Боги скифов. Бог, отец Иисуса Христа - кто это и как он появился? Бог отец творец
Наряду с древним культом домашнего очага и антропоморфными матриархальными богинями природы, у скифов существовал и патриархальный культ предка-родоначальника.
Геродот сообщает, что своим отцом и верховным богом скифы называли небесного бога Папая. Геродот приравнивал его (по созвучию с греческим словом «πατέρας» — отец) к греческому богу — небесному отцу Зевсу.
Скифы считали Папая своим родоначальником, супругом скифской богини земли Апи и отцом богини реки Борисфена.
Папай — небесный бог, соответствовал, по замыслу Геродота, небесному громовержцу Зевсу, отцу богов и людей.
По-видимому, именно, небесный бог Папай представлен на уникальном скифском навершии, найденном в одном из курганов в центральной области скифов (ныне Днепропетровская обл.)
В центре конического навершия изображена нагая фигура бородатого бога Папая, над ним летящая птица с распростёртыми крыльями.
С четырёх сторон света его окружают стилизованные отростки, украшенные фигурками четвероногих животных и увенчанные четырьмя летящими птицами с длинными изогнутыми шеями и головами грифонов, держащими в клювах, на хвосте и на крыльях звенящие колокольчики, весящие на длинных цепочках. При встряхивании навершие издаёт мелодичный звон.
Скифский верховный бог Папай, окружённый птицами небесными, играл роль могучего оберега, который своим видом и звоном колокольчиков отгонял злых духов и оберегал своих земных детей.
К концу IV — началу III в. до н.э. образ патриархального божества Папая, постепенно, выдвигался на первое место, оттесняя матриархальные женские божества на второй план. Сопоставляя сюжеты двух ритонов из кургана Карагодеуашха и из Мерджан, относящихся примерно к одному времени, мы видим, что бог-мужчина занимает доминирующее положение. На одной из диадем боспорского царя Рискупорида III (211-229 гг.), найденной в 1837 г. в кургане села Глинище (в Керчи), бог изображен в виде всадника, сидящего на коне и приветствующего богиню, сидящую перед жертвенником.
На скифском надгробии изображён верховный бог Папай передающий священный ритон скифскому войну. Близкое по сюжету изображение есть на бляшке золотого венца из погребения, открытого в 1841 г. близ Керченских каменоломен и на золотом венке, найденном в Керчи в 1910 г. Греческая богиня победы Ника венчает золотым венцом всадников.
Танаис — античный город, существовавший с III в. до н. э. по V в. н. э. в устье реки Дон (р. Танаис), в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у посёлка Недвиговка, крупнейший в России археологический музей-заповедник.
В I веке н. э. входил в состав Боспорского царства. Поскольку город Танаис был торговым, в нём поклонялись греческому божеству Гермесу - богу торговцев и путешественников. Археологи находят изображения Гермеса в домах купцов и торговцев.
Танаиты считали покровителем города речного бога Танаиса и устраивали в его честь празднества. Бог Танаис на Дону, был подобен богу Борисфену, почитаемому в Ольвии. Его изображение мы видим на монетах Ольвии. По свидетельствам античных греческих авторов, бог Танаис был сыном Океана и Тефиды, и почитал лишь одного бога войны Ареса. За это греческая богиня Афродита наказала его страстью к своей матери. Танаис покончил с собой, кинувшись в реку, с тех пор река стала носить его имя — Танаис (Дон).
Жители античного Танаиса почитали бога-всадника. Конный бог изображён и на мраморном рельефе, найденном в городище у посёлка Недвиговка, с надписью о праздновании дня Танаиса. Длиннобородый всадник с ритоном в руке, изображен перед горящим пламенем алтаря, за которым находится дерево обвитое змеёй.
С.А. Жебелев считал, что этот сюжет близок изображениям конного бога на фракийских посвятительных рельефах. Светоносному богу, попирающему поверженного противника, уподобляется и Царь, почитающий бога.
