Пророчества и наставления преподобного серафима вырицкого. Подводные камни пророчества от старца серафима д Предсказания серафима вырицкого
Однажды духовный сын задал старцу Иеромонаху Серафиму Вырицкому (в миру Василий Николаевич Муравьев) вопрос о будущем России. «Наступит такое время, — ответил тот, — когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист». В 1920 году старец Нектарий Оптинский говорил: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов».
В 1930 году архиепископ Феофан Полтавский суммировал пророчества, полученные им от старцев, способных прозирать будущее: «Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но то, что мне было открыто старцами. Приход антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большее — десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем нам было открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться». Прозревали наше и будущее время и другие святые отцы, и старались предупредить близких. Так старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий пишет: «Со временем падет вера в России, блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное». Итак, мы видим, что все пророчества этих Богом вдохновлённых людей в начале нашего столетия говорят об ожидании восстановления Святой Руси и даже православного Царя незадолго до пришествия антихриста и конца мира. Но это событие будет носить характер скорее необычно-чудесного, а не обыкновенного исторического события. И в то же время оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь Действует через свободную волю человека. Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее гибели оказалось, таким образом, ложным, так и пророчества о восстановлении России могут оказаться ложными, если русские люди не раскаются. Одно из самых значительных пророчеств о будущем России до революции было известно только немногим. Оно было настолько смелым, что цензура церковная не разрешила его напечатать. Оно было найдено среди манускриптов Мотовилова, известного своей знаменитой «Беседой с преподобным Серафимом о стяжании Духа Святого». Это пророчество, которое теперь появилось в печати (за последние десятилетия), касается будущего воскресения преп. Серафима перед самым концом мира.
Вот что преп. Серафим сказал Мотовилову:
«Неоднократно, — пишет Мотовилов, — слышал я из уст великого угодника Божьего, старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот, однажды осмелился я спросить его:
— Вы, Батюшка, все говорить изволите, что плотью своею в Сарове лежать не будете. Так, нечто, Вас саровские отдадут?
— Мне, Ваше Боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сей привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение семи отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего. Открыв сию великую страшную тайну, великий старей поведал мне, что по воскресении своем он йз Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскрешения, соберется народу великое множество со всех концов земли; Дивеево станет Лаврой, Бертьяново — городом, а Арзамас — губернией. И проповедуя в Дивеево покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и, по открытии их, сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему».
В одной из других своих бесед с Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное для укрепления исповедников Христовых: «И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, — в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? Подобное же оставление человечества Благодатью Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по минованию коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в предвечном Совете».
Убеждение в том, что Святая Русь еще жива подтверждается и рядом свидетельств некоторых наблюдателей современной России. Вот что говорит Геннадий Шиманов:
«Святая Русь не исчезла, не закопана; она вечна и победоносна, и это последнее слово принадлежит истории нашего народа... Святая Русь исчезла только с поверхности современной жизни, но она продолжает жить в ее скрытых глубинах, произрастая до того времени, когда будет угодно Богу, и переживая зиму, она опять появится на поверхности и украсит образ земли русской, которую хлестали свирепые и ледяные ураганы и бури».
Слово, которое Россия принесет миру В Новом Завете, в книге откровения Иоанна Богослова подробно описываются события перед концом мира: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8, 1). Некоторые объясняют это место Св. Писания, как короткий период мира, предшествующий последним событиям мировой истории, а именно краткий период восстановления России, когда всемирное слово о покаянии начнется с России — и это есть то «последнее и окончательное слово», которое, согласно Достоевскому, Россия принесет миру.
В современных условиях, при которых события в любой стране становятся моментально известными всему миру, Россия, очищенная кровью мучеников, действительно будет иметь возможность пробудить мир от глубокого сна атеизма и безверия. Отец Димитрий Дудко и другие не раз говорили, что невозможно, чтобы кровь бесчисленных русских мучеников напрасно лилась; она, несомненно, станет семенем последнего и яркого расцвета истинного Христианства.
Однако очень легко просто мечтать о будущем этого мира и о том, что может случиться в России. Воскресение России зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей — нашего общего покаяния и нашего подвига. Оно вовлекает в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в рассеянии сущих и всех православных людей всего мира.
Епископ Иоанн Шанхайский в своем докладе Архиерейскому Собору Зарубежья в 1938 году говорил об апокалиптической миссии русского народа за рубежом: «Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса (в значительной части бессознательно) является проповедницей Православия. Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, иже есть на небесах, и тем снискали себе спасение... Зарубежье должно обратиться на путь покаяния и, измолив себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину». Таким образом, русские за рубежом, ведя себя как подобает истинным православным христианам, приготовят путь для проповеди всемирного покаяния преподобного Серафима.
В какой-то мере это и происходит, если обратить внимание на тот факт, что параллельно православному возрождению в России происходит подлинное пробуждение Православия не только в Америке, но и в других странах вне России. Но все будущее зависит от нас: если мы возродимся к истинной православной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена; если нет, то тогда Господь может изъять свои обещания. Архиепископ Иоанн закончил свой доклад на Соборе пророчеством и надеждой, что там наступит истинная Пасха, которая просияет целому миру перед концом всего существующего и перед началом всемирного Царства Божия: «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору. Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!» (из лекции иеромонаха Серафима (Роуза) «Будущее России и конец мира», Сан-Франциско, август 1981 г.) «Будущее России — в руках Божественного промысла. Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству... Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! В 38-й и 39-й главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира и заключить концом своим историю странствования на земле человеческого рода...»
Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Явлено будет великое чудо Божие. И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо (Преп. Анатолий Оптинский).
Утихнут грозные невзгоды, Своих врагов Россия победит, И имя Русского Великого народа Как гром по всей вселенной прогремит! Преп. Серафим Вырицкий
Пророчества Серафима Вырицкого
В 1930-е годы большевики закрывали и взрывали церкви, сбивали с них кресты, безжалостно сажали и расстреливали священников. Однажды поздно ночью чекисты пришли в дом, жившему под Ленинградом в поселке Вырица отцу Серафиму, намереваясь его арестовать. Лежавший в углу тяжело больной священник попросил старшего группы подойти к нему. А когда тот приблизился, ласково погладил его по руке, и, заглянув в глаза, проникновенно произнес: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий!» Суровый чекист был поражен, растерялся и пробормотал: «Если бы таких старцев было больше, мы бы все стали верующими». А батюшка, улыбаясь, сказал: «Угостите-ка их чайком!» Напившись, грозные гости удалились, так и не исполнив приказ об аресте…
Родился Василий Муравьев, которому было суждено стать велики русским святым под именем Серафим Вырицкий, 31 марта 1866 года деревне Вахромеево Ярославской губернии. С детства он отличался блестящими способностями – самостоятельно выучился грамоте и сам овладел математикой. А первыми его книгами были Евангелие и Псалтырь. Но вскоре юноше стало не до чтения, рано умер отец и он был вынужден взвалить заботы о семье на свои плечи. Отправился в Петербург, где получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. Трудился усердно, а все деньги отправлял семье. Ему было всего 26 лет, когда Василий сумел открыть своей дело – контору по торговле пушниной. Вскоре разбогател, продавал меха во многие страны и стал одним из первых торговцев пушниной в России. Однако уже тогда его тянуло к другой, духовной жизни. Щедро одаривал монастыри, храмы, больницы, ездил по святым местам, часто посещал Троице-Сергиеву лавру, где жил старец Варнава, ставший его духовным отцом. По его благословению он женился. В его семье почитался необычный для купца строгий, почти монашеский устав жизни.
