Римско-католическая церковь лурдской божией матери. Католический храм лурдской божией матери Костел лурдской богоматери
Четырехгранная башня взлетает в высоту на 32 метра. Окна на разном уровне, затейливое крыльцо, маленькие башенки по углам, фасад, облицованный грубо отесанными гранитными плитами… Сразу и не поймешь, что это. Старинный замок? Или родовое гнездо благородного семейства? И только кресты, расположенные на крыше необычного здания, открывают секрет: перед нами католический храм.
Храм с удивительной историей
Община французов-католиков, в свое время проживавшая в Санкт-Петербурге, долгие годы не имела своего храма. Небольшая часовня, обустроенная в церкви святой Екатерины, не вмещала всех желающих. Французы обратились с соответствующим прошением к властям, и в октябре 1898 года Николай II дал разрешение на возведение еще одного храма в Санкт-Петербурге.
Сразу после этого начался сбор средств на постройку и поиск подходящего участка. Его нашли довольно быстро – в Ковенском переулке, рядом с фабрикой экипажей, принадлежавшей Карлу Крюммелю. Проект храма заказали у Леонтия Бенуа, сына знаменитого придворного архитектора Николая Бенуа. Изначально здание должно было представлять собой базилику с тремя нефами, башней и пристроенным домиком для семьи священника. Возведение храма началось в декабре 1903 года. Строительство велось только на пожертвования, поэтому скоро стало понятно, что из-за постоянной нехватки средств, проект необходимо удешевлять. К работе над новым проектом Бенуа привлек архитектора Мариана Перетятковича. В это время французская компания «Батиньоль», строившая Троицкий мост, передала в дар храму неиспользованный финский гранит. Здание стало приобретать иные очертания. Бенуа предложил сделать железобетонный свод, а облицовку выполнить из пожертвованного гранита. Петербургский завод «Железобетон» предоставил цемент.
В итоге возникло здание, построенное в традициях классической романской архитектуры с элементами северного модерна. Массивное основание переходило в четырехгранную колокольню, которая, в свою очередь, увенчивалась куполом.
Новая церковь была освящена в декабре 1909 года. С 1938 года и вплоть до 1991 года католический храм был единственным действующим в Санкт-Петербурге и Ленинграде. Приход благополучно избежал послереволюционных репрессий, богослужения не свершались только в военные годы.
В наши дни
Ремонтно-восстановительные работы проводились в церкви в 1940-х и в 1960-х годах. При этом приглашенные из Латвии мастера заново выполнили роспись свода, стен и алтарной части храма, колонны облицевали искусственным мрамором. В бывшей церкви, располагавшейся при евангелической больнице, приобрели орган и установили его на хорах.
При очередной реставрации в 1990-х годах было смонтировано звукоусилительное оборудование, произведен ремонт в цокольном этаже, сооружен новый алтарь, установлены скамьи, выложены мозаичные витражи. Убранство храма представлено изящными морскими раковинами, скульптурами, мраморным бюстом Иисуса Христа, четырнадцатью стояниями Крестного Пути.
В храме, кроме богослужений, проводятся встречи прихожан с интересными людьми, демонстрируются фильмы и театральные постановки.
Закладка французской католической церкви в СПБ. 28 июня, состоялась торжественная закладка французской католической церкви. Новая каменная церковь будет построена в Ковенском переулке, на месте старой деревянной, и будет выведена в романском южнофранцузском стиле. Церковь строится по проекту академика Л. Н. Бенуа, под наблюдением строительного комитета от французской колонии; подрядчиком состоит инженер полковник Н. В. Смирнов; общий вид ее был помещён в «Зодчем» за 1902 г., табл. 59. Необходимые средства на постройку церкви собрали между собою члены колонии; кроме того, фирма «Батиньоль» пожертвовала массу гранитных плит и другого материала, оставшегося от постройки Троицкого моста, а черноморский завод - цемент. (СПБ. Вед.).
Арх. М. М. Перетяткович построил, по проекту, разработанному совместно с Л. Н. Бенуа, церковь «Notre Dame de France». Выделяясь совершенно новым для современных построек подобного типа католических церквей в России силуэтом, сочной и богатой обделкой, наковкой камня, эта новая постройка в южнофранцузском романском стиле свидетельствует о тщательном стремлении строителя проникнуться духом этого стиля. Правда, в узеньком Ковенском переулке церковь эта малозаметна; но, с другой стороны, поставленная на более видном месте, она рисковала бы, пожалуй, слишком бросаться в глаза своей характерностью и выдержанностью стиля.
Перед революцией в столице жило 3700 французов-католиков, которые молились, как правило, в Екатерининской церкви на Невском. Во французском посольстве уже в 1860 е возник замысел отдельного храма для соотечественников, и тогда же арх. Н. Л. Бенуа создал проект здания в готическом стиле. Однако лишь в октябре 1898 послу гр. Монтебелло удалось, благодаря русско-французскому сближению, добиться Высочайшего разрешения на строительство французами собственного костела. Сперва для него отвели Манежную площадь, но из-за протестов Православной Церкви и общественности летом 1900 был куплен за 67 тыс. руб. участок подальше от центра, в Kовенском переулке. Здесь, в том же году, по проекту арх. О. И. Тибо-Бриньоль, члена общины, из дерева была выстроена небольшая временная приходская церковь.
