Ангел Господень.
4.) Есть множество сынов "Божьих", но есть только Один Божий Сын, Господь Иисус Христос.
5.) Есть множество библий, но есть только одна истинная Библия.
6.) есть множество крещений, но есть лишь одно крещение, которое действительно спасает человека.
7.) Есть множество драконов, но есть один красный дракон, который находится в пучине бездны, его зовут сатана.
8.) Есть множество змиев (Чис. 21:6) на этой земле, которых, конечно же, не стоит путать с единственным древним змием Бытия 3 главы, который обольстил Еву.
9.) Ест левиафане в водах на этой земле, у которого лишь одна голова, но есть и сверхъестественный ЛЕВИАФАН, у которого семь голов. Он являет собой красного дракона. Это и есть Сатана!
IV. КАКИЕ ИМЕНА БЫЛИ ДАНЫ ЕМУ?
Иса. 27:1 "В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея пронизающего, именно левиафана, того змея кривого; и убьет дракона, который в море".
1. Это последнее место, в котором левиафан упомянут в Библии.
Почему Господь вдруг станет беспокоиться по поводу какого-то животного, будь то кит, динозавр, аллигатор или гиппопотам? Почему Господь вдруг станет использовать Свой тяжелый, большой и крепкий меч в наказание левиафана, если он представляет собой какое-то животное на этой земле???
Невежественные фундаменталисты, такие как Генри Моррис и Кент Ховайнд пустились в крайность, чтобы доказать существование динозавров на земле за счет отрицания около 90 ссылок Писания, которые направлены на описательное изобличение сущности сатаны. Их очи закрыты просто потому, что они отвергли вселенский потоп в Бытии 1:2. Снова, во втором стихе всей Библии мы предстаём перед "ПОВЕРХНОСТЬЮ ГЛУБИНЫ " (Быт. 1:2), которое также названо "МОРЕМ" (Иса. 27:1). Они потеряли эту связь.
Заметьте разные имена левиафана:
1.) "...змея пронизающего..."
2.) "...змея кривого..."
3.) "...дракона, который в МОРЕ".
A. Змей пронизывающий - это "змей" из книги Бытие 3 главы, которые обольстил Еву и предстал в виде ангела света;
B. Еще одно место во всей Библии, где вы прочитаете про "кривого змея", расположено в книге Иова 26:13. Поэтому Исаии 27:1 представляет собой "ключ знания" (Луки 11:52), который открывает необычайной глубины откровение без помощи любого греческого или еврейского текста. Именно поэтому так много библий (на любом языке) извратили слово Божье (2Кор. 2:17) в месте пророка Исаии 27:1, чтобы помешать вам получить это откровение от Бога и не достичь понимания левиафана;
С. Отк. 12:3 "И другое чудо явилось на небе и вот, большой КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ и десятью рогами, и на головах его семь венцов".
Левиафан (с др. еврейского — «покрытое морщинами животное») — это ветхозаветное морское чудовище. В Книге Иова (Иов. 40:20-41:26) есть подробное его описание:
«Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… круг зубов его — ужас… На рассвете, когда над поверхностью воды появляется голова Левиафана, глаза его сверкают, как лучи зари. Щитки на его спине плотно прилегают друг к другу. Эти вросшие в кожу костные пластины трудно пробить даже пулей, не говоря уже о мече или копье. Дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; острые щитки на его брюхе оставляют в грязи след, как орудие для молотьбы. В ярости он вспенивает воду, как кипящую мазь. Левиафан не знает страха — он сотворён огромным, защищён прочной бронёй, вооружён внушающей ужас пастью и мощным хвостом…» (41, 2-26)
При каких обстоятельствах в Книге Иова появляется Левиафан?
Праведник Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока». У него было счастливое семейство: семь сыновей и три дочери. Сатана стал утверждать, что Иов праведен только благодаря своему земному благоденствию, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Он лишил Иова всего богатства, все его дети умерли, а когда и это не поколебало праведника, то Люцифер поразил тело христианина страшной проказой.
Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 1865 г. Фото: Public Domain
Жена Иова и окружающие начали говорить, что его беды — свидетельство Божьего гнева. Мол, только так можно объяснить природу всех этих несчастий. Иов также мучался вопросом, за какие грехи ему ниспосланы все эти испытания, но от веры своей он не отрекался. Тогда Бог донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», и в качестве одного из доказательств непостижимости человеком божественной сути показывает ему созданного им Левиафана — семиглавого дракона с рогами, огромными глазами и хвостом, как у бегемота. За смирение и покаяние Бог впоследствии вознаградил праведника: тот исцелился от своей болезни, ещё больше разбогател и вновь стал отцом семи сыновей и трёх дочерей.
О чём фильм «Левиафан» Звягинцева и почему он называется именно так?
Фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева назван так по двум причинам:
Режиссёр переносит библейскую историю в современную Россию. Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков ) — это праведник Иов нашего времени, он ведёт тихую жизнь в маленьком городке близ Баренцева моря. Когда мэр-коррупционер (Роман Мадянов ) пытается конфисковать почти всё имущество Николая, главный герой просит о помощи старого друга по армии, ныне уважаемого адвоката Дмитрия (Владимир Вдовиченков ).
В фильме библейский образ Левиафана используется как метафора, предложенная Томасом Гоббсом , который сравнил с чудовищем государственную машину, поскольку и то, и другое, по его мнению, уничижает человеческую природу и уничтожает свободу.
Андрей Звягинцев. Фото: www.globallookpress.com
Сам Звягинцев в интервью RFI объясняет выбор названия для фильма следующим образом:
«Для меня и для моего соавтора Олега Негина — когда формировался сценарий, когда он превращался в тот материал, который вы сейчас увидели на экране — Левиафан имеет две отсылки. Первая — это Книга Иова и финальная сцена этого сюжета, разговор Господа Бога с Иовом, когда тот предлагает ему взглянуть на Левиафана и описывает ему, что это. И вторая отсылка — к Томасу Гоббсу, к его философскому трактату, который называется «Левиафан». Это трактат о государстве, то есть государство для Гоббса — это и есть Левиафан, государство, его власть, светская власть и власть церковная. Эти аллюзии, отсылки — как это ни назовите — для нас и были главными в этом проекте. А уж далее, конечно, каждый зритель тут увидит своё и в своей интерпретации совершенно свободен», — резюмировал Звягинцев.
* Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.
Левиафан является персонажем мифологии древнего восточного народа, проживавшего в городе Угарит на территории современной Сирии. Древние относили существо к морским чудовищам. Согласно мифам, Левиафан имеет множество голов и является спутником морского бога Яма. Легенда гласит, что Баал поверг многоголового Левиафана вместе с морским богом.
Помимо древнего сирийского народа, египетские евреи так же считали Левиафана чудовищем и боялись его. Согласно рассказам, Левиафан обитал в Ниле и охранял Египет от злых существ с восточной границы. Многие сравнивают его с крокодилом.
В других мифологиях Левиафан считался также морским чудищем, которое уничтожает и топит корабли.
Использование образов устрашающих чудовищ в искусстве в качестве метафоры – привычное дело, и образ Левиафана не стал исключением. Левиафан как персонаж древней мифологии нашел отображение в современном искусстве и даже в научных трудах. В 2014 году был выпущен фильм российского производства, в котором описывается библейский персонаж Иов. Фильм имел название «Левиафан». В ленте прослеживается метафора – под Левиафаном подразумевалась государственная власть, чье могущество и сила сравнимы с разрушительной силой морского чудовища. Картина служит уроком для людей. Режиссер не старался напугать зрителей, а лишь хотел их заставить задуматься.
В 1865 году художником Гюставом Доре Левиафан был запечатлен на гравюре. Она называется «Убийство Левиафана». На гравюре изображен огромный морской змей, который был повержен Богом.
Наиболее известное упоминание чудовища в искусстве принадлежит Томасу Гоббсу. Именно он написал известное произведение «Левиафан». В данной работе автор постарался разобраться в структуре права и государства. Произведение Гоббса носит философский характер и является актуальным по сегодняшний день.
Левиафан как мифическое существо не раз упоминался в книгах Ветхого завета:
В книге Иова есть пассаж, в котором описывается борьба с Левиафаном. По сравнению с остальными книгами, в которых упоминается этот персонаж, из книги Иова можно почерпнуть наиболее подробное описание.
В книге Псалмов Левиафан описывается как существо, которое обитает в море. Он был создан богом, чтобы «играть в морской воде».
В книге пророка Исаии можно найти рассказ о том, как Бог сам тяжелым мечом сразил чудовище.
В толковательной литературе ветхозаветной традиции Левиафан упоминается в отдельном стихе мидраша "Берешит раба". Рабби Иди описывает чудовище как существо, не имеющее пары. На основании его описания можно сделать вывод, что во всех упоминаниях о Левиафане его относят к единственным в своем роде мифическим существам. Причина отсутствия пары заключается в том, что чудовище обладает губительной силой по отношению к другим существам и продолжение его рода может привести к гибели всего живого. При этом Бог изначально сотворил Левиафана женского и мужского пола. Но особь женского пола в дальнейшем была уничтожена, дабы предотвратить размножение. Также встречаются толкования, в которых нет упоминания об уничтожении женской особи. Но по определенным причинам размножение все равно было невозможно.
Мидраш "Ваикра Рабба" в одном из толкований упоминает, что Левиафан сражался с быком, и бой этот завершился гибелью обоих противников.
В трактате Бава Батра утверждалось, что не Бог поверг Левиафана, а архангел Гавриил. После того, как архангел убил чудовище, был устроен пир в шатре, сделанном из кожи существа. На пиру подавали мясо Левиафана.
Что конкретно означает слово "левиафан", можно узнать и в толковом словаре Ожегова. В нем Левиафан описан как библейское морское чудовище, а само слово применимо в качестве метафоры к чему-то или кому-то огромных размеров, поражающему своей мощью, силой и наводящему страх.
Согласно данному толкованию, одному из видов древних кашалотов так же было дано имя Левиафан. В одной из перуанских пустынь был найден скелет такого существа. Оно имело внушительные размеры, длинные мощные зубы, из-за чего и получило это название.
Тем, кому интересно узнать подробнее, что собой представляет Левиафан, что вообще означает это слово, стоит прочитать Ветхий завет, ознакомиться с египетской и ассиро-вавилонской мифологией. Практически всюду Левиафан описан как грозное морское чудовище, которое приносит разруху и наводит ужас на людей. Но все же, изучая мифологию разных народов, можно найти некоторые различия в его описании, что помогает лучше понять, для чего фантазия древних людей сотворила этого монстра, а следовательно, и особенности их мышления.
Левиафан – это огромный водный монстр, который упоминается в библейских книгах: Иова, Исайи, Псалтыре и некоторых традиционных еврейских молитвах.
С христианской точки зрения это существо является тесно связанным с чем-то дьявольским или демоническим. В библейских трактовках левиафан является воплощением хаоса и разрушений, и часто противопоставляется акту создания.
Как выглядит левиафан.
Точного и однозначного описания данного создания не существует. На некоторых картинах его изображают как огромного водяного дракона, иногда с несколькими головами. Многие придерживаются версии, что его прообразом послужили крокодилы, которые обитали на берегах Нила. Иов описывал зверя как огнедышащего дракона. Скорее всего, все эти драконоподобные образы навеяны более древними легендами и мифами.
В современном иврите слово «левиафан» буквально переводится как «кит». Это наталкивает на мысль о том, что истинной причиной появления данного мифического существа, послужила встреча человека с этим огромным морским млекопитающим. Дальше эта ситуация обросла гиперболизированными подробностями и выдумками, так и получился образ страшного монстра.
В современную популярную культуру, левиафаны вошли под разными формами. Они встречаются в виде летающих китообразных созданий, как разновидность драконов или в совсем свободной форме.