"украинское православие": "арий, пресвитер константинопольский". патриарх кирилл спутал личность ария с ожесточенными спорами вокруг его учения
Арий (256 - 336 гг. н. э.) - выдающийся богослов греко-египетского либо берберского происхождения. О его родословной мы почти ничего не знаем, но известно, например, что его отца звали Аммоний. Он обучался в духовном училище (пресвитериуме) в Антиохи (теперь это турецкая Антакья) под руководством известнейшего греческого богослова-антитринитария, пресвитера и мученика Лукиана Антиохийского. Ария часто считают основателем «арианства» как некоего «еретического» учения, нового для христианского мира и впоследствии опровергнутого Первым Вселенским Собором в Нике в 325 году. Однако учения Ария ни в коей мере не было в новинку для христианства; более того – система Ария во многом подытоживала многие тенденции богословской мысли I – III вв., восходящие так или иначе ещё к апостольским временам. Арий и его единомышленники старались предотвратить еретические тенденции,чуждые для христианской апостольской веры, но усилия императора Константина Великого, до конца жизни остававшегося «великим понтификом» (т.е., по сути дела, языческим первосвященником) и по иронии судьбы крещёного на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомедийским фактически увели истинную апостольскую веру в подполье, заменив её некоей химерой «имперского христианства», явившегося на самом деле христоязыческой сектой.
Уже к началу IV в. Арий стал хорошо известен благодаря своим твердым и бескомпромиссным богословским взглядам. Его имя тесно ассоциировалось с Лукианом Антиохийским и с Мелетием, египетским епископом, возглавившим церковное диссидентское движение против александрийского архиепископа Петра I и, хотя впоследствии принявшего Никейский Символ Веры, но оставшимся непризнанным Александрией и Римом. В ходе дальнейших богогсловских диспутов Арий был лишён церковного общения архиепископом Петром I, но впоследствии сблизился с преемником Петра Ахиллесом. Позже Арий был восстановлен в церковном общении и рукоположен в пресвитеры Ахиллесом, который занимал архиепископскую кафедру один год (312-313 гг.) Находясь в сане пресвитера, Арий был поставлен благочинным для округа Баукалис в Александрийской епархии, но вскоре Ахиллес умер, и Арий снова стал объектом ожесточенных нападок – на этот раз уже со стороны новоизбранного Архиепископа Александрийского Александра I, в котором сторонники Ария справедливо усматривали скрытого последователя савеллианской ереси.
Самым главным произведением Ария была поэма «Талия» (что можно перевести как «Пир»), нечто среднее между богословским трактатом, беллетристическим повествованием и поэмой. В «Талии» чередовалась как проза, так и поэзия, однако сделать хоть сколько-нибудь чёткие выводы относительно композиции, структуры и поэтики «Талии» практически невозможно, поскольку до нас дошли лишь абсолютно нерепрезентативные фрагменты в пересказе противников Ария, а все экземпляры «Талии» были преданы сожжению на Никейском Соборе
Несмотря на осуждение Первого Вселенского Собора (который по своему содержанию не был Вселенским – на нём съехалось по самым оптимистическим подсчётам не более 318-322-х епископов, причём это были епископы только лишь Восточной половины Римской Империи, да и то не все), Арий продолжил свою борьбу против еретических новшеств, которые несла в себе тринитарная доктрина. Его лишение сана было в Египте в 321 г. не было признано подавляющим большинством восточных епископов, и в частности, его взгляды были признаны православными в Малой Азии, где Арий побывал в 323 г., причём этому признанию не помешала ни анафема Вселенского Собора, ни осуждение со стороны императора Константина I в том же 325 году. Более того, посленикейское признание Ария и последующий реванш арианства как на Востоке, так и на Западе Империи (напомним, что из западных епископов на Никейском Соборе присутствовали лишь единицы) привёл к тому, что число последователей Ария среди клириков и мирян по всей империи даже превысило число поборников новопровозглашенной никейской «ортодоксии». Все это послужило причиной того, что к Арию и арианству стали проявлять интерес даже члены императорской семьи, а впоследствии и сам император. Вскоре Константин приказал Афанасию Александрийскому – главному противнику Ария на Востоке – в срочном порядке примириться с Арием и восстановить с ним общение. Однако почти сразу после аудиенции, которой Арий удостоился у Константина в императорском дворце, опальный александрийский пресвитер скоропостижно скончался по пути домой. Последователи Ария не без основания полагали, что их духовный учитель на самом деле был отравлен.
