Традиционные религии африки. Религии народов африки Восточная африка религия
В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.
Местные традиционные культы и религии - это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.
Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленные души и духи), магия (колдовство, суеверия), мана (безликая сверхъестественная сила), термин «местные традиционные культы и религии» весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определённых социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родоплеменные и национально-государственные.
Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Объектом почитания, как правило, являются прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписывают сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий. Эти культы характерны для тех народов, у которых сохраняются различные формы родоплеменных укладов (например, у готтентотов, гереро и др.). Для народов с развитой или складывающейся государственностью (зулусы, йоруба, акан и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, ритуалы и т. д., которые обычно связывают с этапами жизни человека.
Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети населения Африки (130 млн.). Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% населения этого региона. Более половины сосредоточено в Западной Африке.
Ислам - религия, принесённая в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоёвана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер. Полная исламизация Северной Африки заканчивается к XII в. К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось на всю Тропическую Африку, где ислам начал успешно соперничать с христианством.
Среди мусульманского населения современной Африки распространён главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами).
Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства). Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджанитов и т. д.
Представителей второго направления в исламе - шиизма в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы - выходцы с Индостанского полуострова, и в меньшей степени местное население.
Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причём в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей.
Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем по побережью Северной Африки. В начале IV века среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви.
С XV века, с приходом завоевателей-португальцев в Африке начинается новый период распространения христианства, но уже западного направления.
Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики - свыше 38% (33 млн.), протестанты - около 37% (31 млн.), монофизиты - более 24% (20 млн.), остальные - православные и униаты. Больше всего христиан сконцентрировано в странах восточной Африки - свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвёртую часть населения региона, причём здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живёт пятая часть всех африканских католиков. Более чем по два миллиона из них в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди.
Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). Примерно по одному миллиону проживает в Заире, Гане, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.
Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается 1,1 млн. - около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР - более трети, а в Кении - десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки.
Из других южно и восточноазиатских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм - 25 тыс. приверженцев, джайнизм - 12 тыс., буддизм и конфуцианство - 25 тыс. человек.
Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки.
Рассмотрим религиозный состав населения некоторых африканских стран.
Из: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). – М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 53-67.
Классификация.
Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня
на африканском континенте проживает множество народов, говорящих
более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей
Африки различают по принадлежности к определенной "расе"
и "культурному ареалу", однако за последние четверть
века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых
границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая
классификация языков.
В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского
континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные
родственные языки. Основная – семья конго-кордофан, где наиболее
значимой является нигероконголезская группа, к которой относится
большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан
включает в себя центр и юг Африки.
Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила
Западного Судана и среднего течения Нигера, – нилосахарская.
На севере и северо-востоке распространены языки афроазиатской
семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят
в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские
языки; к последней группе принадлежат языки хауса.
Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно "щелкающими"
(по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал
им название койсанских языков, на них говорят преимущественно
бушмены и готтентоты.
Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах Северной Африки, среди египтян и берберов, издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой – баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.
На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.
Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.
При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l"Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986.
Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки.
Единственно возможное решение для справочного издания, каким
является настоящая книга, – это попытаться соединить все три
подхода.
Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты,
которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих
африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое
представляет собой абстрактное "небесное" божество,
деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно
не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые
двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа
толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней
всего, пришел от арабов).
Религии Западной Африки
Верования йоруба, пожалуй, можно отнести к наиболее распространенным среди африканцев (их исповедуют более 15 млн. человек), проживающих в Нигерии и сопредельных странах, например, в Бенине. За последнее время многие африканисты посвятили свои работы подробному исследованию этих культов.
Еще в начале века среди йоруба было сильно влияние тайного
союза Огбони
, избиравшего главного представителя верховной
власти в обществе – короля. Будущий король, не являясь членом
данного союза, оставался в неведении до самого своего избрания.
Члены этого эзотерического общества изъяснялись на непонятном
для непосвященных языке и создавали величественные сакральные
произведения искусства, недоступные для понимания большинства
йоруба. Связанный с таинствами инициации, внутриплеменной культ
Огбони до сих пор представляет собой загадку. В центре пантеона
йоруба находится Онил, Великая Богиня Мать иля, изначального
"мира", пребывающего в состоянии хаоса, до его упорядочения.
Иль противопоставлен с одной стороны оруну, олицетворяющему
небо как организованное начало, а с другой эйе, населенному
миру, возникшему в результате столкновения оруна и иля. Обитатели
оруна являются объектами всеобщего поклонения, ориши – объекты
поклонения эзотерических культов, деус оциозус Олорун не имеет
своего культа, а иль для йоруба олицетворяет таинственное женское
амбивалентное начало. Богиня Йемойя, оплодотворенная собственным
сыном Орунганом, породила многочисленных духов и богов. Йемойя
у йоруба выступает как покровительница женщин, обладающих магическими
знаниями, которые взяли ее за образец по причине ее исключительно
бурной жизни. Порча, ведущая к бесплодию, находится в ведении
богини Олокун, жены Одудуа.
