Липецкий женский монастырь. Монастыри Липецкой земли: взгляд со стороны
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь считается мужским монастырем, расположился в Липецкой области в городе Задонск, где протекает река Дон.
Его основоположником стали Кирилл и Герасим, выходцы из Сретенского монастыря, которые принесли копию иконы Богоматери, которая известна как чудотворная. Первое название монастыря звучало как Задонский Тешевский Богородицкий монастырь.
В начале XX века был сооружен целый район, где располагалось 6 храмов, различные видом колокольни, дома, аптечные пункты, кирпичные заводы, больницы. В монастыре проживало около 300 человек.
Когда произошла революция монастырь превратился в "бордель", а в 1990 году его постройки перешли к Русской Православной Церкви, где вскоре 26 августа 1990 года прошло первое богослужение, этот день считался днем памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца.
Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь
Одним из почитаемых мест в Задонске является построенная на развалинах старого мужского монастыря женская обитель. Много паломников приезжает сюда, чтобы, помолившись, окунуться в холодные воды святого источника и получить исцеление от душевных и телесных недугов.
Мужской монастырь на месте нынешней Свято-Тихоновской женской обители существовал с 1865 года. Святитель Тихон любил посещать это безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. На берегу речки Проходни святитель обустроил источник, который является теперь целебным. После революции 1917 года монастырь постигла участь большинства русских монастырей. Практически полностью разрушенный, оскверненный, он был возвращен церкви в 1991 году. С тех пор многое здесь изменилось. На территории монастыря величаво стоит возрожденный Троицкий собор - главный храм обители. Верхний придел освящен в честь Живоначальной Троицы, нижний - в честьУспения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенской церковью.
В память о пребывании в скиту святителя Тихона в одной из башен монастыря устроили особую келью. В ней находится икона Тихона Задонского с его житием.
Недалеко от монастыря находится купальня над источником святителя Тихона. Вода здесь всегда +4 градуса. Нужно иметь большое мужество, чтобы окунуться. Но зимой и летом, в снег и в дождь возле источника собирается народ со всего света. Говорят, после купания в нем обретаешь стойкость духа и уверенность в свои силах.
С возрождением христианства в России все больше людей стремится узнать историю возникновения, становления родной православной веры, а также своими глазами увидеть и ощутить красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область - прекрасный пример развития православия на Руси, где после длительного духовного опустошения успешно возродились древние традиции этого вероисповедания.
История православия Липецкой области
На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в результате постоянных монголо-татарских набегов превратилось в пустоши. Только в середине XVI столетия сюда вернулось православное население, а с появлением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться. В это время появляются Задонский Богородицкий, Донковский Покровский, Еленский Троицкий православные монастыри России. В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, вплоть до событий 1917 года, его православная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными округами. На начало ХХ века в современных границах области действовали около десяти монастырей и пятисот храмов.
После революции, во времена большевицких гонений, большинство храмов были разрушены, а святыни, приобретенные на протяжении веков, разграблены или уничтожены. С тех пор православие на липецкой земле несколько раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, однако постоянные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Лишь в 1980-х годах, когда отношение государства к вере изменилось, начинается новый этап развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в окрестностях Липецка, а также активно строятся новые. Тогда же была отреставрирована настоящая жемчужина православия Липецкого края - Задонский мужской монастырь.
Липецкие монастыри
Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие - за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области. Удовлетворить духовные потребности страждущих сегодня могут следующие монашеские обители, расположенные в этом регионе:
Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри. Фото этих произведений архитектуры можно видеть в этой статье, расписание богослужений и новости духовного мира можно посмотреть на сайте Липецкой епархии.
Русский Иерусалим
Небольшой городок Задонск расположен в живописной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона, вблизи федеральной трассы «Ростов-на-Дону-Москва». Это поселение возникло при Тешевском (от названия реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позже, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель приобрела название Задонский монастырь. Слава «Русского Иерусалима», как еще называют Задонск, связана со появившимся здесь в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные и самого города, ставшего крупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, - это три действующих и один сохранившийся монастырь.
Святитель Тихон
Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.
Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.
Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.
В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.
Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха - Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.
С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.
В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители - Владимирского собора - началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть - это собственные средства и пожертвования.
Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
Обитель расположена в 7 километрах севернее Задонска, на руинах бывшего мужского монастыря. В 1865 году, с получением архимандритом Дмитрием разрешения на строительство скита, здесь стали проживать монахи. В монастыре любил бывать и некоторое время жил Тихон Задонский. Именно здесь он написал свою главную книгу - «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также собственноручно вырыл колодец на берегу реки Проходни, где сегодня располагается целебный источник. До революции 1917 года в монастыре проживало около 100 послушников, но после октябрьских событий обитель постигла судьба большинства культовых сооружений - сначала она была закрыта, а позже разграблена и разрушена. Только в 1991 году территория была возвращена РПЦ. Теперь здесь обустроен Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, или как его еще называют Задонский женский монастырь.
Главным храмом обители является Троицкий, рядом с ним возвышаются колокольня и Преображенский храм. В память о пребывании здесь Тихона Задонского в одной из башен была обустроена отдельная келья, где находится икона святителя, мироточившая в 1998 году. На вечном хранении в монастыре находится и частица его мощей. В 2000 году, в День всех российских святых, во время молитвы на глазах паломников в Троицком храме кровоточило Крестное Распятие. Частицы крови, сочившейся из венца Спасителя, сохранились в храме до сегодняшнего дня. В настоящее время в обители проживают 82 монахини, занимающиеся натуральным хозяйством, шитьем и иконописью. Задонский женский монастырь, так же как и мужской, предоставляет бесплатный кров и трапезу паломникам. В летнее время ежедневно здесь питаются около 80-90 человек, а зимой - до 1000.
Задонский Богородице-Тихоновский монастырь
Еще один монастырь расположился в селе Тюнино в окрестностях Задонска. Основан он был в то время, когда Тихон Задонский перестал возглавлять Воронежскую епархию и ушел на покой. Здесь, в слободе Тюнинка, у источника, святитель любил уединяться для молитвы. В начале XIX века местный помещик А. Ф. Викулин, вдохновленный размышлениями посещавшего эти места Владыки Антония, заложил и построил храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1814 году в пристроенных к храму строениях начали свое отшельническое житие 30 монахинь. В 1820-х годах Викулин А. Ф. начал строить еще одну церковь - в честь Александра Невского. После смерти мецената его сын Владимир стал притеснять монастырь, а вскоре закрыл главный храм обители, а храм Невского превратил в богадельню. В 1860 году монастырь приобрел статус иноческой обители, а с ним и настоятельницу. Ею стала монахиня Поликсения, которая с первых дней начала активное благоустройство обители, а в 1889 году ее стараниями был заложен храм Вознесения Господня.
В начале ХХ столетия монастырь насчитывал 86 послушниц и 45 монахинь. С приходом большевиков в жизни монастыря сначала ничего не изменилось, но уже в 1919 году, после смерти настоятельницы, все земли и имущество были конфискованы. Настоятельницей опустевшего монашеского пристанища стала Мелитина, благодаря которой община смогла просуществовать более 10 лет. В 1930 году местными представителями власти было принято решение о передаче священной территории на благо советов и выселении монахинь. В ответ на это послушницы оказали сопротивление, за что были осуждены и отправлены в ссылку, а Мелитина расстреляна в тюрьме города Елец. Возрождение монашеской обители, инициированное насельниками соседнего Рождество-Богородицкого монастыря, началось лишь в 1994 году.
В данный момент восстановительные работы завершаются. Соборным храмом обители является Вознесенский. Рядом с ним расположен сестринский корпус с трапезной и примыкающим храмом Александра Невского. В 2005 году закончено благоустройство Тихона Задонского, искупаться в целебных водах которого стремятся паломники и туристы. Ныне здесь укрепился монашеский уклад. Общину возглавляет настоятельница Арсения. Как и положено в монастырях, послушницы заняты по хозяйству, а также постоянно молятся Богу, Богородице и святителю Тихону. Пять раз на неделю здесь проходит Божественная литургия, ежедневно совершаются молебны.
Задонский Свято-Троицкий Тихоновский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь, ранее именовавшийся Скорбященским, расположен в 90 км от Задонска, в городке Лебедянь - районном центре Липецкой области. Обитель возникла на рубеже XVIII-XIX столетий из монашеской общины, основанной Матроной Поповой, которая, только начав богоугодное дело, скончалась. Воплощение мечты Матроны продолжил ее душеприказчик протоиерей Петр, выстроивший церковь иконы Божией Матери на оставленные монахиней средства. В 1860 году храм был освящен епископом Воронежским Иосифом, а при нем начала свое существование названная в честь Тихона Задонского община сестер милосердия.