Во время заграничных поездок, когда ему исполнилось 33 года, Василий побывал на Святой горе Афон в Греции, где расположены 20 старинных православных монастырей. Увиденное там так потрясло его, что, вернувшись, он пришел за духовным советом к Иоанну Кронштадтскому, и тот сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.
Но тут грянула революция. Василий без колебаний отдал все своей состояние монастырям, щедро наградил служащих, а сам поселился в поселке Тярлево под Петроградом, а вскоре принял монашеский постриг под именем Варнава в Александро-Невской лавре, а его жена Ольга Ивановна стала монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17)
Сказания о подвигах и равноангельной жизни преподобных, просиявших в прежние века, кажутся маловерам нашего времени неправдоподобными мифами. Но вот Господь явил нам подвижника, который практически является нашим современником. Житие преподобного Серафима Вырицкого - это новое слово о Христовой любви, обращенное ко всем верующим и неверующим. Оно еще раз напоминает миру, поглощенному стяжанием временных земных благ, об истинной цели краткой человеческой жизни - спасении безсмертной души для блаженной Вечности. Сегодня для народа Божия преподобный Серафим является одним из любимейших Небесных помощников и наставников.
2016 год - год 150-летия со дня рождения этого великого молитвенника и печальника Земли Русской. Хочу предложить читателям Русской Народной Линии серию статей, посвященных жизни и удивительным подвигам известного петербургского купца, ставшего всероссийским старцем-утешителем и пророком.
По неизреченной Своей милости Господь сподобил меня готовить материалы к прославлению вырицкого старца. Благословения на труды были получены в 1995 году от старца протоиерея Николая Гурьянова и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
К тому времени были известны лишь основные вехи жизненного пути преподобного Серафима Вырицкого: благочестивый коммерсант и благотворитель - священноинок Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры - глубоко почитаемый в народе старец, обладавший многими духоносными дарами.
Точные данные, касающиеся многих жизненных событий, фактов и дат, практически отсутствовали. Не были даже известны точные дата и место рождения преподобного, поскольку перед принятием монашества он уничтожил все документы, относящиеся к предыдущей жизни. Конкретные факты и даты, касающиеся купеческой деятельности подвижника, его пребывания в Александро-Невской Лавре и в Вырице также отсутствовали.
В результате пятилетней работы в ряде архивов и библиотек, многочисленных встреч и бесед с живыми свидетелями жития и подвигов святого родилась моя книга «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», которая послужила основанием для канонизации старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.
В общей сложности исследованиям и изучению жизни и подвигов преподобного и его сомолитвенников я посвятил более 20 лет. После прославления старца книга получила название «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», и каждое новое ее издание дополнялось новыми сведениями из архивов, свидетельствами благочестивых чад Русской Православной Церкви и редкими иллюстрациями. Продолжением первой книги стала книга «В Вырицу к преподобному Серафиму».
Повествовательную основу книг составили рассказы родственников подвижника и его духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру, включая годы его детства и юности. Все они очень ответственно и бережно относились к каждому своему слову: «Я ведь отвечу за это перед Господом!» - так они предваряли свои рассказы. Многие из них не могли без слез говорить о своих встречах с преподобным, который в те трогательные моменты духом был рядом с нами. Значительную часть этих свидетельств удалось зафиксировать на видеопленку.
Очень теплые отношения сложились у нас с родными преподобного. Внучка старца, Маргарита Николаевна Муравьева-Набоко (†2004), неразлучно провела с отцом Серафимом более 30-ти лет и знала такие подробности его жизни, которых никто другой не знал, и знать не мог. Она была живой свидетельницей ряда важнейших событий, многое видела собственными глазами, немало ей было известно из рассказов самого старца, рассказов схимонахини Серафимы (Муравьевой), которая в миру была его супругой, а также людей близко знавших подвижника еще в дореволюционные годы.
Родственники преподобного благоговейно хранили святую память о его жизни и подвигах. Берегли в семейном архиве святыни, документы, фотографии и воспоминания - все, что удалось уберечь в годы воинствующего безбожия. Тем не менее, очень многое было безвозвратно утрачено...
В течение нескольких лет, по крупицам, мы восстанавливали с Маргаритой Николаевной и ее дочерью, Ольгой Даниловной, многие страницы из жизни преподобного. Одновременно я вел исследования в архивных и библиотечных фондах, собирал живые свидетельства о жизни, подвигах и чудотворениях вырицкого подвижника, которые получал буквально из первых уст.
Многие неизвестные важные факты удалось установить в ходе бесед с родственниками духовника Царской Семьи, святителя Феофана Полтавского; митрополита Гурия (Егорова) и брата его священномученика архимандрита Льва (Егорова); исповедника протоиерея Алексия Кибардина, исповедника протоиерея Константина Титова и других церковных деятелей. Свидетельства также предоставили многие близкие духовные чада Патриарха Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) - Елена Николаевна Сергиевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, Ольга Яковлевна Виноградова и другие.
Важные сведения предоставили видные петербургские ученые - Михаил Сергеевич Фаворский, Татьяна Николаевна Алихова, Александр Сергеевич Иванов, Юрий Константинович Герасимов, дочь профессора Михаила Ивановича Граменицкого, Елена Михайловна Кузьмина и другие.
Неоценимую помощь в работе оказало мне общение с известными петербургскими пастырями: протоиереем Алексием Коровиным (†2005), протоиереем Василием Ермаковым (†2007), протоиереем Иоанном Мироновым, протоиереем Виктором Голубевым, протоиереем Борисом Глебовым, протоиереем Игорем Мазуром, протоиереем Николаем Преображенским, протоиереем Вячеславом Клюжевым (†2006), а также игуменией Горненской женской обители в Иерусалиме Георгией (Щукиной) и игуменией Пюхтицкого Успенского женского монастыря Варварой (Трофимовой) (†2011). Их свидетельства также помещены на страницах моей книги, а всего мне удалось найти и опросить более ста человек лично знавших преподобного Серафима Вырицкого.
Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого и услышать его пророческий голос.
Начать цикл статей о преподобном с его пророчеств побудило меня желание показать их особую духовную ценность для наших современников, ибо главные из этих пророчеств служат призывом к искреннему, покаянному возвращению народа к Богу и Православной вере.