Еще одна богиня, покровительствующая женскому чародейству, –
Озун, настоящая Венера йоруба, известная своими многочисленными
разводами и скандалами. Она создательница магических искусств,
и колдуньи считают ее своей покровительницей.
Упорядоченный мир расположен в стороне от иля. Творцом его является
Обатала, божество, формирующее эмбрион в чреве матери. Через
него орун отправил в эйю бога прорицания Орунмила, чьи предметы,
необходимые для предсказания, по традиции хранятся в домах йорубов.
Гадание, связанное с именем божества Ифа, это разновидность
геомансии, унаследованной от арабов. В нем присутствует 16 основных
фигур, на основании комбинаций которых делается прогноз. Гадатель
не разъясняет предсказание; он ограничивается тем, что читает
традиционный для данного случая стих, что отдаленно напоминает
толкования древней китайской книги гаданий И Цзин. Чем больше
стихов знает гадатель, тем больше уважения оказывает ему клиент.
Важное место среди оришей занимает трикстер Эзу, маленький итифаллический
божок. Он смешон, но одновременно и весьма хитер. Чтобы добиться
его расположения надо приносить ему в дар жертвенных животных
и пальмовое вино.
Воинственное божество Огун является покровителем кузнецов. Кузнецы
в Африке повсюду находятся на особом положении, так как их работа
требует уединения и сопряжена с определенной таинственностью;
отсюда – наделение кузнецов амбивалентными магическими способностями.
Двойственное отношение у йорубов и к близнецам. Рождение близнецов,
рождающееся как аномалия, ставит перед африканскими народами
дилемму: надо или устранить близнецов, ибо их существование
нарушает мировое равновесие (в этом случае один из двух или
же оба близнеца должны быть уничтожены), или же оказывать им
специальные почести. Йорубы говорят, что в далеком прошлом они
предпочитали первое решение, но некий прорицатель посоветовал
им придерживаться второго. Теперь близнецы у них – предмет особых
забот.
Если Обатала изготовляет тело, то Олодумар вдыхает в него душу,
эми. После смерти элементы, составляющие человеческое существо,
возвращаются к оришам, которые вновь распределяют их среди новорожденных.
Однако в человеке имеется и бессмертный компонент, а посему
духи могут возвращаться на землю, где они вселяются в танцора
по имени Эгунгун. Танцор этот передает послания усопших живым.
Ритуальная церемония, сочетающая в себе элементы ужасного и
веселого, – танец Желеде, устраиваемый на базарной площади в
честь предков – женщин, богинь, наводящих ужас, отчего их необходимо
задабривать.
Верования акан . Акан – группа народов, говорящих на языке тви подгруппы ква, которым пользуются йорубы; народы акан образовали дюжину независимых королевств на территориях Ганы и Кот-Дивуар; наиболее значимым объединением является этническая общность асанти. Основные компоненты внутренней оранизационной структуры – кланы, подразделяемые на восемь матрилинейных родов, – не совпадают с организацией политической. Как и у йоруба, у асанти есть свой небесный деус оциозус, Ньяме, сбежавший из мира людей из-за женщин, которые страшно шумели, приготовляя пюре из ямса. В каждом подворье асанти на дереве устраивают маленький алтарь для поклонения Ньяме. Ньяме – бог-демиург, к нему взывают постоянно, равно как и к богине земли Асасе Йаа.
У асанти
имеется целый пантеон личных духов абосом, и
безликих духов асуман, они поклоняются духам предков асаман,
взывая к ним посредством подношений, возлагаемых на скамеечки,
окрашенные кровью или иными красителями. В доме короля имеются
специальные черные скамеечки, куда время от времени кладутся
жертвенные подношения. Королевскую власть у асанти олицетворяет
король Асантеене и королева Оэнеммаа, которая, не являясь ему
ни женой, ни матерью, представляет матрилинейную группу, совпадающую
с группой, стоящей у власти.
Главный религиозный праздник во всей королевствах акан – Апо,
во время него поминают предков, проводят церемонии очищения
и умилостивления.
Видение мира народами бамбара и догон
(Мали), Жермен
Дьетерлан в своей книге "Essai sur la religion bambara",
1951, писал: "По крайней мере девять народностей, численно
отличающихся друг от друга (догон, бамбара, форжерон, курумба,
бозо, мандинго, самого, мосси, куле), имеют одну и ту же метафизическую,
или, говоря иначе, культовую основу своих верований. Тема сотворения
раскрывается сходным образом: сотворение осуществлялось при
помощи слова, сначала неподвижного, а затем начавшего вибрировать;
вибрация эта породила сущность вещей, а потом и сами вещи; то
же происходило с землей, первоначально перемещавшейся в вихревом
движении по спирали. С помощью вибрации были созданы люди; изначально
это были близнецы, воплощавшие в себе совершенное единство.