В 1870-х годах вокруг зданий общины была построена каменная ограда, а также колокольня. В 1889 году решением Святого Синода община возведена в Задонский Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь, который, успешно развиваясь, просуществовал до 1917 года. После революции строения обители были постепенно отобраны, а в 1929 году община перестала существовать. Сегодня на территории монастыря располагаются офисные помещения «Задонскгаза» и хлебокомбината. Из всего комплекса только Свято-Троицкий собор был передан в распоряжение Церкви.
Паломничество в Задонск
Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.
Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь - это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.
Как добраться до монастырей
Добраться до Задонска - дело нехитрое, ведь он расположен возле Ростовской Прямо в центре города находится Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. Как доехатьили дойти с Ростовской трассы, подскажет любой человек, в том числе и не местный. Из Задонска до Тюнино, где расположен Богородице-Тихоновский монастырь можно добраться автобусом, маршруткой или, как истинный православный, пешком. Расстояние между поселками составляет чуть более 2 км. Немного далее, около 7 км от Задонска, расположен Свято-Тихоновский монастырь, добраться до которого поможет общественный транспорт или такси. Сложнее доехать до Лебедяни. Там находится Свято-Троицкий Задонский монастырь. Карта автомобильных дорог или автонавигация помогут в этом. Удобней всего и ближе добираться из Липецка. Учитывая такое расположение, в один день посетить все Задонские монастыри довольно проблематично.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Монашеские обители Липецкой области Презентация к уроку ОДНКНР по теме: «Культурное наследие христианской Руси».
2 слайд
Описание слайда:
Откуда на Русь пришло христианство? На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги.
3 слайд
Описание слайда:
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся; отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-Х11 вв. Познавательные задачи: формирование христианского подхода к событиям; умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним; выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси. Развивающие задачи: развитие творческого мышления учащихся; развитие самостоятельности; развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий. Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории; формирование христианской веры.
4 слайд
Описание слайда:
Липецкая область богата историческими культовыми сооружениями, относящимися к православию. На территории Липецкой области насчитывается 9 действующих монастырей, 281 приход, 316 храмов, 34 часовни, а количество священнослужителей составляет 365 человек. Такое духовное богатство, естественно, не может не привлекать паломников и туристов. Одни едут сюда, надеясь на чудесное исцеление, другие - за советом или благословением, иные просто полюбоваться на монастыри Липецкой области.
5 слайд
Описание слайда:
С возрождением христианства в России все больше людей стремится узнать историю возникновения, становления родной православной веры, а также своими глазами увидеть и ощутить красоту и силу нашей духовной культуры. Липецкая область – прекрасный пример развития православия на Руси, где после длительного духовного опустошения успешно возродились древние традиции этого вероисповедания. На липецкую землю православие пришло во времена Киевской Руси. На рубеже XIV-XV веков все Верхнее Подонье в результате постоянных монголо-татарских набегов превратилось в пустоши. Только в середине XVI столетия сюда вернулось православное население, а с появлением духовенства и строительства первых храмов вера начала возрождаться.
6 слайд
Описание слайда:
В XVII-XVIII столетиях Липецкий край относился к Воронежской и Рязанской епархиям, а после, вплоть до событий 1917 года, его православная история связана с Орловским, Тамбовским, Тульским, Рязанским церковными округами. На начало ХХ века в современных границах области действовали около десяти монастырей и пятисот храмов.
7 слайд
Описание слайда:
В это время появляются Задонский Богородицкий, Данковский Покровский, Елецкий Троицкий православные монастыри России.
8 слайд
Описание слайда:
После революции, во времена большевицких гонений, большинство храмов были разрушены, а святыни, приобретенные на протяжении веков, разграблены или уничтожены. С тех пор православие на липецкой земле несколько раз возрождалось с созданием Липецкой епархии в 1926 году, однако постоянные репрессии и преследование духовенства привели церковь в полнейший упадок. Лишь в 1980-х годах, когда отношение государства к вере изменилось, начинается новый этап развития христианства. Восстанавливаются храмы и монастыри в окрестностях Липецка, а также активно строятся новые. Тогда же была отреставрирована настоящая жемчужина православия Липецкого края – Задонский мужской монастырь.
9 слайд
Описание слайда:
Наибольшей популярностью у паломников и туристов заслуженно пользуются именно Задонские монастыри.