В последнее время много говорится о возрождении России с помощью новых политических и экономических реформ. Собираются авторитетные научные форумы, действуют общественно-политические клубы, выдвигающие различные программы и проекты.
Ни политика, ни экономика не помогут возрождению нашего земного Отечества, если не будет самого главного. Более тысячи лет православный русский народ жил верою и Церковью: только вера и Церковь могут его спасти. Именно Православие Россию сделало Россией!
«Россия должна идти своим особым путем, не преклоняясь перед мировой маммоной и западными лжеценностями» , - так учил великий вырицкий праведник.
Он обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные на страницах моих книг. Крайне важно отметить, что отец Серафим все делал с молитвой, поражая своих посетителей евангельскими смирением и любовью. Его слова - это не предсказания ради предсказаний, а свидетельства Духа, способствующие приобщению людей к правде Божией, наставляющие их на путь спасения. Этим была пронизана вся жизнь преподобного. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах...
Предсказание преподобным Серафимом патриаршего служения двум будущим Первосвятителям Русской Православной Церкви; предвидение в 20-х годах ХХ века приближающихся жестоких гонений на Церковь; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней русского оружия; пророчества о грядущем в России возрождении храмов и обителей, сказанные в кровавом 1939 году; о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург (сам старец всегда называл северную столицу именно Петербургом); предсказанный тогда же Крестный ход из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру; предсказание в 1945 году денежной реформы 1961 года; сказанные в 1948 году слова о предстоящем втором обретении святых мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло через 43 года; предвидение вырицким подвижником кончины протоиерея Алексия Кибардина через 15 лет после собственной, точное прозрение судеб многих людей и другие предсказания ныне стали неоспоримыми фактами.
Уже в годы служения в Александро-Невской Лавре стали явственно проявляться в отце Серафиме духоносные дары, полученные от Господа. Люди ощущали его духовную силу. В церковных кругах хорошо известен весьма многозначительный эпизод: «...В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение. "Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?" - вопросил архиерей. "Владыка! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам Ее пасти! - последовал ответ старца. - Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас"» Владыка Алексий тотчас же успокоился и навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Так отец Серафим предсказал архиепископу Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятительского служения - 25 лет.
Предсказал старец патриаршее служение и другому Первосвятителю. Об этом в Праге поведал в 2011 году правнуку преподобного Геннадию Александровичу Муравьеву архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич), который закончил Ленинградскую Духовную академию, где учился на одном курсе вместе с 17-летним псаломщиком из Таллина Алексеем Ридигером.
Как и прочие студенты академии, будущий владыка приехал в Вырицу к старцу за благословением. Это было в январе 1948 года. В конце теплой беседы отец Серафим буквально поразил юношу словами о том, что тот будет архиепископом в Чехии. Возвратившись в Ленинград, Радивой (так звали Владыку Симеона в миру) рассказал об этом сокурсникам. Те развеселились: «Подумаешь, удивил. Старец у нас добрый. Он Леше Ридигеру сказал, что тот патриархом будет!..»
Сбылись слова преподобного в 1990 году, когда митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран Патриархом Московским и всея Руси. А Радивой после окончания академии в 1953 году вернулся в Прагу, где в 1958 году вступил в брак и был рукоположен во иерея. Почти 40 лет служил в качестве настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в курортном городе Марианске Лазне в Западной Чехии.
Осенью 1996 года отец Радивой овдовел, после чего принял монашеский постриг с именем Симеон. В 1998 году состоялась его хиротония во епископа. Новому Владыке было тогда 72 года! Вскоре он стал управляющим делами Пражской епархии, а в 2000 году - правящим архиереем Оломоуцко-Брненской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Так через 50 лет сбылось еще одно предсказание великого вырицкого старца.
Возвращаясь к периоду служения преподобного Серафима в Александро-Невской Лавре необходимо отметить, что он неоднократно давал пасомым уроки истинного смирения и кротости. Его отличало постоянное благоговение перед судьбами Божиими. К тому же благоговению и покорности Богу приводил он и своих духовных детей: «Всемогущий Господь управляет миром, и все, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными. Не сетуй на тяжесть Креста, в день скорби поведай печаль Твою Господу, и Он утешит тебя» , - наставлял батюшка тихим и мягким голосом, в котором всегда звучали какие- то особенные, теплые нотки.
Ведь именно тогда, в 1926-27 годах, он предрекал необыкновенное усиление открытых гонений на Церковь Христову, когда вся Россия превратится в большой концентрационный лагерь, что и произошло после переезда батюшки в Вырицу.
И вот - в то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный, живой - чистое сердце отца Серафима. В страшные 30-е годы, когда на Русскую Православную Церковь обрушились лютые гонения, по силе своей намного превосходящие гонения времен Диоклетиана, когда казалось, что Церковь находится на краю гибели, - на всю Россию воссиял из Вырицы свет праведника Божия.
И каким великим мужеством и упованием на милость Божию нужно было обладать, чтоб написать в ту кровавую пору строки, предрекающие Русской Церкви возрождение и славу:
Пройдет гроза над Русскою Землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Иеросхимонах Серафим (Муравьев), около 1939 года
Эти, глубоко пророческие, стихи передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок. Среди Гефсиманской ночи, поглотившей тогда всю Россию, сиял в Вырице светильник живой веры, не угасала надежда в людских сердцах...
В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, батюшка Серафим говорил о ее грядущем возрождении - о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Преподобный неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Святой Православной Церкви вратами адовыми.
Елена Николаевна Сергиевская - супруга преподавателя и заведующего журнальным фондом библиотеки Ленинградской Духовной академии Сергея Петровича Сергиевского рассказывала: «Иеросхимонах Серафим Вырицкий более двадцати лет был моим наставником, вплоть до его праведной кончины. Еще в детские годы я вместе с мамой приходила к нему на исповеди в Александро-Невскую Лавру, затем ездила в Вырицу... Господь наделил вырицкого подвижника многими духоносными дарами, и я сподобилась неоднократно испытать на себе их силу. Отец Серафим обладал особым даром видения происходившего вдали. Однажды, когда я еще только подходила к домику батюшки, он сказал: "Откройте! Ко мне идут", - и это относилось именно ко мне, что потом подтвердил сам старец. Как- то поведал он мне о последних временах: "Страшно будет дожить до них! Мы, слава Богу, не доживем, но из Казанского собора пойдет Крестный ход в Лавру... "»
В 30-е годы не раз говорил иеросхимонах Серафим и о том, что Господь может попустить Великую и страшную войну, которая повернет народ к Богу. Мария Константиновна Титова - дочь приснопамятного протоиерея Константина Сергеевича Титова, служившего в 20-х - начале 30-х годов прошлого века в Воскресенском соборе города Луги, свидетельствовала: «С семилетнего возраста я пела на клиросе лужской Ольгинской церкви. Потом - в Питере. Сначала пела в Знаменской церкви, а с ее закрытием - в Никольском соборе. Здесь мне довелось встретиться и познакомиться с Петром Васильевичем Молчановым. Это был благочестивый православный человек.
