Обзор старинных крестов. Каким должен быть нательный крестик? Виды старинных крестов
Всем привет, решил начать публиковать статьи о том, что еще кроме монет чаще всего попадается на копе и что имеет порой бо́льшую ценность, чем заветные кругляшки, не считая конечно золотых и серебряных колец. Начну с нательных крестиков и их датировки, так как их история и типология думаю будет очень интересна для тех, кто копает по старине.
Типы крестиков
Нательным называют крест, носимый на шее в знак принадлежности к христианской церкви. По традиции его получают при крещении. Считается, что предшественниками крестов-тельников были энколпионы – миниатюрные нагрудные ковчежцы, внутри которых хранились частицы мощей святых или освященных просфор. Православный инетернет-магазин Святцы
Первые упоминания о крестиках, носимых на теле под одеждой, встречаются в документах начала IV века. На Руси обычай носить подобные украшения распространился с принятием христианства – в конце X столетия.
Популярные в православии формы крестов
Хоть писаных правил относительно того, как должен выглядеть нательный крест, в православии нет, мастера в разные времена все-таки старались придерживаться определенных негласных канонов. На форму и внешний вид изделия, помимо церковной традиции, влияли художественные тенденции, характерные для той или иной эпохи, личные пристрастия автора. Женские нательные крестики отличались от мужских, ниже старообрядческий женский нательный крест.
Художественные техники, используемые при оформлении изделий, зачастую имели региональные особенности. Яркий тому пример – новгородские кресты, напоминающие тамплиерский тип, дополненный окружностью. Примечательно, что в других древнерусских землях подобная форма практически не встречается.
Чаще всего встречаются следующие типы нательных крестов:
- Иммисса – четырехконечный крест с поперечиной, расположенной выше середины вертикальной линии. Данная форма считается одной из древнейших, но в настоящий момент больше распространена среди католиков.
- Крест греческий или «корсунчик» – разновидность четырехконечного креста, имеющая равные стороны. Такая форма была традиционной для Византии. Именно оттуда она и перекочевала в Киевскую Русь. Во времена Российской империи греческий крест лег в основу знаков отличия.
- Крест лепестковый – еще одна вариация четырехконечного креста, отличающаяся плавными линиями и отсутствием углов. Изделия, в основе которых лежит иммисса, очертаниями напоминают лист. Символ с равными сторонами больше похож на цветок. Лепестковые кресты считаются женскими.
- Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.
- Шестиконечный православный крест имеет ту же форму, что и иммисса, однако в его нижней части есть перекладина. Данная деталь изображает весы, на одной чаше которых находится добро, на другой – зло.
- Восьмиконечная форма – наиболее каноническая с точки зрения православной церкви. Выглядит такой крест как шестиконечный, но вверху есть короткая поперечина, символизирующая табличку, на которой значилось «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На некоторых изделиях изображен распятый Христос или терновый венец в центре.
Древнерусские нательные кресты
Согласно археологическим находкам на территории древнерусских городов, первые нательные крестики были греческого типа – четырехконечными, с равными лучами. Некоторые изделия на концах имеют расширение или трехлопастное завершение ветвей, другие – по краям украшены круглыми медальонами. Среди меднолитной пластики XI–XIII столетий часто встречаются энколпионы. На крестиках-мощевиках изображали страдающего Спасителя, по бокам от него – Иоанна Богослова и Богородицу. Образами святых и архангелов украшали, как правило, вертикальные ветви изделий. Во многом древнерусские нательные крестики были похожи на византийские. Вот только славяне нередко христианскую символику дополняли языческой, например, заключали крест в полумесяц (Луна) или круг (Солнце).
Особенности крестов-тельников XIV — XVII веков
Мастера XIV–XV веков, создающие нательные крестики, за образец часто брали монументальные кресты, играющие главную роль в убранстве известных храмов. На смену четырехконечной форме приходит восьмиконечная. Распростаненными техниками становятся инкрустация оловом, как и домонгольского нашествия вновь крестики украшают перегородчатой эмалью и наносят чернение. Изменения претерпевает и иконография крестов. На «тельниках» все чаще изображают демоноборцев. Особой популярностью пользуется образ архангела Михаила, украшающий металлические, костяные и деревянные крестики воинов.
К XVI веку на Руси сложилась традиция дополнять изображения на изделиях бувенными обозначениями, текстами молитв.
Как выглядели нательные кресты в эпоху Петра I — Николая II
По мере проникновения барокко в русское искусство форма нательных крестов усложняется. Линии становятся более изысканными и вычурными. Изображение распятого Христа исчезает, а на средней перекладине появляется терновый венец.
Старообрядческие нательные кресты XVIII–XIX веков в основном восьмиконечные. Если же и встречаются четырехконечные изделия, то на них присутствует вписанный восьмиконечный крест. «Тельники» староверов зачастую отделаны многоцветной эмалью, с обратной стороны содержат отрывок молитвы.
Нательные крестики никониан более разнообразны, в оформлении имеют позаимствованные на Западе элементы. В XIX–начале XX века в Российской империи становятся популярны крестики с «католическим» распятием и надписью «Спаси и сохрани».
Что обозначают надписи и буквы на кресте?
На этом все, у кого будут какие-либо дополнения,пишите ниже в комментариях, буду рад дополнить статью.
Please enable JavaScript to view theКупить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.
Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.
Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!
3.6 (72.35%) 115 votes
Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?
Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!
Мужской нательный крест
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов
Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.
Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции
Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.
Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.
Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).
Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.
Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.
Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.
Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:
«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.
Женский нательный крест
В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).
Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!
Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .
Старинные медальоны с символическим изображением
Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.
Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.
Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.
Иллюстрации по теме
Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.
Пример каноничных нательных крестов разных времён:
Пример неканоничных крестов разных времён:
Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии
Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань
Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать
Мужcкой крест современной работы
Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru
Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/
Кресты появились еще в дохристианскую эпоху. Старинные кресты символизировали солнце, огонь, землю, стороны света. Когда появилось христианство, крест стал его символом, так как на кресте распяли Иисуса. В наше время крест также остался основным символом религии.
Старинный крест имеет культурную, художественную и материальную ценность, во все времена он вызывал неподдельный интерес ученых и обывателей. Первые кресты, которые появились на Руси, были привозными. Со временем мастера начали делать их в Киеве, позже и в других регионах. Первые крестики были небольшие, односторонние, без изображений. Они украшались только узорами. Постепенно производство крестов развивалось, их начали делать более крупными, украшали разноцветными эмалями, они стали более рельефными, начали появляться двухсторонние модели.
Старинные кресты
После раскола церкви раскольники взялись за тайное производство старинных крестов, икон. После того как прекратились гонения, начали появляться центры по производству крестов. Они стали более разнообразными, их производство достигло совершенства. Более 1000 лет назад мастера начали изображать тело Иисуса, украшали другую сторону креста словами молитвы или узорами. Кресты символизировали духовность, веру, стали частичкой тепла, оберегом.
Виды старинных крестов
Старинные кресты, как и современные, имеют разные предназначения, виды, но все они являются символом веры.
По назначению и видам различают:
- Напрестольные кресты. Такой крест отличается большим размером. Он хранится на престоле алтаря в храме.
- Киотные кресты. Этот крест большая редкость. В давние времена его брали в походы. Иногда такой крест врезали в икону. Киотным его называют, так как он хранится на полке с иконами - киотой. Размещается она в углу храма.
- Кресты-тельники. Нательные крестики небольшого размера, их одевают на шею при крещении и носят всю жизнь. Такие крестики имели различия для мужчин и женщин и отличались по виду. Они были самые распространенные, в наше время их раскапывают чаще всего.
- Мощевик - это коробочка с изображением креста на крышке, в нем хранились мощи святых. Кресты-мощевики носили поверх одежды вместе с нагрудными крестиками. Позже их стали производить крестообразной формы. Их носили в основном князи, монахи, цари, паломники.
- Нагрудные кресты носили поверх одежды священники.
Формы старинных крестов
Правильным крестом считается любая крестообразная форма. Но эта форма отличалась в зависимости от времени производства и его назначения:
- Крест с 8 лучами. Крест имеет перекладину по центру, перекладину меньшего размера чуть выше и косую перекладину, которую располагали ниже средины.
- Четирехконечный крест имеет две перекладины, у которой вертикальная стойка длиннее поперечной.
- Лепестковый крест имеет форму четырех лепестков, которые соединяются в средине. Чем-то напоминает цветок.
- Кресты-листики. Старинные крестики-листики носили женщины. Сделаны в форме листка.
- Каплевидный крест имеет четыре конца с каплями, которые символизируют капли крови Христа.
- Криновидные кресты похожи на перекрещенные лепестки лилий.
Основные типы и разновидности старинных крестов хорошо описаны в книге «Тысячелетие креста» А. К. Станюковича, И. Н. Осипова, Н. М. Соловьёва. Ее можно использовать как справочник для изучения и ознакомления с коллекцией крестов или прочесть для ознакомления.
На сегодняшний день древние кресты очень высоко ценятся. Они способны передать духовность, культуру, историю, которую проносили через тысячелетия. Крест - это кусочек святыни, которую всегда почитали и уважали.
Нательный крестик - одно из самых загадочных, для непосвященных в тайны религии, украшений. сайт подготовили для вас гид, который ответит на все важные вопросы.
Несмотря на то, что форма креста чрезвычайно распространена как декоративный элемент и часто воспринимается в разрыве с христианскими традициями, игнорировать ее происхождение и символизм не стоит. Религия настаивает: неважно, из какого материала сделан крестик, сколько он стоит или весит. В первую очередь, это символ христианской веры. Но в то же время, традиция почитать крест, который всегда с тобой, превратила его в украшение и предмет роскоши.
Встречается мнение, что истинно религиозный нательный крестик должен быть простым по дизайну и носить его нужно под одеждой, поближе к сердцу и подальше от чужих глаз. Но главное различие между исключительно декоративным украшением и христианским оберегом-крестиком состоит в том, освящен он или нет. Церковь не может отказаться освятить усыпанное камнями изделие, равно как и не требовать, чтобы вы скрывали его под одеждой в летнюю жару.
На что правда следует обратить внимание при выборе крестика, так это соответствует ли его форма православной или католической традиции.
Как различить православный и католический крестик
Форма
В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты. Кстати, последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Небольшая перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин.
Гравировки
Кроме надписи И.Н.Ц.И., на православных крестиках, с противоположной распятию стороны, может быть выгравировано «Спаси и сохрани». В католической традиции такого нет.
Гвозди
Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, а католики – что гвоздей было только три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены рядом, а на католическом – заброшены одна на другую.
Распятие
То, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.
Восьмиконечный крест
Это один из наиболее канонических православных крестов. Сверху располагается короткая горизонтальная (часто с аббревиатурой И.Н.Ц.И.) перекладина, а в ногах – короткая диагональная перекладина (верхний конец направлен влево, нижний – влево, если смотреть на крест прямо). Нижняя часть – символ опоры под ногами распятого Иисуса, а также перехода из грешного мира в праведный. На самом же деле, наличие этой ненастоящей опоры только продлевало мучения на кресте.
Шестиконечный крест
Один из древнейших вариантов. В этом кресте наклонная нижняя перекладина символизирует внутренние весы каждого из нас: что побеждает – совесть или грех. Ее значение также трактуется как путь от греха к покаянию.
Четырехконечный каплевидный крест
Считается, что капли на концах перекладин – это кровь распятого Христа, который искупил грехи человечества. Этот символ часто используют для украшения религиозных книг.
«Трилистник»
Этот крест часто используется в геральдике (к примеру, на гербе Чернигова), но многим полюбился и в качестве нательного. Концы перекладин такого изделия украшены полукруглыми листочками. Иногда на них располагаются также бусины – «шишечки».
Латинский четырехконечный крест
Самый распространенный христианский крестик на Западе. Горизонтальная перекладина располагается на 2/3 высоты от вертикальной. Удлиненная нижняя часть символизирует терпение Христа в искуплении. Такие крестики – очень давняя традиция. Они появились около 3 столетия в катакомбах Рима.
Как выбрать крестик на крестины
Традиционно, первый нательный крестик или, как его еще называют – тельник, возлагается на обряде крещения. Споры по поводу того, когда лучше крестить ребенка: младенцем или уже в сознательном возрасте – все еще продолжаются. Для взрослых, которые решили пройти это таинство, особых ограничений в выборе сакрального украшения нет. Но чтобы правильно выбрать крестик на крещение для новорожденного, следует учитывать несколько факторов.
- Детский крестик должен быть небольшим и легким, длиной около 2см.
- Несмотря на то, что золото гипоаллергенно, не спешите дарить малышу золотой крестик. Чисто из практических соображений, ведь дети очень часто теряют такие вещи.
- Отдайте предпочтение крестику из серебра 925 пробы . Он легче, дешевле и к тому же, обладает антисептическими свойствами.
- Обязательно осмотрите понравившееся украшение на предмет острых элементов и краев.
Женские и мужские нательные крестики
Особой разницы между крестиками для мужчин и женщин нет. В среднем их размер составляет около 4 см. Основное различие – в дизайне. Серебряные и золотые мужские крестики , как правило, лаконичнее. Их перекладины также могут заканчиваться каплями, лепестками и трилистниками, но общая композиция проще, чем у женских, а само украшение чуть массивнее.
Женские крестики часто инкрустируют драгоценными камнями. Если украшение освящено, его декор никак не влияет на сакральное значение. Редко, но все же, в церкви могут отказать в освящении декоративного креста со слишком изогнутыми и фигурными перекладинами. Хотя, конечно, главное – ваши собственные ощущения. Греет он вас или нет.
Предполагается, что с момента освящения, крестик останется с вами навсегда. Но в то же время церковь никак не порицает смену этого украшения. Хотим обратить ваше внимание, что носить его на одной цепочке с еще какой-либо подвеской – моветон. Единственное, что можно надеть вместе с крестиком – это ладанка.
Как освятить крестик
Приобретенные в церковных лавках кресты имеют два преимущества. Во-первых, они точно соответствуют традициям вашей религии. Во-вторых, они уже освящены. Если же вы купили крестик в ювелирном магазине, то его необходимо освятить. Лучше успеть прийти до начала богослужения и обратиться с этой просьбой к священнику. Можете также попросить его провести обряд в вашем присутствии и принять участие в молитве.
Что делать, если вы нашли крестик
Бытует мнение, что находить крестик – плохая примета. Якобы вместе с ним вам могут передаться скорби и горести предыдущего владельца. В то же время, церковь советует не обращать внимания на такие суеверия.
Можно ли дарить нательный крестик
Можно и нужно. Церковь этого не запрещает. А близкому человеку такой подарок будет особо важен и дорог.
Делитесь в комментариях интересна ли была вам статья сайт. Расскажите, какой форме крестиков вы отдаете предпочтение? И что для вас значит крестик – декоративное украшение или все же, нечто большее?