Колесо сансары дало оборот что значит. Колесо сансары в буддизме — как выйти из круговорота страданий? Примеры работы колеса сансары
Сансара – это понятие, которое существует в индуизме, буддизме и джайнизме. Понятие Сансары выходит за рамки религиозных терминов и имеет свое значение в философии, психологии и эзотерике. С санскрита этот термин переводится как «постоянное движение, блуждание, странствование» и означает вечное перерождение, бесконечный цикл жизни и смерти, в круговороте которого пребывает все сущее. Обычно Сансара символически изображается в виде колеса. Так что это такое – колесо Сансары, и каково его значение для человека?
Колесо Сансары
Хотя в разных учениях понятия Сансары отличаются друг от друга, все они сходятся в главном: все живое, в том числе и человек, находится в постоянном изменении, за рождением неминуемо наступает смерть, за которой следуют новые рождения и смерти. Сансара связана , по которому все, что человек делал, думал и говорил за время своего существования, имеет свои причины и следствия и оказывает влияние на его последующие воплощения. Карма накапливается, когда человек ведет праведную жизнь и творит добрые дела, и уменьшается от злых намерений и поступков.
Таким образом, карма определяет, в каком из шести миров Сансары душа воплотится в каждой из следующих жизней – в аду, в мире людей или животных, духов, богов или полубогов. Сансарические миры полны страданий, и главная цель любого существа – выйти из колеса и прервать цепь перерождений.
Учение о Сансаре обычно изображается в виде Колеса Сансары. Оно состоит из нескольких окружностей, каждая из которых символизирует важнейшие понятия:
- яды ума, или первопричины, приведшие к вращению в Сансаре, - круг в центре с изображениями свиньи (невежество, игнорирование), змеи (гнев, отвращение, агрессия) и петуха (страсть, привязанность);
- карма – второй круг, разделенный на две половины, символизирующие плохую или хорошую карму, ведущую к последующему рождению в низших или в высших мирах;
- миры, или формы существования, – третий круг, разделенный на три несчастливых и три счастливых мира, где обретаются все живые существа;
- ниданы, или этапы существования, - внешний круг, разделенный на двенадцать секторов, символизирующих цикл, через который душа проходит между перерождением и смертью.
Колесо сжимает в руках Яма – древний бог смерти, воплощающий в данном случае закон кармы. Будда, как достигший просветления и покинувший Колесо Сансары, изображается вне его, указывая путь к прекращению страданий.
Каждое существо проживает цикл существования - 12 нидан, или звеньев причинно-следственного закона кармы. Цикл начинается с неведения, духовной слепоты и непонимания истины, предшествующих зачатию. Далее через формирование восприятия и предпосылок судьбы существо приходит к воплощению в одном из миров. В течение жизни, от рождения до смерти, происходит становление личности, ее нравственных ценностей, взглядов, что проявляется в поступках, мыслях и словах. Совокупность всех деяний определенным образом влияет на карму, улучшая или ухудшая ее и решая, в каком мире душа воплотится в следующий раз. Последнее из звеньев-нидан представляет собой смерть, прекращение существования в данном воплощении.
Когда существо проживает такой цикл, говорят, что Колесо Сансары дало оборот.
Самым благоприятным воплощением считается рождение в мире людей. Это единственный шанс выйти из Колеса Сансары, потому что, в отличие от неразумных животных, измученных обитателей адских миров и богов, находящихся в состоянии тупого блаженства, человеческое существо разумно и способно постичь законы кармы. Это – единственный способ разорвать череду перевоплощений и достичь нирваны, состояния покоя и просветления.
Какова цель человеческой жизни, возможно ли обычному человеку прекратить страдания и достичь просветления, и что это такое? Колесо Сансары невозможно остановить, но из него можно выйти и достичь Просветления, следуя Срединным путем, который еще называют Восьмеричным. В его основе лежат Мудрость, Нравственность и Сосредоточенность. Срединный путь – это путь нравственности, осознанности и очищения , который по силам любому смертному.
Первое представление о колесе сансары возникло еще до появления буддизма и истоки свои берет в поздневедийском брахманизме. Буддисты позаимствовали это понятие, но именно они растолковали его так, как мы понимаем его сейчас.
Колесо сансары - это беспрестанный круговорот рождений и смертей. Это постоянное становление и изменение, которое контролируется повелителем смерти. Круг сансары показывает нам все фазы жизни человека. В центре круга находятся три создания, каждый из которых обладает своими недостатками: свинья - символ жадности и невежества; петух - символ плотской страсти; змея - символ злобы. Все эти качества привязывают человека к иллюзорной жизни и вынужденному существованию. На круге, примыкающем к центру, слева изображены монахи и те миряне, которые своей чистой жизнью заслуживают удачного перевоплощения и потому движутся вверх. На правой стороне - грешные обнаженные люди, которым уготовано жалкое перерождение.
Следующий круг разделен на шесть частей. Все они изображают возможную участь человека после его смерти. Наверху - небеса; слева - обычные люди; справа - боги и титаны; в правой нижней половине - несчастные духи, страдающие от чувственности; в левой нижней половине - животное царство; а в самой нижней части - холодный и горячий ад. Везде непременно присутствует Будда, который помогает всем прийти к спасению своей души. Самый последний внешний круг состоит из двенадцати картин, которые изображают жизнь человека по ступенькам, по которым он снова движется к смерти. Каждая картина имеет свою символику. Перечислим их значения по часовой стрелке - неведение, сознание, форма, касание, ощущение, жажда, привязанность, становление, рождение, старость и смерть.
По-другому колесо сансары называется бхавачакра. Иначе его еще можно назвать просто колесом бытия. Держит это колесо владыка смерти. Все тесно взаимосвязано - люди, цепляясь за жизнь, порождают карму и уже по ней приходят к новому циклу существования.
Колесо кармы - это постоянное движение по пути, проложенному своими же поступками. Решает дальнейшую судьбу человека повелитель смерти - бог Яма. Он выносит свое решение по карме человека, накопленной за его жизнь, и чаще всего получается так, что карма очень плохая, и всем грешникам суждено пройти через страшный суд.
Обобщим все вышесказанное. Колесо сансары - это полный отражающий его страсти, грехи, жизненные ступени, карму и перевоплощения. Истолковывая колесо сансары, мы не раз упоминали о карме. карма? Это любое действие человека, которое неизбежно несет за собой определенные последствия. К действиям можно причислить не только физический поступок, но и сказанные слова, и даже мысли. Общая совокупность этих физических, ментальных и вербальных действий, совершенных за всю жизнь, и определяет характер следующего рождения, жизни и смерти. Карма может быть плохой или хорошей, то есть она может вести к счастливому или несчастному рождению в следующем перевоплощении.
Н екогда в Индии, в Магадхе, правил царь Бимбисара. В то время Будда Шакьямуни находился в его владениях. Бимбисара поддерживал дружественные отношения с царем по имени Утраяна, чье царство находилось на окраине Индии, где еще не был распространен буддизм. Оба владыки никогда не виделись, а только обменивались дарами и посланиями. Однажды Бимбисара получил в дар от Утраяны бесценную воинскую кольчугу, украшенную различными драгоценностями и долгое время не мог найти достойного ответного дара…
Когда за помощью он обратился к Будде Шакьямуни, тот посоветовал вручить Утраяне картину, изображающую Просветленное Существо и под ним "колесо сансары" с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда сказал, что этот бесценный дар принесет Утраяне огромную пользу.
Следуя совету своего Учителя, Бимбмсара заказал такую работу. Когда она была закончена, он поместил ее в золотую шкатулку, ту - в серебряную, а серебряную - в медную. Вперед отправили гонцов, которые передали Утраяне слова Бимбисары о том, что этот дар поможет ему осознать ценность человеческого рождения, ее труднообретаемость и поможет духовно развиваться с тем, чтобы достичь Просветления. Также они передали, что такой дар надлежит встречать со всеми почестями, всенародно, в красивом и украшенном цветами месте, в присутствии свиты и войска.
Получив такое известие, царь Утраяна оскорбился. Он подумал: "Какой же это может быть дар, чтобы я его так встречал", и решил уже было объявить Бимбисаре войну, но один из мудрейших его министров посоветовал выполнить все условия и изучить содержимое шкатулки, а потом уже решать, что делать. Так он и поступил.
Когда царь и его свита увидел и изображения Будды, "колеса сансары" и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трех Драгоценностях и полностью отрекся от десяти греховных деяний. Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырех истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания. И тогда он подумал, что было бы хорошо пригласить самого Будду, а если это будет невозможно, то хотя бы какого-нибудь его близкого ученика. Будда отправил к Утраяне своего ученика Кадаяну, который и распространил в его царстве глубокую Дхарму. Так изображение "колеса сансары" принесло огромную пользу Утраяне и его подданным, и продолжает ее приносить всем и до нашего времени. Размышление над этим изображением приносит многие благие плоды: помогает осознать пороки сансары и вред недобродетельных поступков, помогает порождатъ отречение от сансары.
![](https://i2.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/e93/e93802bdd6efc4545cdb56098e503157.jpg)
В центре изображения расположено колесо, которое символизирует сансару. Это колесо крепко держит страшное чудовище. Само колесо делится на шесть сегментов, которые символизируют шесть миров кама-дхату (в некоторых случаях этих сегментов пять - мир богов и асуров объединяются в этом случае в один).
Существует шесть сфер обитания живых существ. Три относятся к благим рождениям и три - к низшим. В центре колеса - ступица, в которой нарисованы змея, петух и свинья. Они изображаются по-разному: иногда петух и змея выходят из пасти свиньи, а иногда из пасти свиньи выходит змея, а из пасти змеи - петух. Змея символизирует гнев, петух - страсть, свинья - неведение. Принято считать, что змея обладает очень сильным гневом, свинья -тупостью, а петух - страстью. Это изображение символизирует то, что живые существа шести миров постоянно страдают, и корень этих страданий - страсть, гнев и неведение. Оно также говорит о том, что причиной страсти и гнева является неведение. Во втором варианте, когда животные появляются из пасти друг друга, показано то, как в бесконечном круговороте три омрачения порождают друг друга.
Ступица колеса (внутри которой расположен этот центр), часто наполовину окрашивается в черный цвет, а наполовину - в белый. Это напоминает нам о том, что после смерти мы попадаем в промежуточное состояние - бардо, следуя своей карме, благой или не благой. На черной стороне ступицы изображен человек, летящий вниз головой в низшие миры - в ад, мир голодных духов или же животных. Эта половина ступицы окрашена в черный цвет потому, что для живого существа, направляющегося в низшие миры, промежуточное состояние окрашено в темные тона, вокруг него царит мрак. На другой стороне ступицы, окрашенной в белый цвет, изображен человек, идущий вверх. У него весь путь освещен светом луны или солнца. Так символически изображается промежуточное состояние живого существа, которое направляется в высшие миры: богов, полубогов или людей.
![](https://i1.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/bac/bac9dc203dbf50f78063545a9feaa4e1.jpg)
В сегментах круга изображаются шесть миров сферы желания, куда живое существо может попасть из бардо. Если оно совершило очень тяжкий поступок, или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжелые страдания от жары, холода и других мук.
Рождение в мире голодных духов в основном возникает, когда человек совершает провинности средней тяжести, или из-за большой жадности и корысти. Преты обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями. Они в основном страдают из-за того, что не могут достать себе питье и еду, а если бы даже и нашли себе какое-либо пропитание, то не могут его использовать. Еда или не проходит через горло и пищевод, так как они у них очень узкие, или превращается в огонь, и желудок начинает жечь, и от этого они испытывают очень большие страдания.
Если накопленные проступки были не очень велики, или в основном преобладает невежество, то рождаются в мире животных. Нет нужды говорить о том, что животное испытывает большие страдания, так как вы это можете сами видеть.
Три верхних мира называются тремя благими рождениями. Это говорит о том, что живые существа, попав в них, не испытывают сильных страданий, однако страдания есть и там. Мы, например, находимся в мире людей и можем уверенно сказать, что испытываем очень много страданий. Даже если в настоящий момент их нет, нас страшат будущие страдания, так что про нас никак нельзя сказать, что мы освободились от страданий. Помимо страданий, переживаемых каждым вследствие его индивидуальной кармы, существуют общие страдания, которые присущи всем. Это страдания старости, болезни, рождения и смерти, они становятся нашими спутниками, как только мы обретаем человеческое тело. И тем не менее, рождение человеком - это результат накопления огромных добродеяний. То, что мы родились людьми, говорит о том, что у нас очень большие благие заслуги. Человеческое рождение дает нам возможность узнать о методах, при помощи которых можно освободиться от страданий, и принести пользу себе и другим.
В мире богов живые существа испытывают гораздо больше блаженства, чем в мире людей. Очень многие люди желают там родиться. Особенность мира богов заключается в том, что в нем меньше страданий от старости и болезней, боги также не испытывают затруднений с пропитанием. Однако это не говорит о том, что у них вообще нет страданий, боги имеют свои виды страдания. Так, они очень страстны, и это мешает им совершить добродеяния. Этому мешает и постоянное чувство блаженства, которое они испытывают - оно не дает им отвлечься на другие дела. Однако и боги смертны, и когда у них появляются признаки смерти, они испытывают очень сильные страдания. За неделю или две до смерти они начинают неприятно пахнуть, цвет тела меняется, увядает. Поскольку ум богов постоянно был отвлечен на блаженство, и они не занимались тем, чтобы совершить какие-то добродеяния, все благие заслуги, которые они накопили в прошлых жизнях иссякают, и в силу присущего им ясновидения они понимают, что их ждет рождение в низших мирах и ощущают, какие страдания будут испытывать в будущем. В это время их покидают все друзья, родные, которые раньше их любили.
Также есть мир полубогов (асуров). По своему положению они равны богам, у них имеются такие же красивые формы, такое же богатство, как у богов, но они не могут достать себе нектар, которым питаются боги. Поэтому они испытывают большую зависть к богам. Они хотят достать этот нектар, и на этой почве у них постоянно возникают войны с богами. Так из-за зависти они постоянно испытывают страдания. Боги обладают большим блаженством, чем асуры, так как у них нет ни в чем недостатка и более спокойный нрав.
![](https://i1.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/d57/d57de3afde0ed772a3eda533f2183438.jpg)
Таким образом, все живые существа, в каком бы месте сансары они не обрели рождение, всегда будут испытывать страдание. От страданий сансары трудно уйти. То, что это "колесо сансары" обхватывает руками, ногами и пастью огромное чудовище, говорит о том, что живое существо, где бы оно ни получило рождение - хотя бы и в благих мирах - не может уйти от страданий рождения, старости, болезни и смерти. Поэтому нужно обязательно искать путь освобождения из сансары. Над изображением колеса сансары помещается изображение Будды Шакьямуни, который рукой показывает на полную луну. Полная луна символически изображает Освобождение, то есть нирвану. Когда Будда Шакьямуни рукой показывает на полную луну, он хочет сказать, что кем бы мы не рождались в сансаре, мы всегда будем испытывать страдания. Поэтому нам нужно искать блаженство за пределами сансары, то есть в нирване. Если мы достигнем нирваны, то мы полностью избавимся от своих страданий.
Есть еще один круг, в котором помещается двенадцать различных рисунков, которые изображают двенадцать звеньев зависимого возникновения. Победоносный Будда дал очень много Учений, которые позволяют живому существу вырваться из колеса сансары. Изображение двенадцати звеньев причинно-следственного возникновения является одним из методов, которым можно освободиться из колеса сансары. Некоторые Учения изложены в словах, а это дано в образе. Увидев его, можно понять все пороки сансары.
На первом рисунке изображен слепой старец, который идет, опираясь на посох. Он символизирует неведение. Неведение сходно с заблуждением, эти два понятия имеют одну основу. Это звено порождает все остальные звенья. То есть, если в путь отправляется слепец, у которого к тому же очень мало сил, он обязательно будет натыкаться на препятствия, падать в ямы, и идти в неверном направлении. Точно также, если в нашем сознании будет присутствовать неведение, мы будем совершать очень много ошибок, которые приведут нас к большим страданиям.
На втором рисунке мы видим горшечника, из рук которого выходят разные горшки. Это символизирует то, что мы, опираясь на неведение, накапливаем разнообразную карму, благую и не благую.
![](https://i0.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/a32/a32fb1a23325ad32fbdb8bd5906cdede.jpg)
Третий рисунок - обезьяна, которая постоянно перескакивает с одного дерева на другое, никогда не находясь на одном месте. Так символически изображено наше сознание. Обезьяна известна тем, что ей трудно усидеть в одном месте. Точно также наш ум постоянно перескакивает с одного объекта на другой, у нас постоянно возникают различные мысли, они постоянно меняются и нам трудно сосредоточиться на чем-нибудь одном. И так наше сознание не может удержаться в одном месте, перемещаясь из перерождения в перерождение.
На четвертом рисунке мы видим корабль, на котором человек перевозит какие-то вещи. Так символизируется имя и форма. В чем состоит сущность корабля? Она в том, что он перевозит человека с одного берега на другой. Наше тело выполняет такую же функцию. Наше тело как корабль, берет на борт сознание и перевозит его в следующее рождение. Тело-корабль остается в воде, (то есть, не переходит в следующее рождение), а сознание, покидая один корабль, пересаживается на другой (то есть другое тело, которое получает в следующем рождении).
На пятом рисунке мы видим пустующий дом с окнами. Он символизирует органы чувств. Например, в чреве матери зародилось наше тело. В нем формируются все присущие ему органы чувств: глаза, уши, нос и так далее, но в нем еще не функционирует сознание видимого, слышимого и т.д. Это пятое звено и символизирует состояние, когда у человека уже появились органы чувств, но еще не проявилось соответствующее им сознание видимого, слышимого и т.д. Это подобно тому, когда дом полностью построен и в нем уже есть окна, но человек им еще не пользуется.
На шестом рисунке изображено соитие мужчины и женщины. Так символизируется шестое звено двенадцатичленной формулы, соприкосновение. Это состояние, в котором сознание уже функционирует, оно только-только начинает "проявляться" в теле и органах чувств. И как только это происходит, сознание как бы встречается с объектами. У человека появляется сознание видимого, слышимого и т.д. и он получает возможность различать качества объектов, но при этом не испытывает ни страданий, ни блаженства.
![](https://i1.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/18f/18f7c51e7463f002deeb3fe98268c70b.jpg)
На седьмом рисунке мы видим стрелу, которая вонзилась в глаз человека. Так символизируется звено чувства. На этом этапе мы можем ощущать страдание и блаженство. Сперва возникает сознание, потом формируется тело, затем в теле формируются органы чувств, затем они входят в контакт с сознанием, и в результате этого контакта (на седьмом звене) начинают возникать двойственные ощущения страдания и блаженства. Например, если мы прикасаемся к чему-то, у нас возникает контакт и мы распознаем объект как приятный или неприятный. Зрение - самый активный орган чувств, поэтому это звено и символизируется стрелой, вонзенной в глаз.
На восьмом рисунке мы видим пьяницу, который пьет водку. Так символизируется восьмое звено -вожделение. На седьмом звене возникают чувства, мы начинаем ощущать приятное и неприятное. На восьмом у нас появляется тяга к этим приятным объектам. Однажды ощутив что-либо приятное, мы хотим испытывать это снова и снова. Таким образом, после появления чувства у нас возникает тяга к удовольствиям сансары, мы начинаем привязываться к ним. Если, например, кто-то пьет водку, то никогда не может остановиться на одной рюмке, ему хочется пить еще и еще, но полностью удовлетворить свои желания невозможно. Чувство вожделения начинает присутствовать постоянно. Таким образом, восьмой рисунок демонстрирует нам то, что сансарным счастьем нельзя насытиться, у нас постоянно будет возникать чувство неудовлетворенности. Мы постоянно будем тянуться к сансарному счастью, принимая его за истинное, не понимая, что оно является иллюзией.
На девятом рисунке мы видим человека, который собирает фрукты в торбу у себя за спиной, что символизирует привязанность. Когда у нас возникает вожделение, то тяга к удовольствиям начинает расти все больше и больше, и, в конце концов вырастает в привязанность. Мы больше уже не можем без этих удовольствий обходиться. У нас возникает цель, цель достичь удовольствий, и мы постоянно находимся в их поиске. Это состояние и изображено в девятом звене. Иногда девятое звено символизируется женщиной, которая носит в своем чреве ребенка.
Когда наша карма актуализируется, мы рождаемся людьми или же какими-либо другими существами. Поэтому десятое звено - становление. На этой стадии у нас полностью формируется наше тело в силу вожделения и привязанности к сансаре.
На одиннадцатом рисунке изображен ребенок, который только-только появляется из чрева матери. Этим символизируется звено рождение.
На двенадцатом рисунке изображен труп, который несут несколько человек. Это символизирует старость и смерть, то есть тот факт, что родившись, мы сразу же идем к смерти. Таким образом, переходя от одного звена к другому, мы пребываем в сансаре.
Из двенадцати звеньев зависимого возникновения особо нужно отметить первое - неведение, восьмое - вожделение и девятое - привязанность, эти три звена являются клешами. Второе звено - самскары, или же звено кармы - и десятое звено - звено становления - формируют карму, благую или не благую. Эти пять звеньев являются причинами. Остальные семь звеньев являются следствиями. Первое звено омрачение. Оно, порождает клеши, то есть второе и десятое звено. Когда у нас есть омрачения и клеши, то возникают причины страданий. На основе причин, омрачений и кармы, возникает наше человеческое тело, зарождается в теле матери. Как только это тело появилось, появляется плод, то есть сразу же появляются страдания. Наличие тела является залогом наличия страдания. Когда мы находились в чреве матери, мы ощущали очень сильные страдания, хотя сейчас и не помним об этом, и до нынешнего времени мы постоянно находимся в страданиях. Мы страдаем от болезней, от того, что приходится расставаться с желанным, а то, чего не желаем, приходит.
![](https://i2.wp.com/oum.ru/upload/medialibrary/1b0/1b094609fe98b04e2ba390e2d99b852d.jpg)
Все это я говорю не для того, чтобы вы упали духом, ведь у нашего рождения есть и хорошая сторона, поскольку мы обрели очень трудно обретаемое и редкое человеческое рождение и, кроме того, встретились с буддийским Учением. Причем с самым высоким его разделом - Учением Махаяны. В этом плане наше тело является плодом накопления очень больших добродеяний. Чтобы получить человеческое тело, надо заниматься даянием, вести нравственный образ жизни и т.д. Мы не должны быть жадными, завистливыми и т.п. Этого очень трудно достичь. И все-таки мы обрели человеческое рождение, несмотря на все эти трудности, так что мы очень счастливые люди. Но этого недостаточно, нельзя останавливаться на этом. Мы должны помнить, что мы будем отправлены в следующие рождения и уже в этой жизни надо готовиться к тому, чтобы по меньшей мере получить хотя бы такое же человеческое тело.
Каким образом это можно осуществить? Мы всеми средствами должны беречь себя от совершения десяти видов недобродеяний и стремиться совершать добрые дела.
Если у нас не возникают благие мысли, то мы по крайней мере трижды в месяц, в благоприятные дни, должны обращаться к Трем Драгоценностям и давать обет совершать благие дела. Если у нас появится такое намерение, то, возможно, оно осуществиться и на деле. Эти дни считаются благоприятными, поскольку они благословлены самим Буддой, и если в эти дни совершать добродеяния, то они умножаются во много раз. В эти дни надо читать молитвы, делать подношения и т.д., так мы соберем причины для того, чтобы в будущем достичь хорошего рождения.
Накопление благой и неблагой кармы на состояние нашего ума, зависит от наших намерений, мотивов. Если у нас благой мотив, то мы можем накопить благую карму. Если же мы делаем вроде бы и доброе дело, но с плохим намерением, то накапливаем неблагую. Например, часто родители ругают своих детей, но, хотя и есть в этом что-то плохое, но поскольку родители делают это, желая добра детям, желая, чтобы они избавились от своих недостатков, то в этом есть хорошие стороны. Если мы будем совершать добрые дела и будем посвящать их достижению другими блага, то благая карма будет у нас накапливаться в очень больших размерах. Если мы так будем совершать добродеяния, то наши деяния станут причиной достижения Просветления всеми живыми существами и наша жизнь станет похожа на жизнь бодхисаттв. Это является принципом Учения Махаяны.
Перевод с тибетского Ж. Урабханова.
Тибетское Колесо жизни, которое правильнее называть Колесом становления выражает важнейшие верования буддизма в наглядной форме. Его можно встретить расписанным на стене тибетских монастырей. Этот образ представляет собой картину космоса, где человек связан со всем мирозданием, это изображение круговорота причин и следствий. Ключевой фигурой здесь является сознание, определяющее все исходы. Круг сансары разделен четырьмя концентрическими окружностями. Ступица изображает коренные силы, связывающие человека с Колесом. Следующий круг показывает воздействие ума на вещественные проявления. Третий круг сансары рисует шесть уровней сознания (или миров сансары). Обитатели всех шести миров заняты своими обычными делами: боги невозмутимо сидят на лотосах, грешники корчатся в муках в горячих и холодных подразделениях ада, за ними следит владыка ада Яма. Асуры воюют с богами и друг с другом, прета никак не могут насытить свои огромные животы, животные пасутся, резвятся, грызутся, люди заняты мирскими делами: едят, любят друг друга, рожают, болеют, умирают - шесть миров, шесть видов живых существ. Четвертый, внешний круг сансары показывает двенадцать связей, что создают карму и приводят к вращению колеса. Само колесо дхармы служит могучим символом бесконечного круговорота. Оно неумолимо, раз за разом, приводится в движение. Это и есть сансара, круг бытия, перерождение вслед за перерождением. Освобождение приходит, когда мы оставляем Колесо.
Значение колеса дхармы
В центре ступицы колеса дхармы трое животных без конца преследуют друг друга. Петух (или курица), змея и свинья вечно преследуют друг друга, кусая за хвост. Красный петух символизирует алчность и вожделение. Зеленая змея символизирует гнев и ненависть. Черная свинья символизирует неведение и заблуждение. Эти образы представляют три качества, которые, согласно буддизму, привязывают человека к Колесу. Алчность и вожделение никогда не насытятся. Ненависть не знает границ. Неведение делает нас слепыми. Иногда змею и петуха изображают появляющимися из пасти свиньи, показывая, что неведение и заблуждение порождают алчность и вожделение. Этот внутренний круг охвачен другим, где одна половина белая, другая - черная. По черному полю скатываются в ад грешники, по светлому полю восходят в мир богов праведники. Этим символизируются отрицательная и положительная кармы, ведущие, соответственно, к неблагоприятным и благоприятным перерождениям. Следующий круг сансары разделен на шесть секторов, отражающих уровни сознания: вверху мир богов, внизу - ад, справа - мир людей и голодных духов (санскр. прета), слева - животных и титанов (санскр. асуры).