По просьбе настоятеля патера А. Кюни акад. Л. Н. Бенуа сочинил в 1902 проект трехнефной базилики в романском стиле с отдельной высокой башней-колокольней. По этому проекту, отличавшемуся живописной композицией, здание 23 июня 1903 и было заложено в присутствии посла гр. Монтебелло. Оно возводилось на пожертвования и доходы от лотереи. Прежде всего была выстроена крипта с временным перекрытием, что позволило сразу начать богослужение. Теперь это нижний зал костела.
Французская фирма Батиньоль пожертвовала общине много финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста , а Черноморский завод - цемент, что, в конечном итоге, привело к изменению первоначального проекта. В 1908 Л. Н. Бенуа и его ученик М. М. Перетяткович составили новый вариант, предложив вместо нефов зал, перекрытый железобетонным сводом, и фасад, облицованный грубоколотым гранитом, что придало зданию облик в стиле модерн. Измененный проект потребовал повторного утверждения, при этом возникли юридические трудности, преодоленные благодаря вмешательству французского посольства. Строительством руководил сам Перетяткович, главным подрядчиком был опытный инженер С. Н. Смирнов, конструкции исполнило товарищество "Железобетон". На 30-метровой колокольне повесили колокол, отлитый на заводе К. Орлова. Чаши для святой воды были сделаны из морских раковин.
Освящение костела во имя Французской Божией Матери (Notre Dame de France) произвел 22 ноября 1909 епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти.
Внутри костел был оформлен прилегающими готическими колоннами. Запрестольный образ "Жанна д’Арк - защитница Франции" написал в 1916 известный художник-академист Э. К. Липгарт (в 1957 образ заменили картиной "Вручение ключей ап. Петру" Захарова). В храме хранятся частицы Креста Господня и некоторые святыни, переданные после закрытия собора св. Екатерины.
В этой церкви отпевали представителей семьи Бенуа и многих петербуржцев французского происхождения. Община перед революцией насчитывала 1500 прихожан. Престольный праздник сегодня отмечается 11 февраля, ранее отмечался 15 августа, в день Успения.
Церковь не действовала в 1922-1923, но затем не закрывалась (ибо по-прежнему была приписана к французскому посольству) и долгое время была единственной действующей католической церковью в Ленинграде. В ней в эти годы молились главным образом поляки.
Во время блокады богослужения прекратились и только осенью 1945 возобновились. С этого времени храм носит имя Лурдской Божией Матери. В 1997 интерьер украсили витражи на библейские сюжеты, изготовленные И. Байковой.
Х
рам Лурдской Божией Матери — римско-католическая церковь в Санкт-Петербурге.
Она была построена в 1903-1909 годах для нужд французской католической общины по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича.
Так храм смотрится с улицы Маяковского. Своим основание церковь Божьей Матери Лурдской обязана французам, которые в конце XIX века жили в составе многонациональной католической общины в Санкт-Петербурге.
Начиная с 1891 года, они отправляли многочисленные прощения Александру III, затем Николаю II с просьбой разрешить строительство еще одного католического костела в честь Божьей Матери. Спустя 8 лет усилия французов увенчались успехом: Николай II позволяет своим указом построить церковь, но при условии, что из городской казны не будет потрачено ни рубля.
Храм построен в формах романского зодчества с использованием элементов северного модерна.
Для облицовки здания предполагалось использовать кирпич и природный камень. Однако в 1903 году в связи с окончанием строительства Троицкого моста через Неву администрация фирмы «Батиньоль», построившей мост, предоставила церкви значительное количество неиспользованного гранита.
Это обстоятельство позволило Бенуа изменил систему строения и вместо трех нефов, требующих установки колонн и арок, сделать один железобетонный свод. Имеющийся гранит решили использовать на облицовку.
Внутреннее убранство составляют большие морские раковины для воды при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство в том числе мраморный бюст Иисуса Христа работы Фёдорова.
Церковь не закрывалась в годы советской власти. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда также не нанесли сильных разрушений зданию.
Удивительно, но в 1957 году, для нужд храма, был приобретен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker», и был установлен на хорах.
Вручение розария Св.Доминику
Почему церковь так названа?
В середине XVIII века во Франции жила больная девочка Мария-Бернарда Субиру, которая 11 февраля 1858 года на берегу реки Гавы собирала хворост, но вдруг налетел порыв ветра и раздвинул ветви кустов в гроте прибрежной скалы, где маленькая девочка увидела образ Девы Марии.
С февраля по июль 1858 г. Бернадетта 18 раз видела Пресвятую Деву,
которая, являясь, учила ее молитве, призывала к покаянию за грешников и просила сообщить местным властям, что на этом месте должна быть построена церковь.
Во время одного из явлений Божия Матерь указала Бернадетте чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей.
В 1958 г. у этого источника совершилось пять исцелений.
Позже девушку посчитали безумной и отправили лечиться, а доступ к гроту закрыли.
Только по прошествии веков, в 1925 году, Мария-Бернардя Субиру была канонизирована.
- Декарт Рене: краткая биография и вклад в науку
- Что такое знание. Виды знаний. Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно Что такое полезное знание определение
- Книги по магии: открываем завесу тайн
- Сонник: к чему снится Щенок, видеть во сне Щенок что означает Сон щеночек