Римская философия презентация. Презентация на тему развитие римской философии выполнила студентка
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Основы философии Античная философия
Античная философия В широком смысле слова термин « античность » (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Античная философия Это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции - в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений
Периодизация античной философии Первый период обычно называют досократическим. Он охватывает VI - V в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов. Второй период называют классическим, или сократическим. Он развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля. В третий период развивалась эллинистическая и римская философия (конец IV – П в.в. до н.э. и I в. до н.э. – V - VI в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.
Возникновение и становление античной философии Первыми философскими школами Древней Греции были натурфилософские школы. В центре их исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций наивного материализма. Тем не менее, это была начальная форма материализма. Предметом анализа натурфилософских школ Древней Греции были проблемы макро-(это проблемы Вселенной и ее компонентов) и микрокосмоса (это проблемы человека как отражения Вселенной).
Милетская философская школа Анаксимен (585-525 до н.э.) Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Милетская философская школа Первым древнегреческим философом был Фалес, причисляемый античной традицией к "семи мудрецам". Фалес был хорошо знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на эти знания, установил периодичность затмений. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств.
Фалес (625-547 до н.э.) Впервые доказал геометрическую теорему, положив начало геометрии как науке. Вероятно, с использованием полученного доказательства точно измерил высоту пирамиды Хеопса
Анаксимандр (610-547 до н.э.) Ученик Фалеса. Ставил вопрос о начале мира. Основой всего является «беспредельное» (апейрон). Интересовался вопросами возникновения жизни. Его называют античным предшественником Дарвина. Объясняет сложнейшие вопросы развития мира, не обращаясь к вмешательству богов, а опираясь на разум.
Анаксимен (585-525 до н.э.) Ученик и последователь Анаксимандра. Искал материальную первооснову мира. Такой основой он считал воздух. В начале V в. до н.э. Милет был завоеван персами. Город постепенно теряет свое значение центра эллинистической культуры, но идеи милетских Философов находят своих продолжателей.
Философия Гераклита Эфесского Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита. Гераклит - один из основоположников диалектики. Первоосновой всего считал огонь. До нас дошло 140 фрагментов из написанного Гераклитом. Тексты его непросты для истолкования, он писал образным языком и использовал множество метафор и аллегорий. (ок. 530-470 до н.э.)
ЭЛЕАТЫ - представители Элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Элейская философская школа Ксенофан - основатель Парменид Зенон
Основные положения философии элеатов Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности. В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
Пифагор (ок.570-497(6) до н.э.)
Основал Пифагорейский союз – закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших Пифагора как высшее существо. Членами союза могли быть свободные граждане, как мужчины, так и женщины, на протяжении ряда лет выполняющие определенные условия и правила этого тайного общества. Суть учения Пифагора составляет положение «Все вещи суть числа» - сущность любой вещи может быть описана числовым соотношением. Еще одна интересная идея пифагорейцев – переселение душ. По Пифагору, любая душа может вселиться в любое тело (это не зависит от того, как была прожита предыдущая жизнь). Именно Пифагор ввел в обиход сам термин философия.
СОКРАТ (469-399 до н.э.) ПЛАТОН (427-347 до н.э.) АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) Классический период античной философии
Сократ (469-399 гг.до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист. Родился в Афинах. Его отец был скульптором, а мать – повивальной бабкой. Произведений не оставил. Автор метода « майевтики » - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество; никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.
Платон (427-347 гг.до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Родился в Афинах в аристократической семье. Его настоящее имя Аристокл. Платон основал собственную философскую школу – Академию, которая просуществовала более 1000 лет. Из множества его произведений до нас дошло немного – более двадцати. Все они написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых был Сократ. Платон родоначальник объективного идеализма. Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
Учение Платона о государстве Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть сообщество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.
Фрагмент диалога Платона «Государство», книга V, 472 e – 473d (папирус II I в. по Р.Х.)
Аристотель – (384-322 гг.до н.э.) Древне-греческий философ-энциклопедист, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Родился в г.Стагире, в семье врача. Занимался вопросами логики, психологии, теории познания, физики, зоологии, политической экономии, политики, педагогики, риторики, эстетики. Основал философскую школу – Ликей (перипатетическую школу). Это был величайший энциклопедический ум Древнего мира, систематизировавший огромный объем различных знаний. Основные труды: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О частях животных», « Никомахова этика», «Политика», «Аналитика» (первый и второй труд – учение о логике). В своем философском учении Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом. Первопричиной мира у него является высший разум или Бог. Центр этого мира – неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Луна, Солнце, планеты.
Аристотель, Политика 1292a 30 – 1 292b 2 (папирус I-II вв. по Р.Х.)
Философия эллинистической эпохи В конце IV в. до н.э. усилились признаки кризиса греческой демократии. Афины и другие греческие полисы утратили политическую самостоятельность. Афины вошли в состав огромной - державы, созданной Александром Македонским. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.
Стоики Последователи философской школы Стои (Афины), их жизненный идеал - невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э. В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э.- 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 -180 гг. н.э.). Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.
По учению стоиков, все в мире творится по внутренней абсолютной необходимости. Человек не может ничего изменить по своему желанию. «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит» . Мы не можем изменить внешние обстоятельства своей жизни, но можем изменить свое отношение к ним. Благодаря таким фаталистическим взглядам, сегодня слово « стоик » употребляется для обозначения человека, с достоинством принимающего любые удары судьбы (стоически выдержал трудное испытание). Стоики признавали страдания неотъемлемой частью жизни. Если страдания становятся нестерпимыми и унизительными (старческое слабоумие, рабство и т.д.) у человека всегда есть выход – уйти из жизни. Стоики не приветствовали самоубийство, но в некоторых ситуациях такой выход – оправдан.
Сенека (ок. 5 до н.э. – 65 н.э.) С юности увлекался философией. Выработал свою собственную философскую систему. В 48 г. стал воспитателем римского императора Нерона, который отличался жестокостью, безнравственностью и самовлюбленностью. Когда Нерона стали раздражать рассуждения Сенеки о совести и попытки ограничить произвол и насилие, он послал своему воспитатель приказ умереть. Сенека подчинился и принял яд. Сенека написал множество работ, которыми зачитывались современники. Ему принадлежат не только философские сочинения, а еще и 9 трагедий, историческая драма, 8 книг по естественно-научным вопросам и др. Самым известным являются «Нравственные письма к Луцилию » (124 письма, в которых он излагает свое отношение к жизни.
Эпикуреизм Философское направление, основанное известным древнегреческим материалистом Эпикуром (341 - 270 гг. до н. э.), а в римской империи представленное Лукрецием Каром (ок. 99-55 гг. до н. э.). Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием "Сад Эпикура". Главное в его учении - этика поведения, приводящего к счастью. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз - не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида. Это учение о счастье называется эвдемонизмом (от греч. эвдемониа -счастье, довольство). Эвдемонизм - философское направление в этике, признающее источником нравственности стремление человека к. счастью. Оно возникло впервые в античной философии.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии, повлиявшей на научную мысль Европы. К началу нашей эры усилились стремления к религии, распространились религиозные учения и культы, которые нашли благоприятную почву в Римской империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становилась религиозной. Идеи и учения античной философии завершили свое развитие. Подводя итоги, отметим, что эти учения представляли собой высшую степень развития философской мысли, предшествующей европейской науке. Древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли. А на арену истории вступала новая христианская культура, с проповедью любви к ближнему и всепрощения, жестоко расправляясь с инакомыслящими.
Домашнее задание: 1.«Человек есть мера всех вещей», - кому принадлежит это высказывание и какую философскую концепцию оно обозначает? 2.«Все течет и ничто не пребывает», «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Почему он пришел к таким заключениям? Как называется философское учение, основанное эти мыслителем?
Выполните задание. Соедините стрелками имя мудреца, с его идеями, мыслями, достижениями Имя мудреца Идеи, мысли, достижения Пифагор Сократ Платон Аристотель Гиппократ Геродот Гераклит Клятва врача Основа всякой мудрости есть терпение. Разделение множества знаний на самостоятельные науки (физику, ботанику, политику) « Познай самого себя » « История » « Все течет, все изменяется » Мир подчинен законам математики.В основе всех вещей- число. Нечетные числа – счастливые, четные - несчастливые
План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.
Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма
Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.
Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма
Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.
Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма
Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.
Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма
Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея
Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.
1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.
Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Презентацию на тему "Эллинистическо-римская философия" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Второй период
Эллинистическо-римская философия
Слайд 2
скептицизм
Ведущими школами этого периода были:
эпикуреизм стоицизм
Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).
Слайд 3
Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.
Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.
По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.
В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.
Слайд 4
Страх перед смертью
Философия эпикуреизма
Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.
Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:
Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь
Страх перед загробной жизнью
Слайд 5
Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.
Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".
Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).
Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.
Слайд 6
Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.
Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.
Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.
Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.
Стоицизм
Слайд 7
Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.
Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.
От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.
Слайд 8
Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.
Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.
Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.
Скептицизм
Слайд 9
«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.
Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма
Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.
Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.
Слайд 10
Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.
Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.
Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.
Слайд 11
В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.
Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.
Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.
Третий момент - мышление.
Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.
За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.
Слайд 12
Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.
Наиболее значимые философские идеи Плотина:
ценностный подход к бытию на основе его иерархизации
признание высшего бытия как творческого начала
идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация
Слайд 13
РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. – 5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой эллинистич. философии соРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
антич. философия периода эллинизма (3–2 вв. до н.э. –
5–6 вв.). Можно говорить о выделении из этой
эллинистич. философии собственно римской, связанной
с теми философами, к-рые имели специальное
отношение к самому Риму.
С чего же началось?
С начала III столетия до н. э. в регионеСредиземного моря существенно усиливается
влияние Рима, который из городской республики
становится сильной державой. Во II в. до н. э. он
владеет уже большой частью древнего мира. Под его
экономическое и политическое влияние попадают и
города континентальной Греции. Тем самым в Рим
начинается проникновение греческой культуры,
составной частью которой была философия.
Особый вклад в Философию древнего Рима внесли следующие философы
Марк Аврелий, Авл Корнелий, Цельс АлександрАфродисийский, Александр Полигистор, Аполлоний
Тианский, Апулей Болос из Мендеса, Гай Марий Викторин,
Гай Музоний Руф, Диоген Лаэртский, Дион Хрисостом,
Калиетес, Квинт Луцилий Бальб, Квинт Юний Рустик,
Клавдий Максим, Клеанф (полуплатоник), Кресцент (киник),
Тит Лукреций Кар, Луций Анней Корнут, Марк Корнелий,
Фронтон, Марк Туллий Цицерон, Марциан Капелла, Плутарх,
Порфирий (философ), Присциан,
Публий Нигидий Фигул, Секст Эмпирик, Луций Анней
Сенека, Луций Тарутий Фирмиан, Фаворин
Филон Александрийский, Цельс, Эпиктет
Самые продвижники своих теорий были:
СенекаЦельсий
Цицерон
Философия Древнего Рима
Особое место в культуре древнихримлян занимала философия. Важное
значение для римской философии
приобрели идеи морального
совершенствования человека и
мистические настроения, свойственные
времени.
Развитие философии в Древнем Риме
Среди философскихнаправлений наибольшее
распространение в
республиканском, а позже - в
императорском Риме получили
стоицизм и эпикуреизм.
Ярким представителем стоицизма
стал Сенека. Он вложил огромный
вклад в развитии философии
Древнего Рима, в том числе
придумал сентенции.
Сентенции
Древние Римляне внесли огромный вклад в развитиесовременной речи. В том числе они придумали сентенции –
короткие, но точные высказывания по латыни.
Например:
Repetitio est mater studiorum – повторенье - мать учения
из творчества Вергилия:
Sic vos, non vobis – вы работаете, а плата достается другим
Из Ювенала:
Sic volo, sic jubeo – так я хочу, так повелеваю
Стоицизм
Основным принципом стоицизмаявлялась идея об отречении от
материальных благ, жизни в согласии с
природой. Произведения стоицизма
отличались прекрасным живым языком,
здравым смыслом, жизнелюбием,
терпимостью.
Заключение
Итак, Древний Рим внес огромный вклад в развитие философии. Он навсегдаостанется неисчерпаемой сокровищницей мысли, явившейся великим
античным наследием Древней Цивилизации. И в нашем бурном, кровавом,
полном страданий, но и великих побед двадцать первом веке, античность
продолжает жить в нас, питая современную науку и культуру.
Философия Греции досократовского периода. Натурфилософия. Классическая греческая философия. Философия эллинизма.
Слайд 2
Древнегреческая мифология (Гомер, Гесиод) утверждает, что сначала существовал Хаос (греч. «разверзаться») – бесформенная совокупность материи. Беспорядок. Безобразие. Боги из Хаоса создали Космос (греч. «мир, порядок») – мировой порядок. Эталон красоты и совершенства. 1 этап - Натурфилософия Космоцентризм: вопросы Космоса первичны. Космос отождествляется с природой (nature)
Слайд 3
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (VI в. до н.э.). Р одоначальница философии, астрономии, математики, физики и др. наук. Естествознание. Рационализм - стремление разумом и логикой объяснить мир. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Дискуссия о том, из какого правещества возник Космос? Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (огонь). Как устроен Космос? Космос ограничен в пространстве. Замкнутая сфера. Геоцентрическая модель Космоса. Аристарх Самосский в 3 в. до н.э. высказал идею гелиоцентризма, но она не распространилась. ШКОЛЫ НАТУРФИЛОСОФИИ
Слайд 4
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА. ЭЛЕАТЫ (VI – V вв. до н.э.) – Впервые ввели понятие «БЫТИЕ» (от глагола «быть»). ПАРМЕНИД ЗЕНОН Основоположники онтологии. Бытие - единое, непрерывное, вечное, неделимое на части. Пустота не существует. Идея единства всего существующего максимально близка буддизму. Рационализм. Законы бытия познаются только разумом. Чувства фиксируют только отдельные взятые явления, но не их закономерности.
Слайд 5
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (VI – IV вв. до н.э.) Пифагор (570 - 480 гг. до н.э.) 1. В основе мира ГАРМОНИЯ (греч. «соразмерность, пропорциональность»). 2. Гармонию существующего можно выразить с помощью чисел, числовых и геометрических закономерностей 3. Каждое число наделено определенным свойством – не только математическим, но и нравственным. 4. Учение о музыкальной гармонии. Из всех наук наиболее близки математика, астрономия и музыка. «Музыка небесных сфер»
Слайд 6
ФИЛОСОФЫ - ОДИНОЧКИ в Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) Огонь – первоначало всего; 2. Периодически Космос уничтожается, чтобы возродиться снова; 3. Теория потока. Всеобщая изменчивость. Всё есть поток. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». 4. Единство противоположностей.
Слайд 7
Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) Бытие состоит из АТОМОВ; Атомы неделимы; 3. Атомы взаимодействуют хаотично как механические частицы; 4. Между атомами ПУСТОТА. Философия противоположная элеатам, доминировавшая до XX века.
Слайд 8
АНТИЧНАЯ КЛАССИКА (V – IV вв. до н. э.) в СОКРАТ Совершил поворот философии к человеку. ЧЕЛОВЕК – МИКРОКОСМОС «ПОЗНАЙ СЕБЯ, И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР и БОГОВ» Философ – практик. Подтверждал сказанное поступками. Поражал современников не только мудростью, но и силой воли, телесной выносливостью, развитой благодаря физическим упражнениям. Начал критику существующего общества, которое поклонялось несовершенным олимпийским богам. Предложил новый идеал - ВЫСШЕЕ БЛАГО.
Слайд 9
ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ Совершил поворот философии к человеку.
10
Слайд 10
ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОНТОЛОГИЯ. Космос представляется как совокупность двух миров МИР ИДЕЙ МИР ВЕЩЕЙ мир метафизический мир физический единый множественный совершенный несовершенный вечный изменчивый умопостигаемый Платон впервые поднял важную проблему: существует ли Единое Начало, ОБЩЕЕ для всех людей?
11
Слайд 11
Платоновская триада ЕДИНОЕ – УМ – ДУША Единое – выше всякого бытия, выше всякого мышления и ощущения. Первоначало, первопричина. УМ – происходит от Единого. Сущность всех вещей, множество всех идей МИР ИДЕЙ. Душа – связывает между собой все явления и вещи. Душа есть во всем. Душа мира, человека, вещи.
12
Слайд 12
2. ГНОСЕОЛОГИЯ. По мнению Платона, человек проникает в Мир Идей с помощью интуиции. По мнению Аристотеля, первичен разум. Утвердил РАЦИОНАЛИЗМ. Создал первую философскую систему, разработал основные философские понятия (КАТЕГОРИИ). Основоположник ЛОГИКИ. Сократ – основоположник ДИАЛЕКТИКИ как искусства ведения диалога, цель которого достижение истины. диалог = спор обличение майевтика
13
Слайд 13
3. АНТРОПОЛОГИЯ. Разработаны основные концепции человека. А) «человек – микрокосмос» (Сократ). Б) психика (душа) человека имеет 3 части (Платон): разум, сила воли (ярость), желание (страсть). В) в человеке объединяются 2 начала – биологическое и социальное. «Разумное животное» или «политическое животное» (Аристотель).
14
Слайд 14
Воплощение разумного начала в человеке – бог Аполлон, а биологического (инстинкты) – бог Дионисий. Боги антропоморфные, «человекоподобные». Боги как воплощение идеала физической красоты.
15
Слайд 15
Культ тела. Стремление к гармонии. Создание канонов прекрасного человеческого тела. Идея Платона, что «тело - темница души» не была распространена.
16
Слайд 16
4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Разработаны основные концепции государственного и общественного устройства. Положительные типы Отрицательные типы государственного устройства государственного устройства монархия («один во главе») тирания, деспотия для большого государства важен совещательный орган, демократия («власть народа») охлократия («власть толпы») важно качество народа необразованная масса аристократия («власть лучших») олигархия («власть немногих») плутократия («власть богатства»)
17
Слайд 17
НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ОБЪЕКТИВНОЕ – общеобязательное для всех. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - от разрозненных наблюдений и рецептов произошел переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям. 3. АБСТРАКТНОЕ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир. 4. КРИТИЧЕСКОЕ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать. РАЦИОНАЛЬНОЕ - опора на авторитет разума и логики. НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ
18
Слайд 18
Три научные программы Древней Греции МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Пифагор, Платон). Пифагор: «Число есть сущность всех вещей». Математика – чистая абстракция, на языке которой можно выразить закономерности мирового устройства. Платон: Наука – единое целое, вершиной которого является философия, а корнями - математика и астрономия. Идеальное число – 1. Интуитивно открыл идеальные геометрические формы, лежащие в основе неживой материи - 5 « платоновых тел»
19
Слайд 19
2. АТОМИСТИЧЕСКАЯ (Демокрит, Эпикур). Все мировые процессы – результат взаимодействия атомов и пустоты. ЧАСТЬ важнее ЦЕЛОГО. Нет понимания целостности мира. Демокрит заложил основы научного метода исследования. Случайность – то, причину чего люди не знают. ПОИСК ПРИЧИН. 3. ФИЗИЧЕСКАЯ (Аристотель). Аристотель первым создал науку о природе – физику. Для физики Аристотеля важнейшее понятие – движение. Считал, что движение вечное и непрерывное. (-) ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА МАТЕМАТИКЕ ПЛАТОНА. Физика атомистов в основном количественная, а физика Аристотеля основана на идее качественных превращений одних физических элементов в другие.