Признается вмешательство божественной силы в акт творения; иногда
эта сила материализуется в облик какого-либо божества, господствующего
над миром; подобные представления повсюду идентичны. Все верят
в необходимость упорядочения космоса, а так как человек пребывает
в тесной с ним связи, то и в упорядоченность собственного внутреннего
мира. Одним из неизбежных следствий таких представлений является
детальная разработка устройства хаоса, именуемого нами, за неимением
лучшего термина, нечастотой; борьба с хаосом осуществляется
посредством сложных ритуалов очищения".
В космологии догонов архетипы пространства и времени вписаны
в виде чисел в грудь небесного божества Амма. Творцом пространства
и реального времени является трикстер, шакал Йуругу. По другой
версии, вселенная и человек произошли посредством изначальных
колебаний, винтообразно расходившихся из одного центра и осуществляемых
семью сегментами различной длины. Космизация человека и антропоморфизация
космоса – два процесса, определяющие миропонимание догонов.
Как утверждает Ж. Калам-Гриоль в работе "Ethnologie et
langage", догон "ищет свое отражение во всех зеркалах
антропоморфной вселенной, где каждая былинка, каждый муравей
является носителем "слова". Столь же велико значение
слова у бамбара; Доминик Заан в работе "Dialectique du
verbe chez Bambara" отмечает: "Слово устанавливает
{...} связь между человеком и его Божеством, а также между конкретным
миром объектов и субъективным миром представлений". Произнесенное
слово – словно ребенок, родившийся на свет. Имеется множество
способов и средств, цель которых – упростить устам рождение
слова: трубка и табак, употребление ореха колы, спиливание зубов,
обычай натирать зубы красящими веществами, татуировка рта. Ведь
рождение слова сопряжено со значительным риском, ибо оно нарушает
гармонию молчания. Молчание, тайна обладают инициационной значимостью,
так как изначально мир существовал без слов.
Изначально не было нужды в речи, ибо все, что существовало,
понимало "неслышимое слово", беспрерывный шелест воздуха,
который грубое, воплотившееся в дерево фаллическое божество
Пемба передает небесному демиургу, утонченному и растекающемуся
водой Фаро. Мусо Корони, жена Пембы, породившего растения и
животных, ревнует мужа, совокупляющегося со всеми женщинами,
созданными Фаро. Она тоже изменяет ему, и Пемба преследует ее,
хватает за горло и сдавливает его. От столь бурного выяснения
отношений между неверными супругами в беспрерывном шелесте дыхания
возникли паузы, необходимые для порождения слов и возникновения
речи.
Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение
речи одно из его предзнаменований. В личном плане упадок определяется
как вандзо, женское распутство и порочность, свойственные человеческому
существу, являющемуся в совершенном своем состоянии андрогином.
Зримое выражение вандзо – крайняя плоть. Обрезание устраняет
у андрогина его женское начало. Избавленный от женского начала,
мужчина отправляется на поиски супруга, и таким образом возникает
сообщество людей. Физическое обрезание осуществляется во время
первой детской инициации, называемой н"домо; последняя же из
шести последовательных инициаций, называемых диоу, – обряд коре
– преследует цель восстановить у мужчины его духовную женственность,
превратив его снова в андрогина, то есть в совершенное существо.
Обряд н"домо означает для личности приобщение ее к жизни сообщества;
обряд коре означает уход из этой жизни для достижения безграничности
и беспредельности божественного существования. На фундаменте
своих мифов и ритуалов догон и бамбара возвели целую "архитектонику
познания", сложную и детально разработанную.
Религии Восточной Африки
Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей. принадлежащих к четырем большим вышеназванным языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества – это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.
Упрощенное гадание геомансического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение – "да" или "нет", отыскать виновного или предсказать будущее. Так как причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э. Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.
У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, чем у девушек. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как Мау Мау у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.
Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами , включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э. Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка – кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.
У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами : жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка – это лица, приобщенные к религиозным культам. в них вселяются духи.
Верования Центральной Африки
Верования банту
. В Центральной Африке живет около десяти
миллионов банту; народы банту расселены по берегам реки Конго
и на территории, расположенной между границами Танзании на востоке
и Конго на западе. Благодаря работам Виктора Тернера (Victor
Turner "The Forest of Symbols", 1967; "The Drums
of Afflictions", 1968) и Мэри Дуглас (Mary Douglas "The
Lele of the Kasai", 1963) наиболее изученными являются
народности ндембу и леле.