Работал Петр Васильевич в области снабжения и являлся духовным сыном отца Серафима. Он много рассказывал мне о батюшке и однажды предложил поехать с ним в Вырицу. Это было в 1939 году. Старец очень тепло принял нас и благословил. Несказанный свет и божественная любовь исходили от отца Серафима. Одного взгляда на него было достаточно, чтобы в сердце вошла Небесная радость...
Неожиданно Петр Васильевич встал перед старцем на колени и произнес: "Батюшка! Я приехал к вам просить благословения", - после этого тихо добавил. - Я хочу предложить Марии свою руку и сердце". Такой поворот событий буквально ошеломил меня, ибо, ничего подобного я не ожидала. Считанные мгновения длилась немая сцена. Отец Серафим тут же однозначно подвел итог: "Никакой свадьбы - скоро будет Великая война!" Он не только не дал благословения на брак, но запретил даже и помышлять о женитьбе. Дальнейшая жизнь показала, что прозорливый старец имел к тому все основания - в самом начале Великой Отечественной войны Петр Васильевич Молчанов погиб на фронте...»
С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Многим жителям Вырицы и ее окрестностей было известно о патриотической деятельности отца Серафима. Сколько людей именно в то тревожное время пришли по молитвам подвижника к покаянию, горячо обратившись к Господу! Ведь старец так вдохновлял их, твердо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.
Румынской частью, расквартированной в Вырице, командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах отца Серафима, и вскоре в дом на Пильном проспекте пожаловали незваные гости. Батюшка укротил пришельцев через благодатную помощь Свыше. Старец сразу поразил их тем, что заговорил с ними на хорошем немецком языке - ведь в бытность свою купцом он часто посещал Вену и Берлин, сотрудничая с австрийскими и немецкими фирмами.
Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил у отца Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади Санкт-Петербурга? Старец смиренно ответил, что этого никогда не произойдет. Немцам придется поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено вернуться домой, при отступлении он сложит свою голову под Варшавой.
По рассказам плененных немцами местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер, действительно, погиб в районе польской столицы, а невольники были возвращены на Родину. Пророческие слова отца Серафима подтвердил и румынский офицер, также служивший во время войны в вырицкой команде. В 1980 году он приезжал поклониться могиле старца и разыскав вспомнивших его местных жителей, поведал о подробностях того отступления...
В послевоенную пору старец помог своими молитвами и практическими советами великому множеству людей. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устраивались на работу, третьи обрели прописку и кров. И - сами безсмертные души их получали верное направление ко спасению. Сын профессора С.С. Фаворского, Михаил Сергеевич, вспоминая о своих встречах с преподобным, сказал удивительные слова: «Батюшка Серафим умел давать Небесную радость, отчего все, даже самые тяжелые скорби, уходили на второй план, а человек желал испытать эту радость и в будущем. Воистину, " наше же жительство - на Небесах" (Флп. 3, 20)» .
Духовная дочь старца Вера Константиновна Берхман пишет в своем дневнике: «Из келлии его выходят кто с заплаканными, кто с радостными лицами. Но эти люди уже не те, что сюда вошли - мир и умиление светятся в их глазах. "Он посоветовал, - сообщают они, - молиться как за живого. Значит жив!" Делятся друг с другом его словами, советами. Отсюда они выйдут уже другими людьми, с надеждой на лучшее, с упованием на помощь Свыше, с решением молиться и терпеть...»
Ольга Георгиевна Преображенская - родная племянница духовника Царской Семьи, святителя Полтавского Феофана (Быстрова), рассказывала: «Война разбросала по разным весям всех моих родных, и главным для меня было узнать что-то об их судьбе. Старец сразу сказал: "Сестры и братия найдутся, а маму уже не увидите... " - и обещал помолиться за меня и всех моих родных.
В 1946 году вернулись находившиеся в плену мои сестры Мария и Александра, а затем и брат Василий. Из Риги прибыл брат Иоанн. Мама скончалась на Псковщине в 1943 году. Все исполнилось, как предсказал отец Серафим».
Более 60-ти лет подвизалась при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Внуто Новгородской области монахиня Антония (Гаврилова). Мона-шество предсказал ей преподобный Серафим Вырицкий. С благоговением и радостью вспоминала матушка Антония о своих встречах с великим под-вижником: «Отец Серафим посадил нас рядом с собой и позвал мать Серафиму, которая за ним ухаживала... Батюшка ей и говорит: "Матушка, смотри, монахиня к нам пришла". Я смотрю, где мо-нахиня - нигде нет. Осматриваюсь, осматриваюсь, а мать Серафима улыбается: "Да ведь батюшка про тебя сказал - монахиня". - "Ой", - удивилась я, - так я же недостойна". - "Так пойдешь в монастырь? " - спрашивает батюшка. А голос у него такой чудный - духовный! "Да я же грешная... Я недостойна идти в монастырь", - опять говорю я. "Да мы все грешни-ки, - отвечал отец Серафим, - а кто раскается, тот святым будет!"» .
Рассказывал тогда отец Серафим о возрождении конкретных обителей - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Серафимо-Дивеевского монастыря, Валаамской обители и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.
Говорил преподобный, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения...
Елена Александровна Комарова - дочь духовного сына иеросхимонаха Серафима Александра Александровича Смирнова рассказывала: «Много совершенно невероятного по тем временам слышали мои родители от батюшки Серафима еще в 30-е годы. Старец предсказывал, что городу на Неве вернут его первое название. Говорил он также, что придет время, когда по радио будут петь молитвы. Рассказывал батюшка и о том, что к концу столетия может резко измениться климат, и в Петербурге будет жарче, чем на юге...»
Из воспоминаний Наталии Степановны Тихоновой - прихожанки храма в честь Казанской иконы Божией Матери подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге, посещавшей батюшку в 1945-1948 годах: «Так мне хорошо с ним было, что обо всем на свете забыла! Очень меня утешил отец Серафим. Рассказал, что скоро Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры откроют, а затем и всю Лавру - Церкви передадут. Я тогда удивилась и говорю: "Что вы, батюшка! Как же это? Ведь сейчас все ломают, да взрывают..." Старец ответил: "Вот ты не веришь, а придет время, когда начнут восстанавливать и открывать церкви, монастыри, часовни... Когда пойдешь на освящение Троицкого храма в Лавру, вспомни убогого Серафима - меня уже не будет..."»
Семья Фаворских окормлялась у отца Серафима еще в довоенные годы. С нескрываемым волнением делился Михаил Сергеевич своими воспоминаниями: «В начале 1945 года всей семьей поехали в Вырицу. Это было всеобщее ликование - вновь мы увидели дорогого батюшку, услышали его дивный бархатный голос, получили его святое благословение!
