Русские евангельские общины и церкви в европе. Православные храмы европы
Собор святителя Николая Чудотворца в Вене — православный храм; в настоящее время кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).
Храм был построен при российском императорском посольстве в 1893—1899 годах итальянским архитектором Луиджи Джакомелли по проекту Г. И. Котова. Значительную часть расходов на строительство — 400 000 рублей — составили пожертвования императора Александра III. Освящен храм 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом.
Церковь выполнена в формах псевдорусской архитектуры. В здании собора 2 этажа: верхний храм освящен во имя святителя Николая Чудотворца; нижний — в память императора Александра III, его покровителя благоверного князя Александра Невского.
После начала Первой Мировой войны из-за разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией посольство вместе с собором были закрыты. По установлении в феврале 1924 года дипломатических отношений между СССР и Австрией, храм был передан в ведение общины в юрисдикции лояльного Москве митрополита Евлогия (Георгиевского). В июне 1941 года вся недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Третьего рейха. 19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ. После освобождения Вены советскими войсками в мае 1945 года, храм перешел в ведение Московского Патриархата. В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии, храм стал именоваться кафедральным собором.
2 Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине
Церковь святых равноапостольных Константина и Елены — православный храм в Берлинском районе Тегель, в центре русского кладбища. Относится к Берлинской епархии Русской православной церкви.
В 1892 году православным Свято-Владимирским братством и настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексеем Мальцевым было приобретено два участка земли: один — для устройства православного кладбища в пригородной тогда деревне Тегель и другой — для строительства Братского дома (для благотворительной и просветительской деятельности). В 1893 году на купленных участках был заложен златоглавый православный храм во имя равноапостольных Константина и Елены.
Церковь строилась по проекту, присланному из России, руководил постройкой местный архитектор Бомм. Один из братьев Елисеевых — Александр Григорьевич — подарил храму позолоченный иконостас резного дуба. Через год храм Константина и Елены был торжественно освящен. Поскольку собор строился только для кладбищенских нужд, то вмещает он всего 30−40 человек.
По распоряжению Александра III в Тегель привезли 4 тонны земли, собранной в 20 российских губерниях, земля была рассыпана по всему участку кладбища. Из России были доставлены также саженцы деревьев, для того чтобы почившие на чужбине смогли найти покой в родной земле под сенью русских деревьев. С течением времени кладбище стало мемориалом русской эмиграции в Германии.
3 Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре
Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины — православный храм на историческом кладбище города Веймара. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.
Первый православный храм в Веймаре был устроен для принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочери императора Павла I. Домовая церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины была освящена 18 декабря 1804 года на первом этаже особняка фон Штейн. В 1835 году на втором этаже северного флигеля замка была освящена «зимняя» церковь Святой Марии Магдалины, которая действовала до смерти герцогини в 1859 году.
Отдельный православный храм был заложен 20 июля 1860 года рядом с усыпальницей. Перед началом строительства под будущий храм была привезена в больших объемах земля из России. Руководил строительством местный архитектор Фердинанд фон Штрейхган, но проект был выполнен в Москве. 6 декабря 1862 года церковь была освящена духовником герцогини протоиереем Стефаном Сабининым. С началом Первой мировой войны службы в храме прекратились. 2 сентября 1950 года храм был передан Русской православной церкви.
Храм, выдержанный в русско-византийском стиле, стоит на высоком цоколе. Пять куполов покрыты медью и расписаны узорами. Боковые главки находятся на высоких декоративных барабанах. Саркофаг с гробом Марии Павловны находится в северной части храма, в крипте, соединенной с усыпальницей арочным проходом.
4 Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце
Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм в Ницце. С 15 декабря 2011 года в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.
В апреле 1865 года в Ницце в особняке парка Бермон от тяжелой болезни скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II. Император приобрел виллу Бермон, где 14 марта 1867 года была заложена Никольская часовня. 7 апреля 1869 года она была освящена.
В 1896 году на Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем царевиче император Николай II и Мария Федоровна приняли под свое покровительство строительство храма. Закладка храма была совершена 25 апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым. План храма составил М. Т. Преображенский. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов. В 1906 году строительные работы за недостатком средств были приостановлены. В 1908 году император Николай II пожертвовал из своей личной казны 700 000 франков, на которые были возведен купол и закончены основные строительные работы. Храм был освящен в 17 декабря 1912 года.
Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочеными по цинку орлами белокаменных крыльца.
5 Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене
Церковь Святого преподобного Симеона Дивногорца — православный храм в Дрездене. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.
В 1861 году по желанию русской общины в Дрездене была устроена домовая приходская церковь в частном доме на Сидониенштрассе. В 1864 году община переселилась в дом на Бойстштрассе. В 1872 году здание, в котором помещался храм, перешло к новому владельцу, не пожелавшему иметь там православную церковь. Русский подданный А. Ф. Вольнер пожертвовал необходимый для постройки церкви участок земли в одной из лучших частей города на Райхенбахштрассе. Проект храма, заложенного 7 мая 1872 года, был составлен безвозмездно архитектором Г. Ю. фон Боссе. 5 июня 1874 года протоиерей Михаил Раевский освятил церковь в честь святого Симеона Дивногорца.
После начала Первой мировой войны церковь была закрыта. В 1938−39 годах церковь была передана Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Во время бомбардировки 13 февраля 1945 года церковь чудом устояла, но ей были нанесены значительные повреждения (сильно пострадала колокольня). Летом 1945 года церковь снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.
Храм представляет собой изящнейшее выражение русско-византийского стиля. Главный корпус храма увенчан пятью голубыми главами. Над западной частью находится колокольня, оканчивающаяся пирамидальным восьмигранным верхом. Стены храма выложены из тесаного тюрингского песчаника.
6 Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге
Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов». Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.
Желание увековечить место, где произошла «Битва народов», побудило Россию возвести храм-памятник. Пожертвования на строительство собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 4 мая 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Власти Лейпцига предоставили участок земли на краю поля, где состоялось сражение. Торжественная закладка храма состоялась 28 декабря 1912 года. Автором проекта храма является В. А. Покровский. Церковь была освящена 17 октября 1913 года. В крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов».
С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду. С 1927 года храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе РПЦ. 5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма. Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.
Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Шатер венчает золоченая главка с крестом, поддерживаемым цепями. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранеными фонарями, символизирующими погребальные свечи. У входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших в битве.
7 Собор Святого Александра Невского в Париже
Собор Святого Александра Невского — кафедральный собор в Париже. Храм относится к Западноевропейскому экзархату русских приходов Константинопольского патриархата.
В первой половине XIX века в Париже постоянно или временно проживали около тысячи русских. Единственное молельное место находилось в русском посольстве, и этого очень не хватало. В 1847 году священник русского посольства Иосиф Васильев начал работы по проектированию постоянной церкви. Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования. Александр II внес личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Церковь была освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. В 1922 году она стала кафедральным собором.
Архитекторы церкви — Р. И. Кузьмин и И. В. Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м. На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна.
Собор Александра Невского связан с жизнью многих известных людей. 12 июля 1918 года там венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. В соборе отпевали Ивана Тургенева, Федора Шаляпина, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Андрея Тарковского.
Из-за того, что сотни церквей закрылись, и многим угрожает сокращение числа прихожан, возникает вопрос: что делать с неиспользуемыми зданиями?
Недавно в один из вечеров два десятка взлохмаченных скейтбордистов собрались в старинном устремленном ввысь здании церкви и принялись за свои леденящие кровь трюки. А сверху на них взирал мозаичный Христос в окружении торжественно-печальной толпы каменных святых.
Это местный каток Arnhem Skate Hall, появившийся в результате неуклюжей попытки переоборудования Храма Св. Иосифа, который когда-то под звон своих колоколов собирал на службу до тысячи прихожан.
Храм Св. Иосифа это одна из сотен церквей, которые закрылись или вот-вот закроются из-за сокращения числа прихожан и являются проблемой для властей на местном и даже государственном уровне во всей Западной Европе: что делать с некогда святыми, а теперь опустевшими зданиями, которые можно встретить повсюду на просторах от Великобритании до Дании.
Не исключено, что каток в Арнхеме долго не продержится. Некогда величественное здание храма разрушается под воздействием влаги и нуждается в срочном ремонте. Городские власти взимают с посетителей катка налоги, а римско-католическая церковь, которой до сих пор принадлежит это здание, пытается продать его по цене, слишком высокой для муниципалитета.
«Это ничейная территория, — рассказывает моложавый 46-летний активист Коллин Верстииг (Collin Versteegh), курирующий каток и вынужденный постоянно лавировать между местными политиками, не желающими заниматься этим вопросом.