В основе верований банту – культ духов и магические обряды,
цель которых – заслужить милость духов. С культом духов связано
создание тайных союзов; особенно много подобных союзов у некоторых
народностей ндембу; также повсеместное распространение имеет
институт королевских предсказателей и "куль скорбящих",
суть которого состоит в изгнании из людей "скорбных"
духов, вселившихся в них. исполняя требования вселившихся в
них духов, люди эти, вне зависимости от своей этнической принадлежности,
селятся отдельно, но общаясь с медиумом, требуют, чтобы тот
говорил на их языке. У многих народов банту носителями магических
знаний большей частью являются женщины.
Божественный творец откровенно асексуален, это в основном деус
оциозус; он не имеет особого культа, но когда клянутся, призывают
его в свидетели.
Пигмеи
тропического леса подразделяются на три большие
группы: ака, бака и мбути д"итури, проживающие в Заире; изучению
жизни пигмеев посвящены работы известного исследователя Колина
Тернбола, чья книга "The Forest People", 1961, получила
широкую известность. Начиная с отца Вильгельма Шмидта (1868-1954),
стремившегося отыскать у бесписьменных народов первобытные монотеистические
верования. многие католические миссионеры, равно как и этнографы,
подтвержиди существование у всех трех вышеуказанных групп веры
в создателя, постепенно превратившегося в небесное божество.
Однако Колин Тернбол отрицает наличие единого бога-создателя
у мбути: этот народ обожествляет жилище и заросли кустарника,
где он проживает. У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не
занимаются гаданием. У них имеются определенные традиции, сопровождающие
ритуалы обрезания у мальчиков и изоляции девочек во время первых
месячных.
Верования Южной Африки
Переселение народов банту на юг происходило двумя большими
волнами: между 1000 и 1600 гг. н.э. (сото, твана, нгини, а также
зулу, ловенду и венда) и в XIX в. (тсонга). По данным африканиста
Лео Фробениуса (1873-1938), основание ныне несуществующего королевства
Зимбабве связано с приходом с севера предков народа хумбе. Согласно
одному из мифов каранга, правитель, наделенный божественной
властью, должен поддерживать равновесие между противоположными
состояниями: засухой и сыростью, символами которых выступают
принцессы с сырой вагиной и сухой вагиной. Принцессы с сырой
вагиной предназначались для совокупления с большим водным змеем,
которого иногда именуют Радужным Змеем; это сверхъестественное
существо имеется в пантеоне многих народов Западной и Южной
Африки. Принцессы с сухой вагиной были весталками и поддерживали
ритуальный огонь. Во время засухи принцесс с сырой вагиной приносили
в жертву, даюы вызвать дождь.
Обряд инициации у мальчиков, достигших половой зрелости, более
сложен, нежели аналогичный обряд у девочек. У мальчиков обрезание
не является обязательным, у девочек не практикуется клитороэктомия,
хотя в процессе обряда и имитируется отрезание клитора. Символическое
значение обряда иниицации – переход из ночи в день, из тьмы
к солнечному свету.
Верования афроамериканцев
зародились на островах Карибского
архипелага, восточном побережье Южной Америки (Суринам, Бразилия)
и в Северной Америке среди рабов – выходцев из Западной Африки.
Афрокарибские культы
, за исключением афро-гвианских,
наиболее близки исконно африканскими верованиями, хотя они и
позаимствовали у католицизма некоторые имена и понятия. Культ
вуду на Гаити, роль которого в завоевании независимости страны
хорошо известна, – это культ поклонения духам, божественным
лоа, происходящим из пантеона фон и йоруба; в культах сантериа
на Кубе и шанго (на Тринидаде) культовые духи относятся к оришам
йоруба. Однако на всех трех островах приносят кровавые журтвы
и устраивают экстатические танцы, чтобы впасть в транс и получить
возможность общаться с богами, носящими как африканские имена,
так и имена святых римской церкви, хотя по происхождению божества
эти являются исконно африканскими. Культ вуду, с его белой и
черной магией, с его загадками и оккультными тайнами, имеет
своих почитателей во всех слоях гаитянского общества.
Многие синкретические культы основаны на почитании предков;
к них относятся культы кумина, конвинс и танец кроманти беглых
рабов на Ямайке, танец Биг Друм Данс на островах Гренада и Каррьяку,
келе на острове Святой Люсии и т.д.
В некоторых других культах, как например, среди миалистов Ямайки
и баптистов, называемых Shouters (крикунами) на Тринидаде и
Shakers (трясунами) на Сент-Винсенте, – элементы христианства
имеют большее значение, нежели африканские верования.
Растафарийцы Ямайки
в основном являются приверженцами
миллентаризма. Для среднего западного человека они ассоциируются
с прической dreadlock и музыкой регги; их философия и музыка
имеют множество адептов как на Западе, так и в Африке.