10 слайд
Описание слайда:
Русский Иерусалим. Небольшой городок Задонск расположен в живописной местности в 60 километрах от Липецка, на левом берегу Дона. Это поселение возникло при Тешевском (от названия реки Тешевки) монастыре в 1620 году. Позже, в 1779 году, поселение стало называться Задонск, а местная обитель приобрела название Задонский монастырь. Слава «Русского Иерусалима», как еще называют Задонск, связана со святителем Тихоном Задонским, появившимся здесь в 1769 году и посвятившим свою жизнь возрождению и становлению православия в этих краях. В 1861 году Тихон, давший духовное начало Задонским монастырям, был канонизирован. Главные достопримечательности Задонского района и самого города, ставшего крупнейшим центром православной веры и духовной христианской культуры, – это три действующих и один сохранившийся монастырь.
11 слайд
Описание слайда:
Святитель Тихон. Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня. В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.
12 слайд
Описание слайда:
Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха - Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела. В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители - Владимирского собора - началась новая эпоха в истории Задонского монастыря.
«Монастыри
- это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют
иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают
живительную и спасительную влагу
душам жаждущим».
Cвященномученик протоирей Иоанн Восторгов
Н
а Руси всегда любили монастыри - духовные очаги Православия. Верующие стремились совершать паломничество в обители, освященные молитвами многих поколений иноков.
Монастыри, основанные великими преподобными отцами, являются поистине светильниками мира.
История российского монашества насчитывает более тысячи лет. Возникновение монастырей в русском государстве большинство учёных относят ко времени Крещения Руси князем Владимиром. Впервые монахи появились на её южных границах ещё раньше - на рубеже VIII и IX веков. В Древней Руси монастыри являлись центрами духовности, образования и учености. В те давние времена монастыри были в основном городские и только с ХIV века начали образовываться новые монашеские обители через отшельничество. В это время возникли многие обители, без которых невозможно представить историю России, среди них и монастыри Липецкого края.
Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания. Многие православные монастыри нашего края своей историей связаны с земной жизнью святых. Они своим опытом, своей мудростью подсказывают христианам достойный путь жизни.
Во многих обителях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. В монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу.
Смысл жизни иноков - стяжание Духа Святого, достижение святости, приобретение таких качеств души, как любовь, милосердие, сострадание, бесстрастие.
Жить в монастыре одновременно просто и крайне сложно.
Братия здесь трудится с раннего утра до позднего вечера. Одни из них работают по хозяйству, другие служат при церкви. Труд и молитва составляют жизнь иноков.
В наши дни сложно узнать об основании и истории липецких обителей. Существует множество преданий. Исследователи, историки монастырей буквально по «крупицам» собирают материалы. Одним из документальных источников при изучении истории монастырей нашего края стали «Писцовые книги»(1627-1630 гг.) Воронежской губернии.
За всю историю Липецкой области на её территории были 23 иноческие обители. Дата основания многих обителей не известна. По различным причинам часть из них прекратили свое существование уже в ХVII и ХVIII веках. Например, Знаменский мужской монастырь (сегодня село Знаменское Лев-Толстовского р-на) был закрыт в конце ХVII века. Даншина мужская пустынь на реке Дон была упразднена в 1699 году указом царя Петра I. В 1724 году был упразднен Успенский женский монастырь в городе Данкове и закрыт Красногорский Спасский мужской монастырь в Романове (село рядом с городом Липецк).
В 1764 году правительство Екатерины II провело секуляризацию церковных и монастырских земель. Многие иноческие обители на Липецкой земле были упразднены - Преображенский Красногорский женский монастырь в городе Лебедяни, Городецкая пустынь (село Преображенское Добровского района) и другие.
Две обители, упраздненные в эти годы стали вновь действующими: Свято-Успенский мужской монастырь (Паройская пустынь) в г. Липецке и Знаменский Богородицкий Каменогороский женский монастырь в г. Ельце. На начало двадцатого века в современных границах области действовало более десяти монастырей.
События 1917 года изменили жизнь монастырей: они были закрыты и разграблены. Многие иноческие обители в советские годы пришли в запустение и их храмы разрушены. В девяностые годы двадцатого века улучшилось отношение государства к Русской православной церкви. Кончился период атеистического лихолетья, стали возвращать храмы и монастыри верующим.
В Липецкой области один из первых был передан в ведение Русской православной церкви Рождество-Богородицкий монастырь, затем Свято-Тихоновский Преображенский и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женские монастыри.
Это самые знаменитые и почитаемые иноческие обители в Липецком крае. Они являются, по выражению историка Воронежской епархии А. Правдина, памятниками святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому чудотворцу и исторически связаны с его именем.