Несмотря на вторичное осуждение арианства, а также его вторичного извода – македонианства – на Констнантинопольском соборе 381 года (ставшем впоследствии Вторым Вселенским) наследие Ария продолжало жить и пользоваться популярностью – как среди мирян и низшего духовенства, так и среди высшего епископата и самих императоров. В некотором смысле арианство было реабилитировано уже одним из его фактических гонителей – императором Константином I Великим, который, уже находясь на смертном одре, был крещён арианским епископом. Впоследствии арианство было поддержано его сыном и преемником – императором Констанцием II, который даже утвердил возведение папы Феликса II в качестве арианского епископа Рима. В общем и целом, арианские споры длились в течение 250 лет – до тех пор, пока арианство, будучи на официальном уровне уничтоженным и изжитым, не ушло в подполье. На протяжении «тёмных веков» средневековья на исторической арене появлялись всё новые и новые наследники арианской веры и фактические духовные преемники Ария в борьбе за возвращение Церкви её первноначального, апостольского облика. Тринитарии неоднократно делали попытку положить конец всяким пережиткам арианства, но даже испанской инквизиции не удалось уничтожить тех, кому в непростых условиях суждено было стать духовными наследниками Ария. Когда Римо-Католическая Церковь стала испытывать сильный организационный кризис и начала утрачивать свои позиции в Центральной и Северной Европе, арианство возродилось подобно мифическому Фениксу; на этот раз – в Английской Церкви. В настоящее время протагонистом современного арианского движения в христианстве является Арианская Католическая Церковь, которую возглавляет Архиепископ Primus Inter Pares (Первый Среди Равных) Преподобный Брайан Майкл-Джон Макензи-Хэнсон.
Арий почитается Арианской Католической Церковью как святой и мученик. Прославление Ария имело место 16 июня 2006 года, и теперь этот день считается днём его памяти.
Арий никогда не был еретиком на официальном уровне! Эта интересная деталь часто никем не принимается во внимание, но, тем не менее, Арий был официально восстановлен в церковном общении незадолго до своей смерти в 336 г. в результате соотвутсвующей санкции императора Константина I.
Несмотря на яростное давление со стороны Римо-Католической Церкви арианство не теряло свои позиции в течение почти 250 лет и продолжило существовать в полном либо частичном подполье, в стороне от церковного «мейнстрима», среди так называемых «церковных маргиналов» - до тех пор, пока оно снова не обрело силу благодаря честным и беспристрастным поискам Истины среди неравнодушных христиан, для которых самым важным в духовной жизни было не подчинение официально установленной иерархии, а поиск живого Слова.
Св. Арий Александрийский (256-336 гг. н.э.)
Родился: 256 г., Ливия..
умер: 336 г., Константинополь.
канонизирован: 2006 г., Англия.
Беатификация Св. Ария Арианской Католической Церковью произошла 1 июля 2005 г. Канонизирован в лике святых Арий был менее года спустя, 16 июня 2006 года. С этого дня его официальное именование – Святой Арий Александрийский, пресвитер и мученик.
Рецензии
Эдгар, благодарю за отзыв. Для тех, кто изучает тему, действительно эти факты не новость. У меня они связаны с интересной историей. Я писала углём интуитивный портрет, в группе. У всех выходили Пушкины, автопортреты, красотки или мачо... У меня же на листе было лицо, ничего не имеющее общего с нашей современностью. То ли еврей, то ли армянин, то ли вавилонянин. И, спустя пару месяцев, я что-то искала в инете, может быть на арийскую тему, и нашла страничку с портретом и биографией Ария. Вы не поверите, но именно его лицо изображено на моём портрете.
С добром.
Наташа Ко.
Арий был важным александрийским пресвитером. Современники описывают его как ученого диалектика, красноречивого проповедника. В личной жизни он придерживался строго аскетизма. Богословские взгляды Ария отражали влияние и филонизма, и гностицизма, и неоплатонизма, и оригеновского субординационизма. Арий учил о тварности Сына Божия, о том, что Сын Божий сотворен Богом-Отцом прежде всех век, то есть совершенно ниспровергал учение Церкви о Святой Троице. Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:
а) Сын сотворен Отцом из ничего и, следовательно,
б) Сын есть тварь и имеет начало Своего бытия. Таким образом,
в) природы Отца и Сына принципиально различны, причем
г) Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира, а
д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы «внуком».
Епископ Александрийский Александр приказал Арию прекратить распространение своего лжеучения. Лжеучитель, найдя единомышленников среди некоторых епископов, пресвитеров и дьяконов, начал собирать сборища, излагая на них свое еретическое учение. Тогда еп. Александр, с согласия своих сослужителей, около ста человек, отлучил в 323 г. Ария. Последний был вообще озлоблен против владыки Александра, так как тот был избран епископом вместо него.
Арий, считая себя осужденным несправедливо, обратился с жалобами на своего епископа к некоторым прежде знакомым ему епископам, прося заступничества. Особенно надеялся он найти защиту у еп. Евсевия Никомидийского, сотоварища по Лукиановой школе, близкого ко двору императора. Тот действительно его поддержал, как и некоторые другие епископы.
На волнения в Церкви обратил тогда внимание император Константин Великий. Он пытался помирить епископа Александра с Арием, отправив им послание с еп. Осией Кордубским. Путешествие Осии оказалось безуспешным и есть мнение, что именно еп. Осий первый подал Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского Собора для устроения церковных дел.
Император сам является на Собор, собравшийся в 325 году в малоазиатском городе Никее и председательствует на нем, хотя в этот момент он не только еще не крещен, но даже не вошел в число оглашенных. На соборе отличились ревнители православия: диакон епископа Александрийского Афанасий, св. Спиридон Тримифунтский, св. Николай Мирликийский (нет в списках).
Когда обсуждается главный спорный вопрос об учении Ария, и долгий спор ни к чему не приводит, в конце концов, предлагают выступить еп. Евсевию Кесарийскому. Ему поручается прочитать крещальный символ веры своей Церкви. Когда епископ Евсевий прочитал символ своей Церкви, он понравился очень многим, но не потому, что он вносил ясность в спорный вопрос, а как раз потому, что он не содержал в себе ясного разрешения спорного вопроса и, таким образом, мог явиться почвой для компромисса, т. е. мог удовлетворить обе стороны. Тогда слово взял св. Константин. Он сказал, что очень хорошо принять этот символ, но нужно сделать одно добавление: нужно отметить, что Сын единосущен Отцу. Очевидно, что слово это посоветовал ему Осий Кордубский, предварительно сговорившийся с Александром Александрийским и его диаконом Афанасием. Вот это слово «единосущный» и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария, и вместе с тем – важнейший результат Первого Вселенского Собора. Кроме доктринального вопроса, Никейский Собор привел к единообразию вычисление даты празднования Пасхи. Была проведена календарная реформа и было постановлено, что Благовещение всегда должно праздноваться в весеннее равноденствие – 25 марта
Слово «единосущный» в свое время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы. Поэтому восточные епископы не только не могли бы предложить этого термина, но и когда он был предложен св. Константином, отнеслись к нему весьма сдержанно. Однако же, подчиняясь давлению св. Константина, епископы, собравшиеся на I Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была предложена императором. Так св. Константин довел Вселенский Собор до успешного конца, т. е. до осуждения Ария и до положительного вероучения, и затем, естественно, постарался, чтобы все приняли деяния этого Собора, хотя это было совсем нелегко – у Ария оказалось очень много друзей и сторонников.
Отцы Собора не дали точного разъяснения термина «единосущный». По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет. По существу конечной целью всех тринитарных споров IV века и было православное разъяснение смысла термина «единосущный». Эта задача была блестяще разрешена великими Каппадокийцами
Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело.
Мы исповедуем, что три Лица Божии единосущны, т.е. каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви. Сущность (усия) – это то, что составляет содержание личности.
Эта тема НЕ для слабонервных.
Если Вы недостаточно духовно крепки - не читайте это.
Поскольку это может повредить Вашей психике.
Я поймал себя на необразованности... в вопросе ранневизантийских ересей.
Я почему-то считал, что Арий закончил жизнь в изгнании и жил далеко от Александрии, где-нибудь в галлии - куда и распространилось его учение, вследствие этого.
Оказалось, что все было не так, а я оказался слишком наивен и доверчив... И слишком хорошоге мнения был о раннем византийском христианстве.
В реале же именно византийском христианство оказалось ПРАОБРАЗОМ католической инквизиции.
Как только христинаство стало государственной религией Византии - первые гонения пришлись на еретиков, коими оказались арианцы в эпоху начала правления императора Константина. А затем ответным гонениям подверглись их противники...
Вот как описал смерть Ария Сократ Схоластик - http://theologian.msk.ru/history/235-smert-eretika-ariya.html
Но это не полное описание, там в более подробном описании было указано еще и на радость императора Константина по поводу столь замечательной смерти Ария. И о том, как здорово Бог укрепил престол Константина, ликвидировав церковный раскол...
В чем же была вина Ария (пресвитера Александрийской церкви) и что вменялось ему?
Кроме ереси арианской, а именно НЕ ПРИЗНАНИЯ Присносущной Святой Троицы, арианцам вменялась также неуважение к василевсу (императору), а также Арию приписывались богохульные тексты (которые не сохранились, поскольку были уничтожены). В частности, и такое произведение как Пир, полупоэтическое полупрозаическое.
Давайте сначала разберемся кто такой был Арий и какую опасность он мог представлять для императора Константина...
(поскольку вскоре после мучительной смерти Ария гонение на арианскую ересь закончилось - на пару поколений последующих императоров). А изгнанию подверглись как раз таки гонители арианцев....
Так вот Арий сам был из берберов (ливийцев). А это значит, что его предки исповедовали иудаизм и жили на территории Карфагена.
А следовательно, он вполне негативно мог относится к Риму (и Византии). И уж тем более, к рабству. Поскольку само слово бербер означало - "свободный мужчина".
Кроме того, в раннем христианстве было две ветви - от Петра (иудейская) и от Павла (эллинистическая).
И эти ветви периодически находились в конфронтации. Вплоть до того, что даже самого Павла сначала не очень хорошо чтили в первоапостольской церкви и считали 13-м апостолом - апостолом Язычников. Это даже несмотря на то, что Бог самому Петру повелел проповедовать язычникам (послав видение чаши с нечистотами, которые очистил он, сам Бог)... Но то, что проповедовал Павел часто ввергало в смущение умы Апостолов. При том, что они были крещены Духом Святым в день Пятидесятницы. А Павел был призван на служение также самим Христом, но иначе - через ослепление и последующее чудесное исцеление..
Так вот, Иерусалимская церковь первое время занимала более жесткие позиции, чем церкви эллинистические.
В том числе и по вопросу Единобожия. Ведь по Ветхому Завету - БОГ ЕДИН. И Яхве (Бог отец) и Елахим (Святой Дух), суть, разные имена его. Но при этом ОДНА (единая) сущность. И это не нужно объяснять было иудею - ему это и так понятно.
Ему (иудею) достаточно было принять Христа как Миссию и сына Божия и этого было вполне достаточно, чтобы считать себя христианином. Равен ли Сын Отцу или нет - это даже не обсуждалось выходцими из Ветхого Завета. Поскольку обсуждать Бога, как и поминать его в суе было запрещено, в принципе. Поэтому в самом Ветхом Завете - нет слова Троица, нет упоминания о троичности Божества. Поскольку Бог Един. И хотя при этом где-то по тексту проскакивают слова Боги, но это пожалуй, не вполне каноническая трактовка. И даже знаменитая фраза Христа кресте "Или, Или! лама савахфани? (Элои, Элои! ламма савахфани?) " - не вполне точно переводится по канону. Эта замена Или на Элои перводит язык как бы на арамейский - близкий галилеянам... Но слышавшие не вполне поняли Иисуса - спрашивая, не Илию ли он призывает. По шумерски же Или означает Боги (во множественном числе), а Иль - Бог в единственном. Это также к вопросу где был Иисус был в возрасте с 12 до 30 лет. Нет не в Индии), а предположительно, в районе Шумер, а именно Ура Халдейского, откуда был родом Авраам. И откуда предпложительно и пришли волхвы (с Востока), посетившие младенца Христа. И именно там и был центр как зарождения нашей цивилизации (допотопный рай), там и сформировалась изначально вера в Единого Бога... Там где жили потомки Ноя, до того как Бог разделил народы. При этом разделились и языки и верования, а до этого по Библейскому Канону люди на земле не только верили в Единого Бога, и даже лично общались с ним в ряде случаев... Так было по шумерской мифологии от которой во многом заимствован Ветхий Завет.