Идентификация Эфиопии с землей обетованной афроямайцев на основании
толкования Псалма 68, 31 вызвала к жизни политическое движение,
оформившееся после коронования эфиопского принца ("рас")
Тафари (откуда название Растафарийский) императором Абиссинии
в 1930 г. под именем Хайле Селассия. Со временем, особенно после
смерти императора, движение раскололось на несколько группировок,
не имеющих ни общей идеологии, ни общих политических устремлений.
Афробразильские культы
возникли около 1850 г. как синкретические
верования; из исконно африканских черт в них сохранилась вера
в переселение духов орикса и экстатические танцы. На северо-востоке
культ получил название кандомбле, на юго-востоке – макумба,
а с 1925-1930 гг. большое распространение получил зародившийся
в Рио-де-Жанейро культ умбанда. Изначально запрещенные, сегодня
культы поклонения духам существенным образом определяют картину
религиозной жизни Бразилии.
Афрогвианские верования
возникли в Суринаме (бывшей нидерландской
Гвиане) среди креольского населения побережья и получили распространение
среди беглых рабов, укрывавшихся в глубине страны. Религия креолов
побережья называется винти или афкодре (от голландск. afgoderij
– "идолопоклонство", "обожание"). В обоих
культах сохраняются элементы древних африканских и исконных
верований.
Религиозная жизнь африканцев Соединенных Штатов Америки
славится своей насыщенностью; особенность ее состоит в том,
что американские негры, в большинстве своем успешно подвергшиеся
евангелизации, не сохранили в неприкосновенности африканские
культы и ритуалы. Идея возвращения в Африку, пропагандировавшаяся
Американским Обществом Колонизации (American Colonization Society)
с 1816 г. и, в несколько видоизмененном виде, различными негритянскими
церкями на рубеже нашего века, успеха не имела. некоторые афроамериканцы,
разочаровавшись в христианской церкви, оказавшейся не в состоянии
удовлетворить их социальные чаяния, приняли иудаизм, а многие
– ислам. На сегодняшний день существует два объединения афроамериканских
мусульман, и оба восходят к организации Народ Ислама
,
основанной Элией Мухаммадом (Элия Пул, 1897-1975) в 1934 г.
на базе сообщества, созданного мусульманином Уоллесом Д. Фардом,
и вобравшего в себя элементы учения параллельной организации
Мавританский Храм Науки
(Moorish Science Temple) Ноубла
Дрю Али (Тимоти Дрю, 1886-1920) и учения индийских миссионеров
из группы Ахмадья, основанной в 1920 г. В 1964 г. от Народа
Ислама отделилась группа Мусульманская мечеть, возглавляемая
Малькольмом Икс (Малькольм Литтл, 1925-1965). После смерти Элии
Мухаммеда в 1975 г., его сын Варитхуддин Мухаммед (Уоллес Дин)
превратил Народ Ислама в организацию, придерживающуюся идей
ортодоксального ислама (суннитов), дав ей название Американская
мусульманская миссия. Народ Ислама является сегодня организацией,
во главе которой стоит пастор Льюис Фарракан из Чикаго, продолжающий
следовать по пути, указанному Элией Мухаммедом.
«АФРИКА».
Культы и религии Африки.
Раздел Африки.
Либерия.
Эфиопия.
Южная Африка.
Европейская колонизация.
1. Африку населяют народы с разным уровнем развития – от первобытного строя до феодальных монархий (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан, Мадагаскар). У многих народов развита культура земледелия (кофе, арахис, какао-бобы). Многие знали письменность, имели свою литературу.
В Африке множество религий - тотемизма, анимизма, культа предков, культа природы и стихий, колдовство, магия, обожествление правителей, жрецов.
2. В конце XV века начались колониальные захваты – разрушены торговые связи, уничтожено местное производство, работорговля, гибель государств.
Крупнейшие базы работорговли колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.
К 1900 году вся Африка поделена между государствами Европы на колонии. Независимость сохранили Либерия и Эфиопия, НО!!! входили в сферу влияния.
3. ЛИБЕРИЯ («свободный») – государство, созданное рабами-переселенцами из США. Государство построено на передовых принципах Европы и Америки. По конституции в стране провозглашено равенство всех людей и их права - право на жизнь и свободу, безопасность и счастье. Устанавливались принципы верховной власти народа, свободы вероисповедания, собраний, суда присяжных, свободы печати и т. п. Либерия отстояла суверенитет, используя противоречия между Англией и Францией. Политически свободная, экономически – зависимая.
4. Эфиопия XIX веке состоит из нескольких провинций (феодальные княжества). Феодальной раздробленностью пытались воспользоваться Англия и Франция.