То сложное положение, в котором оказался каток в Анхеме, характерно и для множества других зданий по всей Европе, длительное время трепетно относившейся к христианской религии, а теперь неумолимо теряющей связь с церковью и духовностью.
Закрытие церквей в Европе свидетельствует об ослаблении веры среди европейцев и представляет собой явление болезненное как для верующих, так и для людей далеких от веры, которые видят в религии объединяющую силу, столь важную для нашего отчаявшегося общества.
«В этих небольших городках все так устроено, что достаточно одного кафе, церкви и нескольких домов — вот уже и есть деревня, — говорит активистка Лилиан Гроотсвагерс (Lilian Grootswagers), выступающая за сохранение церкви в своем родном голландском городке.— Если церковь забросить и закрыть, то в нашей стране все полностью изменится».
Тенденции, наметившиеся в Европе в христианской среде, не так заметны в других религиях. Ортодоксальный иудаизм, преобладающий в Европе, почти не ощутил на себе никаких изменений. А что касается ислама, то он даже укрепил свои позиции за счет притока иммигрантов из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока.
По данным вашингтонского Исследовательского центра Pew, в 2010 году количество мусульман от общей численности населения Европы выросло приблизительно до 6% по сравнению с 4,1% в 1990 году. А к 2030 году оно может достичь 8%, что составит 58 миллионов человек.
На христиан закрытие храма, который обычно занимает центральное место на городской или деревенской площади, производит сильное эмоциональное впечатление. В церкви люди совершали религиозные обряды, делились печалями и радостями и стремились установить связь с Богом. И даже некоторые неверующие жители переживают, когда эти важные культовые здания начинают использовать не по назначению или сносят.
Когда такие храмы закрывают, местные власти зачастую стремятся найти для этих исторических зданий какое-нибудь важное применение, чтобы воссоздать среди местного населения атмосферу единения. Однако содержать эти здания, как правило, очень дорого, к тому же, количество библиотек и концертных залов, которые местные власти в состоянии содержать, ограничено. Поэтому эти здания обычно приобретаются под коммерческие проекты.
В масштабах Европы количество закрытых церквей пока невелико, но если говорить об отдельных странах, то цифры впечатляют.
Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов.
Но больше всего эта печальная тенденция заметна в Нидерландах. По оценкам высшего католического духовенства страны, в течение ближайших 10 лет перестанут действовать две трети из 1600 приходов, и, скорее всего, за четыре ближайших года в Голландии будут закрыты 700 протестантских церквей.
«Количество закрывающихся храмов настолько велико, что это коснется всего общества, — считает г-жа Гроотсвагерс, активистка движения «Будущее религиозного наследия» (Future for Religious Heritage), которая борется за сохранение храмов. — У всех по соседству появятся большие пустые здания».
В США пока удалось избежать такого массового закрытия храмов, поскольку американские христиане пока строже соблюдают религиозные предписания, чем европейские. Правда, как утверждают религиоведы, сокращение числа верующих и соблюдающих религиозные предписания людей в Америке свидетельствует о том, что в ближайшие годы страна столкнется с такой же проблемой.
Многие европейские храмы на протяжении многих веков служили центрами, объединяющими население, вокруг них формировались общины. Жители часто очень к ним привязаны и сопротивляются любым конструктивным предложениям по преобразованию храмов в магазины и учреждения.
По мнению г-на Верстиига, каток приносит городу пользу, которая заключается в том, что это позволяет сохранить здание, а у молодежи есть возможность с пользой проводить время. Правда, он утверждает, что местное католическое духовенство и городские власти отказываются финансировать здание из-за того, что, как ему кажется, в здании витает едва заметный дух бунтарства. «Мы уже не знаем, в какую дверь стучать и к кому обращаться», — сетует он.
Местные церковные и городские власти отрицают, что их устраивает каток, но при этом упоминают плачевную ситуацию с ненадежным финансированием. «Коллин требует любви и милосердия. А мы вынуждены из милосердия поступать жестоко, — говорит вице-мэр Арнхема Джерри Элфринк (Gerrie Elfrink). — Он все упрощает — “дайте мне денег, и у меня не будет проблем”. Но это же нерационально».
Пока общественность пытается найти новое применение для старых церквей, появляются варианты, некоторые из которых достойны и приличны, а некоторые не очень. В Голландии одну из церквей превратили в супермаркет, другую в цветочный магазин, третью в книжную лавку, а четвертую в спортзал. В Арнхеме в церковном здании, построенном в 1889 году, расположился модный магазин под названием «Гуманоид», и теперь под старинными окнами с витражами выстроились полки со стильной женской одеждой.
В английском Бристоле бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка «Circomedia». Как говорят начальники, высокие потолки позволяют установить подвесное оборудование вроде трапеций.
А в шотландском Эдинбурге лютеранская церковь превратилась в бар в стиле Франкенштейна — интерьер оформлен колбами с булькающей жидкостью, лазерной техникой и фигурой монстра-Франкенштейна в полный рост, который в полночь спускается с потолка.
Как утверждает администратор бара Джейсон МакДоналд (Jason MacDonald), он ни разу не слышал никаких жалоб относительно такого использования церкви. «Причина очень простая: есть сотни и сотни церквей, но в них никто не ходит, — говорит г-н МакДоналд, — и если бы их не переоборудовали, они так и оставались бы пустыми».
Многие церкви, особенно небольшие, переоборудованы в дома, и даже появился новый бизнес по подбору старых церквей для возможных покупателей.
Церкви Англии и Шотландии выкладывают в интернете списки имеющихся зданий с описаниями, как в настоящих агентствах недвижимости. Говорят, что, например, Церковь Св. Иоанна в английском Бакапе предлагает на продажу «высокий неф (в церковном здании — отделённое столбами или колоннами продольное помещение, — прим. перев.) и подвальные помещения с каменными сводчатыми потолками» приблизительно за 160 тысяч долларов.
А британский вебсайт OurProperty действует более откровенно. «Вы считаете, что жить в современных заурядных домах — значит мучиться, словно в аду? — вопрошают его создатели. — Не кажется ли вам, что жизнь в переоборудованной церкви можно сравнить с райским удовольствием?» Если да, «у нас есть для вас множество вариантов переоборудованных церковных зданий, и наши специалисты готовы помочь вам сделать прыжок в неизведанный мир».
Заброшенные церкви в настоящее время представляют собой довольно серьезную проблему, которой должны заняться и государственные органы. Правительство Нидерландов совместно с религиозными и общественными организациями разработало государственную программу по сохранению таких зданий. Голландская провинция Фрисландия, на территории которой из 729 имеющихся церквей 250 были закрыты или переоборудованы, формирует команду «Delta team» для решения этой проблемы.
«Вопрос решается отдельно по каждой церкви, — говорит Альберт Реинстра (Albert Reinstra), эксперт по делам церкви при Управлении по культурному наследию Голландии. — Когда они пустеют, что нам с ними делать?» Сторонники защиты исторических памятников утверждают, что у них зачастую нет тех денег, которые необходимы для переоборудования таких зданий и использования их для нужд общества.
Такие споры могут заканчиваться принятием нелегких решений, а для некоторых — даже болезненных. Когда Пауль Клемент (Paul Clement), настоятель монастыря августинского ордена Нидерландов, принял монашество в 1958 году, в монастыре было 380 братьев, а теперь их количество сократилось до 39. Самому молодому монаху сейчас 70 лет, и отец Клемент, которому самому уже 74, собирается продать монастырскую церковь.
«Это нелегко, — признается отец Клемент, — для меня это очень печально».
В США, согласно церковной статистике, в период между 2000 и 2010 годами появилось около пяти тысяч новых церквей. Но некоторые ученые считают, что Америку постигнет та же судьба, что и Европу, поскольку, как утверждает профессор Скотт Тумма (Scott Thumma), преподающий социологию религии в Хартфордской семинарии в штате Коннектикут, за этот же период количество воцерковленных людей сократилось на 3%.
По словам г-на Туммы, контингент американцев, регулярно посещающих церковь, стареет. И пока эти тенденции не изменятся, считает он, «в течение следующих 30 лет ситуация в США будет такой же, а то и хуже, чем то, что мы наблюдаем в современной Европе».
В помещении катка в Арнхеме алтарь и орган демонтировали и вывезли из здания церкви, построенной в 1928 году, но в пыльном чулане до сих пор хранятся ноты для хора, которыми не пользовались уже 10 лет. На скейтборде, висящем на стене, надпись: «Катайся на темной стороне».
С два десятка молодых ребят разгоняются по деревянной наклонной площадке и рампам. Когда они приземляются, звук разносится по всей церкви, и от стен и сводов, под которым когда-то звучали псалмы, теперь отражается рэп. С фигуры святого свисает автомобильная покрышка.