Так вот эллинистов же вопрос Единобожия был не столь Важен. Они привыкли к множеству богов. Да и сам термин сын Божий их никак не смущал, ну и что - и Геракл сын Зевса, и Персей). Это норма для греческой мифологии - полубоги-герои, которые совершая подвиги достигали Олимпа.
Поэтому греки легко могли принять Христа как одного из сыновей Зевса. Но для торжества Православия над язычеством нужно было нечто большее. Поэтому именно грекам с их многобожием исповедовали Христа как Бога. Бога-спасителя. Но число богов при этом сокращалось до 3-х (неразрывно связанной Троицы), хотя в реале, в пантеоне святых и угодников намного больше.
Была ли ересь в Александрийской философской школе времен Оригена? Безусловно, была. Даже по большому количеству современных (найденных) неканонических коптских евангелий видно это. А в ту эпоху было намного более... Поскольку сгорела Александрийская библиотака лишь во время арабского завоевания.
Так вот всю неоплатонику и еретические неканонические евангелия, наверняка, читал и Арий. Но как он относился к этому - мы не знаем, поскольку сочинения его и самое известное из них "Пир" были уничтожены.
Но мы может предполгагать, что там была достаточно острая критика ранневизантийского христианства.
Что современниками воспринималось, как хула на христиан (а значит и на Бога, посольку церковь - тело Христово), а также непочтение к василевсу (императору).
А каково же в действительности было ранневизантийсоке христианство...? Оно не отменило рабство, а фактически узаконило его...
Не знаю откуда - но на Руси первый судебник
-
который
узаконил пытки - назвался
судебник
царя Константина..
И многие пытки, как то - сажание на кол, заливание в рот кипящего масла и свинца, пришли с востока и применялись сначала в ассирии, а потом в византии.
Так вот вернемся к тому, как император Константин вернул Ария и ссылки, а затем (видя, что это не предотвратило церковный раскол) вызвал к себе во дворец.
Он решил
"
испытать
его
".
Слова и
спытать
и пытать на языке древних были практически синонимамы.
Пытка считалась лишь испытанием веры, поскольку считалось, что святого и праведника хранит Господь.
Так вот - что случилось с Арием. Приглашенные ко двору Константина он в момент испытания (или вскоре после него) не раздумывая подписал отказ от
своей
ереси, а далее еще и поклялся в том, что сделал это искренно - и все равно, почему-то, император не поверил ему. Считая его поведение дерзским. После ухода из дворца в сопровождении телохранителией (или охранников) Арий направлялся к церкви, в которой должен был быть принят и продолжить покаяние. Но почему-то не дошел туда.
К великой радости царя Константина Ария "
замучала совесть" за данные ложные клятвы.
У Ария заболел живот, отвалилась задняя часть тела и вывалились внутренности... И это все преподнеслось народу как кара Божия за ложную клятву. И народ медицински безграмотный в ту эпоху в это поверил...
В действительности же, похожее случается в двух случаях - когда сажают на кол, а еще вероятнее - когда заливают в рот расплавленый свинец... Именно тогда задняя часть тела и отваливается - под тяжестью расплавленного свинца...
Но удивительно, что Арий при этом сам дошел до площади... А не умер по дороге...