В 50-х годах XIX века в Эфиопии появился Касса, который смог объединить страну и объявил себя императором. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создал многочисленную и дисциплинированную армию; реорганизована налоговая система: уменьшены поборы с крестьян, объединил доходы в своих руках; запретил работорговлю; ослабил могущество церкви; развивал торговлю; пригашал в страну иностранных специалистов. Эфиопию пытались покорить Англия, потом Италия, НО!!! ей удалось отстоять независимость.
5. XVII век - начало колонизации Южной Африки. Колония расширяется через захват земель у местных племен - готтентоты и бушмены. Переселенцы называли себя бурами (крестьянин, мужик). Буры создали две республики – НАТАЛЬ и ТРАНСВААЛЬ. Англия сначала признала республики. НО!!! на их территории нашли алмазы и золото. В 1899-1902 годах Англия победила республики, а потом объединила все земли Южной Африки в самоуправляющуюся колонию (доминион) - Южно-Африканский Союз (ЮАС).
6. В начале XX века усилился приток капиталов в колонии. ЦЕЛЬ – хищническая эксплуатация природных и людских ресурсов континента (ограбление). В начале XX века бельгийцы и французы создали систему принудительного труда в бассейне Конго. Колониальный гнет вызывал сопротивление африканцев.
В 1904-07 годах началось восстание ГЕРЕРО и ГОТТЕНТОТОВ.
После разгрома восстания колониальные власти конфисковали много земель и продали их немецким поселенцам, согнав коренных жителей в резервации. Земли гереро и готтентотов объявлены собственностью Германии, а вся территория Юго-Западной Африки стала немецкой колонией.
Является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.
Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?
Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.
Здесь были найдены первые останки Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.
Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них - поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.
Интересно, что в одной из самых экзотических - Эфиопии - не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.
Одна из самых распространенных религий - ислам
В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению - освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. - арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.
Религия Африки в 19 веке
Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии - существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира - нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.
Распространенные культы и религии Африки
Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:
- Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
- Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
- Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
- Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
- Культ вещей и предметов - фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
- Ибога - самая необычная религия Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.
Особенности религий африканского народа
Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:
- Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
- Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
- Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
- Во многих устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
- Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
- Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
- Жертвы богам может приносить любой человек.
- Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
- Близость к природе и любовь к земле.
Самые популярные традиции и обычаи Африки
Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:
- Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
- У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
- После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
- В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.
Информация для туристов
Африка - удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:
- Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
- Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
- Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
- Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
- Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
- Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
- Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.
В заключение
Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.
А также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.
Христианско-африканские церкви и культы
Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.
Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .
Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :
С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.
В начале XX века количества церквей существенно выросло.
Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.
Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
Наиболее значимым являются:
- кимбангизм - церковь последователей Симона Кимбангу , (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).
Ислам
В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .
Иудаизм
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.
Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта (см. Древнеегипетская религия).
Дхармические религии
Буддизм
Сикхизм
Традиционные религии
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити , бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Бахаи
Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте ; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.
Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.
Нерелигиозность
Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах
Распространение религий в Африке
Регион | Население (2006) | христианство | ислам | традиционные религии | индуизм | бахаи | иудаизм | буддизм | нерелигиозность | атеизм |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Северная Африка | 209 948 396 | 9,0 % | 87,6 % | 2,2 % | 0,0 % | 0,0 % | 0,0 % | 0,0 % | 1,1 % | 0,1 % |
Западная Африка | 274 271 145 | 35,3 % | 46,8 % | 17,4 % | 0,0 % | 0,1 % | 0,0 % | 0,0 % | 0,3 % | 0,0 % |
Центральная Африка | 118 735 099 | 81,3 % | 9,6 % | 8,0 % | 0,1 % | 0,4 % | 0,0 % | 0,0 % | 0,6 % | 0,0 % |
Восточная Африка | 302 636 533 | 62,0 % | 21,1 % | 15,6 % | 0,5 % | 0,4 % | 0,0 % | 0,019 % | 0,3 % | 0,0 % |
Южная Африка | 50 619 998 | 82,0 % | 2,2 % | 9,7 % | 2,1 % | 0,7 % | 0,1 % | 0,035 % | 2,7 % | 0,3 % |
См. также
Напишите отзыв о статье "Религии Африки"
Примечания
- Согласно энциклопедии Британника , на середину 2002 года в Африке было 376,45 млн христиан, 329,87 млн мусульман и 98,73 млн последователей традиционных религий (Encyclopedia Britannica. Britannica Book of the Year 2003. - С. 306. - ISBN 978-0-85229-956-2).
- Steven Kaplan. The Africanization of Missionary Christianity: History and Typology // Journal of Religion in Africa 16 (3) (1986), 165-186.
- Дмитрий Таевский.
- А. Б. Давидсон . // Новая и новейшая история, № 5, 2000.
- Христианско-африканские культы // Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988. Стр. 601.
- Данные на 1993 год, взяты из (англ.) .