По словам постоянного посетителя 21-летнего Пэка Смита (Pack Smit), вся обстановка здесь усиливает удовольствие от катания. «Создается ощущение огромного пространства, какая-то средневековая атмосфера, — делится он впечатлениями, попивая кока-колу из большой бутылки. — Когда я увидел это все в первый раз, то минут пять стоял и смотрел».
Другой завсегдатай, 14-летний Пелла Кломп (Pella Klomp), говорит, что иногда люди останавливаются возле катка и высказывают недовольство. «Особенно пожилые говорят, что “все это возмутительно, что мы непочтительно относимся к вере”, — рассказывает он, — я могу их понять, но они же все равно в эту церковь не ходили».
Г-н Верстииг, курирующий каток, утверждает, что церковные и муниципальные власти не хотят обсуждать с ним свои планы. По его оценкам, на содержание церкви необходимо 3,7 миллиона долларов, а чтобы купить ее и дом приходского священника потребуются 812 тысяч долларов — гораздо больше, чем он в состоянии заплатить.
Пастор прихода Св. Евсевия отец Ханс Паув (Hans Pauw) подтверждает, что община на самом деле пытается продать церковь, и при этом говорит, что церковные власти не возражают против того, что сейчас здание используется как каток. По его словам представители общины сейчас ведут переговоры с возможным покупателем.
«Мы против некоторых вещей — чтобы здесь устраивали казино или притон, или что-то еще в этом роде, — говорит отец Паув, — но теперь, когда в нашем понимании это уже не церковь, это здание можно использовать для любых целей». На вопрос о лике Христа, к которому прикреплен скейт, украшающий интерьер, он отвечает, что «видит в этом элемент юмора».
Вице-мэр Арнхема г-н Элфринк утверждает, что городские власти сделали все возможное, чтобы оказать финансовую поддержку устроителям катка. Они помогли купить деревянные рампы и заплатили налог за прошлый год. «Надеюсь, что здание будет и дальше использоваться как каток», — говорит Элфринк.
Правда, г-на Верстиига иногда одолевают сомнения. «Есть ли смысл продолжать все это, если никто не помогает, — сетует он. — У людей есть здание, имеющее историческую ценность, культурную ценность, и все это принадлежит католической церкви. Но поклонников, прихожан больше не осталось».
В начале своего доклада я хотел бы сказать пару слов о Православной Церкви вообще, о том, как она сама себя понимает.
Христиане считают, что Церковь как богочеловеческий организм была основана Иисусом Христом около двух тысяч лет назад. Уже в первом веке по Рождестве Христовом христианство значительно распространилась по территории Римской империи. Оставаясь единой по сути, христианская Церковь была разделена географически, что потребовало организации церковной жизни на местах. Со временем внутри единой Церкви Христовой образуются поместные Церкви вокруг административных Центров и провинций Римской империи. Так в четвертом веке мы насчитываем пять поместных Церквей. Это Римская, Иерусалимская, Константинопольская, Александрийская и Антиохийская Церкви.
В 11 веке произошел так называемый Великий раскол Церкви, после которого Римская Церковь не имеет евхаристического общения с другими христианскими Церквями.
С распространением христианства появляются новые православные автокефальные церкви. В настоящее время их насчитывается пятнадцать. Это:
История христианства на Руси, как и в других славянских народах, связана с проповедью Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в IX веке. Эта миссия осуществлялась при поддержке и по благословению папы Римского Николая. Их трудами на славянские языки переводится Священное Писание. Для этого изобретается письменность. В 988 году по Рождестве Христовом в Древней столице Руси Киеве подданные великого князя Владимира участвуют в массовом крещении в реке Днепре, подражая примеру своего правителя.
Этот день принято считать днем Крещения Руси и началом существования Русской Православной Церкви, которая до пятнадцатого века являлась митрополией Церкви Константинопольской, а в 1448 году получает автокефалию. Самым известным в мире представителем средневековой Русской Церкви можно назвать иконописца Андрея Рублева, чьи иконы до сегодняшнего дня являются образцом для русских иконописцев.
На рубеже 19-20 веков русское искусство и наука во всех направлениях испытывают необыкновенный подъем, обусловленный постепенным развитием и накоплением знаний в предшествующие века. Высокого уровня достигают также богословская наука и церковное искусство. После революции 1917 года, многие видные русские ученые, богословы, писатели, философы оказываются в Западной Европе. Среди них: Николай Лосский, Семен Франк, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин и другие.
В 1925 году в Париже основывается Свято Сергиевский богословский институт, который не только продолжил традиции русского богословского образования, но и под влиянием французской научной школы вырастил новых русских богословов.
Конечно, русская церковная эмиграция первой половины 20 века познакомила Европу с русским Православием в его зрелых формах и фазе наивысшего расцвета. Помимо церковных ученых и богослов это еще и писатели, композиторы, иконописцы. Огромный интерес вызывает русская икона, византийское богослужение.
Впечатление, произведенное знакомством с православной иконописью, остается довольно сильным и сегодня. Так, например, в Порту есть монастырь Кармелиток Римско-католической Церкви. Его настоятельница сестра Вера в свое время училась в Париже в иконописной мастерской, основанной русскими иконописцами. В этом монастыре действует иконописная мастерская, на стенах присутствуют фрески, написанные в Православной традиции, некоторые элементы восточной традиции присутствуют в богослужении и монастырском уставе.
В Португалии православные приходы появились в начале 2000 годов вслед за эмигрантами из Православных стран Восточной Европы. В настоящее время в стране шесть приходов Русской Православной Церкви в разных зонах. Приход в Порту организован по просьбе верующих в 2003 году. В 2007 году появляется свой постоянный священник. Наш приход многонациональный, прихожанами являются верующие из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Болгарии, Молдавии, Румынии, Латвии и других стран.
Центром нашей приходской жизни является богослужение, главной службой – божественная литургия. Чаще всего совершается литургия Иоанна Златоуста, составленная в четвертом веке. В богослужении мы используем церковнославянский язык, который появился в IX веке в результате перевод с греческого богослужебных книг и Священного Писания. И, если в России, например, существуют сомнения в целесообразности использования такого древнего и не всем понятного языка, то в наших условиях этот язык – объединяющий фактор, т.к. является общим для русских, украинцев, белорусов, болгар и сербов, которые также используют его для богослужения в своих странах.
Приход у нас небольшой: в воскресный день в храм приходят 30-40 человек. После службы бывает чаепитие, во время которого можно пообщаться друг с другом, задавать вопросы священнику. Функционируют библейская группа, молодежный клуб, детская школа, детский хор. Приход устраивает художественные выставки, концерты духовной музыки.
Хочется отметить, что наш приход, как и другие православные общины в Португалии, совершают богослужения в храмах и часовнях, предоставленных нам в пользование Римско-католической Церковью. Пребывая на канонической территории Римско-католической Церкви, православные общины встречают со стороны своих западных христиан поистине братское гостеприимство.
Находясь на территории Западной Европы, православные христиане с большим интересом изучают наследие Западной Церкви в области литургики, агиографии, патристики, христианского искусства. Так, например, наша община осуществляет публикации в Русских церковных СМИ статей о святых, подвизавшихся на севере современной Португалии, таких, как Мартин Думийский, Фруктуоз Брагский.
Важным событием в этой сфере стало создание иконы трех святителей: Мартина Думийского, Фруктуоза Брагского и Святого Розенда… Икона была написана нашей прихожанкой, иконописицей Мариной Шабановой при участии профессора университета города Порту доктора Луиша Карлоша Амарала. Икона написана в православной традиции, но с учетом иконописных особенностей Римско-католической Церкви.
Другой формой приобщения к местным христианским святыням стала традиция приходских паломнических поездок к местным святыням. Это были поездки к мощам святителя Фруктуоза в Брагу, которые покоятся в древнем храме IX века, к месту расположения Думийского монастыря в Браге, где подвизался святитель Мартин Брагский, к мощам священномученика Торквато (VIII век) в Гимарайш. В одной из таких поездок мы также посетили монастырь кармелиток в Банде, который я уже упоминал, побывали в их иконописной мастерской, поучаствовали в общей трапезе, познакомились с особенностями монастырского устава и богослужения. На мой взгляд, это пример здорового христианского экуменизма, когда две церкви представляют друг для друга взаимный интерес. И, не занимаясь прозелитизмом, друг друга обогащают.
Покровителем города Порту в течение пяти веков был великомученик Пантелеимон (4 век), мощи которого были принесены в город армянскими купцами в 15 веке. В городе также покоится частица мощей священномученика Климента, папы Римского (1 век), которые были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием на территории современного полуострова Крым в IX веке во время их славянской миссии и перенесены в Рим. В последние десятилетия сформировалась традиция регулярных паломнических маршрутов среди православных верующих из России, Украины и других стран к христианским святыням Западной Европы. И наш приход оказывает содействие нашим соотечественникам при посещении ими реликвий севера Португалии.