В том же году я по нерадению "провалил" вступительные экзамены в медицинский институт и чуть было не впал в уныние. Мама очень беспокоилась за меня, и мы тут же поехали к старцу. Как сейчас помню его слова: "Не расстраивайся, все хорошо будет. На будущий год поступишь и еще профессором будешь"» . Слова преподобного оказались пророческими...
О прозорливости, необычайной силе благословения, святой любви и даре духовного утешения, которыми обладал отец Серафим, рассказала Галина Ивановна Раевская: «В 1947 году в Никольском соборе после чтения акафиста суждено мне было познакомиться с молодым человеком. Сережа был сыном священника. Мы подружились. Как-то был яркий морозный февральский день. Мы были свободны от учебы и решили поехать в Вырицу, где никогда не были...
Батюшка лежит на кровати, улыбается и говорит нам навстречу: "Ну, благословляю! Жить будете хорошо, только усту-пайте друг другу". Усадил нас и стал с нами разго-варивать. Рассказывал, как был гостинодворским купцом, а потом все бросил, и ушли они с матушкой в монастырь. Потом говорит Сереже: "В Америку будут приглашать - не отказывайся". И предска-зал нам благополучную в материальном отношении жизнь. "Какая Америка? " - недоумевала я. Сергей только с фронта пришел и, кроме валенок и шинели, у него ничего не было. Но батюшка вновь и вновь по-вторил свои слова...
А муж мой, препо-даватель, через 20 лет стал плавать на судах. И было од-нажды крушение их судна у берегов Америки. И, дейст-вительно, довелось бывать и работать там» .
А вот что поведала Ольга Яковлевна Виноградова, духовная дочь иеросхимонаха Серафима: «Была я у старца и в тот день, когда он благословил на монашество двух сестренок - Валюшу и Нину. Впоследствии Валентина стала игуменией Горненской обители в Иерусалиме, а Нина - монахиней Пюхтицкого монастыря, матерью Арсенией.
Тогда они вышли от батюшки необыкновенно радостными: "Оленька! Мы теперь в Пюхтицу поедем". Я ответила: "Девочки! Подождите, я тоже пойду благословлюсь. Мы вместе поедем". Вошла я в келлию, встала на колени: "Батюшка! Благословите спасаться в Пюхтице. Девочек я знаю. Будем вместе ходить к вам в домик благословляться" (В то время игумения Пюхтицкого монастыря матушка Рафаила с сестрами обители очень хотели, чтобы отец Серафим переехал к ним в Пюхтицу и даже построили для него специальный домик).
Однако, к большому моему сожалению, батюшка ответил: "Не благословляю! Ты к их режиму по своему внутреннему устроению не подходишь... Я тебя благословляю в Дивеево! Ничего, что там сейчас все закрыто. Придет время - откроют! Молитвами Пресвятой Богородицы монастырь будет восстановлен и мощи преподобного Серафима будут там почивать!"
Что я могу добавить к этим словам? Шел тогда послевоенный 1948 год. До второго обретения мощей святого преподобного отца нашего Серафима Саровского оставалось долгих 43 года... Да и кто в те времена мог поверить, что когда-нибудь произойдет такое! Вот какова была сила веры вырицкого старца, а взгляд его простирался вперед на многие-многие годы».
Татьяна Николаевна Алихова - ученый-геолог с мировым именем: «За пятнадцать лет предсказал нам старец денежную реформу 1961 года, сказав: "Тогда французская булочка, которая сейчас стоит 70 копеек, будет стоить 7 копеек, и так все продукты..." Очень беспокоила батюшку судьба Петербурга в связи с тем, что город расположен в низменном болотистом месте и всегда возможно его затопление...»
Рассказ Александра Сергеевича Иванова является еще одним свидетельством необычайной прозорливости и чудесной силы благословения вырицкого старца. Сам Александр Сергеевич не помнит отца Серафима, но рассказывает о батюшке, как о самом близком и родном человеке: «Когда мне было неполных два года, моя мама принесла меня к великому старцу. Это было в начале 1949 года. Батюшка посмотрел на меня и сказал: "Этот мальчик будет ученым-медиком". И благословил... Через 30 лет я защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук» .
Из докладной записки настоятеля Мариенбургской церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Петра Белавского управляющему делами Ленинградской епархии протоиерею Сергию Румянцеву: «... Прежде всего, приношу Вам глубокою благодарность за предоставленную мне возможность совершить Литургию и отпевание дорогого для меня почившего отца Алексия Кибардина, с которым я был связан духовными узами почти сорок лет... Мне хочется Вам сообщить о пророческих словах старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, сбывшихся над отцом Алексием. Отец Серафим предсказал ему, что он скончается после кончины самого старца через 15 лет. И вот 3-го апреля 1964 года исполнилось 15 лет со дня кончины батюшки Серафима, и точно через 15 лет скончался отец Алексий» (из архива Санкт-Петербургской митрополии).
Имеется много и других фактов, свидетельствующих о глубине прозрения старцем событий будущего. Говорил он, что только Россия может спасти человечество, а Вырица станет местом всемирного паломничества, и со временем здесь откроют монастырь.
Родные и близкие духовные чада преподобного Серафима Вырицкого отмечали, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах. Приведенное ниже, важнейшее для православных, пророчество, явно сбывается на наших глазах:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, - говорил преподобный, - с одной стороны - будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет Крестный ход в Александро-Невскую Лавру ».
Здесь уместно отметить, что, после 85-ти летнего перерыва, Первый Крестный ход из Казанского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру состоялся 12 сентября 2002 года в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, еще до того как власти города официально разрешили возродить эту традицию. Благочестивые христиане совершили тогда это шествие по тротуарам Невского проспекта.
Несложно также увидеть, что царство лжи и зла, охватившее весь мир, давно уже стало реальностью - оно окружает нас, хотя внешнее возрождение Церкви пока продолжается.
Гонения, действительно, приняли самый изощренный и непредсказуемый характер, особенно на тех христиан, которые не желают соучаствовать в «в бесплодных делах тьмы» (Еф.5,10-11) - в построении уже всемирного электронного концлагеря.
В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, - говорил батюшка, - может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».
Не видим ли мы это сегодня по событиям, которые происходят в Донбассе и на Луганщине?
Несколько важных предсказаний преподобного Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского:
«...Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: "Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало - война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах..." А старец на это ответил: "Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите Ее. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (эти слова преподобный повторил трижды) Но кто жив останется - какая будет у того хорошая жизнь..." После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: "Если бы люди всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние..."»
По тому, как сегодня нагнетается обстановка в мире, когда Запад снял маску доброго дяди и обнажил свое звериное обличье, возможен любой поворот событий к новой Мировой войне.
Рассуждая о пророчествах, святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневитянах (Иона. 3, 10); Илии об Ахаве (3 Цар. 21, 29); Исайи о Езекии (4 Цар. 20, 1-11)... Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед» .
Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Бог изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целые народы смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния. Все зависит от того, какой выбор сделают сами люди.
Еще в 20-е годы ХХ века отец Серафим назидал всех, стремившихся познать волю Божию: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет Землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16) и надеяться на Его неизреченное милосердие...»