Среди монастырей нашего края вместе с крупными и знаменитыми есть небольшие и совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым.
В 2013 году на липецкой земле образована Липецкая митрополия , в которую вошли две епархии Липецкая и Елецкая, в них: четыре мужские и шесть женских обителей.
Представляем монастыри ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ
Мы сегодня стремимся в обители за «живой водой» веры, за духовной поддержкой, за наставлением, за разрешением своих сомнений, за обретением душевного спокойствия.
Посещая обители на нашей земле, вы сможете получить пользу для души, приобщиться к православию и прикоснуться к истории Липецкого края.
Библиография
Русские монастыри: южная часть Центрального региона России: Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. - Новомосковск: Очарованный странник, 2005. - 479 с.
Цепков, А. И. Книги окладные монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском в 1676 году. [Кн. 1] - 2004. - (Источники истории).
Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России / А. Ю. Низовский. -
Москва: Вече, 2001. - 463 с. : ил. - (Самые знаменитые).
Добролюбов, Иоанн. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / сост. И. Добролюбов. - Рязань, 1996. - С. 248-345.
Важинский, В. М. Монастыри в Липецком крае до начала ХХ века / В. М.Важинский // История-философия-культура: историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липец. обл. (второй этап) : тезисы, сообщения, доклады. - Липецк, 1994. - С.118-136.
Липецкая и Елецкая епархия 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк: РПА Редпро, 2009. - 182 с.
Свято место: самые популярные паломнические места Липецкой области / подгот. О. Растегаева // Житье-бытье. - 2010. - 30 марта (№ 13). - С. 4.
Косякин, А. Иночество - глубина и тайна души / А. Косякин; фот. О. Власов // Липецкая газета. - 2009. - 22 июля. - С. 8.
Косякин, А. Драгоценное сердце России: [о монастырях и святых источниках г. Задонска] / А. Косякин; фот. Г. Колесникова // Липецкие епархиальные ведомости. - 2009. - С. 7.
Косякин, А. Поклон святым мощам: [о возрождении монастырей как дороге к возрождению духовности] // Липецкая газета. - 2009. - 17 февр.
Косякин, А. Иная жизнь [монастыри в Липецкой-Елецкой епархии] / А. Косякин; фот. И. Голобородько // Неоновый город L. - 2007. - №10. - С. 76.
Кружева родного дома: [краткий очерк об архитектурных памятниках Липец. обл., в том числе о монастырях] // Сельский строитель. - 2000. - №6. - С. 48.
Главный библиотекарь отдела абонемента
Харикова Л.И.,
фото Хариковой Л.И.
История Успенского мужского монастыря началась в XVII столетии. Это единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В отдельных случаях постройка Древне-Успенской церкви датируется 1730-м годом. В начале XVIII столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. В царствование Екатерины II Паройская пустынь была закрыта в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи.
В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму города Липецка.
До осени 1936 года в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.
Свято-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма является ориентация его длинной оси по линии северо-восток - юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов. Объемно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединенного с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружен в стиле барокко. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с «сухариками». Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций.
В 1996 году храм был передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году решением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.
Первым наместником обители стал настоятель Древне-Успенского храма иеромонах (ныне – игумен) Митрофан (Шкурин).
На сегодняшний день в единственной православной обители Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь, по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения.
После восстановительных работ митрополитом Липецким и Задонским Никоном освящены храмовые престолы: 15 февраля 2004 года – придельный во имя св. Николая Чудотворца, 21 августа 2005 года – главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Возведен Духовно-просветительный центр с братским корпусом, крестильным храмом в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого (освящен митрополитом Никоном чином 24 сентября 2014 года), православной библиотекой.
В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастырского комплекса: подходит к завершению строительство водосвятной часовни с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на прежнем месте.
С 2003 года в монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря для детей от 8 до 13 лет, занятия проводятся по воскресеньям, по субботам работает творческий кружок по хоровому пению. По четвергам и пятницам проводятся катехизические занятия с готовящимися к Таинству крещения.
В Свято-Успенском храме обители ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В вечер четверга богослужение сопровождается молебным пением с акафистом поочередно Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю.
Богослужения совершаются ежедневно.
Утром богослужение начинается в 8:00 утра, вечером в 17:00.
В двунадесятые и воскресные дни – в 6:30 и 8:30.
В воскресенье вечером читается акафист пред иконой Божией Матери «Живоносный Источник» с молебном об одержимых недугом пьянства, наркомании.