...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе
Во время путешествия по Европе мы с женой посетили Русские Церкви в разных городах и странах. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что решили узнать историю их возникновения.
В середине XIX века в Европе не было еще Русских Церквей. В некоторых городах имелись православные Храмы, но греческие или румынские. Русские дипломаты и купцы привозили с собой походные Церкви в сопровождении священников, иногда даже с небольшим хором. После поездок Императора Петра Первого увеличилось число людей при посольствах. Возникла потребность в постоянных Церквах, и таковые создавались в одной из комнат при посольствах, так называемые домовые Церкви.
Жизнь в Европе быстро менялась. Настало время индустриализации. Появились железные дороги, и с ними выросло число путешествующих людей. Династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами и герцогствами Германии увеличили приток русских людей в эти места. В России узнали о европейских курортах, и люди потянулись сюда на воды и к морю в надежде найти облегчение от разных недугов. Приезжие тоже хотели присутствовать на богослужениях, и посольские домовые Церкви не могли вместить всех молящихся.
Русские Церкви в Европе можно поделить на три категории: Церкви, возведенные до семнадцатого года, Церкви, возникшие между Первой и Второй мировыми войнами, и Церкви, построенные после сорок пятого года.
В этой статье мы говорим о построенных до семнадцатого года. Почти у каждой из них интересная история, строили их выдающиеся архитекторы, расписывали и украшали иконописцы и художники, вышедшие из стен Художественной Академии в Петербурге, а вклады деньгами или утварью делали люди, имена которых знала вся Россия.
За редким исключением, Храмы все очень красивы и построены из ценных материалов и на века.
Во Флоренции существовала походная Церковь, которая сопровождала императора Александра I в его путешествиях в период наполеоновских войн. Идея постройки Храма принадлежит Великой княжне Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, которая жила до 1873 года на вилле Демидовых.
Духовенство придавало особое значение постройке православного Храма во Флоренции. И вот почему.
Здесь в 1439 году митрополит московский Исидор поставил вместе с другими православными иерархами подпись под унией с католичеством, за что в Москве был посажен в тюрьму. Он сумел бежать в Италию и умер там в сане кардинала. Не подписал унию и возглавил движение против нее Марк Эфесский, за это причисленный к лику святых. Его изображение находится в западной части Храма.
Проект Храма был поручен архитектору Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, успешно возрождавшему традиции древнерусского зодчества. Им созданы Александро-Невский кафедральный собор в Ревеле и Никольский собор в Ницце.
В 1903 году состоялось освящение Церкви Рождества Христова. В торжестве участвовал русский дипломатический корпус.
Над входом в Церковь помещена мозаичная икона Божией Матери Знамение в обрамлении лилий. В украшении Храма широко использована разноцветная майолика. Главные врата Храма были пожертвованы из домовой Церкви виллы Демидова в Сан Донато, выполнены они из резного ореха в 1840 году.
На дверях Храма двадцать два рельефа, рассказывающих о событиях священной истории от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Иконостас выполнен из веронского мрамора по рисункам Преображенского и является даром Императора Николая II.
Сан Ремо
При входе в Церковь на мраморной таблице высечено: Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских Церквей 12, Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительного и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, Б. С. Шереметьев, В. И. Талевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости....
Этот Храм имеет облик русских Церквей XVI и XVII столетий. Архитектор Щусев к тому времени уже был известен в России своими работами в частности, по его проекту была построена мемориальная Церковь на поле Куликовом. Продолжал он работать и при советском правительстве. К сожалению, мавзолей Ленина создан по проекту этого же выдающегося архитектора.
Церковь украшена резным узором в камне. В постройке гармонично сочетаются разные материалы: кирпич, гранит и кафель.
Внутреннее убранство более чем скромно. В это время шла Балканская война, а Европа уже жила предощущением Первой Мировой...
Ментон
Ментон курортный город на французской стороне Ривьеры. Здесь когда-то была многочисленная русская колония. Позади Церкви находится русский старческий дом. Церковь в Ментоне небольшая и скромная в своей архитектуре. Возведена в 1892 году по проекту датского архитектора Терслинга.
В украшениях ее сохранены традиционные черты древних русских Церквей. Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости скромна в своем убранстве. Иконостас резного мрамора, одноярусный.
По своду надпись: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице. У стены справа киот военно-морских офицеров. Эти иконы в деревянных окладах были перенесены сюда из часовни на кладбище.
Само оно находится высоко над уровнем моря.
Ницца
Этот курортный город на юге Франции известен всему миру. Пройдем по улице императора Николая II, свернем на бульвар Царевича и вот он перед нами Никольский собор, самый крупный и самый красивый из всех Храмов Италии и южной Франции.
Храм был возведен в 1912 году и в том же году освящен. Святой синод объявил его Собором в ту пору необыкновенное явление для русской Церкви за границей. Этой чести не удостоилась даже Церковь на Рю Дарю в Париже.
На торжественном акте освящения присутствовали князь Александр Романовский, он же герцог Лейхтенбергский (внук императора Николая I), Великая княжна Анастасия, дочь Великого князя Михаила, видные представители русской колонии, французские власти. Удивительные сплетения обстоятельств и судеб привели к тому, что на этом месте и в этом городе возник такой великолепный Храм.
В 1896 году вдовствующая Императрица Мария Федоровна решила провести зиму в Кап Дай. Она приехала в сопровождении своих детей, Великих князей Георгия и Михаила и Великой княжны Ольги. Императрица надеялась, что мягкий климат поможет Великому князю Георгию, больному туберкулезом.
Общественность через настоятеля Церкви обратилась к Императрице за содействием в постройке нового Храма. Императрице не могла не понравиться эта мысль. Тридцать лет назад здесь, в Ницце, умер ее жених, наследник престола Великий князь Николай Александрович. Здесь же, в Ницце, решилась ее дальнейшая судьба, когда несколько позже она приняла предложение Императора Александра III стать его женой.
Известный архитектор, член Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский создал великолепный Храм в лучших традициях XVIXVII веков. Многие черты его напоминают Храм Св. Ильи в Ярославле, Храм Василия Блаженного в Москве, ряд других Церквей, построенных в городах русского Севера.
В выборе материалов для внешней отделки собора Преображенский воспользовался местными материалами и традициями. Использованы были мрамор, известняк особо твердого качества, серый гранит. Изразцы были заказаны частью во Франции, частью во Флоренции. На облицовку Храма пошли кирпичи из Германии они оказались самого высокого качества и имели нежный розоватый оттенок.
При прокладке фундамента обнаружилось, что участок, на котором собирались возводить собор, оказался не подходящим для монументального здания, грунт не мог принять на себя такой нагрузки. Пришлось искать новое место.
В 1902 году Император Николай II дал свое согласие на постройку Храма в Бермонд-парке, который принадлежал ему и находился в центре города. Император Александр II купил этот парк после смерти своего старшего сына и наследника престола Великого князя Николая Александровича. Вилла, в которой тот умер, была снесена, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Иконы были написаны художником Неффом, очень известным тогда в России.
Читаем на плите: Сей соборный Храм сооружен монаршим попечением и щедротами государя Императора Николая II и его Августейшей матери вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Освящен 4/17 декабря 1912 года.
Лик Спаса Нерукотворного и остальные иконы на фасадах собора исполнил художник Фролов по эскизам Васильева.
Особое внимание было обращено на внутреннее великолепие Храма. Ученик строгановской школы живописи Л. Пиановский создал чертежи, по которым иконостас был изготовлен в знаменитой мастерской Хлебникова в Москве из чеканного металла и литой бронзы и затем позолочен.
Образцом служили иконостас Церквей Св. Ильи в Ярославле, Спаса в Ростовском Кремле и некоторых старых Церквей Москвы.
Все иконы иконостаса выполнил иконописец (или как раньше называли изограф) Глазунов. Справа в Церкви стоит высокий массивный мемориальный крест с датой в нижней части 5 мая 1865. Это день смерти Великого князя Николая Александровича.
В нижнем помещении собора устроены трапезная и небольшой музей. В витринах хранятся предметы церковного обихода, облачения, митры, посередине военный мундир.
Основные средства на постройку собора были даны Императором Николаем II и князем Голицыным.
Первая русская приходская Церковь в Ницце во имя святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры в 1959 году отметила столетие своего существования.
В Ницце и окрестностях в то время уже проживало много русских. В большей своей части это были люди богатые и влиятельные, обладающие виллами и роскошными садами. Широкий размах русских празднеств и сказочные траты на общественные увеселения вызывали всеобщее удивление и восторг.