20
Слайд 20
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА (с IV вв. до н. э.) В эллинистической философии акцент переносится из сферы метафизики в сферу этики. Человек как микрокосмос. Этические проблемы по-разному решены в пяти направлениях Киники Эпикурейство Стоицизм Неоплатонизм Скептицизм
21
Слайд 21
ЭПИКУРЕЙСТВО ЭПИКУР (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.. Последователь Демокрита. 1. Признание существования атомов, но отрицание их хаотического движения. 2. Ощущения первичны, а разум вторичен. Опровержение рационализма. 3. Душа умирает вместе с телом. 4. Идеал – жизнь мудреца. Блаженная и спокойная. Мудрец умеет наслаждаться жизнью и получать удовольствия. Однако не все удовольствия важны и полезны. Удовольствия естественные (природные). Удовольствия противоестественные – приводят к страданиям.
22
Слайд 22
5. Что людям мешает получать удовольствие? Во-первых, суеверия. Во-вторых, страх. Главный страх – страх смерти. Большинство страхов надуманно. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет. Когда наступает смерть, нас уже нет». 6. Советовал довольствоваться маленькими радостями жизни (вкусная еда, общение с интересными людьми) и не заниматься большой политикой. Эпикурейство в Древнем Риме - ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99 – 55 гг. до н.э.). СКЕПТИЦИЗМ ПИРРОН (360 – 270 гг. до н.э.) Сомнение в возможности достижения истины. Ничего точно утверждать нельзя. Отрицание теорий. Говорили: «мне кажется…», «предполагаю…». Идеал мудреца – невозмутимость (атараксия).
23
Слайд 23
КИНИКИ Ученик Сократа – АНТИСФЕН (450 – 360 гг. до н.э.). Его ученик – ДИОГЕН (400-325 гг. до н.э.). Максимальное упрощение жизни. Крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием. Натурализм. Самый низший уровень потребностей. Мир – плохой. Следует научиться жить от него отдельно. Насмешка над всеми условностями. Максимальная независимость от общества. Внутренняя свобода. Борьба не с социальным злом, но с самим собой. Космополитизм Диогена. Отрицание всех границ, политических и пр. Атрибуты киника – сложенный вдвое плащ, посох и сума для подаяний. Манера поведения – эпатаж и маргинальность. Цель - привлечение внимания к своей философии в условиях кризиса античной культуры. От понятия «кинизм» произошло «цинизм»
Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
26
Слайд 26
27
Слайд 27
СТОИЦИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) Ранняя Стоя – Зенон, Хрисипп. Поздняя Стоя - ПЛУТАРХ, ЦИЦЕРОН, СЕНЕКА (4 г. до н.э. – 65), МАРК АВРЕЛИЙ (121-180). ДУАЛИЗМ - признание и божественной и материальной реальности. 2. РАЦИОНАЛИЗМ– господство разума над чувствами. 3. Влияние Сократа. Твердость и мужество в жизненных испытаниях. 4. Развитие шести добродетелей: - внутренняя свобода, независимость от внешних обстоятельств; - совесть; - сила воли и внутренняя сила; - человеколюбие, толерантность; - чувство юмора; - умение применять эти знания на практике. Стоический идеал мудреца – невозмутимость, свобода от страстей. Худший вид рабства – рабство у своих страстей.
28
Слайд 28
29
Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ 3. Философия Древней Греции и Рима
НЕОПЛАТОНИЗМ (III в. до н.э. – III в. н.э.) ПЛОТИН (204 - 270) Синтез учений Платона, Аристотеля и восточных философий. 1. За основу берется триада Платона. Единое – Ум – Душа. Идея ступенчатого перехода от единого и всеобщего к множественной материи. Единое (Благо) - выше любого бытия. ЕДИНОЕ Ум – множество всех идей. Душа – множество всех существ, образующих УМ чувственный Космос. 2. Единое – познается мистически-интуитивно. Ум – познается логически. Здесь ДУША учение Аристотеля и Пифагора. 3. Учение об иерархическом строении бытия. КОСМОС Мир – ступени последовательно убывающего Совершенства. 4. Освобождение от плена материи материя путем аскетической практики.