Папая изображали хорошо вооружённым воином, его оружие топор — секира, стрелы, короткий меч — акинак.
Секира — оружие скифского война, украшено фигурками бегущего оленя — Приднепровье — VII в. до н.э.
Бог Отец мы узнаем о том, что для христиан Бог как Отец, все люди Божье творение, сотворены Творцом о любви Бога к роду человеческому.
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимогоБог Отец
Почему Бог называется Отцом?
Христианство как единственная истинная религия, прежде всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему, как своему Небесному Родителю. Бог Отец наш Небесный.
Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: «Отче наш…» (Отец наш, для всех христиан Бог Отец ).
Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15-16 ). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» - доверительное обращение детей к отцу. Поскольку мы уже верим и знаем, что Бог Отец наш, то невозможно не вспомнить об отцовской любви.
Бог есть любовь
Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8 ). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с Домостроительством спасения человека.
Другие свойства Бога
Бог – всесовершенный Дух.
Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца.
Бог – Всемогущий.
В Священном Писании Он назван Вседержителем,
так как Он все держит в своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый.
Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах.
Притча о том, что Бог постоянно заботится о нас.
В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк.24:13-32 ), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни.
И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни.
И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь существовал с ним в жизни, как он и молился Ему.
Бог никогда не оставляет человека.
Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной.
И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти.
Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».
Свойства Бога Отца
Бог имеет Всеведение.
В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного все присутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида:
«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10 ).
Бог Творец всего сущего.
Бог – Творец неба и земли. Он является Причиной и Создателем всего видимого и невидимого мира. Наш мир, вселенная невероятно сложно и премудро устроена, и конечно создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.
Бог обладает Премудростью . Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс.103:13-14 ).
Бог Отец, Творец духовного мира.
Кроме того, что Бог является Творцом видимого, материального мира, Он также сотворил мир духовный, невидимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира.
Падшие ангелы. Все ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Люцефером, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они всячески стараются совратить людей во грех и погубить.
Но Бог очень сильно ограничил их власть и воздействие на людей, к тому же у каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия дьявольских сил.
С тех пор как человек стал разумным, он начал искать ответы на вопросы о том, кто создал все сущее, о смысле своей жизни, и не одинок ли он во Вселенной. Не найдя ответа, люди древности придумали богов, каждый из которых ведал своей частью бытия. Кто-то отвечал за создание Земли и Неба, кому-то подчинялись моря, кто-то был главным в подземном царстве.
По мере познания окружающего мира богов становилось все больше, но ответа на вопрос о смысле жизни люди так и не находили. Поэтому множество старых богов сменил один Бог-Отец.
Понятие Бога
До того как появилось христианство, люди несколько тысяч лет жили с верой в Творца, который создал все, что их окружает. Это не был единый бог, так как сознание людей древности не могло принять, что все сущее является творением одного создателя. Поэтому в каждой цивилизации, независимо от того, когда и на каком континенте она зарождалась, был Бог-Отец, у которого были помощники - его дети и внуки.
В те времена было принято очеловечивать богов, «награждая» их чертами характера, свойственного людям. Так было проще объяснить природные явления и события, происходившие в мире. Существенным отличием и явным преимуществом древней языческой веры было то, что бог проявляет себя в окружающей природе, в связи с чем ей поклонялись. В то время человек считал себя одним из многих творений, созданных богами. Во многих религиях существовал принцип присвоения земным ипостасям богов вида животных или птиц.
Например, в Древнем Египте Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а Ра - с головой сокола. В Индии богам давали образы животных, живущих в этой стране, например, Ганеша изображался в виде слона. Всем религиям древности была свойственна одна черта: независимо от количества богов и разности их имен они были созданы Творцом, стоящим над всеми, являющимся началом всего и не имеющим конца.
Понятие единого Бога
О том, что существует единый Бог-Отец, знали задолго до Рождества Христова. Например, в индийских «Упанишадах», созданных за 1500 лет до н. э., говорится о том, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана.
У народности йоруба, живущей в Западной Африке, в говорится, что вначале все было водным Хаосом, который Олорун превратил в Землю и Небеса, а на 5-й день создал людей, вылепив их из земли.
Если обратиться к истокам всех древних культур, то в каждой из них есть образ Бога-Отца, сотворившего все сущее вместе с человеком. Так что в этом понятии христианство ничего бы не дало нового миру, если бы не одно существенное отличие - Бог един, и нет кроме него других богов.
Упрочить это знание в умах людей, исповедовавших из поколения в поколение веру во множество богов, было делом сложным, возможно, поэтому в христианстве Творец имеет триединую ипостась: Бог-Отец, и Бог-Сын (его Слово), и его Уст).
«Отец есть предначинательная причина всего существующего» и «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6), - так утверждает христианская религия.
Религия
Религией называется форма мышления, основанная на вере в сверхъестественное, имеющая свод правил, определяющих норму поведения людей и свойственные ей обряды, помогающие осознанию мира.
Независимо от исторического периода и присущей ему религии существуют организации, объединяющие людей одной веры. В древности это были храмы со жрецами, в наше время - церкви со священниками.
Религия подразумевает наличие субъективно-личностного восприятия мира, то есть личной веры и объективно-общей, объединяющей людей одной веры в конфессии. Христианство - это религия, состоявшая из трех конфессий: православия, католицизма и протестантства.
Бог-Отец в христианстве, независимо от конфессии, - это единый творец всего сущего, Свет и Любовь, создавший людей по образу и подобию своему. Христианская религия открывает верующим знания о Боге едином, записанные в святых текстах. Представляет каждую конфессию его духовенство, а объединяющими организациями являются церкви и храмы.
до Рождества Христова
История этой религии тесно связана с иудейским народом, основоположником которого является избранник Бога - Авраам. Выбор пал именно на этого арамейца неспроста, так как он самостоятельно пришел к знанию о том, что идолы, которым поклонялось его окружение, никакого отношения к святости не имели.
Путем размышлений и наблюдений Авраам осознал, что существует истинный и единственный Бог-Отец, создавший все как на земле, так и на небе. Он нашел единомышленников, которые ушли за ним из Вавилона и стали избранным народом, получившим название исраэль. Таким образом, между Творцом и людьми был заключен вечный договор, нарушение которого влекло для иудеев наказание в виде гонений и скитаний.
Единого к I веку нашей эры была исключением, так как большинство народов того времени были язычниками. В иудейских святых книгах о сотворении мира говорилось о Слове, с помощью которого Творец все создал, и о том, что придет Мессия и спасет избранный народ от преследований.
История христианства с приходом Мессии
Зарождение христианства произошло в I веке н. э. в Палестине, которая в то время была под властью римлян. Еще одной связью с народом исраэля является воспитание, которое получил в детстве Иисус Христос. Он жил по законам Торы и соблюдал все иудейские праздники.
Согласно христианским святым писаниям, Иисус - это воплощение Слова Господнего в человеческом теле. Он был зачат непорочно, чтобы войти в мир людей без греха, и после этого через него явил себя Бог-Отец. Иисуса Христа называли единосущным сыном Божьим, пришедшим искупить человеческие грехи.
Самым важным догматом христианской церкви является посмертное воскрешение Христа и его последующее вознесение на небо.
Это предсказывали многочисленные иудейские пророки за много веков до рождения Мессии. Воскрешение Иисуса после смерти - это подтверждение обещания о жизни вечной и нетленности человеческой души, которое дал людям Бог-Отец. В христианстве у его сына в святых текстах множество имен:
- Альфа и Омега - обозначает, что он был началом всего сущего и является его концом.
- Свет мира - означает, что он являет собой тот же Свет, что исходит от его Отца.
- Воскресение и жизнь, что следует понимать как спасение и жизнь вечная для тех, кто исповедует истинную веру.
Множество имен дано было Иисусу как пророками, так и его учениками и окружавшими его людьми. Все они соответствовали либо его деяниям, либо миссии, ради которой он оказался в человеческом теле.
Развитие христианства после казни Мессии
После того как был распят Иисус, его ученики и приверженцы стали распространять учение о нем вначале на территории Палестины, но по мере увеличения количества верующих ушли далеко за ее пределы.
Само понятие "христианин" стало применяться спустя 20 лет после смерти Мессии и пошло от жителей Антиохии, которые так называли последователей Христа. Большую роль в распространении учений Иисуса сыграл Именно его проповеди привели многочисленных приверженцев в новую веру из языческих народов.
Если до V века н. э. деяния и учение апостолов и их учеников распространялось внутри границ Римской империи, то затем они пошли дальше - в германские, славянские и другие народы.
Молитва
Обращение к богам с просьбами - это ритуал, свойственный верующим во все времена и независимо от вероисповедания.
Одним из значимых деяний Христа при жизни было то, что он научил людей, как правильно молиться, и раскрыл тайну, что Творец триедин и представляет собой Отца, Сына и Духа Святого - суть Бога единого и неделимого. В силу ограниченности сознания люди, хотя и говорят о Боге едином, все-таки разделяют его на 3 отдельные личности, о чем говорят их молитвы. Есть такие, что обращены только к Богу-Отцу, есть к Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.
Молитва Богу-Отцу «Отче наш» звучит как просьба, направленная непосредственно к Создателю. Этим люди как бы выделили его первозданность и значимость в Троице. Однако даже проявляясь в трех лицах, Бог един, и это нужно осознать и принять.
Православие является единственной христианской конфессией, сохранившей веру и учение Христа неизмененными. Это касается и обращения к Творцу. Молитва Господу Богу-Отцу в православии говорит о Троице как единой его ипостаси: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, в Единому, славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи...».
Святой Дух
В понятие Духа Святого встречается нечасто, но отношение к нему совершенно разное. В иудаизме он считается «дыханием» Бога, а в христианстве - одной из его неделимых трех ипостасей. Благодаря ему Творец создал все сущее и общается с людьми.
Понятие о природе и происхождении Святого Духа было рассмотрено и принято на одном из соборов в IV веке, но еще задолго до этого Климент Римский (I век) объединил все 3 ипостаси в единое целое: «жив Бог, и жив Иисус Христос, и Дух Святой, вера и надежда избранных». Так Бог-Отец в христианстве официально обрел триединство.
Именно через него Создатель действует в человеке и в Храме, а в дни творения он активно принимал в них участие, помогая создавать миры видимые и невидимые: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Имена Бога
По мере того как язычество сменялось религией, прославляющей единого Бога, людей стало интересовать, как зовут Творца, чтобы иметь возможность обращаться к нему в молитве.
Исходя из информации, указанной в Библии, Бог лично назвал свое имя Моисею, который записал его на древнееврейском языке. Из-за того, что этот язык стал впоследствии мертвым, а в именах писали только согласные, то точно не известно, как именно произносится имя Творца.
Четыре согласные ЙХВХ обозначают имя Бога-Отца и являются глагольной формой ха-вах, означающей «становиться». В разных переводах Библии к этим согласным подставляются различные гласные, что дает совершенно разные значения.
В одних источниках он упоминается как Всемогущий, в других - Яхве, в третьих - Саваоф, а в четвертых - Иегова. Все имена обозначают Творца, создавшего все миры, но при этом имеют разное значение. Например, Саваоф означает «Господь Воинств», хотя тот не является богом войны.
Споры об имени Отца Небесного ведутся до сих пор, но большинство теологов и лингвистов склоняются к тому, что правильное произношение звучит как Яхве.
Яхве
Это название дословно означает "Господь", а также «быть». В некоторых источниках Яхве связывают с понятием "Бог Всемогущий".
В христианстве используют либо это имя, либо заменяют его на слово «Господь».
Бог в христианстве сегодня
Христос и Бог-Отец, а также Дух святой в современной христианской религии являются основой триединства неделимого Творца. Приверженцами этой веры являются более 2 миллиардов человек, что делает ее самой распространенной в мире.
Геродот описывает и религию скифов. «Они были язычниками и почитали многих богов: прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гёю. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табйти, Зевс - Папай, Гея - Апи».
Табити
Это божество скифы почитали «более всего». Клятва этой богине считалась важнейшей, нарушивших её казнили. Культ Табити, как и культ греческой богини Гестии, был связан с огнём и очагом, которые почитались. Табити считалась также подательницей пищи и благополучия.
Папай
Папай - прародитель скифов и скифских царей. Его имя иранского происхождения и означает «отец», «защитник». Папай - олицетворение неба, творец мира и людей.
Апи считалась супругой Папая. В скифской мифологии её представляли змеедевой, «рождённой землёй девой», прародительницей скифов. Её образ связан и с водой, питающей землю, подземными водами. На Кубани найдено довольно много изображений Апи-змеедевы - в курганах Большая Близница на Таманском полуострове, возле станицы Ивановской и Усть-Лабинска. На золотой бляшке из станицы Ивановской, украшавшей деревянную чашу, изображена крылатая богиня в хитоне, складки которого завершаются головками змей и грифонов. На голове богини - высокий головной убор, в её руке - мужская голова. Интересно, что в этом же погребении были найдены золотые бляшки (украшения одежды) с изображениями Геракла.
Геракл
Его скифского имени Геродот не приводит. Но ему близок образ Таргитая - первого человека скифской мифологии, победителя чудовищ, отца Липоксая, Арпоксая и Колаксая, ставших родоначальниками скифских племён. Геракл-Таргитай одновременно человек и бог, создатель мирового порядка, олицетворение силы и доблести. В отличие от Папая-Зевса его образ ближе к людям и потому был очень популярен на Боспоре и в среде варварских племён. На ритоне из кургана Карагодеуашх он изображён в виде всадника в сцене божественной передачи власти. О популярности образа Таргитая говорит использование его имени. Так, известная меотская царица носила имя Тиргатао.
Другие скифские боги также связаны с греческими: Аргимпаса - с греческой Афродитой Уранией (Небесной). Она почиталась как божество плодородия, заступница и покровительница.
Арей
Арей - близок греческому богу войны Аресу. В его честь сооружали алтари, жертвоприношения ему отличались особой пышностью и жестокостью. «В каждой скифской области по округам воздвигнуты святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую... Наверху устроена четырёхугольная площадка. На каждом таком холме водружён древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот...»
Тагимасад - Посейдон
Глубоко почитался скифами Тагимасад - Посейдон, бог плодоносящей воды (морей, рек) и покровитель лошадей.
Сведения Геродота о скифских культах и святилищах подтверждаются археологическими находками.
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух
Христианство верит, что Он - Творец мира и человека : «Отец - есть предначинательная причина всего существующего » . Догмат о Боге Отце закреплён в Никео-Цареградском Символе веры :
По причине того, что Бог Отец не являлся людям в видимом образе, Стоглавый собор запретил особые изображения Бога Отца: Сопрестолие , Отечество (икона) , Ветхий денми , Распятие в лоне Отчем , Саваоф , Шестоднев , Всевидящее Око , Отче наш , Премудрость Божия и другие. Единственным достойным признано символическое изображение Бога Отца в образе одного из трёх Лиц на иконе Троица преподобного Андрея Рублёва [ ] . В некоторых православных храмах присутствуют изображения Бога Отца в виде седовласого Старца , вверху иконостаса в чине праотцов , в куполе храма, на иконах .
Согласно «Лекциям по философии религии» Гегеля , Бог Отец - первое определение абсолютной идеи. Это чистая идеальность и чистое единство с самим собой, абстрактное мышление всеобщего предмета, диалектически вызывающее абсолютное разделение, а далее триединство .
См. также
- о христианстве .
Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Отрывок, характеризующий Бог Отец
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.