Но была и другая, тоже многочисленная часть русской колонии молодые люди, больные туберкулезом и приехавшие сюда со всех концов необъятной России в последней надежде на исцеление. Но здесь недуг почти всегда обострялся и в конце концов уносил свои жертвы в могилу. Это подтверждают памятники на кладбище.
Остро чувствовался недостаток в Русской Церкви. И приехавшие в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку Храма.
По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Освящена 31 декабря 1859 года.
Торжественное освящение Храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный Храм в Западной Европе.
Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны.
Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.
Русское кладбище в Ницце очень обширное, и можно долго бродить среди могил, читая известные имена: полковник Александр Раевский друг Пушкина, Сергей Сазонов министр иностранных дел России, княгиня Елена Сербская вдова князя Иоанна Константиновича, убитого большевиками в Алапаевске, генерал от инфантерии Николай Юденич...
Над некоторыми могилами поставлены миниатюрные часовни по облику часовен севера России. Вот одна из них с надписью: Усыпальница белых воинов. И выше: Милосердием твоим прости и прошением твоим освяти наши грешные души.
Протоиерей Григорий Остроумов обратился к Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в создании русского Храма в Каннах.
В ноябре 1894 года Храм был освящен в присутствии Великого князя Михаила Михайловича и городского муниципалитета в полном составе, которые в память этого торжества вынесли постановление: улицу, на которой находится Храм, переименовать в бульвар Александра III.
Члены императорской семьи и многие состоятельные лица, подолгу проживавшие в Каннах, подарили Храму хоругви, церковную утварь, напрестольный крест, драгоценное Евангелие, множество икон, мраморный иконостас и все иконы для него, паникадила.
Два года спустя Иван Елагин построил на свои средства колокольню и дал семь колоколов для нее. Колокольня гармонично дополнила ансамбль Церкви.
Под Церковью помещается довольно обширный склеп, где находятся гробницы целого ряда известных людей: протоиерея Григория Остроумова, так много потрудившегося на создании Храма, князя Петра Александровича Ольденбургского, Великого князя Петра Николаевича, брата Великого князя Николая Николаевича, адъютанта Императора Николая II, его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I.
Женева
Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.
Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.
При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.
Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе.
Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.
По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.
На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея. Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны.
Вэвэ
На противоположном берегу Женевского озера расположен город Вэвэ.
В этом городе была своя русская колония. Живал здесь подолгу граф Петр Андреевич Шувалов (годы жизни 18271889), дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе. Дочь графа Шувалова, Варвара Петровна Орлова, в двадцать два года скончалась от родов. Граф хотел похоронить дочь и умершую одновременно с ней внучку Марию за алтарем в церковном саду, для чего был построен склеп. Городские власти не разрешили этого делать, и тело покойной осталось на городском кладбище.
Граф построил Церковь Св. Великомученицы Варвары в память своей дочери, Храм был закончен и освящен в 1878 году.
Заимствуя приемы XVI века, строитель плавно переходит от куба Храма к барабану и куполу двумя ярусами кокошников. Купол красивой формы с чешуйчатым покрытием. Стены Храма изобилуют украшениями.
К главному входу можно подойти от ворот или крытым переходом с южной стороны улицы. В 1950 году благодаря хлопотам епископа женевского Леонтия останки покойной Варвары Петровны и ее дочери были перенесены и погребены в склепе.
Таким образом много лет спустя была исполнена воля строителя Храма графа Петра Андреевича Шувалова.
Висбаден
Церковь св. Елизаветы находится в самом городе на горе Нероберг, и была она построена в 18481855 годах как посмертный памятник Великой княжне Елизавете Михайловне. Была она племянницей императоров Александра I и Николая I и вышла замуж за герцога Адольфа Нассау. В 1844 году состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, но и года не прожила здесь молодая жена герцога: в 1845 году она умирает при родах, умирает и только что родившаяся дочь.
Герцог Адольф и император Николай I дают средства на постройку Храма-памятника. Слева в церкви в глубокой нише стоит саркофаг белого каррарского мрамора с изображением герцогини в полный рост. На нижней части саркофага двенадцать апостолов.
Храм изобилует великолепными резными украшениями в камне. Иконы писал художник Карл Тимелеон фон Нефф, профессор Академии Художеств в Петербурге. Многие иконы Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге принадлежат его кисти.
На кладбище часовня. Надпись на бронзовой доске гласит: Кладбище для православных устроено христолюбивым попечением благоверной Государыни Великой княгини Елены Павловны на иждивение ее Императорского высочества и Российского министерства иностранных дел. Освящена августа 19/31 дня 1856 года. Здесь похоронены: барон Карл Фридрих фон дер Остен, императорский русский генерал и рыцарь; князь Александр Павлович Урусов; Юлиана Павловна Кюхельбекер, сестра друга Пушкина Карла Кюхельбекера; граф Мусин-Пушкин...
Баден-Баден
Баден-Баден всемирно известный курорт. Сюда на воды и в игорные дома приезжало очень много русских.
В 1857 году брат Императора Александра II Михаил женился на дочери Великого герцога Леопольда Цецилии Аугусте Баденской, в православии принявшей имя Ольги Федоровны. Благодаря ей и бургомистру города была построена Церковь Преображения Господня.
Княгиня Трубецкая и Столыпин приняли деятельное участие в сборе средств. Проект Церкви выполнил архитектор Иван Васильевич Штром, и в 1880 году был заложен краеугольный камень. Внутреннее убранство Храма было создано по эскизам князя Григория Григорьевича Гагарина. Уже в 1882 году начались богослужения, а в октябре 1899 года Император Николай II с Императрицей были в Баден-Бадене и посетили Церковь Преображения.
Штутгарт
Первая русская Церковь в Штутгарте построена в 1776 году в честь венчания Софии Доротеи Вюртембергской с наследником русского престола Павлом Петровичем, будущим Императором Павлом I (годы царствования 17961801).
Став православной, принцесса Вюртембергская назвалась Марией Федоровной. У нее было восемь детей, будущие Императоры Александр I и Николай I. Дочь Екатерина стала Вюртембергской королевой, а дочь Анна женой голландского короля Вильгельма I.
Екатерина Павловна не прожила долго и умерла в 1819 году, неполных три года после замужества. На горе Ротенберг на окраине города король построил Храм-мавзолей, в котором похоронили королеву. Часовня при мавзолее посвящена Николаю-Чудотворцу. Иконостас для нее был привезен из Твери. Богослужения здесь справлялись до 1851 года...
Несколько раньше радением русского посла Александра Горчакова при русском посольстве возникает Церковь и существует до 1851 года. В 1882 году ее иконостас был отослан в русскую Церковь в Ницце.
Одна из дочерей Императора Николая I Ольга Николаевна в 1846 году вышла замуж за Карла Фридриха Вюртембергского. Для нее при дворце соорудили роскошную Церковь. Со смертью королевы в 1892 году Церковь закрыли, а иконостас и прочую утварь сложили в летнем дворце покойной королевы.
В 1895 году Церковь построила Великая княжна Вера Константиновна, дочь Константина Николаевича, брата Александра II. Усилиями ее и русского посла от Императора Александра III было получено разрешение на строительство в городе Церкви, доступной всем. Иконостас и другие церковные предметы из дворца королевы переехали в новую Церковь имени святого Николая. В подвальном помещении расположилась богатая библиотека.
В сентябре 1944 года американские летчики бомбили город. Что не разлетелось на куски, сгорело в огне, охватившем развалины. От Церкви осталась только часть стен...
В 1948 году начались работы по ее восстановлению, шли сорок лет, и теперь Храм предстал в том же виде, каким был до своего разрушения.
Франкфурт
Церковь во Франкфурте во имя святого Николая была заложена в 1965 году, и год спустя в новом Храме состоялось первое богослужение.
Землю, на которой стоит Церковь, город Франкфурт передал Русской Православной Церкви в вечное владение.
Помимо денежных сборов среди русских, дали средства на постройку Храма город Франкфурт, евангелическая Церковь Гессена-Нассау, земля Гессен, католическая епархия города Лимбурга.
Франкфуртский архитектор Древерман спроектировал Церковь в псковском стиле, а иконописец Русак начал роспись Храма в 1972 году и закончил в 1978.
Мюнхен
Монастырь святого Иова единственный русский монастырь в Германии. Находится он в той части города, которая называется Оберменцинг. Основан он был в 1946 году. Вышедшие отсюда монахи заложили Троицкий монастырь в Джорданвилле.
При монастыре основано печатное дело и свечной завод. Само здание монастыря было построено во времена Адольфа Гитлера и предназначалось для ха-йот, то есть для гитлеровской молодежи.