«Тогда, - учил великий старец, - только смиряясь с волей Божией, которая порою открывается людям именно в тяжелых скорбях, болезнях и гонениях, могут познать они собственную немощь и обрести стремление к благодатной помощи Свыше. Только так рождаются истинные вера, надежда и молитва, творимая от всего сердца в сознании собственного ничтожества, та самая, что никогда не остается без ответа и передвигает горы...»
По всему видно, что наказание Божие за богоотступничество русского народа действует и поныне. Нравственное состояние современного общества, в котором царствует антихристов дух мира сего, вызывает великую печаль и тревогу. Нет никакого сомнения и в том, что мир стремительно приближается к своему грозному и неотвратимому концу, а Россию усиленно втягивают в построение единого глобального царства на условиях ее геополитических противников. Внутренние враги России преуспевают в разрушении традиционного православного мировоззрения и мироощущения, настойчиво навязывают культ земных благ, наслаждений и вседозволенности, обещая новое «светлое будущее» - «электронный рай на земле», который окажется сущим адом.
Совершенно очевидно, что Россию не спасут никакие политические, экономические и «технологические» реформы, да и любые другие земные средства. Возрождение России возможно только через возвращение к живоносному источнику Православной веры.
Какие еще нужны потрясения, чтобы русский народ пробудился от глубокого духовного сна и пришел к покаянию!?
Господь одаривал преподобного Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой):
«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера - выше всех. Это вера Православная, вера истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал...»
Великий вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает безценным сокровищем - она является хранительницей Святой Православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своем юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своем, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и правды Его и находилась в живом общении с Небом.
Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве Небесного и земного. В России Небо было неотделимо от земли: «Человек Руси Святой всегда знал, в чем состоит вечный смысл жизни и главной целью было для него стяжание Небесных благ» , - не раз напоминал своим питомцам преподобный Серафим.
Жизнь вырицкого подвижника - это целая эпоха в жизни России. В течение нескольких десятилетий на глазах старца происходили значительнейшие события в жизни русского общества, находившие живой отклик в его чистом сердце. Отец Серафим прошел свой земной путь, твердо зная, что вне Православия нет спасения, нет Воскресения и безсмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины Православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» - часто слышали ближние эти слова из уст блаженного старца.
Надеюсь, что предложенные уважаемым читателям материалы помогут им в самом главном - в познании Христа во святых Его. Надеюсь, что Господь прикоснется к Вашим сердцам Своей Любовью. И вместе с батюшкой Серафимом всем желаю спасения в жизни нетленной и безконечной. Земное - временно, Небесное - вечно!
Подробно о том, как собирались материалы и свидетельства для моих книг о преподобном Серафиме Вырицком, а также малоизвестные сведения о нем можно узнать по адресу .
В.П.Филимонов , русский писатель-агиограф, автор Жития преподобного Серафима Вырицкого и других книг о святых Земли Русской
Вырица - чудесный посёлок, раскинувшийся на берегах реки Оредежи к югу от Петербурга. Некогда он входил в имения Витгенштейнов, затем стал излюбленным дачным местом петербуржцев. Здесь любил отдыхать писатель и философ Василий Васильевич Розанов. Здесь родился палеонтолог и философ Иван Ефремов. Здесь провёл последние девятнадцать лет своей жизни великий молитвенник и печальник земли Русской старец Серафим, в 2000 г. причисленный Русской православной церковью к лику святых.В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Он родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье благочестивых православных христиан Николая Ивановича Муравьёва и его жены Хионии Алимпьевны. С детства Василий проявлял недюжинные способности - самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь, жития святых. Образцом для подражания в будущем - пустынные отшельники Макарий Великий, Мария Египетская, Пахомий Великий, Павел Фивейский, Антоний Великий.
Муравьёвы часто ездили по святым местам России, и всюду юноша стремился увидеть ту жизнь, о которой мечтал, читая житийную литературу.
После преждевременной кончины отца Василий взял на себя бремя забот о семье. В Петербурге он получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного Двора, работал старательно и почти все деньги отправлял семье. Он мечтал о монашеском подвиге, но этой мечте суждено было сбыться лишь сорок лет спустя. Молодой коммерсант часто ездил из северной столицы в первопрестольную и всегда посещал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, где жил старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом. В 1890 г., по благословению старца, Василий Муравьёв женился. С Ольгой Ивановной ему суждено было прожить тридцать лет.
Вскоре двадцатишестилетний Василий Николаевич открыл уже своё собственное дело - контору по торговле пушниной. И очень быстро стал одним из пяти главных мехоторговцев Петербурга. При этом в его семье соблюдался самый строгий, почти монашеский устав православной жизни! Бывает ли такое в среде современных коммерсантов?..
Бог дал супругам Муравьёвым сына Николая, затем дочь Ольгу, но когда Ольга умерла во младенчестве, Василий Николаевич и Ольга Ивановна приняли решение отныне жить как брат и сестра, в некоем сокровенном монашестве.
Все православные праздники Муравьёвы отмечали по-своему: накрывали у себя обильные столы и приглашали на трапезу неимущих. Мехоторговец Муравьёв щедро одаривал монастыри и храмы, богадельни и больницы.
Прославление Серафима Саровского произвело особое впечатление на Василия Николаевича. Он издавна почитал старца Серафима, к тому же тот происходил из купеческой семьи и в юности также занимался торговлей.
Духовный отец Муравьёвых старец Варнава скончался в 1906 г. и перед смертью дал супругам благословение со временем принять монашеский постриг. Тогда же началась дружба Василия Муравьёва с архимандритом Вениамином (Казанским), будущим митрополитом Петроградскими Гдовским, священномучеником. Он стал духовным наставником Василия Николаевича.
После революции 1917 г. Муравьёв лишился всего своего состояния и всех предприятий. Лишился добровольно, понимая, что скоро всё отнимут. Он роздал нажитое монастырям - Свято-Успенскому Пюхтицкому, Иверско-Выксунскому, Петербургскому Новодевичьему, Иверскому, Александро-Невской лавре. Семья пряталась в двухэтажном доме в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. Василий Николаевич и Ольга Ивановна понимали: наступило время исполнить завет старца Варнавы. Осенью 1920 г., по благословению владыки Вениамина, супруги Муравьёвы приняли монашеский постриг. Василий Николаевич стал монахом Варнавой в Александро-Невской лавре, а Ольга Ивановна - монахиней Христиной в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда.
Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиаконы, поставив заведовать кладбищенской конторой. В это время в России не прекращались убийства, террор ежедневно приносил на кладбище свои жертвы, иноку Варнаве суждено было постоянно видеть горе родных и близких этих людей. Ему выпало стать для них утешителем.
11 сентября 1921 г. митрополитом Вениамином он был возведён в сан иеромонаха. Знания коммерции пригодилось ему теперь в должности свечника Лавры - ведь пришлось стать распорядителем всех денежных средств обители.