Наконец, последний, внешний круг колеса дхармы содержит двенадцать причин, из-за которых проявляются кармические последствия. Они именуются двенадцатью звеньями (санскр. нидана) зависимого происхождения. Последовательность их такова:
- 1-я нидана: слепой, бредущий с палкой. На низшем уровне - это неспособность различить дорогу во тьме, на высшем - неведение, затемняющее сознание, делающее неизбежным новые перерождения;
- 2-я нидана: горшечник лепит из глины горшки, придавая им ту форму, которую он захочет. На высшем уровне изображение означает, что совокупность деяний человека в прожитой жизни предопределяет его облик и рождение в следующей;
- 3-я нидана: обезьяна, влезающая на дерево и срывающая с него плоды; означает, что сознание находится в зачаточном состоянии, хотя все элементы, сформировавшие новую личность, в совокупности уже имеются;
- 4-я нидана: человек, плывущий в лодке по безбрежному океану жизни; означает, что не-чувствительные и чувствительные элементы еще не определились, и потому личность-эмбрион пока никаких переживаний не испытывает;
- 5-я нидана: дом с запертыми окнами и дверями; означает, что шесть баз, или шесть органов чувств, уже оформились, но пока не пробудились;
- 6-я нидана: слившиеся в объятиях мужчина и женщина; означает соприкосновение сознания и органов чувств, которое служит толчком к их пробуждению;
- 7-я нидана: человек, в глаз которого попала стрела; означает чувства, приятные и неприятные, которые человек испытывает в первые два года своей жизни;
- 8-я нидана: человек с чашей вина в руках; означает проснувшееся в молодом человеке желание, утоление которого ведет к появлению нового желания, еще более сильного, чем предыдущее;
- 9-я нидана: человек, рвущий с дерева плоды; стремление к жизни, ведущее человека к определенной цели;
- 10-я нидана: беременная женщина, или курица, несущая яйца; означает, что жизнь достигла полного расцвета или завершения, в ней заложен переход к будущей жизни;
- 11-я нидана: рожающая женщина; рождение означает начало нового витка жизни, нового звена в цепи перерождений;
- 12-я нидана: согбенный старик, бредущий с мешком на спине (иная версия рисунка - старик, несущий на спине мертвеца, себя самого умершего); означает старость и смерть, завершающие жизнь, подводящие итог сумме деяний и определяющие карму и после¬дующее перерождение.
Колесо дхармы крепко держит в своих лапах Яма, владыка смерти, кроваво-красное чудовище, материализованный символ неутоленных желаний и неизбежной расплаты за них, представляющий начальное заблуждение. Мы находимся в его цепких объятиях до тех пор, пока не сделаем сознательный выбор - освободиться из круговорота жизни и смерти. Вне колеса, справа, находится образ Будды, который достиг освобождения. Он указывает на луну, символизирующую свет просветления, или на колесо с восемью шипами, являющееся Колесом Дхармы. Оба изображения размещаются слева от Колеса жизни.
Хотя Колесо дхармы воплощает собой буддийское учение, мы тоже можем воспользоваться данной моделью, основной идеей которой является действие причины и следствия в человеческом сознании. Возьмите ее в качестве темы для . К ней можно подойти совершенно по-разному. Вы можете отыскать свой путь, так как медитация не всегда нуждается в предписаниях. Начните созерцать то, как тонкие силы причины и следствия проявляются в вашей жизни. Колесо служит универсальным символом, который подходит для визуальной медитации. Оно напоминает вам, что все течет.
Просмотры 3 831
Многие из вас в повседневной могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.
Что такое сансара
Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.
Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях джайнизм, сикхизм, буддизм).
Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод - «прохождение» или «протекание» . При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря - это и есть перерождение.
Однако на процесс перерождения в индуизме влияет . В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.
Получается, что «закон сансары» - это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.
Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» - это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.
Колесо сансары - что это такое
Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни - это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.
Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.
Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.
Круг сансары - это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.
Что значит: колесо сансары дало оборот
Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».
Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.
При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и , состояние бардо.
Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.
Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.
Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно - состояние бардо.
Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.
Как выйти из колеса сансары
Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, и - это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.
Интересным является тот факт, что можно телесными действиями или словом, но и . Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.
Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.
Восьмеричный (срединный) путь освобождения
Для буддизма самсара - это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.
Это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.
- Нравственность.
- Сосредоточение.
Мудрость:
- правильное воззрение (постижение 4 истин);
- правильное намерение (нужна решительность, чтобы пройти путь).
- правильная речь (воздержание от ругани, лжи, а также от пустословия);
- (следует отказаться от , обмана, распутности, воровства);
- правильный (нельзя зарабатывать на жизнь убийством животных, а также торговлей ими; нельзя делать , которое используется для убийства; запрет на производство , так как это убийство и дальнейшая переработка живых существ, а также на изготовление или продажу наркотиков или спиртных напитков).
Сосредоточение:
- правильное усилие (нужно направить усилия на развитие духовности);
- правильное памятование (закрепление позитивных моментов и удаление негативных из сознания);