Поэтому самое вероятное другое - что Арию дали лишь слабительное - точно рассчитав дозу и время действия (а хорошие врачи в византии были), а уже в туалете у базарной площади - где шумно и не слышно криков было все подготовлено - туда Ария привели под конвоем охранники ему и залили в рот свинца - чтобы не говорил всяких глупостей. После чего
"
задница то и отвалилась
"
, поскольку кости ломаются под тяжестью свинца. Свинец, естественно, охранники спрятали (скинув в сортир), а вывалившиеся органы - предъявили народу - как кару Божью.
Именно это, пожалуй, и была первая в истории христианства инквизиция, а также первая практика "мочить в сортире" - сугубо Византийская.
Это ввергло в уныние сторонников Ария... Впрочем, император Константин поле бурной но недолгой радости по поводу чудесной смерти Ария потом почему-то опомнился и перешел резко на сторону Ариан. И выслал в изгнание Афанасия Александрийского.
Возможно, именно на Афанасия Константин и свалил всю вину смерти Ария в узком кругу своих приближенных. А также, когда понял, что мучительная смерь Ария никак не остановила его последователей.
Лишь на смертном одре, покаявшись арианскому священнику Константин принял арианскую веру. И тем самым утвердил арианство в Константинополе на пару поколений последующих императоров.
В результате Констатин Великий, узаконивший как христианство, так и рабство и пытки был КАНОНИЗИРОВАН.
А ересиарх Арий, веру которого принял Константин - умер нехорошей смертью и еретиком.
Труды Ария бесследно исчезли. Являясь учеником многих известных личностей, владея диалектикой, он вполне возможно, мог быть
не
понят современниками, поскольку сильно опережал свое время.
То что проповедовал Арий, скорее всего, наиболее близко современному неопротестантизму. Хотя, не имея его тр
у
дов, а имея только ссылки на них его оппон
е
н
т
ов - трудно судить об этом...
Мое мнение об ересиархе Арие.
На мой взгляд - его ересь это ересь неофитская, несмотря на его блестящее образование.
Поскольку он аппелировал, все-таки, к разуму, а не к вере. Именно так можно и понимать насмешку Сократа Схоластика, который явно в ироничной форме описывал житие Ария, называя его "не без знания диалектики" - предполагая при этом, что знания диалектики было таки не самое блестящее...
Ересь Ария не была чем-то особенным - обычная неоплатоника (от котрой предостерегал еще ап. Павел)
"
Сыну в теологии Ария
уделялась роль Демиурга, устроителя мира. Будучи творением Божиим, Сын Сам есть творец всех прочих существ, и Его творческое отношение к ним оправдывает наименование Бога. Бог усыновил Его, но из этого сыновства не вытекает никакого реального участия в Божестве, никакого истинного сходства с Ним. Отец творит при посредстве Сына-Слова, потому что Само Божество не может прийти в соприкосновение с конечным миром. Сын является в творении орудием Отца. И хотя Слово было высочайшим из Его творений, Оно все же есть "тварь", то есть нечто происшедшее."
см. prisnis.narod.ru/proroki/araii.html
В современной же теологии Христу предполагается роль НЕ Демиурга-творца.
В этой роли находился как раз таки
Денница
- отпавший от Бога сатана. Предавший Творца.
Иисус же, искупив грех Адама, отбирает у сатаны
"
ключи" - став Первосвящеником всей Земли по чину
Мелхиседека.
"
Ошибка
" Ария при этом детская (неофитская) - перепутать Бога и Сатану. А это значит, что не имел он Духа Святого. Который дает видеть Истину.
Но винить его в этом нельзя - это Божья воля - кому давать Духа Святого, а кому нет.
Да и умер Арий - не как Святой, а как философ, познающий горечь мира. Не попустил Господь ему умереть святой смертью.
И хотя чуда в этом я не
вижу
(а
вижу
лишь реальный свинец прожегший желудок), но все ж видно, была на это воля Божья.
Впрочем, я не волхв и не ясновидящий, и не прозорливый старец. Это все - всего лишь мои домыслы, основанные на дедуктивном методе,
описанном Артуром
Конан Дойлем
).
Я провел лишь мысленное расследование того, что могло случиться с Арием.
Узнав о таком учении, епископ Александрийский Александр
запретил проповедовать Арию свое учение. Но Арий проявил неповиновение и в результате к нему присоединилась часть Александрийского клира. Арий имел очень привлекательный вид - как ученый, так и подвижнический.