Следующий год принёс особую скорбь - принял от большевиков мученическую кончину лучший друг иеромонаха Варнавы владыка Вениамин. Готовился к близкой расправе и сам Варнава. Время было такое, что каждую минуту следовало ждать ареста. Но Божий человек всегда сохранял невозмутимое спокойствие. Повторял, что всё даётся человечеству по грехам его, и нельзя роптать на волю Божию.
На рубеже 1926-1927 гг. он принял великую схиму и в свои шестьдесят лет стал отныне Серафимом в честь Серафима Саровского. Начиная с этого времени, он всё больше и больше становился известен среди православного люда как добрый советчик и утешитель. За духовным окормлением шли к нему и миряне, и священники, и монахи. Бывали случаи, когда он исповедовал людей на протяжении целых суток, а то и более. Среди духовных сыновей старца Серафима оказался и тот, кто постриг его в монашество - архимандрит Николай (Ярушевич), коему суждено было стать в 1941-м митрополитом Киевским и Галицким. Серафим стал также и духовником архиепископа Хутынского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.
«Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. Где нет мира, там козни врага спасения. От Христа исходят истина и святое смирение. Мир Христов - свидетель истины».
Так старец Серафим учил своих духовных последователей: «Уж сколько мы от Бога ни бегаем, все равно никуда не уйдем! Будем же умолять Господа, чтобы сохранил Он нас в верности Святой Православной Церкви».
С конца 20-х гг. в старце Серафиме стал проявляться дар исцеления. Из уст в уста передавались случаи, когда он, помазав больного лампадным елеем, излечивал его от недугов. Однажды к батюшке привели женщину, которая никак не могла войти в храм - ее начинало трясти так, что она даже руку не могла поднять для крестного знамения. Отец Серафим сказал: «Давайте вместе помолимся», подвёл бесноватую к иконам, поставил на колени, сам стал с ней рядом. Помолившись, помазал ей лоб маслом из лампады. Несчастную стало корчить, её крики стали походить на собачий лай. Старец накрыл её епитрахилью и долго читал молитвы, пока больная не успокоилась. С той поры беснование кончилось, исцелённая начисто забыла о своей недавней одержимости.
Известны многие другие случаи исцелений по молитвам старца. И всякий раз он требовал, чтобы благодарили не его, а Серафима Саровского, ибо с его помощью совершаются сии чудеса.
Одно из самых известных пророчеств старца Серафима посвящено России: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества.
Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей.
Поэтому Господь и научает нас: ”Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении».
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Эти стихи он написал в 1939 г..
Достигнув 64-летнего возраста, старец Серафим стал болеть - межрёберная невралгия, ревматизм, закупорка вен на ногах, застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Врачи советовали переменить место жительства, рекомендовали переехать в Вырицу – климатический курорт. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это как послушание. Вместе с ним в 1930 г. в Вырицу отправились его бывшая супруга, а ныне схимонахиня Серафима и внучка Маргарита, ставшая послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Со времени переезда старец Серафим перестал обращаться к врачам, воспринимая свои недуги как необходимое испытание, а ведь от закупорки вен он испытывал тяжелейшие страдания - ноги болели и порой отнимались. Но он говорил: «Болезнь - это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою...» Невольно вспоминаются «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя, его статья о болезнях: «О! Как нужны нам недуги!.. Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое непрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желание порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей… Не будь таких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! Каким бы значительным человеком вообразил себя!.. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла».
Одно из постоянных поучений старца Серафима состояло в том, что не нужно просить у Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что ниспослать нам.
Постоянным посетителем Вырицы был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). К началу 40-х гг. он возглавил Украинскую Церковь, стал архиепископом Волынским и Луцким, а затем - митрополитом Киевским и Галицким. Трудно себе представить, но в 1941 г. осталось всего четыре митрополита - Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) и митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), причём последний после занятия немцами Риги оказался на оккупированной территории.
Как бы то ни было, владыка Николай считал Сталина великим вождём, способным привести страну к победе над фашизмом. В 1944 г. он писал: «В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своём лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нём неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нём слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе… Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окружённое величайшей любовью всех народов нашей страны, - знамя славы, процветания, величия нашей Родины». Вероятно, эту уверенность владыка Николай внушал старцу Серафиму. И во время войны, находясь в оккупации, вырицкий старец не переставал ободрять людей уверениями, что враг будет разгромлен и победа будет за нами.
Принято удивляться тому, что за всю свою жизнь Серафим Вырицкий ни разу не был репрессирован, не подвергался арестам, избиениям, не угодил в лагеря. А ведь в первый год войны старца Серафима постигло огромное горе - большевики убили его сына! А это пострашней любой репрессии! Для любящего родителя нет ничего более ужасного, чем смерть его детей.
Николай Васильевич Муравьёв родился в 1895 г. Будучи студентом юрфака Петербургского университета, он в 1914 г., как истинный патриот, добровольцем ушёл на войну, служил в авиационной роте, был контужен. Тяжелейшим ударом для отца стало то, что Николай сознательно перешёл из православия в католичество. В итоге, и жизнь его складывалась как-то нелепо - пытался перейти к Юденичу, не удалось, стал служить в Красной армии. Женился, родилась дочь Маргарита, но брак распался. Хотел бежать за границу, но влюбился в артистку эстрады. В результате остался в России, вновь женился. Затем родилась дочь Ольга, но и этот брак вскоре распался. Николая арестовали по сфабрикованному делу, а жена-артистка ушла с дочерью Ольгой к другому артисту. После освобождения Николай женился в третий раз, у него родился сын Александр. Жена с сыном поселились в Вырице неподалёку от дома, где жили отец Серафим с матушкой Серафимой и первой дочерью Николая - Маргаритой… А Николай завёл себе четвёртую жену, с которой жил незаконно; она родила ему сына, названного по-католически Эрмингельдом. Удивительно, что, будучи сыном такого светоча Православия, Николай Васильевич оставался убеждённым католиком! В январе 1941 г., когда он решил навестить свою законную семью, Николай был арестован. И близкие ничего не знали о его дальнейшей судьбе. А его расстреляли в Екатеринбурге (Свердловске) 4 сентября 1941 г.. Человека, который мог бы снова защищать своё Отечество. Ведь ему было всего 46 лет.
Семья Николая оставалась жить в Вырице при старце Серафиме. Настоящей его помощницей стала внучка Маргарита, девушка волевая, смелая. Она не раз преграждала дорогу незваным гостям, нежелательным посетителям. Однажды сказала чекистам: «Не пущу!», и те не посмели применить к ней силу. Зато Маргарита сразу отличала тех, кто действительно нуждался в поддержке её дедушки.
Всех, кто приходил в Вырицу, удивляла своеобразная манера общения старца Серафима с людьми. Он любил приголубить, обнять, погладить человека, прикоснуться к нему своим лбом, то есть вёл себя так, как обычно мы ведём себя с детьми, особенно когда их нужно утешить.