Бад Хомбург
Этот курортный городок находится рядом с Франкфуртом. Церковь Всех Святых была построена в 1899 году по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, брата известного художника и искусствоведа Александра Николаевича Бенуа. Кстати, младшая дочь архитектора, Надежда, мать известного актера Петра Устинова, проживающего в Англии.
Дармштадт
Дармштадт столица Гессенского герцогства. Дочь великого герцога Людовика IV Алликс фон Хессен стала в 1894 году женой Императора Николая II.
Обручение произошло 20 апреля, а спустя несколько месяцев, после неожиданной кончины Императора Александра III, Император Николай II повенчался с принцессой Алликс, в православии принявшей имя Александры Федоровны.
Церковь была возведена в 18971899 годах. Внешнее и внутреннее убранство Церкви было осуществлено в 1903. Проектировал ее архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. За удачное оформление Храма он удостоился звания придворного архитектора.
У этой Церкви так же есть своя трогательная особенность: она построена по почину и на средства Императора Николая II. Он хотел, чтобы Церковь стояла на русской земле. Товарными вагонами по железной дороге привезена была из разных концов России земля, насыпали добавочный холм, на котором и была сооружена Церковь. Мрамор для внутреннего убранства был привезен с Кавказа.
Были привлечены художники Виктор Михайлович Васнецов и Карл фон Нефф. По эскизам Васнецова были сделаны мозаичные изображения на фронтоне Храма и внутри. Они были составлены в Петербурге на пластинах и таким образом доставлены в Дармштадт. Художники из Петербурга Перминов и Кузик по эскизам Васнецова выполнили фрески. Церковь посвящена Марии Магдалене. Ее мозаичное изображение помещено на фронтоне церкви.
Бомбардировки во время Второй Мировой войны нанесли Церкви серьезные повреждения, но к 1976 году она была полностью отреставрирована.
Ваймар
Ваймар столица бывшего герцогства Тюрингии. Центральные улицы этого небольшого городка закрыты для движения, выложены плитами и засажены цветами.
Герцоги в свое время привлекали в город писателей, поэтов, композиторов и художников, и город приобрел большое значение как культурный центр Германии.
На площади перед театром стоит памятник двум поэтам Гете и Шиллеру. Отдавая должное своим великим землякам, город счел нужным поставить саркофаги с их телами рядышком в мавзолее.
В 1804 году герцог Карл Фридрих женится на дочери Императора Павла I Марии Павловне. Она прожила пятьдесят пять лет в Ваймаре и оставила по себе исключительно добрую память.
В своем завещании она заявила, что хочет быть похороненной по православному обряду. Ее сын, герцог Карл Александр, исполнил завещание. Мария Павловна умерла в 1859 году.
В 1860 году был заложен краеугольный камень православной Церкви во имя Марии Магдалены. По планам, присланным из России, постройка Церкви была закончена в 1862 году. Под фундаментом Церкви русская земля, которую привезли из России на шестидесяти больших подводах...
Удивительно красивые пять куполов Церкви расписаны узорами по зеленому фону окисленной меди золотой наводкой.
В Церкви много света. В иконостасе удачно сочетаются цвета слоновой кости с позолотой.
Бад Киссинген
Широкую известность курорт приобрел после того, как сюда съехались для встречи и отдыха в 1864 году Император Александр II с царицей Марией Федоровной, тремя детьми и штатом в восемьдесят восемь человек, австрийский кайзер Франц Йозеф с супругой Сиси и пятьдесят восемь человек сопровождающих и король Вюртенберга Карл I с королевой Ольгой, дочерью Императора Николая I, и с ними сопровождающие. Двумя днями позже туда прибыл и Баварский король Людовик II со своей свитой.
Русская Церковь святого Сергия Радонежского была построена во многом благодаря хлопотам настоятеля русской посольской Церкви в Берлине протоиерея Алексея Мальцева, к тому времени известного переводчика литургических книг на немецкий язык, основателя братства св. Владимира.
В 1898 году был заложен краеугольный камень в присутствии румынского митрополита Иосифа Георгиу. В июле 1901 года Храм был освящен.
Стиль Церкви византийский. И это не случайно. В России торжественно отмечалось 900-летие христианства на Руси, и к этому году в Киеве был торжественно открыт и освящен Храм св. Владимира, тоже в византийском стиле.
Художникам был дан наказ: всю роспись создать в духе Васнецова, из Санкт-Петербурга прибыли художники Дмитрий Киплик, Александр Блазнов и Иван Попов, которые и расписали Храм.
Спроектировал Церковь член Академии Художеств в Петербурге архитектор Виктор фон Шретер.
Бад Емс
Бад Емс расположен по обеим сторонам реки Лан. Горячие сернистые источники были известны еще римлянам. Город зажат с двух сторон горами с крутыми склонами, поэтому его росту самой природой был положен предел.
Русская Церковь находится на правом берегу реки напротив главных курортных зданий на левом берегу и накладывает неповторимый отпечаток на всю местность вокруг.
Прусский король Вильгельм I облюбовал это место и, еще будучи наследником, ежегодно приезжал сюда на воды до самой своей смерти в 1888 году, девяноста лет от роду. Уверяют что был он здоров благодаря водам этого курорта. Здесь часто бывал Император Александр II, коронованные особы из Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии и Сербии.
Воспоминания о днях, когда сюда приезжало много русской знати, до сих пор живет в городе. Лучшим отелем тогда был Русский двор.
В 1876 году здесь была освящена русская Церковь святой великомученицы Александры. Возведена она была радением Императора Александра II. На Храм дали средства кайзер Вильгельм II и русские люди, приезжавшие в Бад Емс. Церковь построена в псковском стиле.
Очень красив двухъярусный иконостас, позолоченная резьба по дереву. В Церкви много света, и она производит жизнерадостное впечатление. Храм не расписан. Было ли это изначальным замыслом неизвестно.
Хельсинки
На площади перед зданием правительства в Хельсинки стоит обелиск, за которым виден русский собор. Обелиск этот был воздвигнут в память посещения города Императрицей Александрой Федоровной, супругой Императора Николая I, в 1833 году.
Центром города является Сенатская площадь. На ее северной стороне возвышается главный собор города и страны. В середине площади, окруженной правительственными зданиями императорского периода, в 1863 году воздвигнут памятник Императору Александру II.
Размер памятника, аллегорические фигуры, расположенные на каждой из сторон постамента, торжественные фонари по углам и чугунная решетка на цоколе из светлого камня указывают языком архитектуры и скульптуры на тот интерес и благосклонность Императора к финнам, по которым княжество Финляндское заняло особое положение в Российской империи.
Собор внушительного размера. Проект собора создал архитектор Горностаев, оставивший заметный след в строительстве монастыря и скитов на Валааме. На внешней стене Храма помещена чугунная доска со следующей надписью: Сооружен в царствие Императора Александра II. Основание положено в 1860 году при генерал-губернаторе графе Берге.
Отстраивался с 1862 по 1865 год при генерал-губернаторе Рокосовском. Достроен и окончен в 18661868 годах при генерал-губернаторе графе Адлерберге. Освящен 13 октября 1868 года преосвященным Павлом, епископом Выборгским.
Пол, столбы и другие детали сделаны из полированных камней разных пород. Иконостас позолочен. Своды и арки красиво расписаны.
Мариенбад
Перечислить все аристократические и дворянские фамилии, члены которых приезжали на этот курорт, значит дать чуть не полный список русских титулованных и нетитулованных родов России.
Для примера, вот некоторые из них: Багратион-Мухранские, Барклай де Толли, Бобринские, Врангели, Воронцовы, Гагарины, Голицыны, Давыдовы, Долгорукие, графы Зубовы, Игнатьевы, Келлеры, Кочубеи, Куракины, Лобаны-Ростовские, князья Меньшиковы, Мусин-Пушкины, Нарышкины, Паскевич-Эрибанские, Соллогубы, Столыпины, Строгановы, Толстые, Трубецкие, Хованские, Чернышевы, Шаховские, Шереметьевы...
Но этот список был бы неполным, если не упомянуть деятелей культуры и некоторых государственных людей.
Русская Церковь была заложена в 1900 году и в июне 1902 освящена во имя Святого Равноапостольного князя Владимира.
Князь Воронцов-Дашков собрал в Петербурге средства на пять колоколов. Как и в остальных церквах Германии и Австрии, во время Первой Мировой войны колокола были сняты как сырье на военные нужды.
Автором проекта Церкви был член Академии Художеств Николай Владимирович Султанов. Все работы безвозмездно вел архитектор Видеман. Русское правительство отметило это тем, что наградило его орденом святого Станислава второй степени.
Стиль Церкви русско-византийский. На фоне стен красного кирпича рельефно выделяются наличники окон и вертикальные столбики под карнизами крыш. Создается впечатление, что на Церковь наброшено кружевное украшение.
Иконостас не поддается описанию. Это тонкая ювелирная работа по перегородчатой эмали. Иконостас был создан в мастерской Кузнецова в Твери и был показан на Всемирной выставке в Париже, где получил Гранд При де Франс. Харьковчанин генерал Петр Петрович Рыковский в 1900 году купил этот иконостас для Церкви в Мариенбаде.
Прага
Церковь святого Николая постройки 1735 года в царствование Императора Александра II была предоставлена русским людям для православного богослужения. Император подарил Храму красивое и оригинальное по замыслу паникадило, которое и сегодня украшает его.
Париж
Русская православная жизнь во Франции ведет свое начало от указа Императора Александра I от 12 февраля 1816 года Об учреждении Церкви греко-российского исповедания при миссии в Париже.
Закладка собора Александра Невского на Рю Дарю состоялась в 1859 году, а в августе 1861 года Храм был достроен и торжественно освящен в день перенесения мощей благоверного Великого князя Александра Невского при большом стечении народа и в присутствии городских властей, российского посла графа Павла Дмитриевича Киселева и представителя императора французов Наполеона III.
Основателем собора явился магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Иосиф Васильев. У него зародилась мысль создать этот Храм на общественные средства, и после многих препятствий по инициативе Императора Александра II пришло разрешение на сбор денег. Сам Император пожертвовал пятьдесят тысяч рублей, святейший синод дал такую же сумму.
Греческий купец Бернадакис дал сто тысяч франков, православные люди других национальностей давали по мере своих возможностей.
План Храма был разработан профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств В. Кузьминым.
Весь Храм построен из белого тесаного камня. Западная часть его украшена мозаичным изображением благословляющего Христа на троне работа Бейдемана является копией изображения Спасителя в Храме святого Аполлинария в городе Равенна, в Италии.
В 1867 году Император Александр II был торжественно принят в Париже и молился в соборе 7 июня 1867 года с наследником Александром и Императрицей Марией Александровной по поводу избавления от злодейского покушения на их жизнь в Булонском лесу.
В Храме отпевали многих известных русских людей. Вот некоторые имена: Великий князь Борис (1943 год) и Великий князь Андрей (1956 год) Владимировичи, Великий князь Гавриил Константинович (1955 год), знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин (1938 год), Иван Сергеевич Шмелев (1950 год), Иван Алексеевич Бунин (1953 год), академик Петр Струве (1944 год), художник Василий Кандинский (1944 год), служилые и ратные люди, большая часть которых нашли свое упокоение на русском кладбище Сент Женевьев де Буа.
Интерьер Храма создан по примеру Владимирского собора в Киеве, который, в свою очередь, отражает устройство Храма святой Софии Константинопольской.
Икона Вознесения Господня в позолоченной ризе и раме и с резной лампадой дар Императора Александра II и супруги его Марии Александровны в возблагодарение господа за святой его покров и охранение в 25 день мая 1867 года день покушения на жизнь Императора в Булонском лесу.
Собор получил много икон с дарственными надписями. Икона Божией Матери, именуемая скоропослушницей, в позолоченной ризе, установлена в резном, венгерского ореха киоте с надписью: Вечная память вождям и воинам христолюбивого российского воинства за честь и достоинство отечества живот свой положивших и в рассеянии скончавшихся. Подарок от Общевоинского Союза.
Икона Божией Матери Федоровской в серебряной ризе с драгоценными камнями и под резной, орехового дерева сенью, является списком Федоровской иконы 1289 года и была написана художником Каменщиковым в 1850 году, в соборе икона с 1866 года.
Икона с изображением архистратига Михаила в раме из резного венгерского ореха в память начальника и членов Дроздовской дивизии. Под иконой надпись: Вечная память доблестному военачальнику Михаилу Гордеевичу Дроздовскому и всем чинам.
Крест-памятник по убиенной царской семье сооружен обществом ревнителей памяти Императора Николая II.
Начало русского кладбища восходит к 1927 году, когда здесь появились первые русские могилы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в псковском стиле, была освящена в 1939 году. Проектировал Церковь и расписал ее архитектор и художник Альберт Бенуа.
Лейпциг
Русская Церковь в Лейпциге Храм-памятник русской славы, построенный во имя святителя Алексия, митрополита московского (умершего в 1378 году), по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского по примеру Церкви в Коломенском, в Москве.
Храм был освящен 18 октября 1913 года, в день столетия сражения. При освящении присутствовали Великий князь Кирилл, король Фридрих Август Саксонский и кайзер Вильгельм II.
Надпись гласит: Память 22 000 русских воинов павших под Лейпцигом за освобождение Германии. В битве под Лейпцигом 47 октября 1813 года участвовали 127 000 русских, 89 000 австрийцев, 72 000 пруссов, 18 000 шведов. В этих боях пало 22 000 русских, 16 000 австрийцев, 12 000 пруссов, 300 шведов...
Рядом на стене чугунная доска с надписью: Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. 1813-1945.
Шестиярусный иконостас восемнадцатиметровой высоты подарок донских казаков. Паникадило весом восемьсот килограмм подарок Императора Николая II. Чаши для лампочек сделаны из прозрачной яшмы.
В часовне икона за неугасимой лампадой изображает воскресшего Господа Иисуса Христа, сокрушающего врата ада. Сбоку стоит приспущенное трехцветное боевое знамя. В нишах склепа установлены гробы неизвестных солдат и трех офицеров: генерал-лейтенанта И. Шевича, генерал-майора князя Н. Кудашева, сподвижника Дениса Давыдова и атамана Платова, подполковника А. Юргенева.
Нижняя часть Церкви окружена галереей с трех сторон. На столбах и на стенах Храма прикреплены мемориальные доски с надписями о полках и их потерях в сражении.
Дрезден
Русская Церковь святого Симеона Верхотурского в прежние времена выделялась среди окружающих ее жилых зданий. Немцы писали, что служила она украшением этой части города. Церковь вышла только с легкими повреждениями из бомбардировок сорок пятого года, все дома кругом были уничтожены. Выросшие с тех пор деревья заслонили Церковь от социалистических коробок для жилья.
Построен Храм в 1874 году по проекту архитектора Гарольда фон Боссе. Инициаторами постройки Церкви были царская семья, статский советник Семен Семенович Викулин и его сестра Татьяна Семеновна Наровая. Средства были собраны царской семьей, синодом и прихожанами, оставшуюся сумму дал Викулин.
Иконостас двухъярусный, из белого каррарского мрамора, по примеру собора св. Владимира в Киеве. Царские врата узорчаты и позолочены.
Потсдам
Во время компании 1812 года Пруссия обязана была поставить Наполеону известное количество солдат. В итоге действий в Курляндии было захвачено пленными пятьсот русских солдат. Прусский король Фридрих Вильгельм III отобрал шестьдесят два солдата, из которых создал хор для своего удовольствия, поскольку он очень любил русские песни.
Дочь Фридриха Вильгельма вышла замуж за Императора Николая I. В знак близких отношений прусский король в 1826 году создает в Потсдаме поселение для русских солдат. Эту колонию он окрестил Александровкой в честь Императора Александра I. Распоряжением короля были спроектированы две улицы, расположенные под углом, на манер андреевского креста.
По обеим сторонам были построены дома-срубы по планам, полученным из России. Они единственные сохранившиеся дома военных поселений Аракчеева. В России ни один не сохранился.
Только в трех еще живут потомки русских. На родном языке они не говорят, но имеют русские фамилии. Плетни, огороды, фруктовые сады и завалинки все еще несут на себе отпечаток России.
В 1826 году в присутствии прусского короля на холме, под которым находится Александровка, была заложена русская Церковь. План ее создал архитектор из Петербурга Василий Петрович Стасов. По его замыслу, Церковь должна была представлять копию Десятинной Церкви в Киеве, но в уменьшенном виде.
Прусский архитектор Карл Фридрих Шинкель вел на месте постройку Храма и внес некоторые элементы прусского классицизма во внешнее оформление Храма.
Освящение Церкви, посвященной Святому Александру Невскому, состоялось в 1829 году в присутствии прусского короля и Императора Николая I.
Карлсбад
В средние века и во время тридцатилетней войны город не раз разрушался, но затем опять быстро отстраивался. Первым русским, посетившим его, был Император Петр I. Есть дом, в котором, по преданию, в 1711 и 1712 годах останавливался Петр Великий.
В Карловых Варах не было ни одной фабрики или мастерской, которую не посетил бы Петр I, а в некоторых из них и сам работал. Участвовал он и в постройке одного дома, о чем говорит плита на фасаде дома. Ресторан в этом доме носит название Петр.
На курорте Петр I познакомился с немецким философом Лейбницем, с которым в дальнейшем поддерживал тесную связь. Однажды русский царь на коне взобрался на скалистую верхушку одной из гор курорта. В 1877 году житель Карлсбада скульптор Зейдлин поставил на этой горе памятник.
На фото: Свято-Николаевский собор в Ницце
Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане , еванге́лики , т.ж. евангельские верующие ) - межденоминационное движение в протестантских конфессиях.
Основные характерные черты евангельских протестантских церквей: акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция .
Рассматривают спасение как свершившийся факт и что оно возможно только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа .
Основной источник вероучения - Евангелия или Новый Завет (что и является причиной названия).
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Евангельские христиане верят, что спасение человека возможно только через его личную веру в Иисуса Христа. Они подчёркивают, что принадлежность к какой-либо религиозной организации или регулярное участие в её Таинствах не спасают в отсутствии личной веры человека.
Считается также, что никакие добрые дела, без веры во Христа, не обеспечивают спасение души. В некоторых конгрегациях подчёркивается, что вера без добрых дел не спасает, поскольку является «мёртвой».
Евангельские христиане верят, что рождение свыше является обязательным условием для обретения спасения. Под «рождением свыше» подразумевается не принятие водного крещения (как в православии), а особое духовное переживание при обращении к Богу, возрождение мёртвого духа человека. При рождении свыше человек переживает покаяние (раскаяние в прежнем греховном образе жизни) и радость от осознания, что его грехи прощены благодаря жертве Иисуса Христа. Рождение свыше сопровождается отказом от греховного образа в жизни в дальнейшем.
Конфессии и направления
В русскоязычном дискурсе в эту группу в первую очередь относят такие конфессии как пятидесятники и харизматы , меннониты , баптисты (в России - евангельские христиане-баптисты), а также Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ), декларирующее свою преемственность от исторических eвангельских христиан (прохановцев) .
При этом исторические пионеры евангельского движения, неотъемлемая часть понятия Evangelicalism в международном понимании - моравская церковь , методисты , пресвитериане , а также лютеранский пиетизм и низкоцерковное англиканство - в русскоязычной среде представлены слабо, поэтому говоря о евангельском христианстве их редко имеют в виду. Кроме того, следует иметь в виду, что на Западе конфессии, традиционно относимые русскоязычным дискурсом к этой группе, могут включать в себя как «евангелические», так и «либеральные» церкви и союзы, поэтому «евангелики» в западном понимании - это не совокупность деноминаций, а движение, представленное внутри различных деноминаций .
Помимо конфессионального деления, специалистами в структуре движения евангельского христианства усматриваются два основных направления: либеральное и консервативное. Крайним проявлением последнего является фундаментализм .
Большинство евангельских христиан, несмотря на явные разногласия в ряде вопросов (либерализм и консерватизм, арминианство и кальвинизм) считают другие евангельские конфессии родственными.
Богослужения
Основное богослужение (иначе их ещё называют «собраниями») в евангельских церквях проходит, как правило, по воскресеньям. Также проводятся собрания в будние дни. Распространены так называемые «домашние группы» - общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.
Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и молитв между песнопениями (так называемое Служение Прославления); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.
Ещё за столетие до европейской Реформации внутри официальной церковной организации или вне её возникали течения, которые некоторые евангельские христиане считают близкими себе по духу. В Европе - это вальденсы , последователи Уиклифа , лолларды , гуситы … На Руси - стригольники , нестяжатели .
На развитие евангельского движения повлияли работы основателя пиетизма Филиппа Якоба Шпенера и Августа Германа Франке .
Впервые евангельские христиане появились в XVIII веке в Англии и Новой Англии. Считается, что первыми проповедниками этого движения стали уэльский методист Хауэлл Харрис и уэльский кальвинист Даниэль Роулэнд . В этом же веке в Массачусетсе проповедовал Джонатан Эдвардс , повлиявший на развитие американского пиетизма в Северной Америке. В 1735 году в евангельское движение перешёл методист Джордж Уайтфилд , под влиянием которого в 1739 году в евангелики перешёл младший брат основателя методизма Джона Уэсли Чарльз Уэсли . Под их влиянием в английских колониях в Северной Америке произошло Великое пробуждение в сороковых годах XVIII века. Во время Великого пробуждения подчёркивалась чувство глубокого личного обращения и необходимость в спасении через Иисуса Христа. Великое пробуждение было направлено на среднего человека, которому предлагались новый стандарт нравственности и духовный самоанализ с отрицанием значимости обрядов. Подчёркивалось так называемое божественное излияние Святого Духа, необходимое для интенсивной любви к Богу.
В 1790 году в Северной Америке возникло так называемое Второе Великое пробуждение, которое привело к увеличению численности методистских и евангелистических общин. В конце XIX века стало развиваться Движение святости , основанное на идеях Арминия и отошедшее от идей методизма. Джон Нельсон Дарби разработал идеи современного диспенсационализма , который стал инновационной протестантской библейской интерпретацией, ставшей основой последующего богословского учения евангельских христиан. Диспенсационализм получил дальнейшее развитие в библейских толкованиях «Scofield Reference Bible» Сайруса Ингерсона Скоуфилда . Как считает Марк Свитнэм, диспенсационализм своим учением о буквальном толковании Библии, утверждением о поэтапном историческом отношении Бога с человечеством, ожиданием ближайшего пришествия Иисуса Христа, апокалиптистическими и премилленаристическими идеями стал импульсом для возникновения движения евангельских христиан . Во второй половине XIX века известным проповедником диспенсационализма стал Чарльз Гаддон Сперджен . С 50-х годов XIX века до 20-х годов XX века большое влияние на развитие движения евангельских христиан оказывала так называемая Принстонская богословская школа, представителями которой были Арчибальд Александер и Бенджамин Варфелд.
В начале XX века в движении евангельских христиан начала XX века доминировали идеи фундаментализма, которые отвергали либеральное толкование Библии и подчёркивали непогрешимость Библии. После Второй мировой войны возник раскол среди евангельских христиан на основе отношения к неверующей окружающей среде. Возник термин нео-евангелизм, который предложил Харольд Джон Оккенга в 1947 году, который стал основой идентификации некоторых групп евангельских христиан, которые отказались от фундаментализма и стали придерживаться идей диалога с миром и применения евангелия в социальных, политических и экономических областях. Фундаменталисты отвергли идеи нео-евангелизма, став называть последователей Харольда Оккенги «нео-евангеликами». Представителем нео-евангелизма стал Билли Грэм , который впервые стал вести диалог с неевангельскими христианами, в частности с Римско-Католической церковью , которая считала евангелистов еретиками. Послевоенный период характеризуется экуменическими усилиями со стороны евангельских христиан и основанием Всемирного Совета церквей , в котором первоначально евангельские христиане приняли самое активное участие.
История движения евангельских христиан в России
Общины евангельских христиан появились в России вместе с основанием немецких колоний , в числе жителей которых присутствовали меннониты и представители евангельских движений кальвинистского направления. Резкий рост движение пережило с середины 50-х годов XIX века, когда общины евангельских христиан начали формироваться среди коренного населения страны. На Юге России и Украине это выразилось в штундистском движении, на Кавказе в молоканской среде стали образовываться также и баптистские общины, а в г. Санкт-Петербурге и на Северо-Западе Российской империи основную роль сыграла проповедь миссионера из числа плимутских братьев лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока , которому удалось убедить в истинности учения евангельских христиан ряд представителей русской аристократии, в частности отставного гвардии полковника Василия Александровича Пашкова .
Учениками Редстока была организована миссионерская деятельность среди рабочих Санкт-Петербурга, которая впоследствии была перенесена в Московскую , Тверскую , Тульскую , Нижегородскую , Псковскую и другие центральные губернии России .
В 1909 году в России в Санкт-Петербурге был проведён Первый съезд евангельских христиан, а в 1911 году - Второй, на котором был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) председателем которого стал Иван Степанович Проханов . На том же съезде было принято составленное Прохановым Вероучение евангельских христиан, являющееся вариацией баптистского вероучения .
В марте 1917 года Проханов выступил с проектом социально-политических преобразований на основе религиозной реформации. Для осуществления этого он предложил создать христианско-демократическую партию «Воскресение», но не нашел поддержки у единоверцев.
В процессе подготовки и проведения Юбилейного Конгресса ВСЕХ (100 лет в России) в 2009 году, движение евангельских христиан в России переформировалось как Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ). Председателем Совета ВСЕХ был избран Валериан Павлович Тен. Секретарь Совета ВСЕХ - Александр Трофимович Семченко.
Перед подготовкой Второго Конгресса ВСЕХ, прошедшего в апреле 2011 году был переизбран Председатель Совета ВСЕХ - Колесников Павел Николаевич [ ] .
См. также
Портал