- на сайте buddhanet
- http://news.bahai.org/story/249 данные на 2003 год.
- .
- , факультет социологии, Университет штата Пенсильвания . Цифры за 2006 год. Регионы, перечисленные здесь, не соответствуют официальному делению ООН . Например, «Восточная Африка» включает не только большинство наций Восточной Африки , но также и Зимбабве , Мадагаскар , Мозамбик и Замбию . Ангола размещена в Центральной Африке , сильно уменьшая Южную Африку по сравнению с Южной Африкой , обозначенной ООН . Данные скомпилированы ARDA из разных источников.
Литература
- Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справочник / Отв. ред. Р. Н. Исмагилова . - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М .: Наука . Главная редакция восточной литературы, 1981. - 368 с. - 15 000 экз. (в пер.) (1-е изд. - 1967)
Ссылки
- (англ.) классический текст по традиционным религиям Африки
Отрывок, характеризующий Религии Африки
И снова я появилась там, где жили давно умершие, ставшие дорогими моему сердцу люди... Горечь кутала мою душу в саван молчания, не позволяя с ними общаться. Я не могла обратиться к ним, не могла даже сказать, какими мужественными и чудесными они были...Окситания...
На самой верхушке высокой каменной горы стояло трое человек... Одним из них был Светодар, он выглядел очень печальным. Рядом, опёршись на его руку, стояла очень красивая молодая женщина, а за неё цеплялся маленький белокурый мальчик, прижимавший к груди огромную охапку ярких полевых цветов.
– Кому же ты нарвал так много, Белоярушка? – ласково спросил Светодар.
– Ну, как же?!.. – удивился мальчонка, тут же разделяя букет на три ровных части. – Это вот – мамочке... А это вот милой бабушке Таре, а это – бабушке Марии. Разве не правильно, дедушка?
Светодар не ответил, лишь крепко прижал мальчика к груди. Он был всем, что у него оставалось... этот чудесный ласковый малыш. После умершей при родах правнучки Марии, которой Светодар так никогда и не увидел, у малыша оставалась только тётя Марсилла (стоявшая рядом с ними) и отец, которого Белояр почти не помнил, так как тот всё время где-то воевал.
– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет...
– Никуда не уйду, Белоярушка. Куда же мне идти, если ты находишься здесь?.. Мы ведь теперь с тобой всегда будем вместе, правда? Ты и я – это такая большая сила!.. Так ведь?
Малыш от удовольствия повизгивал и всё жался к своему новоявленному деду, будто тот мог вдруг взять и исчезнуть, так же внезапно, как и появился.
– Ты и правда никуда не собираешься, Светодар? – тихо спросила Марсилла.
Светодар лишь грустно мотнул головой. Да и куда ему было идти, куда податься?.. Это была его земля, его корни. Здесь жили и умерли все, кого он любил, кто был ему дорог. И именно сюда он шёл ДОМОЙ. В Монтсегуре ему были несказанно рады. Правда, там не осталось ни одного из тех, кто бы его помнил. Но были их дети и внуки. Были его КАТАРЫ, которых он всем своим сердцем любил и всей душой уважал.
Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.
Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них... Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли...
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души... Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.
Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа...
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.
Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим... (Веста, стоявшая над телом своей матери?..) У Светодара зашевелились волосы!.. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.
Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать...
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих...
Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину... Это было настоящим творением любви... Только любящим зодчим была природа.
У меня на глазах блестели слёзы... И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы... и с именем которой древние воины бросались в бой... с именем которой рождалась новая жизнь... именем которой менялся и становился лучше наш мир... Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться... За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно... Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком...
– Ну что ты, мой друг!.. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся...
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое...
– Тебе нельзя расслабляться... Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а»... Получится а’мор (а"mort) – без смерти... Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать... Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви... оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных!.. Даария... Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины!.. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой!.. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.
– Скажи, Север, осталось ли что-то от записей катар? Должно же было что-то сохраниться? Даже если не самих Совершенных, то хотя бы просто учеников? Я имею в виду что-то об их настоящей жизни и учении?
– К сожалению – нет, Изидора. Инквизиция уничтожила всё и везде. Её вассалы, по приказу Папы, посылались даже в другие страны, чтобы уничтожить каждую рукопись, каждый оставшийся кусочек бересты, какой только могли найти... Мы искали хоть что-нибудь, но ничего не смогли спасти.
– Ну, а сами люди? Не могло ли остаться что-то у людей, кто сохранял бы это через века?
– Не знаю, Изидора... Думаю, даже если кто-то и имел какую-то запись, то её изменили за время. Человеку ведь свойственно всё перекраивать по-своему... А уж особенно не понимая. Так что вряд ли что-либо сохранилось, как оно было. Жаль... Правда, у нас сохранились дневники Радомира и Магдалины, но это было до создания катар. Хотя, думаю, учение не изменилось.