Иные приносили ему пожертвования, которые он передавал затем либо в Пюхтицкий монастырь, либо в Казанский храм Вырицы.
«Да как же я буду выглядеть перед Господом, если деньги себе оставлю! - говорил он. - Если у вас в кошельке есть рубль - раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать - последнего лишитесь...»
Воспоминания людей оставили нам свидетельство великой аскезы, которую возложил на себя старец Серафим Вырицкий. По понедельникам, средам и пятницам он вовсе ничего не вкушал, в остальные дни пил чай с хлебом или съедал одну картофелину и немного тёртой моркови, а иногда довольствовался только просфорой и водой. Священники Казанской церкви ежедневно приходили причащать его. .
Среди посетителей Вырицы было много учёных с мировым именем.. Вопреки советской пропаганде, преподносившей, к примеру, академика Павлова законченным атеистом, Иван Петрович до конца дней оставался глубоко верующим человеком. Он страшно переживал разрушение храмов и пытался бороться против этого несколько наивным способом, который казался ему хитроумным: Павлов уверял большевиков, что через какое-то время учёные докажут, что Бога нет, вот тогда и можно будет разрушать храмы. Он надеялся тем самым выиграть время, а там, глядишь, времена изменятся. Так вот, Иван Петрович был постоянным гостем Серафима, в том числе приезжал и в Вырицу.
Приезжали к нему и другие светила науки - академик астрономии Сергей Павлович Глазенап, профессор фармакологии Михаил Иванович Граменицкий, профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, академик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики и теории относительности, академик биологии Леон Абгарович Орбели.
Бывали и другие посетители. Чекисты несколько раз являлись в Вырицу, причём однажды с явным намерением арестовать старца. Но Серафим по-своему «приручил» их - он ласково обратился к главному чекисту по имени, и тот, сражённый светом глаз старца, оставил намерение совершить арест.
До конца своих дней старец Серафим не переставал совершать чудеса исцелений. По его молитвам люди исцелялись даже от слепоты и умственных помешательств. Исцелял он, как мы уже отмечали, и бесноватых.
Осенью 1941 г. немцы заняли Вырицу. С этого времени старец стал с ещё большим усердием молиться о спасении России, простаивая многие часы на камне, подобно Серафиму Саровскому. По воспоминаниям внуков, «в саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг - ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».
В Вырице стояли румынские солдаты, находящиеся в подчинении у немецких офицеров. Однажды немцы пришли поговорить с отцом Серафимом. Он в бытность свою купцом много имел дел с немцами и австрийцами, прекрасно владел немецким языком и охотно согласился побеседовать.
И подобно тому, как в Смутное время преподобный Иринарх Ростовский предсказал скорую гибель пришедшим к нему полякам, так же и старец Серафим смело заявил немецкому капитану, спросившему, скоро ли он пройдёт маршем по Дворцовой площади: «Этому никогда не бывать».
Мало того, он предрёк гибель самому капитану, сказав, что, спешно отступая под натиском русской армии, он сложит свою голову под Варшавой. В 1980 г. румынский офицер, служивший под началом этого капитана, приедет в Вырицу поклониться могиле старца Серафиме и поведает о том, что предсказание старца полностью сбылось.
Едва только Вырица была освобождена от фашистов, митрополит Алексий (Симанский) приехал навестить старца Серафима, и тот предсказал ему скорое патриаршество. Так и произошло: 2 февраля 1945 г. он стал новым Патриархом, Алексием I.
В том же победном 1945-м скончалась верная супруга - схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьёва). Старец завещал похоронить себя рядом с нею. Это был удивительный христианский брак, подобный супружеству святых праведных Петра и Февронии. Любили друг друга, родили детей, потом приняли монашеский обет и до конца жизни пробыли вместе уже как брат и сестра…
В последние годы старец уже почти не вставал с постели, настолько болезни одолели его. 3 апреля 1949 г. со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» он перешёл в жизнь вечную, оставив временную земную юдоль. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер - будущий Святейший Патриарх Алексий II. А спустя полвека, во время его Патриаршества, в 2000 г. старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Русской православной церкви.
Среди пророчеств старца Серафима есть и о будущих временах, которые, похоже, уже наступают:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла».
Святейший Патриарх Кирилл на торжествах, посвящённых 60-летию кончины старца Серафима, сказал о нём так: «Судьбоносные события в жизни нашей семьи происходили всегда по благословению Серафима Вырицкого, поэтому память о преподобном всегда хранится в нашей семье. Я всегда молился ему в трудные моменты жизни. Почему преподобный Серафим Вырицкий стал святым? Почему столь многие приходят к его могиле? Потому что он исправлял людей духом кротости».
Рецензии
вы не читайте ахинею предсказаний, а просто наберите в Яндексе - состав сил Восточного военного округа России... и увидите что никакой войны не будет... что от Иркутска до Владивостока у нас только.....
----
В настоящий момент значительных сухопутных сил Российской Федерации на Дальнем Востоке и Приморье нет. Есть 18-й артиллерийская дивизия на Курилах и 55-й дивизия морской пехоты в составе ТОФ. Сахалин и Курильские острова - зона ответственности 68-го корпуса. Главная сила корпуса - 18-я артиллерийская дивизия - 1 полк и штаб на Итурупе. Остальные ее подразделения на Кунашире. Вооружение 18-й дивизии: 18 танков Т-72Б3; 36 ед. 152-мм САУ 2С5 «Гиацинт» и буксируемых 152-мм «Гиацинт-Б»; около 16 РСЗО 300-мм 9К58 «Смерч» и 122-мм БМ-21 «Град». На Сахалине еще хуже. Там одна 39-я мотострелковая бригада. На вооружении: 41 танк Т-72Б, 36 САУ 2С5 «Гиацинт», 18 120-мм минометов 2С12 «Сани», 18 122-мм РСЗО БМ-21, 12 самоходных ПТРК «Конкурс». Бригада имеет в распоряжении радиотехнический и инженерно-саперный полки, но общевойсковой бой они вести не могут. С 2016 г. там стали укреплять береговую оборону. На Курилы отправили 2 дивизиона 720-й ракетной бригады ТОФ. На Итуруп - БРК «Бастион», а на Кунашир - БРК «Бал». Но не более.
В Приморье есть 3 мотострелковые бригады и 1 мотострелковая бригада в Хабаровском крае все из в состава 5-й армии Восточного ВО. Поддержку они могут получить от 29-й армии в Забайкальском крае – 1 мотострелковая бригада, 36-й армии из Бурятии – 1 танковая и 1 мотострелковая бригады, 35-й армии в Амурской области – 2 мотострелковые бригады, и кроме того еще 1 бригада спецназа и 2 десантно-штурмовые бригады окружного подчинения. Есть в составе ВО 3 артиллерийские, 3 ракетные и 1 реактивно-артиллерийские бригады, 3 зенитно-ракетные бригады.
---
Вопросы еще есть?
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании