Золотой телец. Поклонение золотому тельцу
В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза - день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.
Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода
Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы
15 Нисана 2448 года евреи вышли из Египта .
Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай .
7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.
Одна из причин, почему евреи ошиблись
Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».
Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.
Идол золотого тельца
16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям , и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.
Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.
Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.
Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».
18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.
Второе восхождение Моше на гору Синай
Моше пробыл на горе Синай 40 дней - с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.
Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4 ). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» - «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).
Вторые Скрижали и прощение еврейского народа
На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.
В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.
Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?
Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.
Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.
Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому - несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.
Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.
Золотой телец
Н.Пуссен
Поклонение золотому тельцуВыражение золотой телец используется как символ богатства, власти золота и денег. С золотом тут все ясно, а вот почему телец? (Телец – это теленок.) П очему не петух, не баран, не осел, не верблюд, наконец?
Ноги этого фразеологизма растут из библейской легенды. Все знают, что по легенде народ израилевый долгое время был в египетском рабстве, и, разумеется, не мог не позаимствовать некоторые обычаи и манеру поведения у своих хозяев. А египтяне были отчасти скотоводы по роду занятий и язычники по верованиям. Символом богатства и достатка у древних египтян был скот. Вот они и поклонялись скоту как источнику питания и быку, (то есть тельцу), как вождю коровьего племени, который в их глазах олицетворял сильного предводителя своего стада. Все разумно и понятно.
Когда евреи вырвались из египетского плена, они долго шастали по пустыне, сорок лет водил их вождь Моисей по безлюдным местам, чтобы родились и выросли два поколения новых евреев, которые не помнили бы египетского рабства и унижений, и, стало быть, ощущали бы себя свободными людьми. Гениально задумано и исполнено.
И вот Моисей отправился на гору Синай, где сорок дней ждал от господа священных правил поведения правоверных. И господь послал Моисею две каменные плиты с высеченными на них текстами знаменитых десяти заповедей, так называемые скрижали.
Но в это время евреи, оставшиеся у подножия горы без своего вождя Моисея, обратились к первосвященнику Аарону дать им идола для поклонения, которого они могли бы благодарить за выход из плена и прекращение всех своих неприятностей. Аарон велел евреям собрать все золотые украшения и монеты, какие у них были, приказал переплавить их и из этого золота отлить фигуру тельца. После чего золотого тельца водрузили на высокое место и стали возносить ему благодарности и устроили празднества и пиршества с музыкой и танцами.
Увидев все это безобразие, это форменное идолопоклонство, Моисей шибко осерчал на соплеменников и в гневе разбил каменные скрижали. Дальнейшие события можете прочитать в священном писании или его вольных толкованиях, нас же интересует лишь происхождение выражения золотой телец.
Собственно, его мы уже установили. Евреи, оставшись временно без мудрого руководства, решили поклоняться тому, к чему призывал их голос еврейской крови – золоту. Ну, а телец тут – лишь форма.
Но Моисей железной рукой восстановил порядок, цитата:
« И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым" (Исх. 32:20). Моисей устроил кровавый суд, по его приказу левиты убили три тысячи человек. Бог поразил народ несчастьем».
Как Моисею удалось сжечь в огне и стереть в прах золото, история умалчивает. Цитата лишь подтверждает тот факт, что любая религия насаждалась насилием и кровью. И только перерезав всех конкурентов-идолопоклонников, надевала на себя фарисейскую маску благообразия и заботы о нравственности своих рабов божиих. Хоть божиих, но ведь все равно рабов. А какая нравственность может быть у рабов? Впрочем, к нашему выражению это рассуждение отношения не имеет.
PS . Кстати, очень хорошо характеризует христианскую мораль и нравственность четвертая и десятая заповеди, в которых господь прямым текстом допускает существование рабства как чего-то само собой разумеещегося, и никак его не осуждает.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его , ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
PPS . Замечательно обыграли выражение золотой телец великие писатели Ильф и Петров, весьма иронично назвав свой роман «Золотой теленок»!
Другие интересные выражения из русской речи:
Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на
Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает
Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,
Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло
Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...
Полностью это выражение в нашем обиходе звучит, как индюк думал, да в суп попал.
Суть выражения днем с огнем (искать что-либо) предельно ясна. Днем и так светло,
Все мы пользуемся прилагательным допотопный, даже не задумываясь о его
Откуда произошло выражение древо познания и что оно означает? Ведь само
Историю про Диогена в бочке слышали все. Она отражена в фольклоре, про нее
Выражение держи карман шире в наше время передает иронично-насмешливое
Выражение джентльменское соглашение означает устное соглашение между
Выражение Дамоклов меч , как и многие другие, пришло в наш обиход из древней
Дело в шляпе – довольно распространенное выражение, которое означает, что дело, о
Дары данайцев , или более полная версия “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. Смысл
Янус (лат. Ianus , от лат. Ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог
Многие из нас наверняка слышали выражение – поклонение «золотому тельцу». В современном понимании это означает алчность, и ничем неограниченный культ денег и жажды наживы. Это выражение послужило названием для знаменитого романа («Золотой теленок») популярных советских сатириков И. Ильфа и Е.Петрова.
А между тем это выражение имеет религиозное происхождение. В частности, в Коране (как и в Библии) подробно рассказывается о том, что такое «Золотой телец», как он возник и в чем заключался смертный грех поклонения этому неодушевленному персонажу.
Итак эта история начинается с того момента, когда пророк Муса (мир ему) по зову Всевышнего оставил свой народ. Случилось это событие после того, как иудеи были выведены из Египта, а пророк благодаря помощи Всевышнего провел их через дно отступившего моря. «Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками» (Сура 2: 51). Таким образом становиться понятно, что главным грехом народа израильского, стало поклонение вместо единому Богу, как то завещал пророк Муса (мир ему), изваянию-идолу в виде золотого тельца.
Сам пророк Муса (мир ему) находился в это время на горе Синай, где получил Скрижали с заповедями от Всевышнего. В роли подстрекателя выступил представитель народа самарритян. «Аллах сказал: «Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и Самаритянин ввел их в заблуждение» (Коран, 20:85). Оставшись без своего духовного и политического лидера, не имея еще четких религиозных законов, и находясь в смятении от такого развития событий, народ израильский быстро впал в грех идолопоклонничества. «Истинно, Харун сказал им до этого: «О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь Один, Он Милостивый. Так следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям». Но они сказали: «Мы не перестанем поклоняться (тельцу), пока Муса не вернется к нам». (Сура 20:90-91).
Но еще до непродолжительного ухода пророка Мусы (мир ему), его народ проявлял крайнюю слабость к языческой традиции изготовления идолов, и только личный авторитет посланника Аллаха порой удерживал их от греха. «Мы переправили сынов Исраила. через море, и они повстречали на пути народ, который поклонялся идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, как невежественны вы. У этих людей погибнет все, что они исповедуют, и тщетно все, что они совершают» (Сура 7:138-139). Поэтому и неудивительно, что в итоге искушение победило разум и благочестие этих людей.
Плюс ко всему у израильтян после их ухода из Египта, в обозе было много золотых вещей, которые и стали материалом для изготовления идола, которому в итоге стали поклонятся и приносить жертвы. «Они сказали: «Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжелыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и самаритянин тоже бросил. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: «Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его» (Сура 20: 87-88). Т.е. таким образом, золото – эквивалент современных денег, стал в буквальном смысле объектом для поклонения. Отсюда и появилось выражение - поклонение «золотому тельцу», т.е. подмена веры во Всевышнего, верой в могущество и всесилие денег.
Затем пророк Муса вернулся к своему народу, разоблачил как самого подстрекателя – самаритянина, так и изготовленное им изваяние «Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» (Сура 20:89). В аяте мы видим, что в Коране подчеркивается не только греховность идолопоклонничества, но и бессмысленность такой веры, т.к. никакой предмет не может обладать ни силой ни могуществом нашего Создателя. В итоге даже самаритянин осознал свой греховный поступок, признав себя фактически обыкновенным шарлатаном. « Он (Муса) спросил: «А что ты скажешь, о самаритянин?» Он сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это» (Сура 20: 95-96)
После разоблачения, самаритянин был изгнан, а изваяние золотого тельца было уничтожено. «Муса сказал: «Ступай отсюда! Отныне твоя кара в этой жизни - что будешь ты (все время) говорить: «Ко мне не прикасайтесь». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю». (Коран, 20:97). Всевышний же в очередной раз проявив свое милосердие к впавшим в грех людям, простил их.
Эта удивительная история не только раскрывает нам суть значения выражения поклоняться «золотому тельцу», но и показывает, что при слабости веры и внутренней стойкости, человек может легко впасть в грехопадение. А это в конечном итоге всегда ведет к появлению у них ложных ценностей.
С незапамятных времен золотой телец стал двояким символом: с одной стороны, это, несомненно, богатство, с другой - страшный грех. Бог Ветхого Завета едва не истребил весь народ израильский за поклонение золотому тельцу. Так кто же он такой, этот золотой телец? Или же - что он такое? И почему не поросенок, не козленок, не кошка, а именно телец?
В незапамятной древности жители Ближнего Востока поклонялись богам, не имеющим антропоморфной (человекообразной) природы. Если древние иудеи провозгласили, что их Творец создал людей по своему образу и подобию, то есть внешне выглядел как человек, то соседние народы не придавали своим создателям человеческой телесной формы.
Такие разные боги
В , например, были боги с телами льва, крокодила, кошки, ибиса, или боги, собранные из разных частей животных, или же - в виде людей с головами зверей, рептилий и птиц. Амона, которому поклонялись на протяжении тысячелетий, часто представляли с телом мужчины и головой... лягушки.
У владыки загробной жизни Анубиса была голова черного шакала. А богиню Исиду изображали не только как красивую женщину, но и как корову с женской головой! Обличие быка принимал дарующий жизнь солнечный бог Ра, и тогда он именовался Аписом - священным быком. Ну а прародительница египетских богов Нут, символизировавшая само небо, выглядела как огромная корова, нависшая над землей.
Те же звериные формы имели и боги Шумера, Ассирии, Вавилона. Иштар изображали коровой с сияющими рогами, Мардука - в виде огненного дракона, Ваала - в виде жабы или кота. Царства рушились, царства возникали, смешивались народы и культуры. В результате один и тот же бог стал выступать в различных обличьях. У Ваала было целых шесть ипостасей. Недаром в Ветхом Завете он выступает как демон о шести звериных головах. Иудеи, которые были до принятия монотеизма такими же язычниками, как и их соседи, конечно же, поклонялись тем же самым звероподобным богам. И один из этих богов выглядел как бык. Ваал, Молох, Апис - это и есть тот самый идол, которого изготовили блуждавшие в пустыне соратники Моисея, когда их патриарх взошел на гору и слишком долго оттуда не спускался.
Пока пророка нет
Но вернемся в те дни, когда племя Моисея только еще собиралось бежать из Египта, - обо всем этом подробно рассказано в Торе, которая в менее развернутой форме стала частью Ветхого Завета. В самый разгар десяти казней египетских среди готовящихся к исходу раздался клич: отнять у египтян золото и серебро и забрать с собой. Желание вполне разумное: как же в изгнании без золота и серебра? И вполне осуществимое - чтобы избавиться от кары небесной, египтяне готовы были отдать иудеям все. Так что призыв изъять у местного населения драгметаллы был услышан и вскорости осуществлен. Золото и серебро беглецы собирались использовать для постройки храма. Однако их религиозное рвение не выдержало испытания.
Моисей отправился на гору Синай, чтобы встретиться со Всевышним. Соплеменников он предупредил, что вернется через сорок дней, даже назвал точное время: к полудню. Само собой, патриарх оставил вместо себя заместителя - Аарона, своего брата. Иудеи ожидали его с нетерпением и страхом: от этого свидания с Богом зависела судьба всего народа. Но Моисей не вернулся ни утром, ни в полдень, ни к вечеру. Начался ропот. Все подумали, что Бог от них отвернулся и погубил их предводителя. На самом деле они попросту неправильно подсчитали день, когда истечет назначенный срок. Но перепуганные люди этого не знали! И они явились к Аарону и стали просить, чтобы он «сменил» дурного бога на хорошего. Аарон, дабы избежать беспорядков (а уже началось кровопролитие, был забит камнями один из старейшин), объявил, что нужно вернуться к старой вере, то есть к язычеству. Для этого было решено изготовить идола, благо египетского золота было у странников вполне достаточно. Только в основном это золото воткнули себе в уши и надели на шею и руки иудейские женщины. И расставаться с украшениями они ничуть не желали. Пришлось мужчинам действовать силой. Женщины вопили, но с сережками, цепочками, перстнями и браслетами расстались. В славном деле сбора золота не участвовали только праведники да люди из рода Левия.
Процесс изготовления идола описан в Книге книг как магическое действо. Собранное золото Аарон бросил в огонь, а мастера должны были нанести на золотой слиток рисунок. Формы для отливки идола у иудеев не было. Нашлись и двое умельцев - Янус и Ямбрус, которые изобразили на слитке молодого бычка, а третий, Миха, известный тем, что выжил в Египте, когда его замуровали в стене, как делалось для надежности постройки, бросил в огонь магическую табличку с надписью «Явись, бык!». И бык вышел из огня, ослепительно золотой и совершенно живой. Иными словами, при помощи магии иудеи получили полноценное древнее божество - Молоха. Ветхий Завет именует его золотым тельцом.
Люди сразу воспряли духом и устроили старому, проверенному тысячелетиями богу достойный прием. Усадили его на возвышение, стали ему поклоняться, построили жертвенник и в довершение всего из того же золота изготовили еще двенадцать тельцов - для каждого колена Израилева. Аарон так перепугался бунта, что руководил всеми работами беспрекословно. Надеялся только, что Моисей еще вернется и этот кошмар закончится.
Битва с Молохом
Моисей вернулся в полдень, на следующий день. В руках он держал сапфировые скрижали с заповедями, которые ему даровал Творец. Первое, что он увидел, - Молоха, жертвенник и беснующуюся толпу. Соплеменники попивали вино и тащили на жертвенник бычку манну небесную, тем самым оскорбляя единобожие до предела. Патриарх был так возмущен, что швырнул скрижали в ближайшую скалу и расколотил их на мелкие кусочки. Потом он бросился на своего брата Аарона и едва его не убил. Аарон оправдывался тем, что народ не впал в язычество, а просто слегка усомнился в своем Творце, и что все еще можно исправить -ведь Моисей вернулся живым. Но Моисей его не слушал. Он схватил идола, превратил его в пыль, смешал золотую пыль с водой и заставил тех, кто поклонялся тельцу, выпить эту воду.
На следующий день люди от этого напитка стали умирать. Многие начали молить о прощении. Но не все. Народ разделился. Одни собрались вокруг Моисея, другие не желали ему подчиняться. Тогда он обратился к своим сторонникам и приказал им убивать всех, кто участвовал в изготовлении идола, жертвоприношениях и плясках. Как сообщает Библия, в тот день праведники-левиты истребили 3 тысячи человек. Грешников резали всю ночь...
Утром Моисей, призвав соплеменников к покаянию, вернулся на гору Синай. Ему нужно было оправдаться перед Богом и получить новые скрижали взамен разбитых. Бог выслушал патриарха, с трудом согласился простить непослушный народ похвалил Моисея за уничтожение тельца и его защитников, выдал новые скрижали, но заставил прочувствовать вину и ответственность в полной мере - он заставил предводителя иудеев оправдываться и молить о смягчении наказания еще сорок дней. Да и то грех поклонения золотому тельцу был прощен не полностью: Аарона Творец наказал смертью двоих сыновей, самому Моисею было отказано войти в землю обетованную, а вина предков легла и на их далеких потомков. Самых провинившихся Бог наказал смертельными болезнями.
Богословы объясняют такое безжалостное поведение Творца тем, что он хотел научить людей полностью полагаться только на Его волю, отвратиться от всего мирского.
Но грядущие поколения, принявшие христианство, увидели в истории с золотым тельцом совсем другое. Значимым для них стало не поклонение быку, то есть языческому богу, а тому материалу, из которого странники изготовили идола, - золоту. Ведь в Новом Завете было ясно сказано, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. И стал золотой телец не Молохом или Ваалом, чем он, собственно, и был, а символом пагубной страсти людей к обогащению. А потом эту библейскую историю взяли на вооружение европейские антисемиты и намертво связали иудеев и золотого тельца. Им для этого даже не пришлось особенно стараться: многие иудаисты занимались в Европе ростовщичеством. Было это в Средние века. Но и сегодня золотой телец остается символом барыша. А наши отечественные писатели Ильф и Петров даже сочинили о человеческой алчности веселую книжку. Называется она, как всем известно, «Золотой теленок».
Фразеологизм «Золотой телец» значение
Всесильная власть денег.
Всемогущий Мефистофель, помимо всего прочего является персонажем всемирно известной оперы «Фауст», где ария беса содержит такие слова:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный;
Он царит над всей Вселенной:
Тот кумир — телец златой!
Несложно догадаться, что «телец» в данном случае – метафора, обозначающая деньги, золото. Правда, непонятно, почему деньги принимают образ именно тельца, то есть молодого бычка.
Чтобы понять этот момент, необходимо обратиться к библейским сказаниям.
В то время, как Моисей в уединении на горе Синай общался с Богом, некоторые верующие предали своего вождя. Своим новым идолом они сделали тельца, которого сами же и отлили из чистого золота. Но когда пророк вернулся, вероотступников ждала жестокая кара.
Возникает вопрос: почему люди стали поклоняться именно бычку, пускай даже и золотому? Этому есть свое объяснение: дело в том, что у египтян, бок о бок с которыми в те времена жили израильтяне, было божество – священный бык Апис. Так сложилось, что скотоводческие народы всегда почитали домашних животных, которые олицетворяли либо богов, либо золото. Вспомните хотя бы золотого барана, руно которого было целью аргонавтов. А еще возможно, что фразеологизм «золотой телец»
связан с латинским языком, в котором слова «пекуниа» и «пекус», обозначающие соответственно «деньги» и «скот», имеют один корень.
Пример:
«Наука, святая наука, и та пошла в кабалу к золотому тельцу! И вашему царству, царица Раиса, не будет конца» (Мамин-Сибиряк).