– Прости, за мои сумбурные мысли и вопросы, Север. Вижу, что потеряла много, не придя к вам. Но всё же, я пока жива. А пока дышу, я ещё могу тебя спрашивать, не так ли? Расскажешь ли мне, как закончилась жизнь Светодара? Прости, за то, что прервала.
Север искренне улыбался. Ему нравилось моё нетерпение и жажда «успеть» узнать. И он с удовольствием продолжил.
После своего возвращения, Светодар жил и учил в Окситании всего два года, Изидора. Но эти годы стали самыми дорогими и счастливыми годами его скитальческой жизни. Его дни, освещённые весёлым смехом Белояра, проходили в любимом Монтсегуре, в окружении Совершенных, которым Светодар честно и искренне пытался передать то, чему долгие годы учил его далёкий Странник.
Они собирались в Храме Солнца, который удесятерял собой нужную им Живую Силу. А также защищал их от нежелательных «гостей», когда кто-то собирался туда тайно проникнуть, не желая появляться открыто.
Храмом Солнца называли специально построенную в Монтсегуре башню, которая в определённое время суток пропускала в окно прямые солнечные лучи, что делало Храм в тот миг истинно волшебным. А ещё эта башня концентрировала и усиливала энергию, что для работающих там в тот момент катар облегчало напряжение и не требовало слишком большой отдачи сил.
В скором времени произошёл непредвиденный и довольно таки забавный случай, после которого ближайшие Совершенные (а потом и остальные катары) начали называть Светодара «огненным». А началось это после того, как во время одного из обычных занятий Светодар, забывшись, полностью раскрыл перед ними свою высокую энергетическую Сущность... Как известно, все без исключения Совершенные были видящими. И появление пылающей огнём сущности Светодара вызвало настоящий шок у Совершенных... Посыпались тысячи вопросов, на многие из которых даже у самого Светодара не было ответов. Ответить мог, наверное, только Странник, но он был недосягаемым и далёким. Поэтому Светодар вынужден был как то объясняться с друзьями сам... Удалось ему это или нет – неизвестно. Только с того самого дня все катары начали называть его Огненным Учителем.
(О существовании Огненного Учителя и правда упоминается в некоторых современных книгах про катар, только, к сожалению, не о том, который был настоящим... Видимо прав был Север, говоря, что люди, не понимая, переделывают всё на свой лад... Как говорится: «слышали звон, но не знают где он»... Например, я нашла воспоминания «последнего катара» Дэода Роше, который говорит, что Огненным Учителем был некий Штайнер(?!)... Опять же, к Чистому и Светлому насильно «приживляется» народ Израиля.... которого никогда не было среди настоящих Катар).
Прошло два года. Мир и покой царили в уставшей душе Светодара. Дни бежали за днями, унося всё дальше старые печали... Малыш Белояр, казалось, рос не по дням, а по часам, становясь всё смышлёнее и умней, перегоняя в этом всех своих старших друзей, чем сильно радовал дедушку Светодара. Но вот в один из таких счастливых, спокойных дней, Светодар вдруг почувствовал странную, щемящую тревогу... Его Дар говорил ему – в его мирную дверь стучится беда... Ничего вроде бы не менялось, ничего не происходило. Но тревога Светодара росла, отравляя приятные мгновения полного покоя.
Однажды, Светодар гулял по окрестностям с маленьким Белояром (мирское имя которого было – Франк) недалеко от пещеры, в которой погибла почти что вся его семья. Погода была чудесной – день стоял солнечный и тёплый – и ноги сами понесли Светодара проведать печальную пещеру... Маленький Белояр, как всегда, нарвал близ растущих полевых цветов, и дедушка с праправнуком пришли поклониться месту умерших.
Наверное, кто-то когда-то наложил проклятие на эту пещеру для его семьи, иначе невозможно было понять, как же они, такие необычайно одарённые, вдруг почему-то полностью теряли свою чувствительность, именно попадая только в эту пещеру, и как слепые котята, направлялись прямиком в кем-то расставленный капкан.
Весело щебетавший свою любимую песенку Белояр вдруг замолк, как это всегда случалось, стоило ему войти в знакомую пещеру. Мальчик не понимал, что заставляло его вести себя именно так, но как только они входили внутрь – всё его весёлое настроение куда-то испарялось, и оставалась в сердечке только печаль...
– Скажи мне, дедушка, а почему здесь всегда убивали? Это место очень печальное, я это «слышу»... Давай уйдём отсюда дедушка! Мне оно очень не нравится... Здесь всегда пахнет бедой.
Малыш боязливо передёрнул плечиками, будто и, правда, почувствовав какую-то беду. Светодар печально улыбнулся и крепко обняв мальчика, хотел уже выйти наружу, как у входа в пещеру неожиданно появились четверо незнакомых ему человек.