Епископ Александр созвал Собор египетского округа и в 323 г
Собор осуждает Ария и отлучает от церковного общения. Но этот Собор не прекратил смуту. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства.
Арий принадлежал к школе Лукиана из Антиохийской школы. Лукиан до 311 г в Антиохии оставил много учеников, так называемых солукианистов . Потом он принял покаяние, сделался пресвитером и умер мученической смертью.
Арий стал писать письма антиохийским солукианистам, в частности двум епископам: Евсевию Никомедийскому и Евсевию Кессарийскому , чтобы приобрести влияние при дворе императора Константина. И вскоре Арий достигает своего. После осуждения Арий и его последователи были высланы из Александрии. Но Евсевий Никомедийский и Евсевий Кессарийский настояли на его возвращении в Александрию, собирают свой Собор, где требуют, чтобы Александр Александрийский признал учение Ария. Александр выставил в свою помощь других епископов.
Все это дошло до императора Константина , который очень болезненно переживал церковные смуты. Император Константин пишет Александру и Арию письма с просьбой не ссориться из-за пустяков, из-за софизмов. Император Константин посылает Осию Кардубского , свое доверенное лицо, в Александрию. Осия понял, что дело идет не о пустяках, он отправляется в Антиохию, где тогда нужно было избрать епископа, и там происходит стихийный Собор, который берет на себя всю эту непростую ситуацию. Этот Собор осуждает Ария, Евсевия Никомедийского и Евсевия Кессарийского. Вернувшись к императору Константину, Осия рассказал ему о неправоте Ария. Император Константин решает созвать Вселенский Собор .
До этого для Церкви было привычно иметь дело с Поместными Соборами. Но идея Вселенского Собора приходит в голову впервые императору Константину. Многим эта идея казалась непривычной. В 325 г . все епископы, в основном восточной части империи, и некоторые представители западной, а также епископы не Римской империи: Скифии, Армении, Персии были приглашены на этот Собор. Когда большинство епископов, которых было около 300, прибыли в Никею, Собор был торжественно открыт.
Перед Собором имели место 3 основные партии:
1.единомыслящие с Арием
(Евсевий Никомедийский и Евсевий Кессарийский и некоторые другие)
2.православные
(Александр Александрийский, Афанасий Великий, Осия Кардубский, Евстафий Антиохийский)
3.остальные
не присоединялись ни к той, ни к другой партии. Они не понимали насколько серьезный богословский вопрос встал перед Собором.
Ариане соглашались со всеми выводами православных, но перетолковывали их на свой лад. После того, как прения зашли в тупик, выступил Евсевий Кессарийский. Он предложил воспользоваться своим крещальным Символом Веры, чтобы через него было запечатлено слово Божие. Император Константин согласился, чтобы этот «Символ веры» был принят за основу, но потребовал два уточнения: «Единосущный» и «несотворенный» . После того как император Константин согласился с этим «Символом Веры», большинство епископов с ним согласились. Эти два термина сделали невозможным арианское толкование Сына Божия. «Оно-мусиос» - единосущный.
Далее шел анафематизм, который запрещал учение Ария. Этот орос - вероучительное определение - подписали почти все епископы, кроме Ария и двух ему симпатизирующих. Большинство епископов так и не осознало важности этой проблемы. Арий и Евсевий Никодемийский были отправлены в ссылку. Но проблема не была снята, с этого все только и начиналось.
Следующая тема: Распространение арианства
Завтра Церковь будет праздновать память святых отцов Первого (Никейского) Вселенского Собора. Именно на этом соборе была разоблачена ересь Ария, составлен первый Символ Веры; в нем участвовали свтт. Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.
I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.
Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: , и др. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой очень влиятельной в христианском мире кафедре.
Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми и установлены были многие другие правила.
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.
Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.
Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов-представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви- (память 6 декабря и 9 мая), (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.
В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).
Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе
Со времен апостольских... христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.
СИМВОЛ ВЕРЫ трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.
СИМВОЛ ВЕРЫ (употребляемый ныне в Православной Церкви) ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского.
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.